ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-198/2021 от 21.07.2021 Нестеровского районного суда (Калининградская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Нестеровский районный суд Калининградской области в составе председательствующего судьи И.В. Кравец,

при секретаре И.А. Горбач,

с участием заместителя прокурора Нестеровского района Калининградской области Е.Р. Сагий,

представителя административного ответчика - главного специалиста юридического отдела администрации МО «Нестеровский городской округ» ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Нестеровского района Калининградской области в интересах неопределенного круга лиц к административному ответчику администрации МО «Нестеровский городской округ» о признании незаконным бездействия администрации МО «Нестеровский городской округ» и возложении обязанности произвести технический учет и паспортизацию автомобильных дорог местного значения в пос. Лесистое Нестеровского района Калининградской области,

у с т а н о в и л:

Прокурор Нестеровского района Калининградской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать незаконным бездействие администрации МО «Нестеровский городской округ» по несоблюдению требований законодательства о безопасности дорожного движения и законодательства об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации, обязать администрацию МО «Нестеровский городской округ» в срок до 31 декабря 2022 года произвести технический учет и паспортизацию автомобильных дорог, расположенных в границах МО «Нестеровский городской округ», а именно автодорог местного значения в пос. Лесистое Нестеровского района Калининградской области, ул. Шоссейная, протяженностью 2 800,0 м.

В обоснование заявленных требований прокурор указал, что в ходе проведенной проверки установлено, что указанная автомобильная дорога общего пользования, расположенная в пос. Лесистое Нестеровского района Калининградской области, протяженностью 2 800,0 м. в границах МО «Нестеровский городской округ» не имеет технического паспорта, в то время как указанный документ является единственным документом технического учета дорог и дорожных сооружений, определяющим фактическое состояние автомобильной дороги на протяжении всего срока службы, наличие которого необходимо для осуществления полномочий органом местного самоуправления по обеспечению безопасности дорожного движения.Отсутствие технического паспорта затрудняет выполнение работ по своевременному ремонту и содержанию автомобильных дорог и как следствие влияет на безопасность дорожного движения.

Ссылаясь на положения Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ» от 08.11.2007 № 257-ФЗ, Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», требования «ГОСТ 33388-2015. Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Требования к проведению диагностики и паспортизации», просит признать незаконным бездействие администрации МО «Нестеровский городской округ» и возложить на администрацию обязанность произвести технический учет и паспортизацию вышеназванной автомобильной дороги местного значения в пос. Лесистое Нестеровского района Калининградской области.

В судебном заседании заместитель прокурора Сагий Е.Р. полностью поддержал заявленные исковые требования, изложив в их обоснование аналогичные доводы, конкретизировав их в части признания бездействия незаконным, просил признать незаконным бездействие администрации МО «Нестеровский городской округ», выразившееся в непринятии мер по проведению технического учета и паспортизации автомобильных дорог в поселке Лесистое Нестеровского района Калининградской области.

Представитель административного ответчика администрации МО «Нестеровский городской округ» ФИО1 в судебном заседании с административным иском согласился, не оспаривал обязанность администрации МО «Нестеровский городской округ» по проведению технического учета и паспортизации автомобильных дорог, расположенных в границах муниципального образования. Сослался на то, что необходимая документация ими готовится, однако ввиду значительных затрат на указанные цели и ограниченного бюджета на текущий год, в 2021 году выполнить данные мероприятия не представляется возможным, финансирование данного вида работ будет рассмотрено при формировании бюджета на 2022 год.

Выслушав прокурора, представителя административного ответчика, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу п. 9 ст. 6 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ» от 08.11.2007 № 257-ФЗ (далее - Закон № 257-ФЗ), к собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.

В соответствии с п. 11 ст. 5 Закона № 257-ФЗ, автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского округа являются автомобильные дороги общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа может утверждаться органом местного самоуправления городского округа.

Согласно п.3, п. 5 ч.1 ст. 16 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального, городского округа, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п. 4.2.1 «ГОСТ 33388-2015. Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Требования к проведению диагностики и паспортизации», введенного в действие Приказом Росстандарта от 31.08.2016 №1004-ст, (далее - ГОСТ 33388-2015), паспортизация автомобильных дорог выполняется на основе технического учета, по результатам которого предусматривается получение полной информации о наличии автомобильных дорог, их протяженности, техническом состоянии, качестве, степени износа отдельных конструктивных элементов, информации о наличии и состоянии инженерного оборудования, обустройства и обстановки дорог, линейных зданий и сооружений. Данные паспортизации используются для учета дорог, оценки их состояния и рационального планирования работ по дальнейшему развитию дорожной сети. Они могут являться исходной информацией для диагностики автомобильных дорог.

Согласно п. 4.2.2 ГОСТ 33388-2015 техническому учету и паспортизации подлежат все автомобильные дороги независимо от принадлежности, состояния и вида покрытия. Учет и паспортизацию проводят по каждой автомобильной дороге или ее части. Паспорт составляется как на существующие, так и на вновь построенные (реконструированные) и введенные в эксплуатацию автомобильные дороги.

В соответствии со ст. 12 Закона № 257-ФЗ ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследованием дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.

Статья 17 Закона № 257-ФЗ предусматривает, что содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог. Классификация работ по содержанию автомобильных дорог устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства.

Во исполнение данной нормы приказом Минтранса России от 16.11.2012 № 402 утверждена Классификация работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них.

В подпункте 4 пункта 9 Классификации работ определено, что паспортизация автомобильных дорог и искусственных сооружений входит в работы по содержанию дорог.

Пунктом 2 Порядка проведения оценки технического состояния автомобильных дорог, утвержденного Приказом Минтранса России от 07.08.2020 № 288, предусмотрено, что оценка технического состояния автомобильных дорог проводится в отношении всех автомобильных дорог в Российской Федерации.

Согласно п. 3 вышеуказанного Порядка, оценка технического состояния автомобильных дорог в целях определения соответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов проводится владельцами автомобильных дорог на основании результатов обследования и анализа информации о транспортно-эксплуатационных характеристиках автомобильных дорог (далее - обследование). Допускается проведение оценки технического состояния автомобильных дорог на основании результатов обследования, выполненного иными лицами с разрешения владельцев автомобильных дорог.

Из анализа данных норм права следует, что поскольку в силу прямого указания в законе содержание автомобильных дорог местного значения в границах городского округа относится к вопросам местного значения городского округа, работы по паспортизации дорог должны проводиться администрацией городского округа, в административных границах которого имеются дороги местного значения.

Согласно постановлению главы администрации № 1286 от 05 декабря 2019 года «Об утверждении Положения об автомобильных дорогах общего пользования местного значения и осуществлении дорожной деятельности на территории муниципального образования «Нестеровский городской округ» указанная автомобильная дорога является дорогойместного значения.

Таким образом, в ходе рассмотрения дела установлено, что вышеуказанная автомобильная дорога расположена в границах муниципального образования «Нестеровский городской округ», входит в реестр имущества городского округа, однако технический учет и паспортизация указанной дороги администрацией МО «Нестеровский городской округ» не проведены.

Анализ положений законодательства, регулирующих правоотношения в данной сфере, позволяет сделать вывод, что технический паспорт дороги является единственным документом технического учета дорог и дорожных сооружений, определяющим фактическое состояние автомобильной дороги на протяжении всего срока ее службы, что напрямую влияет на безопасность дорожного движения и затрагивает интересы граждан. Отсутствие технического паспорта создает неопределенность при использовании прилегающих к дороге земельных участков, не позволяет объективно оценивать состояние дороги и дорожных сооружений, при этом к работам по содержанию автомобильных дорог относятся, в том числе, и работы по проведению оценки технического состояния и паспортизации (составление технического паспорта дороги).

При таких обстоятельствах, бездействие административного ответчика по невыполнению работ по содержанию автомобильных дорог, к которым относятся, в том числе, и работы по проведению оценки технического состояния и паспортизации (составление технического паспорта дороги), является незаконным, нарушает права неопределенного круга лиц в части безопасности дорожного движения, соответственно, требования прокурора подлежат удовлетворению с возложением на администрацию МО «Нестеровский городской округ» обязанности организовать проведение оценки технического состояния и паспортизации указанной автомобильной дороги.

С учетом положений п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ, принимая во внимание характер административного иска, а также действий, которые следует совершить в целях устранения в полном объеме допущенного нарушения прав и свобод, объем материальных и временных затрат, необходимых для выполнения соответствующих мероприятий по проведению оценки технического состояния и паспортизации автомобильных дорог, суд считает необходимым установить административному ответчику срок для исполнения возложенной обязанности - до 31 декабря 2022 года, считая его разумным и достаточным для выполнения требований прокурора.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

р е ш и л:

Административный иск прокурора Нестеровского района Калининградской области удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации МО «Нестеровский городской округ» в части непринятия мер по проведению оценки технического состояния и паспортизации автомобильных дорог местного значения в пос. Лесистое Нестеровского района Калининградской области, ул. Шоссейная, протяженностью 2 800,0 м.

Обязать администрацию МО «Нестеровский городской округ» в срок до 31 декабря 2022 года произвести технический учет и паспортизацию автомобильной дороги, расположенной в границах МО «Нестеровский городской округ», а именно автодороги местного значения в пос. Лесистое Нестеровского района Калининградской области, ул. Шоссейная, протяженностью 2 800,0 м.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Калининградского областного суда через Нестеровский районный суд Калининградской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

В окончательной форме мотивированное решение изготовлено 22 июля 2021 года.

Судья И.В. Кравец