ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-198/20 от 03.02.2020 Шахтинского городского суда (Ростовская область)

Дело №2а-198/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

03.02.2020 года г. Шахты

Шахтинский городской суд Ростовской области в составе судьи Колосковой О.Р., при секретаре Малаховой Р.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску МИФНС по Ростовской области к ФИО1 о взыскании недоимки по страховым взносам и пеней,

УСТАНОВИЛ:

Межрайонная ИФНС России по Ростовской области обратилась в Шахтинский городской суд с административным иском к ФИО1 о взыскании недоимки по страховым взносам и пеней, ссылаясь на то, что ФИО1 состояла на учете в МИФНС по РО как физическое лицо – оценщик с 28.11.2014г. по 19.07.2018г.

01.08.2018г. в МИФНС по РО через систему электронного взаимодействия (СМЭВ) от уполномоченного органа поступили сведения о том, что ФИО1 является членом саморегулируемой организации оценщиков, дата регистрации оценщика в реестре членов саморегулируемой организации оценщиков 28.11.2014г.

01.08.2018г. инспекция произвела постановку ФИО1 на учет в качестве оценщика, занимающегося частной практикой по месту жительства ФИО2 с даты регистрации ее как оценщика (с 28.11.2014г.).

Уведомление о постановке на учет физического лица в налоговом органе сформировано в день получения указанных сведений и направлено ФИО1 по адресу регистрации места жительства заказным почтовым отправлением 08.08.2018г.

ФИО1 снята с учета в качестве оценщика 19.07.2018г.

В связи с постановкой ФИО1 на налоговый учет в качестве оценщика, инспекцией начислены суммы:

- страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии за 2017 год в размере 23400 рублей;

-страховых взносов на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере за 2017 год в размере 4590 рублей;

- страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии за 2018 год в размере 14628,29 рублей;

-страховых взносов на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере за 2018 год в размере 3218,28 рублей.

В связи с неуплатой страховых взносов за 2017-2018г.г. в соответствии со ст. 75 НК РФ начислены пени в общей сумме 2490,45 рублей.

Поскольку, сумма страховых взносов ФИО1 уплачена не была налоговым органом было сформировано требование на уплату налога, пени, штрафа (для физических лиц, не являющихся индивидуальным предпринимателем) по состоянию на 09.08.2018г. на общую сумму страховых взносов в размере 27990 рублей и пени в размере 1459,24 рублей с предложением уплатить в срок до 29.08.2018г., а также требование на уплату налога, пени, штрафа (для физических лиц, не являющихся индивидуальным предпринимателем) по состоянию на 06.11.2018г. на общую сумму страховых взносов в размере 17846,57 рублей и пени в размере 1031,21 рублей с предложением уплатить в срок до 30.12.2018г.

ФИО1 свои обязанности по уплате страховых взносов и пени в добровольном порядке не исполнила.

МИФНС России по РО обратилась к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании недоимки по страховым взносам и пени.

Мировым судьей судебного участка Шахтинского судебного района Ростовской области вынесен судебный приказ и определением от 28.06.2019г. судебный приказ о взыскании с ФИО1 недоимки по страховым взносам, пени на основании поступивших от ФИО1 возражений отменен.

Просит взыскать с ФИО1 задолженность по страховым взносам:

На обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд РФ в том числе:

- недоимка по страховым взносам на страховую часть трудовой пенсии за 2017 год в сумме 23400 рублей, за 2018 год в сумме 14628,29 рублей;

- пени за 2017 год в сумме 1219,94 рублей, за 2018 год в сумме 855,29 рублей

КБК 18 ОКТМО 60740000 – страховые взносы

КБК 18 ОКТМО 60740000 – пени

На обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд ОМС, в том числе:

- недоимка по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2017 год в сумме 4590 рублей, за 2018 год в сумме 3218,28 рублей;

- пени за 2017 год в сумме 239,30 рублей, за 2018 год в сумме 175,92 рублей.

КБК 18 ОКТМО 60740000 – страховые взносы

КБК 18 ОКТМО 60740000 – пени.

Всего в общей сумме 48327,02 рублей, в том числе взносов – 45836,57 рублей, пени 2490,45 рублей.

Реквизиты счетов УФК (ОФК), а также ИНН и наименование получателя

в БИК: 046015001 отделение Ростов-на-Дону, г. Ростов-на-Дону, ИНН <***> УФК по Ростовской области (Межрайонная ИФНС России № 12 по Ростовской области).

Административный ответчик в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, предоставила отзыв, в котором просила в удовлетворении требований административному истцу отказать, ходатайств об отложении дела в суд не представила.

Дело в отсутствие не явившихся участников процесса рассмотрено в порядке ст.150 КАС РФ.

Представитель административного истца ФИО3, действующая на основании доверенности в судебное заседание явилась, административные исковые требования поддержала, просила их удовлетворить в полном объеме.

Выслушав представителя административного истца, изучив материалы дела, суд находит требования административного истца подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

На основании Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 243-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ), главы 34 НК РФ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование», с ДД.ММ.ГГГГ полномочия по администрированию страховых взносов переданы налоговым органам.

Исходя из положений статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 135-ФЗ) субъектами оценочной деятельности признаются физические лица, являющиеся членами одной из саморегулируемых организаций оценщиков.

На основании положений пункта 6 статьи 83, пункта 2 статьи 84 и пункта 4.1 статьи 85 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) постановка на учет (снятие с учета) занимающегося частной практикой оценщика осуществляется налоговым органом по месту его жительства на основании сведений об оценщиках, занимающихся частной практикой, - членах соответствующих саморегулируемых организаций, внесенных в сводные реестры членов указанных саморегулируемых организаций, исключенных из таких реестров, о прекращении оценщиком занятия частной практикой, сообщаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю (надзору) за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков, не позднее 10-го числа каждого месяца.

Исходя из положений подпункта 2 пункта 1 статьи 419 и пункта 1 статьи 430 Налогового кодекса оценщики, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, уплачивают за себя страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование.

Налоговым кодексом не предусмотрено освобождение плательщиков страховых взносов - оценщиков, фактически не осуществляющих оценочную деятельность, от обязанностей по уплате страховых взносов, за исключением определенных периодов, указанных в пунктах 1 (в части военной службы по призыву), 3, 6 - 8 части 1 статьи 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (например, за периоды ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, ухода за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет, и др.), в течение которых ими не осуществлялась соответствующая деятельность, при условии представления документов, подтверждающих отсутствие деятельности в указанные периоды (пункт 7 статьи 430 Налогового кодекса).

Учитывая изложенное, обязанность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование у оценщика, занимающегося частной практикой, возникает с момента приобретения статуса оценщика (т.е. в данном конкретном случае с ДД.ММ.ГГГГ) и до момента прекращения оценщиком занятия частной практикой.

Исходя из положений статьи 24 Федерального закона N 135-ФЗ членство в саморегулируемой организации оценщиков прекращается коллегиальным органом управления саморегулируемой организации оценщиков, в том числе на основании заявления оценщика о выходе из членов саморегулируемой организации оценщиков.

При этом саморегулируемая организация оценщиков не позднее дня, следующего за днем принятия коллегиальным органом управления саморегулируемой организации оценщиков решения о прекращении членства оценщика в саморегулируемой организации оценщиков, обязана направить копию такого решения уполномоченному федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему ведение сводного реестра членов саморегулируемых организаций оценщиков.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

В силу пункта 2 части 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации, плательщиками страховых взносов (далее в настоящей главе - плательщики) признаются следующие лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее - плательщики, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам).

В соответствии с ч. 1 ст. 431 НК РФ, в течение расчетного периода по итогам каждого календарного месяца плательщики производят исчисление и уплату страховых взносов исходя из базы для исчисления страховых взносов с начала расчетного периода до окончания соответствующего календарного месяца и тарифов страховых взносов за вычетом сумм страховых взносов, исчисленных с начала расчетного периода по предшествующий календарный месяц включительно.

Согласно ч. 2 ст. 432 ННК РФ, суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование. Суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика, превышающей 300000 руб. за расчетный период, уплачиваются плательщиком не позднее 1 июля года, следующего за истекшим расчетным периодом.

Согласно ч. 5 ст. 432 ННК РФ, в случае прекращения физическим лицом деятельности индивидуального предпринимателя, прекращения статуса адвоката, освобождения от должности нотариуса, занимающегося частной практикой, прекращения членства арбитражного управляющего, оценщика, занимающегося частной практикой, в соответствующей саморегулируемой организации, исключения патентного поверенного, занимающегося частной практикой, из Реестра патентных поверенных Российской Федерации, прекращения занятия частной практикой оценщиком, патентным поверенным, прекращения деятельности медиатора, иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, уплата страховых взносов такими плательщиками осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе индивидуального предпринимателя, адвоката, нотариуса, занимающегося частной практикой, арбитражного управляющего, занимающихся частной практикой оценщика, патентного поверенного, медиатора, а также снятия с учета в налоговом органе физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в качестве плательщика страховых взносов.

На основании ст. 69 Налогового кодекса РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки. Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах. Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании. Требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Судом установлено, что 01.08.2018г. в МИФНС по РО через систему электронного взаимодействия (СМЭВ) от уполномоченного органа поступили сведения о том, что ФИО1 является членом саморегулируемой организации оценщиков, дата регистрации оценщика в реестре членов саморегулируемой организации оценщиков 28.11.2014г., дата исключения оценщика из членов саморегулируемой организации оценщиков – 19.07.2018г.

01.08.2018г. инспекция произвела постановку ФИО1 на учет в качестве оценщика, занимающегося частной практикой по месту жительства ФИО2 с даты регистрации ее как оценщика (с 28.11.2014г.).

Нарушение уполномоченным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за деятельностью саморегулируемых организаций, срока предоставления сведений, предусмотренных п.п. 4.1 ст. 85 НК РФ не является основанием для постановки ФИО1 на учет в налоговый орган в качестве оценщика с даты иной, чем с даты регистрации ФИО1 как оценщика в реестре саморегулируемой организации оценщиков, так как именно с даты регистрации в реестре саморегулируемой организации оценщиков ФИО1 являлась субъектом оценочной деятельности и обязана была оплачивать страховые взносы.

Кроме того, ФИО1 знала о том, что она включена в реестр членов саморегулируемой организации оценщиков 28.11.2014г. в качестве оценщика, в связи с чем была обязана производить платежи по страховым взносам, однако в нарушение положений НК РФ ФИО1 платежи не производила.

При таких обстоятельствах, довод ФИО1 о том, что она должна была быть поставлена на налоговый учет с даты предоставления сведений уполномоченным органом, то есть с 01.08.2018г., является не обоснованным и не может быть принят во внимание.

Уведомление о постановке на учет физического лица в налоговом органе сформировано в день получения указанных сведений и направлено ФИО1 по адресу регистрации места жительства заказным почтовым отправлением 08.08.2018г.

Согласно п.1 ст. 430 НК РФ плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере, который определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере.

Обязанность по уплате страховых взносов в виде фиксированного платежа не ставится Налоговым кодексом РФ в зависимость от факта ведения деятельности и получения дохода, а обязательство по уплате страховых взносов возникает в силу закона и не изменяется из-за отсутствия дохода, в связи с чем доводы ответчика являются необоснованными.

Таким образом, поскольку, оценщик, признается плательщиком страховых взносов, то он обязан уплачивать страховые взносы независимо от наличия доходов от профессиональной деятельности, за исключением периодов, указанных в п. 7 ст. 430 НК РФ.

В связи с постановкой ФИО1 на налоговый учет в качестве оценщика, инспекцией начислены суммы:

- страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии за 2017 год в размере 23400 рублей;

-страховых взносов на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере за 2017 год в размере 4590 рублей;

- страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии за 2018 год в размере 14628,29 рублей;

-страховых взносов на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере за 2018 год в размере 3218,28 рублей.

В связи с неуплатой страховых взносов за 2017-2018г.г. в соответствии со ст. 75 НК РФ начислены пени в общей сумме 2490,45 рублей.

Поскольку, сумма страховых взносов ФИО1 уплачена не была налоговым органом было сформировано требование на уплату налога, пени, штрафа (для физических лиц, не являющихся индивидуальным предпринимателем) по состоянию на 09.08.2018г. на общую сумму страховых взносов в размере 27990 рублей и пени в размере 1459,24 рублей с предложением уплатить в срок до 29.08.2018г., а также требование на уплату налога, пени, штрафа (для физических лиц, не являющихся индивидуальным предпринимателем) по состоянию на 06.11.2018г. на общую сумму страховых взносов в размере 17846,57 рублей и пени в размере 1031,21 рублей с предложением уплатить в срок до 30.12.2018г.

ФИО1 свои обязанности по уплате страховых взносов и пени в добровольном порядке не исполнила.

МИФНС России по РО обратилась к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании недоимки по страховым взносам и пени.

Мировым судьей судебного участка Шахтинского судебного района Ростовской области вынесен судебный приказ и определением от 28.06.2019г. судебный приказ о взыскании с ФИО1 недоимки по страховым взносам, пени на основании поступивших от ФИО1 возражений отменен.

Таким образом, установленные судом обстоятельства дела свидетельствуют о наличии у административного ответчика задолженности по страховым взносам в Пенсионный фонд РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования за 2017г.-2018г. в сумме 45836,57 рублей и пени в сумме 2490,45 рублей.

Анализ вышеперечисленных норм закона и установленные судом обстоятельства свидетельствуют об обоснованности требований административного истца, и подлежащих удовлетворению.

В соответствии со ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В случае взыскания суммы зачисляются в доход федерального бюджета.

Таким образом, с административного ответчика надлежит взыскать в доход федерального бюджета госпошлину в сумме 1649,81 руб.

Руководствуясь ст.175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Взыскать с ФИО1 задолженность по страховым взносам:

На обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд РФ в том числе:

- недоимка по страховым взносам на страховую часть трудовой пенсии за 2017 год в сумме 23400 рублей, за 2018 год в сумме 14628,29 рублей;

- пени за 2017 год в сумме 1219,94 рублей, за 2018 год в сумме 855,29 рублей

КБК 18 ОКТМО 60740000 – страховые взносы

КБК 18 ОКТМО 60740000 – пени

На обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд ОМС, в том числе:

- недоимка по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2017 год в сумме 4590 рублей, за 2018 год в сумме 3218,28 рублей;

- пени за 2017 год в сумме 239,30 рублей, за 2018 год в сумме 175,92 рублей.

КБК 18 ОКТМО 60740000 – страховые взносы

КБК 18 ОКТМО 60740000 – пени.

Всего в общей сумме 48327,02 рублей, в том числе взносов – 45836,57 рублей, пени 2490,45 рублей.

Реквизиты счетов УФК (ОФК), а также ИНН и наименование получателя

в БИК: 046015001 отделение Ростов-на-Дону, г. Ростов-на-Дону, ИНН <***> УФК по Ростовской области (Межрайонная ИФНС России № 12 по Ростовской области).

Взыскать с ФИО1 в доход федерального бюджета госпошлину в сумме 1649,81 рублей.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Шахтинский городской суд в течение 1 месяца, начиная с 10.02.2020 года.

Судья: О.Р. Колоскова