ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1989/20 от 31.08.2020 Темрюкского районного суда (Краснодарский край)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Темрюк 31 августа 2020 года

Темрюкский районный суд Краснодарского края в составе:

председательствующего судьи Коблева С.А.,

при секретаре Бабенко Т.В.,

с участием административного истца Ясиненко В.И.,

представителя административного ответчика администрации МО Темрюкский района по доверенности Мануйловой С.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску Ясиненко В.И. к администрации муниципального образования Темрюкский район о признании незаконным отказа в приведении в соответствие вида разрешенного использования земельного участка, обязании изменить вид разрешенного использования земельного участка,

УСТАНОВИЛ:

Ясиненко В.И. обратилась в суд с административным иском к администрации муниципального образования Темрюкский район, в уточненных требованиях просила признать незаконным отказ в приведении в соответствие вида разрешенного использования земельного участка, обязании администрацию муниципального образования Темрюкский район в течение 1 месяца со дня вступления решения в законную силу устранить нарушения прав и законных интересов Ясиненко В.И., путем повторного рассмотрения заявления от 17.07.2020г. об установлении соответствия вида разрешенного использования земельного участка с «для размещения рыболовецкого стана (без права строительства)» на «охота и рыбалка». В обоснование иска указала, что 14.04.2011г. она заключила с администрацией МО <адрес> В 2018 году категория данного земельного участка изменена с «сельскохозяйственного назначения» на «земли населенных пунктов». Деятельность по размещению рыболовецких станов подразумевает возведение (размещение) временных жилых и производственных построек для нужд рыболовства. При обращении в администрацию с заявлением о приведении в соответствие вида разрешенного использования земельного участка на вид разрешенного использования «охота и рыбалка», письмом от 31.07.2020г. в этом ей было отказано, ввиду того, что изменение вида разрешенного использования участка, предоставленного по договору аренды, может рассматриваться как нецелевое использование. Считает, что отказ приведения в соответствие вида разрешенного использования земельного участка незаконным, так как законом допускается использование земельного участка с любым видом разрешенного использования, предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны. Арендатор вправе выбрать один из установленных видов разрешенного использования земельных участков. Приведение в соответствие вида разрешенного использования земельного участка не изменяет характеристики его как объекта договора аренды, его целевого назначения, не противоречит целям его предоставления.

Административный истец Ясиненко В.И., представитель административного истца по ходатайству Татлыбаев Н.С. в суде административный иск в уточненных требованиях поддержали по тем же основаниям.

Представитель административного ответчика администрации муниципального образования Темрюкский район по доверенности Мануйлова С.А. иск не признала, сославшись на доводы письменного возражения о том, что установление соответствия между видами разрешенного использования земельного участка в соответствии с ч. 13 ст. 34 Закона № 171-ФЗ «О внесении изменений в ЗК РФ и отдельные законодательные акты РФ» не должно приводить к фактическому изменению вида разрешенного использования земельного участка в обход установленных процедур. Согласно ПЗЗ Ахтанизовского сельского поселения указанный в заявлении вид разрешенного использования земельного участка «охота и рыбалка» подразумевает обустройство мест охоты и рыбалки, в том числе размещение дома охотника ил рыболова, сооружений, необходимых для восстановления и поддержания поголовья зверей и количества рыбы. Данный вид предусматривает строительство объектов, что противоречит условиям договора аренды от 14.04.2011г., поскольку земельный участок предоставлялся без права строительства. Считает права и законные интересы Ясиненко В.И. не нарушенными и не подлежащими восстановлению.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно п.п. 8 ч. 1 ст. 1 ЗК РФ деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства, является одним из основных принципов земельного законодательства.

Частью 1 ст. 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации подразделены по целевому назначению на категории.

Земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (п.2 ст.7 названного Кодекса).

В силу ст. 85 ЗК РФ в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к соответствующим территориальным зонам.

Согласно ч. 2 ст. 85 ЗК РФ границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.

Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).

Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений.

В силу ч.3 ст.85 ЗК РФ градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.

Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.

Сведения о категории земель, к которой отнесен земельный участок, и его разрешенном использовании, в числе других сведений об объекте недвижимости вносятся в государственный кадастр недвижимости (п.13, п.14 ч.2 ст.7 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»).

Согласно п. 3 ст. 20 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» с заявлениями об учете изменений земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных на праве пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования или аренды (если соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет), вправе обратиться лица, обладающие этими земельными участками на указанном праве. Таким образом, арендатор вправе изменить вид разрешенного использования и выбрать любой из основных видов в рамках указанной зоны.

При этом, произвольное изменение вида разрешенного использования земельного участка в рамках видов, предусмотренных градостроительным регламентом, не допускается в том случае, когда такое изменение не соответствует установленным законом правилам оборота земель (определение Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ-КП4-95).

Вместе с тем, деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель устанавливается исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства, является одним из основных принципов земельного законодательства.Собственники и иные законные владельцы земельных участков обязаны использовать их в соответствии с целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием (статьи 1, 7, 42 ЗК РФ).

Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ.

Принятие Классификатора было обусловлено положениями статьи 7 ЗК РФ и направлено на упорядочение составления правил землепользования и застройки, упорядочение государственного кадастрового учета объектов недвижимости, ведения единого автоматизированного документооборота на всей территории Российской Федерации, упрощения землепользования.

До издания классификатора, при установлении видов разрешенного использования органы самостоятельно определяли наименование вида разрешенного использования. Вместе с тем после вступления в силу приказа виды разрешенного использования в правилах землепользования и застройки устанавливаются в соответствии с классификатором.

Органы местного самоуправления устанавливают виды разрешенного использования в соответствии с правилами землепользования и застройки, если они были приняты до вступления в силу приказа , однако если виды разрешенного использования устанавливаются или изменяются в правилах землепользования и застройки после ДД.ММ.ГГГГ, то виды разрешенного использования должны соответствовать классификатору (Письмо Министерства экономического развития РФ от ДД.ММ.ГГГГ N ).

Материалами дела установлено и не оспаривалось сторонами, что ДД.ММ.ГГГГ, на основании постановления администрации <адрес>

В пункте 1.1 договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ указано, что земельный участок с кадастровым номером имеет категорию - земли сельскохозяйственного назначения и предоставлен Ясиненко В.И. на условиях аренды для размещения рыболовецкого стана (без права строительства).

Арендуемый Ясиненко В.И. земельный участок с кадастровым номером <адрес>

Имеющийся у арендованного Ясиненко В.И. земельного участка вид разрешенного использования, указанный как в договоре аренды, так и в кадастровой выписке о земельном участке «для размещения рыболовецкого стана (без права строительства)», в данной зоне не предусмотрен.

Согласно ст. 37 ГрК РФ изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов (ч. 3). Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласований (ч. 4). Предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 39 ГрК РФ (ч. 6).

ДД.ММ.ГГГГ Ясиненко В.И. обратилась в администрацию муниципального образования <адрес> с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка, находящегося у нее в аренде с «для размещения рыболовецкого стана (без права строительства)» на «охота и рыбалка».

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ за в удовлетворении заявления отказано. Отказ мотивирован тем, что изменение вида разрешенного использования земельного участка, предоставленного по договору аренды, может рассматриваться как нецелевое использование земельного участка.

Исходя из норм ст. 7 ЗК РФ, определяющих состав земель в Российской Федерации и их целевое назначение, можно сделать вывод, что в данном случае имеет место не выбор вида разрешенного использования земельного участка в том значении, в котором это предусматривается Земельным Кодексом и Градостроительным Кодексом, а установление соответствия вида разрешенного использования земельного участка классификатору видов разрешенного использования земельных участков.

Согласно ч. 13 ст. 34 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», по заявлению правообладателя земельного участка об установлении соответствия разрешенного использования земельного участка классификатору видов разрешенного использования земельных участков уполномоченные на установление или изменение видов разрешенного использования земельного участка орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение одного месяца со дня поступления такого заявления обязаны принять решение об установлении соответствия между разрешенным использованием земельного участка, указанным в заявлении, и видом разрешенного использования земельных участков, установленным классификатором видов разрешенного использования земельных участков. Данное решение является основанием для внесения изменений в сведения государственного кадастра недвижимости о разрешенном использовании земельного участка.

Таким образом, действия уполномоченных органов, предусмотренные ч. 13 ст. 34 Закона № 171-ФЗ, не являются изменением вида разрешенного использования (п. 3 ч. 1 ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации») или выбором вида разрешенного использования правообладателем земельного участка (п. 2 ст. 7 ЗК РФ и ч. 4 ст. 37 ГрК РФ), а являются процедурой технического приведения описания вида разрешенного использования земельного участка в соответствие с видами разрешенного использования и их описанием, предусмотренными классификатором видов разрешенного использования. Установление соответствия между видами разрешенного использования земельного участка в соответствии с ч. 13 ст. 34 Закона № 171-ФЗ не должно приводить к фактическому изменению вида разрешенного использования земельного участка в обход установленных процедур.

Административным ответчиком не приведено ни одного из оснований, которые давали право отказать в удовлетворении заявления Ясиненко В.И.

Ясиненко В.И. имеет право на решение вопросов по приведению в соответствие вида разрешенного использования земельного участка, поскольку является арендатором земельного участка сроком 10 лет, зарегистрировала свое право аренды в установленном порядке.

К полномочиям местной администрации относятся вопросы по владению, пользованию и распоряжению имуществом, находящимся в муниципальной собственности, управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, и земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена. Это свидетельствует, что Ясиненко В.И. обратилась с заявление в уполномоченный орган местного самоуправления.

Поскольку установлено, что отказ административного ответчика в удовлетворении заявления Ясиненко В.И. противоречит приведенным правовым нормам, запрашиваемый ею вид разрешенного использования земельного участка не противоречит градостроительному регламенту, целям его предоставления, в соответствии с договором аренды земельного участка от 14.04.2011г., то заявление Ясиненко В.И. подлежит удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать незаконным отказ администрации муниципального образования <адрес> в приведении в соответствие вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером <адрес>

Обязать администрацию муниципального образования <адрес> в течение месяца со дня вступления настоящего решения в законную силу устранить нарушения прав и законных интересов Ясиненко В.И. путем повторного рассмотрения заявления от ДД.ММ.ГГГГ о приведении в соответствие вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 23<адрес> «для размещения рыболовецкого стана (без права строительства)» на «охота и рыбалка».

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд путем подачи жалобы через Темрюкский районный суд в течение месяца с момента изготовления решения суда в окончательной форме.

Председательствующий: С.А. Коблев

Решение суда в окончательной форме принято 04.09.2020 года.