ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-198/18 от 06.09.2018 Нукутского районного суда (Иркутская область)

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

06 сентября 2018 года п.Новонукутский

Нукутский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Ербадаева С.В., при секретаре Баторовой И.В., с участием административного истца ФИО1, представителя административного ответчика ФИО2, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-198/2018 по административному исковому заявлению ФИО1 к Управлению Пенсионного фонда РФ в Усть-Ордынском Бурятском округе Иркутской области (межрайонному) о признании незаконным и отмене решения от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении к административной ответственности ФИО1 за совершение правонарушения в сфере законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования,

установил:

В суд обратилась нотариус ФИО1 с административным исковым заявлением к Управлению Пенсионного фонда РФ в Усть-Ордынском Бурятском округе Иркутской области (межрайонному) о признании незаконным и отмене решения от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении к административной ответственности ФИО1 за совершение правонарушения в сфере законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.

В обоснование исковых требований указано, что ДД.ММ.ГГГГ в отношении нее Управлением Пенсионного Фонда РФ в Усть-Ордынском Бурятском округе Иркутской области (межрайонное) было вынесено решение о привлечении к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства РФ об индивидуальном персонифицированном учете в системе обязательного пенсионного страхования и применены финансовые санкции в размере 500 рублей.

Указанным административным актом были грубо нарушены гражданские права ФИО1 и нанесен ущерб ее профессиональной репутации. В нарушение ст.28.2 КоАП РФ, протокол об административном правонарушении составлен в ее отсутствие, права, предусмотренные ст.25.1 КоАП РФ и ст.51 Конституции РФ ей не разъяснялись.

Место, время совершения и событие административного правонарушения основаны на предположениях заместителя начальника Управления КМА

Сведения по форме СЗВ-М (исходная) за февраль 2018 г. она направила в адрес Управления Пенсионного фонда своевременно 14 марта 2018 г., поскольку знает о сроках представления сведений о застрахованных лицах. В почтовое отделение п.Усть-Ордынский сведения поступили уже 17 марта 2018 г. Так как дата отправления письма на почтовом штемпеле по вине Почты России оказалась нечитаема, Управление сделало вывод, что датой представления формы СЭВ-М является 17 марта 2018 года. Доказательств того, что сведения были направлены ФИО1 16 марта 2018 г., Управление не представило.

Административный истец ФИО1 считает, что в ее действиях отсутствует состав правонарушения, предусмотренного абзацем 3 статьи 17 Федерального закона от 01 апреля 1996 г. № 27-ФЗ.

В связи с вышеизложенным, административный истец ФИО1, с учетом уточнений, просила суд признать незаконным и отменить решение Управления Пенсионного Фонда РФ в Усть-Ордынском Бурятском округе Иркутской области (межрайонного) от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении ФИО1 к административной ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, взыскать в ее пользу уплаченную государственную пошлину.

В судебном заседании административный истец ФИО1 исковые требования поддержала в полном объеме и суду пояснила, что она является частным нотариусом Аларского нотариального округа. ДД.ММ.ГГГГ Пенсионным Фондом было вынесено решение о привлечении ее как страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства РФ об индивидуальном персонифицированном учете в системе обязательного пенсионного страхования. Основанием для вынесения решения было получение Управлением Пенсионного фонда конверта со сведениями по форме СЗВ-М 17 марта 2018 г. Кроме того, в отношении нее был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст.15.33.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Так как она постоянно подает в Управление Пенсионного фонда указанные сведения, она знает, что последней датой подачи сведений за февраль 2018 г. являлась дата - 15 марта 2018 г. Поэтому в установленный законом срок, а именно 14 марта 2018 г., она направила в Управление Пенсионного фонда сведения по форме СЗВ-М за февраль 2018 г. В почтовое отделение п.Новонукутский конверт со сведениями поступил 17 марта 2018 г. Оттиск почтового штемпеля на конверте с датой отправки по вине работников отделения почтовой связи п.Новонукутский был нечитаем, в связи с чем зам.начальником УПФР в Усть-Ордынском Бурятском округе Иркутской области КМА без законных оснований была установлена дата подачи сведений – 17 марта 2018 г. и вынесено решение о привлечении ее к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства РФ об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования. Решение она получила 10 мая 2018 г. С указанным решением она не согласна.

Представитель административного ответчика ФИО2 в судебном заседании исковые требования не признала, просила суд отказать в удовлетворении административного иска. При этом пояснила, что каких-либо доказательств того, что ФИО1 отправила письмо с необходимыми сведениями после 15 марта 2018 года у них не имеется. В связи с тем, что дата поступления конверта на почту п.Новонукутский на штампе была нечитаема, они приняли решение считать эту дату 17.03.2018г., исходя из даты поступления конверта на почту п.Усть-Ордынский.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы административного дела, приходит к следующему выводу.

В ранее поданном возражении на административный иск представитель УПФР в Усть-Ордынском Бурятском округе Иркутской области ФИО3 указала, что ФИО1 нарушила срок предоставления отчетности за февраль 2018 г. на одно застрахованное лицо. Истцом направлен отчет почтой, без штрих-кода, оттиск почтовой печати не читается. В связи с этим Управлением Пенсионного фонда РФ в УОБО был взят оттиск на обороте конверта 17 марта 2018 г. При сложившейся ситуации вины либо незаконных действий с их стороны не имеется. Данный спор является экономическим и подлежит рассмотрению Арбитражным судом в соответствии с Арбитражным процессуальным кодексом РФ.

В соответствии со ст.62 Кодекса административного судопроизводства РФ, лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен Кодексом административного судопроизводства РФ.

В силу требований ч.9 ст.226 Кодекса административного судопроизводства РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Исследовав представленные материалы, суд считает, что Управлением Пенсионного фонда РФ в Усть-Ордынском Бурятском округе Иркутской области соблюдены требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения.

Доводы административного истца ФИО1 о том, что она получила оспариваемое решение 10 мая 2018 г. административным ответчиком не оспариваются. В соответствии с ч.1 ст.219 Кодекса административного судопроизводства РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

В связи с указанным суд считает, что административным истцом ФИО4 соблюден срок обращения в суд.

Правовой основой регулирования данных отношений является Федеральный закон от 01 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования».

Согласно ч.2.2 ст.11 Федерального закона РФ № 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения:

1) страховой номер индивидуального лицевого счета;

2) фамилию, имя и отчество;

3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).

В силу указанной статьи частный нотариус ФИО1 была обязана представить в Управление Пенсионного фонда РФ в Усть-Ордынском Бурятском автономном округе Иркутской области сведения о застрахованных лицах за февраль 2018 г. в срок до 15 марта 2018 г.

Почтовый конверт со сведениями о застрахованных лицах от нотариуса ФИО1 поступил в почтовое отделение п.Усть-Ордынский, согласно оттиску почтового штемпеля, 17 марта 2018 г.

ДД.ММ.ГГГГ Управлением Пенсионного Фонда РФ в Усть-Ордынском Бурятском округе Иркутской области (межрайонным) вынесено решение о привлечении ФИО1 к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства РФ об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.

Судом был исследованы письменные материалы дела.

- Сведения о застрахованных лицах от 09 марта 2018 г., поданные нотариусом ФИО1

- Уведомление о приеме отчетности «Сведения о застрахованных лицах» (форма СЗВ-М).

- Почтовый конверт с указанием отправителя: ФИО1 и получателя ФИО5-руководитель УПФР по УБО. На конверте имеются два оттиска почтового штемпеля. На одном указано: Почта России, Новонкутский, дата нечитаема. На другом указано: Почта России,Усть-Ордынский, 17.03.18.

- Акт о выявлении правонарушения в сфере законодательства РФ об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 26 марта 2018 г.

- Уведомлении о вызове плательщика страховых взносов от 26 марта 2018 г.

- Протокол об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ

- Требование об уплате финансовых санкций за совершение правонарушения в сфере законодательства РФ об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 28 мая 2018 г.

- Постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.15.33.2 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения, вынесенное мировым судьей судебного участка № 132 Нукутского района Иркутской области от 02 июля 2018 г.

Исследовав почтовый конверт, направленный ФИО1 в Управление Пенсионного фонда РФ в Усть-Ордынском Бурятском округе Иркутской области, суд приходит к следующему выводу.

Оттиск почтового штемпеля, проставленный на конверте в Отделении почтовой связи п.Новонукутский ФГУП Почта России, не читается. Цифры с указанием даты оправления почтовой корреспонденции проставлены не четко, в связи с чем, дату оправления установить невозможно.

В соответствии с требованиями ч.11 ст.226 Кодекса административного судопроизводства РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 ст.226 КАС РФ, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Из чего следует, что бремя доказывания факта нарушения ФИО1 сроков предоставления отчетности формы СЗВ-М лежит на Управлении Пенсионного фонда РФ в Усть-Ордынском Бурятском округе Иркутской области.

В нарушение требований ч.11 ст.226 Кодекса административного судопроизводства РФ, Управление Пенсионного фонда РФ в Усть-Ордынском Бурятском округе Иркутской области (межрайонное) не представило суду доказательств того, что административный ответчик ФИО1 направила сведения о застрахованных лицах с нарушением установленных сроков.

Кроме того, при разрешении жалобы, суд принимает во внимание положения п.6 Нормативов частоты сбора из почтовых ящиков, обмена, перевозки и доставки письменной корреспонденции, а также контрольных сроков пересылки письменной корреспонденции, утвержденных Постановлением Правительства РФ 24 марта 2006 г. № 160, согласно которому, контрольные сроки пересылки письменной корреспонденции (без учета дня приема) составляют между административным центром субъекта Российской Федерации и административными центрами муниципальных районов на территории субъекта Российской Федерации - 2 дня, что с учетом пересылки по маршруту: п.Новонукутский-г.Иркутск-п.Усть-Ордынский должны составлять не более 4 дней.

Таким образом, суд считает, что доводы административного истца ФИО1 о том, что она отправила отчет формы СЗВ-М 14 марта 2018 г., а не 17 марта 2018 г., административным ответчиком не опровергнуты.

Исследовав материалы административного дела, документы, представленные Управлением Пенсионного фонда, суд приходит к выводу, что указанное решение не соответствует нормативным правовым акта и нарушает права, свободы и законные интересы административного истца ФИО1

Доводы представителя административного ответчика о том, что данный спор является экономическим и подсуден Арбитражному суду, суд считает необоснованными, т.к. частный нотариус не обладает статусом индивидуального предпринимателя.

Кроме того, Пленум Верховного Суда в абзаце четвертом пункта 1 постановления от 27 сентября 2016 г. № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» разъяснил, что к административным делам, рассматриваемым по правилам Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, относятся дела, возникающие из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках которых один из участников правоотношений реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику.

Суд, в соответствии с требованиями ст.84 Кодекса административного судопроизводства РФ оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, приходит к выводу, что имеются установленные законом основания для удовлетворения административного искового заявления ФИО1

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ, суд

решил:

Административное исковое заявление ФИО1 к Управлению Пенсионного фонда РФ в Усть-Ордынском Бурятском округе Иркутской области (межрайонному) о признании незаконным решения от ДД.ММ.ГГГГ за совершение правонарушения в сфере законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования - удовлетворить.

Признать незаконным и отменить решение Управления Пенсионного фонда РФ в Усть-Ордынском Бурятском округе Иркутской области (межрайонному) от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении ФИО1 к административной ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Нукутский районный суд в течение месяца со дня его вынесения.

Председательствующий: