ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1988/18 от 18.10.2018 Советского районного суда г. Новосибирска (Новосибирская область)

Дело 2а-1988/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

18 октября 2018 года г. Новосибирск

Советский районный суд города Новосибирска в составе:

председательствующего судьи А.И. Чиркуновой,

при секретаре Ю.Ю. Сметаниной,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной ИФНС России № 16 по Новосибирской области к Потребительскому обществу «Газификация Каинки», ФИО1, ФИО2 о ликвидации юридического лица,

у с т а н о в и л:

Межрайонная ИФНС России № 16 по Новосибирской области обратилась в суд с административным иском к Потребительскому обществу «Газификация Каинки», ФИО1, ФИО2 о ликвидации юридического лица.

Административный иск обоснован следующим. В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» государственная регистрация осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в том числе его территориальными органами.

В соответствии с абзацем 2 статьи 1 Федерального закона № 129-ФЗ государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей – акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с Федеральным законом № 129-ФЗ

Как следует из пункта 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо ликвидируется по решению суда по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае признания государственной регистрации юридического лица недействительной, в том числе в связи с допущенными при его создании грубыми нарушениями закона, если эти нарушения носят неустранимый характер.

Из положений пункта 11 статьи 7 Закона РФ от 21.03.1991 № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации» следует, что налоговым органам предоставлено право на предъявление в суде и арбитражном суде исков о ликвидации организации любой организационно-правовой формы по основаниям, установленным законодательством Российской Федерации.

Кроме того, пунктом 2 статьи 25 Федерального закона № 129-ФЗ предусмотрено право регистрирующего органа на обращение в суд с требованием о ликвидации юридического лица в случае допущенных при создании такого юридического лица грубых нарушений закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер, а также в случае неоднократных либо грубых нарушений законов или иных нормативных правовых актов государственной регистрации юридических лиц.

Статьей 50 Гражданского кодекса Российской Федерации установлен закрытый перечень организационно-правовых форм, в которых могут создаваться юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации некоммерческие организации могут быть созданы в форме потребительских кооперативов, к которым относятся в том числе жилищные, жилищно-строительные и гаражные кооперативы, садоводческие, огороднические и дачные потребительские кооперативы, общества взаимного страхования, кредитные кооперативы, фонды проката, сельскохозяйственные потребительские кооперативы.

Согласно пункту 4 статьи 52 Гражданского кодекса Российской Федерации устав юридического лица, утвержденный учредителями (участниками) юридического лица, должен содержать сведения о наименовании юридического лица, его организационно-правовой форме, месте его нахождения, порядке управления деятельностью юридического лица, а также другие сведения, предусмотренные законом для юридических лиц соответствующих организационно-правовой формы и вида.

Также пунктом статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на организационно-правовую форму, а в случаях, когда законом предусмотрена возможность создания вида юридического лица, указание только на такой вид. Наименование некоммерческой организации и в предусмотренных законом случаях наименование коммерческой организации должны содержать указание на характер деятельности юридического лица.

В соответствии с пунктом 2 статьи 123.2 Гражданского кодекса Российской Федерации устав потребительского кооператива должен содержать сведения о наименовании и месте нахождения кооператива, предмете и целях его деятельности, условия о размере паевых взносов членов кооператива, составе и порядке внесения паевых взносов членами кооператива и об их ответственности за нарушение обязательства по внесению паевых взносов, о составе и компетенции органов кооператива и порядке принятия ими решений, в том числе по вопросам, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов, порядке покрытия членами кооператива понесенных им убытков.

Наименование потребительского кооператива должно содержать указание на основную цель его деятельности, а также слово «кооператив». Наименовав общества взаимного страхования должно содержать слова «потребительское общество».

Согласно сведениям, содержащимся в ЕГРЮЛ 26.07.2016 в регистрирующий орган для государственной регистрации Потребительского общества «Газификация Каинки» при создании представлено заявление по форме , Протокол учредительного собрания ПО «Газификация Каинки», документ об уплате государственной пошлины, устав юридического лица.

Заявителем при данном виде государственной регистрации выступил председатель совета ФИО1.

Формой заявления о государственной регистрации юридического лица при создании предусмотрено, что в разделе 5 заявитель своей подписью подтверждает, что представленные учредительные документы соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, что при создании юридического лица соблюден установленный для юридических лиц данной организационно-правовой формы порядок их учреждения, в том числе оплаты уставного капитала, на момент государственной регистрации.

Личная подпись ФИО1, произведенная на заявлении свидетельствует о том, что он ознакомился с содержанием данного раздела, подтверждает соответствие представленных документов требованиям действующего законодательства Российской Федерации.

Инспекцией по результатам рассмотрения представленных на государственную регистрацию документов 29.07.2016 было принято решение о государственной регистрации , на основании которого в ЕГРЮЛ внесена запись за ОГРН .

В дальнейшем Инспекцией было установлено, что учредительные документы, а также наименование ПО «Газификация Каинки» не соответствует нормам главы 4 Гражданского кодекса Российской Федерации, таким образом Обществом при создании были допущены грубые нарушения закона.

В целях досудебного урегулирования настоящего спора регистрирующим органом в адрес ПО «Газификация Каинки» и его руководителей 01.12.2017, 28.02.2018 были направлены уведомления о необходимости приведения наименования и учредительных документов юридического лица в соответствие с действующим законодательством.

Однако, несмотря на неоднократные уведомления, направленные в адрес юридического лица и его руководителей, ПО «Газификация Каинки» до настоящего времени не устранило допущенные нарушения.

Установить какие-либо иные контакты и способы связи с ПО «Газификация Каинки» и его руководителями не представилось возможным.

Исходя из всех обстоятельств и характера нарушений, допущенных Обществом при создании юридического лица, решение о ликвидации ПО «Газификация Каинки» будет являться мерой, необходимой для защиты прав и законных интересов лиц, права и законные интересы которых нарушены.

На основании вышеизложенного Межрайонная ИФНС России № 16 по Новосибирской области обратилась в суд с настоящим административным иском, в котором просит ликвидировать ПО «Газификация Каинки», обязать председателя правления общества ФИО1, председателя совета общества ФИО2 провести процедуру ликвидации юридического лица, обязанность по внесению в ЕГРЮЛ записи о начале процедуры ликвидации возложить на регистрирующий орган, установить предельный срок для представления утвержденного ликвидационного баланса и завершения ликвидационной процедуры, не превышающий шести месяце со дня вступления решения суда в законную силу.

Представитель административного истца ФИО3 в судебном заседании требования административного иска поддержал.

Административный ответчик ФИО1, представляющий также в качестве председателя интересы административного ответчика ПО «Газификация Каинки», возражал против требований административного иска, указав, что ликвидация общества в настоящее время может привести к негативным и необратимым последствиям, так как газопровод в настоящее время построен и его необходимо ввести в эксплуатацию и передать для обслуживания гражданам. В случае ликвидации общества это станет невозможным и данный газопровод, являющийся источником повышенной опасности, останется бесхозяйным. При этом указал, что после окончательного оформления газопровода намерен вносить необходимые изменения в документацию и в последующем после достижения цели создания общества ликвидировать его, ранее не внесли изменения, так как не знали о такой необходимости, и не было времени для этого, так как занимались строительством газопровода. ФИО1 также пояснил, что при регистрации общества инспекцией никаких претензий не высказывалось, и общество было зарегистрировано самой инспекцией без каких-либо замечаний.

Судом принимались меры к извещению о дате судебного заседания ФИО2, судебное извещение направлялось по известному суду адресу регистрации, извещение возвращено в суд в связи с истечением срока хранения. Учитывая, что адрес, указанный в административном исковом заявлении, является местом регистрации ответчика – физического лица, которое должно было обеспечивать получение направленной в его адрес корреспонденции, суд считает административного ответчика надлежащим образом извещенным о времени и месте рассмотрения дела.

Руководствуясь положениями пункта 4 статьи 263 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд принимает решение о рассмотрении дела в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав представленные на рассмотрение суда материалы, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований, при этом исходит из следующего.

В соответствии с пунктом 1 стати 262 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о приостановлении деятельности или ликвидации некоммерческой организации может быть подано органами и должностными лицами, уполномоченными федеральным законом на осуществление контроля за деятельностью указанных организации, объединения или средства массовой информации.

Как следует из пункта 11 статьи 7 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации» налоговым органам предоставлено право на предъявление в суде исков о ликвидации организаций любой организационно-правовой формы по основаниям, установленным законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 статьи 25 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» регистрирующий орган вправе обратиться в суд с требованием о ликвидации юридического лица в случае допущенных при создании такого юридического лица грубых нарушений закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер.

Нарушение некоммерческими организациями и иными общественными и религиозными объединениями Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов может повлечь применение мер публично-правовой ответственности в виде приостановления деятельности объединения граждан, его ликвидации либо запрета деятельности по заявлению уполномоченного органа или должностного лица в порядке административного судопроизводства.

Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», регламентируя в статье 18 вопросы ликвидации, указал, что некоммерческая организация может быть ликвидирована на основании и в порядке, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации, названным законом и другими федеральными законами.

Отношения, связанные с ликвидацией юридического лица, регулируются статьей 61 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В силу подпункта 1 пункта 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер.

Поскольку закон не устанавливает перечень грубых нарушений, оценка допущенных нарушений закона грубыми и влекущими ликвидацию объединения граждан осуществляется судом, который может в качестве грубого нарушения Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов расценить действия, направленные на отрицание фундаментальных демократических принципов, прав или свобод, пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти, призывы к дискриминации, вражде или насилию, признать грубыми такое нарушение, создающее реальную угрозу или повлекшее причинение вреда жизни, здоровью граждан, окружающей среде, общественному порядку и безопасности, собственности, законным экономическим интересам физических и (или) юридических лиц, общества и государства, а также нарушения, которые невозможно устранить законным способом, например, невозможность принять решение в порядке, установленном учредительными документами (пункт 26 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2016 года № 64)

При этом, ликвидация юридического лица как мера реагирования на нарушение действующего законодательства должна применяться в соответствии с общеправовыми принципами юридической ответственности и быть соразмерной допущенным юридическим лицом нарушениям и вызванным ими последствиям.

По смыслу действующего законодательства, данная санкция не может применяться по одному лишь формальному основанию – в связи с наличием грубого нарушения закона при создании организации.

С учетом изложенного в каждом конкретном случае суд оценивает существенность допущенных объединением граждан нарушений и их последствий, а также возможность их устранения без ликвидации либо запрета деятельности объединения.

Данный подход подлежит применению при рассмотрении судом административного иска о ликвидации деятельности объединения граждан.

Из материалов дела следует, что 25 июня 2016 года общим собранием учредителей Потребительского общества «Газификация Каинки» в том числе принято решение о создании Потребительского общества «Газификация Каинки», его государственной регистрации, утверждении устава данного общества, что подтверждается протоколом № 1 общего собрания учредителей Потребительского общества «Газификация Каинки» от 25.06.2016 (л.д. 29 – 30).

Учредителями являлись ФИО4, ФИО2, Е.К., А.П., В.А., Л.П., М.И. (л.д. 27 – 28).

26 июля 2016 года в МИФНС России №16 по Новосибирской области представлен пакет документов для государственной регистрации Потребительского общества «Газификация Каинки» (л.д. 6).

Согласно статье 12 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» при государственной регистрации создаваемого юридического лица в регистрирующий орган представляются:

а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что представленные учредительные документы (в случае, если юридическое лицо действует на основании устава, утвержденного его учредителями (участниками), или учредительного договора) соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах, иных представленных для государственной регистрации документах, заявлении о государственной регистрации, достоверны, что при создании юридического лица соблюден установленный для юридических лиц данной организационно-правовой формы порядок их учреждения;

б) решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством Российской Федерации;

в) учредительные документы юридического лица;

г) выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица – учредителя;

д) документ об уплате государственной пошлины.

Из материалов дела следует, что необходимый пакет документов, предусмотренный статьей 12 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», был предоставлен в регистрирующий орган.

В связи с чем, на основании представленного пакета документов 29 июля 2016 года МИФНС № 16 по Новосибирской области принято решение о государственной регистрации Потребительского общества «Газификация Каинки», о чем в Единый государственной реестр юридических лиц внесена запись и присвоен основной государственный регистрационный номер .

Следовательно, государственная регистрация потребительского общества осуществлена самим административным истцом при наличии указанных нарушений в момент государственной регистрации, внимания на которые при государственной регистрации административным истцом не обращено.

В ходе рассмотрения дела по существу судом установлено, что Потребительское общество «Газификация Каинки» является действующим юридическим лицом, им в настоящее время ежегодно предоставляется отчетность о своей деятельности, сдаются налоговые декларации, которые представлены в материалы дела.

Также судом установлено, что в настоящее время цель, для которой было создано данной общество, фактически достигнута, а именно построен газопровод в <адрес> и <адрес>, что подтверждается выпиской из ЕГРН, право собственности на данный объект зарегистрировано за Потребительским обществом «Газификация Каинки».

Из пояснений административного ответчика следует, что в случае ликвидации общества не возможно будет закончить строительство и передать газопровод на обслуживание, что может привести к негативным последствиям, так как данный объект является объектом повышенной опасности. При этом также указал, что после окончания строительства и передачи объекта на обслуживание, он намерен вносить изменения в наименование организации и в документы и ликвидировать общество в установленном законом порядке.

В силу пункта 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации при рассмотрении административного иска о ликвидации общественного объединения следует исходить из того, что любое ограничение прав и свобод граждан и их объединений должно быть основано на федеральном законе, преследовать социально значимую цель (защита основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов человека и гражданина, обеспечение обороны страны, безопасности государства и общественного порядка), являться необходимым в демократическом обществе (соответствующим и достаточным, пропорциональным преследуемой социально значимой цели).

Изложенное свидетельствует о том, что характер допущенных юридическим лицом нарушений, а также вызванные ими последствия должны быть настолько существенными и неустранимыми, чтобы восстановление законности было возможно только путем его ликвидации.

В материалах настоящего административного дела отсутствуют доказательства того, что ликвидация Потребительского общества «Газификация Каинки», осуществляющего свою деятельность с 2016 года, является соразмерной и адекватной мерой, без которой невозможно устранить допущенные нарушения и достигнуть социально значимые цели, а также отсутствует возможность устранения нарушений без ликвидации общества.

Суд, полагает, что указанные административным истцом нарушения не носят характер грубых или неустранимых, а также не повлекли за собой каких-либо негативных последствий. На такие обстоятельства сторона административного истца не ссылается, указывая лишь на допущенные нарушения при создании общества, доказательств того, что указание неверного наименования повлекло за собой негативных последствия для общества и государства материалы дела не содержат.

В связи с чем, суд приходит к выводу о том, что какие-либо объективные данные, свидетельствующие о наличии обстоятельств, указанных в пункте 2 статьи 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и пункта 2 статьи 25 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в качестве оснований для ликвидации юридического лица, судом не установлены.

При этом суд не принимает во внимание доводы административного истца о том, что устранить указанные нарушения, не ликвидировав указанное юридическое лицо, не представляется возможным, поскольку ликвидация юридического лица является крайней мерой ответственности за нарушение положений закона.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что применение такой крайней меры ответственности, как ликвидация, не является соразмерным допущенным указанным нарушениям, при этом суд учитывает, что Потребительское общество «Газификация Каинки» в настоящее время осуществляет свою деятельность в соответствии с уставом, предоставляет необходимую отчетность о своей деятельности, цели, в связи с которыми было создано данное общество, практически достигнуты, негативные последствия выявленных нарушений отсутствуют.

При указанных обстоятельствах оснований для удовлетворения заявленных требований судом не установлено, в связи с чем, требования административного истца подлежат оставлению без удовлетворения.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 262 – 265 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

р е ш и л:

Административный иск Межрайонной ИФНС России № 16 по Новосибирской области по Новосибирской области – оставить без удовлетворения.

Разъяснить сторонам, что настоящее решение может быть обжаловано ими в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме в Новосибирский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через суд, вынесший решение.

Судья А.И. Чиркунова

Мотивированное решение составлено 26 октября 2018 года