Дело № 2а-1986/2023 (УИД 50RS0050-01-2023-002717-91)
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
г. Шатура Московской области 21 декабря 2023 г.
Шатурский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Грошевой Н.А.,
при секретаре Спирячиной Д.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Бырки Василе к администрации Городского округа Шатура Московской области об обжаловании постановления о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка,
установил:
ФИО3 обратился в суд с указанным административным иском, в обоснование заявленных требований ссылаясь на следующее.
26.10.2023 администрация Городского округа Шатура Московской области на основании его заявления провела осмотр земельного участка с кадастровым номером №, площадью 757 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, для дальнейшего предоставления в аренду на торгах.
Постановлением главы администрации от 30.10.2023 № начальная цена земельного участка, выставленного на аукционе, установлена в размере 232020,50 руб., что составляет 100 % его кадастровой стоимости.
Полагает, что администрация допустила ошибку в проведении оценки земельного участка для выставления на торгах и не имела права устанавливать начальную сумму в размере его полной кадастровой стоимости.
Просит признать недействительными постановление администрации Городского округа Шатура Московской области от 30.10.2023 №, извещение № № о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, обязать администрацию установить начальную стоимость земельного участка с кадастровым номером № в размере 3-5 % кадастровой стоимости для проведения торгов.
Административный истец ФИО3 поддержал изложенное в административном исковом заявлении, просил заявленные требования удовлетворить.
Представитель административного ответчика администрации Городского округа Шатура Московской области по доверенности ФИО4 просила в иске отказать по основаниям, изложенным в письменных возражениях на административное исковое заявление.
Представитель заинтересованного лица – Комитета по конкурсной политике Московской области в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, просил в удовлетворении административного иска отказать, по основаниям, изложенным в письменных возражениях (л.д. 184-185).
Представитель заинтересованного лица - Министерства имущественных отношений Московской области в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Выслушав объяснения представителей сторон, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Частью 1 ст. 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукционов.
Согласно части 1 статьи 39.13 ЗК РФ аукцион по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, аукцион на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, проводятся в электронной форме (электронный аукцион), за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.
Подготовка и проведение электронного аукциона осуществляются в порядке, предусмотренном статьями 39.11 и 39.12 настоящего Кодекса, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
В соответствии с Земельным кодексом РФ, Гражданским кодексом РФ, Законом Московской области от 07.06.1996 № 23/96-ОЗ «О регулировании земельных отношений в Московской области», постановлением Правительства Московской области от 03.10.2013 № 785/44 «О формировании Комитета по конкурной политике Московской области», постановлением Правительства Московской области от 19.08.2014 № 665/31 «О создании государственного казенного учреждения Московской области «Региональный центр торгов», Соглашением о взаимодействии при подготовке, организации и проведении торгов и иных конкурентных процедур между Комитетом по конкурсной политике Московской области, Государственным казенным учреждением Московской области «Региональный центр торгов» и администрацией Городского округа Шатура Московской области от 16.04.2015 № №, Уставом Городского округа Шатура Московской области, с учетом сводного заключения Министерства имущественных отношений Московской области от 30.10.2023 № № (п. 337) постановлением администрации Городского округа Шатура Московской области от 30.10.2023 № № определено провести аукцион на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером №, расположенного в границах Городского округа Шатура, в электронном формате (л.д. 10).
Согласно ч. 19 ст. 39.11 ЗК РФ извещение о проведении аукциона размещается на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации, не менее чем за тридцать дней до дня проведения аукциона. Указанное извещение должно быть доступно для ознакомления всем заинтересованным лицам без взимания платы.
На сайте https://torgi.gov.ru организатором торгов размещено извещение № №, лот № № о проведении открытого электронного аукциона на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером №, для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: <адрес> севернее земельного участка с кадастровым номером №, площадью 757+/-10 кв.м. Дата начала приема заявок: 01.11.2023 в 09:00 ч.; дата окончания приема заявок: 06.12.2023 18:00 ч.; дата аукциона: 08.12.2023 12:00 ч.; начальная цена предмета аукциона – 232 020,50 руб.
В газете «Вестник городского округа Шатура» от 31.05.2023 № № опубликовано извещение о возможном предоставлении в аренду земельных участков, в том числе и земельного участка площадью 757 кв.м, распложенного по адресу: <адрес> севернее земельного участка с кадастровым номером №.
На данное извещение откликнулось три заявителя: ФИО3 (№ от 07.06.2023); ФИО1 (№ от 29.06.2023); ФИО2 (№).
В соответствии с п. 1 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
В силу пунктов 3, 5 ч. 10 ст. 35 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находятся: установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах; определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности.
Согласно части 1 статьи 39.7 ЗК РФ размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.
Основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 № 582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации».
При этом, из пункта 2 статьи 39.7 ЗК РФ следует, что в случае заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на аукционе на право заключения договора аренды земельного участка размер ежегодной арендной платы или размер первого арендного платежа за земельный участок определяется по результатам этого аукциона.
В случае заключения договора аренды земельного участка с лицом, подавшим единственную заявку на участие в аукционе на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, с заявителем, признанным единственным участником аукциона, либо с единственным принявшим участие в аукционе его участником размер ежегодной арендной платы или размер первого арендного платежа за такой земельный участок определяется в размере начальной цены предмета аукциона.
В случае заключения договора аренды по результатам аукциона размер арендной платы формируется в результате проведения процедуры торгов. В извещении же о проведении аукциона устанавливается начальная цена предмета аукциона, которая устанавливается в соответствии с частью 14 статьи 39.11 ЗК РФ.
В соответствии с частью 14 статьи 39.11 ЗК РФ начальная цена предмета аукциона на право заключения договора аренды земельного участка устанавливается по выбору уполномоченного органа в размере ежегодной арендной платы, определенной по результатам рыночной оценки в соответствии с Федеральным законом «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», или в размере не менее полутора процентов кадастровой стоимости такого земельного участка, если результаты государственной кадастровой оценки утверждены не ранее чем за пять лет до даты принятия решения о проведении аукциона.
В соответствии с п. 16 ст. 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации по результатам аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, определяется ежегодный размер арендной платы.
Исходя из анализа приведенных норм права, суд приходит к выводу, что в компетенцию администрации Городского округа Шатура Московской области входит распоряжение конкретным имуществом, в том числе определение начальной цены предмета аукциона на право заключения договора аренды определенного земельного участка.
В соответствии с Положением о Министерстве имущественных отношений Московской области, утвержденным постановлением Правительства Московской области от 29.10.2007 № 842/27, Федеральным законом от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», распоряжением Министерства имущественных отношений Московской области от 09.06.2021 № 15ВР-961 «О принятии решения о проведении государственной кадастровой оценки государственным бюджетным учреждением Московской области «Центр кадастровой оценки», отчетом об итогах государственной кадастровой оценки, составленным ГБУ МО «Центр кадастровой оценки», Министерство имущественных отношений Московской области распоряжением утвердило результаты определения кадастровой стоимости земельных участков, расположенных на территории Московской области, по состоянию на 01.01.2022.
В силу положений Законов Московской области от 24 июля 2014 года № 106/2014-03 «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области и органами государственной власти Московской области» и № 107/2014-03 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области отдельными государственными полномочиями Московской области» распоряжение земельными участками не разграниченной собственности осуществляется органами местного самоуправления городских округов по согласованию с уполномоченным органом субъекта Российской Федерации.
Уполномоченным органом в настоящее время является Министерство имущественных отношений Московской области, что следует из Положения о Министерстве имущественных отношений Московской области, утвержденного постановлением Правительства Московской области от 29 октября 2007 года № 842/27. Бюджет Городского округа Шатура МО является высокодотационным.
В соответствии со сводным заключением МВК от 30.10.2023 №-З (пункт 337) согласована начальная цена предмета аукциона заключения договора аренды земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, определена начальная цена предмета аукциона в размере 100% от кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером № (232 020,50 руб.), для индивидуального жилищного строительства, расположенный по адресу: <адрес> севернее земельного участка с кадастровым номером №.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 25.10.2023 кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № составляет 232 020,5 руб.
Таким образом, начальная цена лота № определена организатором торгов в размере 100 процентов кадастровой стоимости земельных участков.
Вместе с тем установление начальной цены в размере более полутора процентов кадастровой стоимости земельного участка не противоречит действующему законодательству.
Доводы административного истца о том, что 24.11.2023 администрацией выставлен на аукцион земельный участок с кадастровым номером № площадью 1500 кв.м, расположенный по адресу: <адрес><адрес>, с начальной ценой 24239,25 руб., что составляет 8% от его кадастровой стоимости, суд находит несостоятельными, поскольку не имеет отношение к рассматриваемому спору, кроме того, данному земельному участку установлена категория земель «для личного подсобного хозяйства (приусадебный земельный участок», а спорный земельный участок имеет категорию «для индивидуального жилищного строительства».
В соответствии с ч. 1 ст. 61 ЗК РФ ненормативный акт исполнительного органа государственной власти или ненормативный акт органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующий закону или иным нормативным правовым актам и нарушающий права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица в области использования и охраны земель, может быть признан судом недействительным.
Подпунктом 1 пункта 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению.
Не установив нарушений закона, повлекших нарушение прав ФИО3 оспариваемым им постановлением, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения его административного иска.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
решил:
административное исковое заявление Бырки Василе к администрации Городского округа Шатура Московской области о признании недействительным постановления о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, извещения о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, возложении обязанности установить разумную начальную стоимость земельного участка для проведения торгов оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Шатурский городской суд в течение месяца со дня его вынесения в окончательном виде.
Судья Н.А. Грошева
Мотивированное решение изготовлено 27.12.2023
Судья Н.А. Грошева