ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1990/19 от 05.01.2019 Ноябрьского городского суда (Ямало-Ненецкий автономный округ)

копия

УИД 89RS0005-01-2019-002919-55

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

18 ноября 2019 года город Ноябрьск ЯНАО

Ноябрьский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа

в составе председательствующего судьи Нигматуллиной Д.М.

при секретаре судебного заседания Бикмуллиной А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1990/2019 иску Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России № 5 по Ямало-Ненецкому автономному округу к ФИО1 о взыскании недоимки по земельному, транспортному налогу и пени,

установил:

Административный истец МИФНС России № 5 по ЯНАО обратился в суд с иском о взыскании с административного ответчика ФИО1 недоимки по транспортному налогу за 2017 год в размере 113465 рублей, пени за несвоевременную уплату транспортного налога за 2014-2016 годы в размере 52204 рубля 02 копейки, недоимки по налогу на имущество за 2015 и 2017 годы в размере 2241 рубль 15 копеек, пени за несвоевременную уплату налога на имущество за 2014 и 2016 годы в размере 3 рубля 35 копеек, и недоимки по земельному налогу за 2017 год в размере 46497 рублей. В обоснование требований указано, что ФИО1, имея в собственности 6 транспортных средств, 4 объекта недвижимости и земельный участок, не исполнил обязанности по уплате транспортного налога, земельного налога и налога на имущество за упомянутые периоды, в связи с чем у него образовалась задолженность (недоимка), а также начислена пеня. Направленное налоговым органом требование не исполнено. Налоги за 2014-2016 годы также своевременно не уплачивались. Судебный приказ о взыскании этих сумм отменен мировым судьей по заявлению ответчика 20 марта 2019 года.

Стороны в суд не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, просили рассмотреть дело в их отсутствие.

Представитель административного истца заявила об уточнении требований и взыскании с административного ответчика недоимки по транспортному налогу за 2017 год в размере 113465 рублей, пени за несвоевременную уплату транспортного налога за 2015 год в размере 8807 рублей 55 копеек и недоимки по земельному налогу за 2017 год в размере 46497 рублей с указанием на отсутствие пени по транспортному налогу за 2014 год, частичную (в размере 6000 рублей) уплату транспортного налога за 2015 год 5 июня 2017 года, а также отсутствие недоимки и неуплаченной пени по налогу на имущество.

Административный ответчик в представленном суду отзыве на исковое заявление указал, что вопрос по транспортному налогу за 2014-2016 годы решен в судебном порядке, исполнение обязанности по уплате пени не может рассматриваться в отрыве от исполнения обязанности по уплате налога, поэтому возможность взыскания этой пени утрачена. Автомобили МАЗ (2 единицы), ЭО5126, Северный БЕНЦ им проданы в 2016 и январе 2017 года, о чем истцу известно, поэтому начисление налога на эти транспортные средства за 2017 год незаконно, так как он не является их собственником.

С учетом мнения сторон суд полагает возможным рассмотреть дело при данной явке и, исследовав материалы административного дела, приходит к следующему:

В соответствии со ст.57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Согласно ст.356 и 357 НК РФ физическое лицо, на имя которого зарегистрировано транспортное средство, признаваемое объектом налогообложения, является плательщиком транспортного налога. При этом значение имеет только сам по себе факт регистрации транспортного средства.

Обратившись в суд с настоящим иском, административный истец указал, что в 2017 году на имя административного ответчика ФИО1 было зарегистрировано 6 являющихся объектом налогообложения транспортных средств:

- легковой автомобиль ... (г/н ) мощностью двигателя 405 л.с.;

- грузовой автомобиль ... (г/н ) мощностью двигателя 317 л.с.;

- грузовой автомобиль ... (г/н ) мощностью двигателя 317 л.с.;

- специальная машина ... (г/н ) мощностью двигателя 189,99 л.с.;

- специальная машина ... (г/н ) мощностью двигателя 170 л.с.;

- грузовой автомобиль ...г/н ) мощностью двигателя 280 л.с.

В силу правила, содержащегося в ч.2 ст.64 КАС РФ, обстоятельства, установленные всту-пившим в законную силу судебным актом по ранее рассмотренному административному делу, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административ-ного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.

Вступившим в законную силу решением Ноябрьского городского суда от 21 сентября 2017 года установлено, что мощность двигателя (г/н ) составляет 179,5 л.с., следовательно, именно эта величина и должна применяться при исчислении транспортного налога.

Статьей 2 Закона ЯНАО «О ставках транспортного налога на территории Ямало-Ненецкого автономного округа» от 25 ноября 2002 года № 61-ЗАО установлено, что ставка транспортного налога определяется в зависимости от мощности двигателя и категории транспортного средства в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства.

Для самоходных транспортных средств, машин и механизмов на пневматическом и гусеничном ходу независимо от мощности двигателя эта ставка равна 15 рублей; для грузовых автомобилей с мощностью двигателя свыше 250 л.с. – 85 рублей; для легковых автомобилей с мощностью двигателя свыше 250 л.с. – 75 рублей.

С учетом периода регистрации транспортных средств на имя ответчика (весь 2017 год), размер транспортного налога за 2017 год для ответчика составит не указанные в административном иске 113465 рублей, а 113308 рублей, в том числе:

- за ... (г/н ) – (405 х 75 =) 30375 рублей;

- за ... (г/н ) – (317 х 85 =) 26945 рублей;

- за ... (г/н ) – (317 х 85 =) 26945 рублей;

- за ... (г/н ) – (179,5 х 15 =) 2693 рубля;

- за ... (г/н ) – (170 х 15 =) 2550 рублей;

- за ... (г/н ) – (280 х 85 =) 23800 рублей.

В силу положений п.1 ст.363 НК РФ транспортный налог подлежит уплате налогоплатель-щиками – физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим нало-говым периодом, то есть налог за 2017 год должен быть уплачен не позднее 1 декабря 2018 года.

В силу указаний ст.388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Земельный участок с кадастровым номером ..., расположенный по адресу: <адрес> кадастровой стоимостью ... рублей ... копеек, общей площадью ... кв.м, с 30 января 2013 года находится в собственности ФИО1. Таким образом, ответчик является собственником объекта, подлежащего налогообложению, в связи с чем на нем лежит обязанность и по уплате земельного налога за 2017 год.

Размеры ставок земельного налога за земельные участки по видам их функционального использования утверждены Решением Ноябрьской городской Думы от 21 ноября 2013 года № 632-Д. Ставка для принадлежащего административному ответчику объекта составляет 1,5 % от его кадастровой стоимости.

Таким образом, размер налога за земельный участок для административного ответчика составит (3099796 : 100 х 1,5 =) 46497 рублей.

В личный кабинет административного ответчика налоговым органом было направлено содержащее расчет налога налоговое уведомление от 13 сентября 2018 года об уплате в том числе транспортного и земельного налогов за 2017 год в размере 113465 и 46497 рублей соответственно. При этом еще 24 августа 2018 года ответчику разъяснялось, что начисление транспортного налога напрямую зависит от факта регистрации транспортных средств на его имя.

В силу ст.75 НК РФ пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со дня, следующего за установленной законодательством о налогах и сборах датой уплаты налога или сбора. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка РФ.

Поскольку обязанность по уплате налогов своевременно ответчиком исполнена не была, налоговый орган направил в его адрес требование от 16 декабря 2018 года об уплате недоимки в том числе по транспортному и земельному налогу за 2017 год в размере 113465 и 46497 рублей соответственно, а также пени по транспортному налогу без указания периода ее формирования в размере 94195 рублей 76 копеек в срок до 5 января 2019 года.

Вступившим в законную силу решением Ноябрьского городского суда от 21 сентября 2017 года с ФИО1 взыскана недоимка по транспортному налогу за 2015 год в размере 235890 рублей и пеня по этому же налогу за период со 2 по 20 декабря 2016 года в размере 1493 рубля 97 копеек.

Решение суда ФИО1 частично исполнено 5 июня 2017 года путем уплаты в общей сложности 6000 рублей, размер недоимки по транспортному налогу за 2015 год составляет (235890 – 6000 =) 229890 рублей, что подтверждается данными налогового обязательства (карточка «расчеты с бюджетом»).

За период с 12 июля по 15 декабря 2018 года на недоимку по транспортному налогу за 2015 год в 229890 рублей начислена пеня в размере 8807 рублей 55 копеек. Представленный административным истцом расчет пени суд находит правильным.

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам суда ЯНАО от 14 марта 2019 года налоговому органу отказано во взыскании недоимки по транспортному налогу за 2014 год и пени по этому же налогу за период со 2 по 13 декабря 2017 года в связи с пропуском срока обращения в суд.

Как отмечено в Постановлении Президиума ВАС РФ от 6 ноября 2007 года № 8241/07 по делу № А66-659/2006, на основании анализа правовых норм, содержащихся в ст.46 и 75 НК РФ, уплату пеней следует рассматривать как дополнительную обязанность налогоплательщика, помимо обязанности по уплате налога, исполняемую одновременно с обязанностью по уплате налога либо после исполнения последней. Следовательно, исполнение обязанности по уплате пеней не может рассматриваться в отрыве от исполнения обязанности по уплате налога. Поэтому после истечения пресекательного срока взыскания задолженности по налогу пени не могут служить способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога и с этого момента не подлежат начислению.

Следовательно, основания для взыскания пени по транспортному налогу на 2014 год отсутствуют, что свидетельствует об обоснованности уточнения административным истцом требований в указанной части.

В силу ст.48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком – физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд. Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

Требование налогового органа административным ответчиком в установленный срок не исполнено, в связи с чем 26 февраля 2019 года, то есть в пределах установленного законом срока, административный истец обратился в суд с требованием о вынесении судебного приказа о взыскании с него этих сумм.

Судебный приказ был вынесен 1 марта 2019 года, 18 марта ответчик подал мировому судье заявление с возражениями относительно исполнения судебного приказа, на основании которого 20 марта 2019 года судебный приказ был отменен.

13 сентября 2019 года, то есть с соблюдением установленных налоговым законодательством сроков, налоговый орган обратился в суд с настоящим иском о взыскании сумм, указанных в направленном в личный кабинет ответчика ранее требовании.

Поскольку материалы дела с очевидностью свидетельствуют о наличии недоимки по транспортному налогу за 2017 год в размере 113308 рублей и неуплате пени по транспортному налогу за 2015 год за период с 12 июля по 15 декабря 2018 года в размере 8807 рублей 55 копеек, а также наличии недоимки по земельному налогу за 2017 год в размере 46497 рублей, указанные суммы в общем размере 168612 рублей 55 копеек подлежат взысканию с административного ответчика.

В удовлетворении остальной части требований административному истцу должно быть отказано.

В соответствии с подп.8 п.1 ст.333.20 НК РФ, поскольку административный истец освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с настоящей статьей, государственная пошлина в размере ((168612,55 – 100000) : 100 х 2 + 3200 =) 4572 рубля подлежит взысканию с административного ответчика.

На основании изложенного, руководствуясь ст.175-180, 290 КАС РФ, суд

решил:

Административный иск Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России № 5 по Ямало-Ненецкому автономному округу удовлетворить частично.

Взыскать с ФИО1ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, зарегистрированного в <адрес>, 168612 (сто шестьдесят восемь тысяч шестьсот двенадцать) рублей 55 копеек, в том числе:

- недоимку по транспортному налогу за 2017 год в размере 113308 (сто тринадцать тысяч триста восемь) рублей;

- пеню за несвоевременную уплату транспортного налога за 2015 год в размере 8807 (восемь тысяч восемьсот семь) рублей 55 копеек;

- недоимку по земельному налогу за 2017 год в размере 46497 (сорок шесть тысяч четыреста девяносто семь) рублей.

В удовлетворении остальной части административного иска отказать.

Взыскать с ФИО1ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, зарегистрированного в <адрес>, государственную пошлину в размере 4572 (четыре тысячи пятьсот семьдесят два) рубля в бюджет муниципального образования город Ноябрьск.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи жалобы через Ноябрьский городской суд.

Судья (подпись) Д.М.Нигматуллина

Решение в окончательной форме принято 20 ноября 2019 года.

Подлинник решения находится в Ноябрьском городском суде ЯНАО в административном деле № 2а-1990/2019.