ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-198/17 от 17.01.2018 Воронежского гарнизонного военного суда (Воронежская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

17 января 2018 года город Воронеж

Воронежский гарнизонный военный суд в составе

председательствующего судьи Петроченко В.В.,

при секретаре Григоровой А.А., с участием административного истца Боева П.С., представителя командира войсковой части <данные изъяты> по доверенности <данные изъяты> Филина В.А. и военного прокурора Воронежского гарнизона полковника юстиции Калганова В.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело № 2а-8/2018 (№2а-198/2017) по административному исковому заявлению бывшего военнослужащего войсковой части <данные изъяты> Боева <данные изъяты> о признании незаконным приказа командира войсковой части <данные изъяты> от 16 октября 2017 года № 207 с/ч в части установления ему единовременного пособия при увольнении с военной службы в размере 2 (двух) окладов денежного содержания,

установил:

Боев обратился в военный суд с административным исковым заявлением, в котором указал, что приказом командира войсковой части <данные изъяты> от 16 октября 2017 года № 207 с/ч он был уволен с военной службы в запас на основании п.п. “б” п. 1 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» в связи с истечением срока контракта и исключён из списков личного состава части. Он полагает указанный приказ незаконным, поскольку на момент увольнения с военной службы его выслуга составляла более 20 лет, а в соответствии с ч. 3 ст. 3 Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» он имел право на получение единовременного пособия при увольнении в размере семи окладов денежного содержания, вместе с тем вышеуказанным приказом командира части ему была установлена выплата указанного пособия в размере двух окладов денежного содержания.

Считая свои права нарушенными, Боев с последующими изменениями исковых требований в судебном заседании просил суд:

1) признать приказ командира войсковой части <данные изъяты> от 16 октября 2017 года № 207 с/ч незаконным в части выплат двух окладов единовременного пособия при увольнении с военной службы;

2)обязать командира войсковой части <данные изъяты> издать приказ о выплате единовременного пособия при увольнении с военной службы в размере семи окладов денежного содержания.

Административный истец Боев в судебном заседании настаивал на удовлетворении заявленных требований и пояснил, что в соответствии с п. 3 ст. 3 Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат», постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации" и пунктами 89 и 90 Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих внутренних войск МВД России (приложение к приказу МВД России от 02.02.2012 г. № 65) служба в органах внутренних дел приравнена к военной службе, а поскольку его общая выслуга составляет более 20 лет, то он имеет право на получение вышеуказанного единовременного пособия при увольнении с военной службы в размере 7 (семи) окладов денежного содержания.

Представитель административного ответчика по доверенности старший лейтенант юстиции Филин требования Боева не признал, просил в удовлетворении административного иска отказать и пояснил, что в соответствии с действующим законодательством, служба в органах внутренних дел РФ не приранивается к военной службе, а поскольку административный истец прослужил менее 20 лет на военной службе, приказ командира законен и обоснован.

Выслушав административного истца, представителя административного ответчика, исследовав письменные доказательства, а также заключение прокурора, полагавшего необходимым отказать в удовлетворении административного иска, суд приходит к следующим выводам.

Согласно выписке из приказа командира войсковой части <данные изъяты> от 16 октября 2017 года № 207 с/ч Боев уволен с военной службы в запас на основании п.п. “б” п. 1 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» в связи с истечением срока контракта и с 14 октября 2017 года исключён из списков личного состава части. При этом ему надлежало выплатить единовременное пособие при увольнении в размере двух окладов денежного содержания. Выслуга лет составляет в календарном исчислении: в органах МВД России 17 лет 00 месяцев 29 дней, войсках национальной гвардии РФ 3 года 00 месяцев 20 дней.

Из послужного списка МВД РФ, копии трудовой книжки, служебной характеристики ВрИО начальника Юго-Восточного ЛУ МВД России на транспорте усматривается, что Боев проходил службу в органах внутренних дел на различных должностях с августа 1997 года по март 2014 года.

А из послужного списка государственного служащего и копии контракта, выписки из приказа командира войсковой части <данные изъяты> № 225 с/ч от 14 октября 2014 года усматривается, что Боев проходил военную службу во внутренних войсках и национальной гвардии РФ по призыву и контракту в течении 4 лет.

В соответствии с п. 3 ст. 3 Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» военнослужащему, проходящему военную службу по контракту, общая продолжительность военной службы которого составляет менее 20 лет, при увольнении с военной службы выплачивается единовременное пособие в размере двух окладов денежного содержания, а военнослужащему, общая продолжительность военной службы которого составляет 20 лет и более, выплачивается единовременное пособие в размере семи окладов денежного содержания.

Согласно п. 32 ст. 2 указанного Федерального закона порядок обеспечения военнослужащих денежным довольствием определяется федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.

Как видно из п.п. 1 и 5 ст. 2 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ (ред. от 29.12.2017) «О воинской обязанности и военной службе» военная служба - особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами, не имеющими гражданства (подданства) иностранного государства, в Вооруженных Силах Российской Федерации и в войсках национальной гвардии Российской Федерации (далее также - другие войска), в спасательных воинских формированиях федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны (далее - воинские формирования), Службе внешней разведки Российской Федерации, органах федеральной службы безопасности, органах государственной охраны, органах военной прокуратуры, военных следственных органах Следственного комитета Российской Федерации и федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации (далее - органы), воинских подразделениях федеральной противопожарной службы и создаваемых на военное время специальных формированиях, а гражданами, имеющими гражданство (подданство) иностранного государства, и иностранными гражданами - в Вооруженных Силах Российской Федерации и воинских формированиях. Сведения о военнослужащих вносятся в их личные дела и документы воинского учета, ведение и хранение которых осуществляются в порядке, установленном законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» к военнослужащим относятся:

офицеры, прапорщики и мичманы, курсанты военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования, сержанты и старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по контракту (далее - военнослужащие, проходящие военную службу по контракту);

сержанты, старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по призыву, курсанты военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы (далее - военнослужащие, проходящие военную службу по призыву).

Как видно из постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации» установить, что в выслугу лет для назначения пенсий после увольнения со службы офицерам, прапорщикам, мичманам, военнослужащим сверхсрочной службы и проходившим военную службу по контракту солдатам, матросам, сержантам и старшинам (далее именуются - военнослужащие), лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, войск национальной гвардии Российской Федерации засчитываются: военная служба (в том числе по призыву) в Вооруженных Силах, Федеральной пограничной службе и органах пограничной службы Российской Федерации, внутренних и железнодорожных войсках, войсках национальной гвардии Российской Федерации, федеральных органах правительственной связи и информации, войсках гражданской обороны, органах федеральной службы безопасности (контрразведки), органах внешней разведки, органах государственной охраны, Службе специальных объектов при Президенте Российской Федерации, органах военной прокуратуры, военных следственных органах Следственного комитета Российской Федерации, других созданных в соответствии с законодательством воинских формированиях Российской Федерации, бывшего Союза ССР и в Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств; служба в органах безопасности бывшего Союза ССР в должностях оперативного состава (включая период обучения), руководящего и начальствующего состава - до 1 октября 1955 г. по перечням должностей, утверждаемым Директором Федеральной службы безопасности Российской Федерации; служба в милиции (полиции), исправительно-трудовых учреждениях, военизированной пожарной охране, других учреждениях и формированиях органов внутренних дел (охраны общественного порядка) Российской Федерации и бывшего Союза ССР, в войсках национальной гвардии Российской Федерации в должностях офицерского, сержантского, рядового и начальствующего состава (в том числе в должностях стажеров).

В соответствии с пунктами 89 и 90 Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих внутренних войск МВД России (приложение к приказу МВД России от 02.02.2012 г. № 65, действовавшего до 5 ноября 2017 года, дня вступления в силу приказа Росгвардии от 26.09.2017 N 406 «Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием лиц, имеющих специальные звания полиции и проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации, а также предоставления им отдельных выплат») военнослужащим по контракту при увольнении с военной службы (за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации) выплачивается единовременное пособие.

Доказательств тому, что административный истец до 2014 года проходил военную службу в Вооруженных Силах РФ, в войсках национальной гвардии, за исключением прохождения военной службы по призову во внутренних войсках МВД РФ в течении одного года, материалы дела не содержат.

Что же касается прохождения административного истца службы в органах внутренних дел до заключения контракта о прохождении военной службы, то эти данные не могут служить основанием для вывода о прохождении Боевым в этот период военной службы, так как работа в органах внутренних дел не является военной службой, а предусмотренная приведенной нормой права учет соответствующего периода в целях определения выслуги лет, дающей право на пенсию, не распространяется на предусмотренные законом для военнослужащих социальные гарантии, необходимым условием предоставления которых является наличие установленной законом продолжительности именно военной службы.

В связи с этим Боев, имеющий выслугу на военной службе для выплаты единовременного пособия менее 20 календарных лет, не вправе претендовать на получение указанного пособия в размере семи окладов денежного содержания, а поэтому приказ командира войсковой части <данные изъяты> от 16 октября 2017 года № 207 с/ч в части установления ему единовременного пособия при увольнении с военной службы в размере 2 (двух) окладов денежного содержания суд находит законным и обоснованным, а требования административного истца не подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 и 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, военный суд

решил:

В удовлетворении административного искового заявления бывшего военнослужащего войсковой части <данные изъяты> Боева <данные изъяты> о признании незаконным приказа командира войсковой части 3677 от 16 октября 2017 года № 207 с/ч в части установления ему единовременного пособия при увольнении с военной службыв размере 2 (двух) окладов денежного содержания и возложении на него обязанности издать приказ о выплате единовременного пособия при увольнении с военной службы в размере семи окладов денежного содержания, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский окружной военный суд через Воронежский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий по делу В.В. Петроченко