ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1991/201826И от 26.06.2018 Тосненского городского суда (Ленинградская область)

Дело №2а-1991/2018 26 июня 2018 года

г.Тосно Ленинградской области

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Тосненский городской суд Ленинградской области в составе председательствующего судьи Ваганова А.В.,

с участием представителя административного истца Никифорова В.М.,

представителя административного ответчика Александрова А.В.,

представителя заинтересованного лица Юруть Ю.И.,

при секретаре Пыщенко О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Степановой Галины Георгиевны к администрации муниципального образования Тосненский район Ленинградской области о признании незаконным постановления об отказе в выдаче разрешения на размещение элементов благоустройства,

установил:

Степанова Г.Г. обратилась в суд с административным иском к администрации муниципального образования Тосненский район Ленинградской области о признании незаконным постановления -па от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в выдаче разрешений на размещение элементов благоустройства (создание зон отдыха) на земельном участке площадью 11 591 кв.м, расположенном на землях Тосненского городского поселения Тосненского района Ленинградской области в границах кадастрового квартала , без предоставления земельного участка и установления сервитута;

об обязании принять решение о выдаче разрешения на размещение элементов благоустройства (создание зон отдыха) на указанном земельном участке.

В обоснование административного иска указала, что ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в администрацию муниципального образования Тосненский район Ленинградской области с заявлением о выдаче разрешения на размещение элементов благоустройства (создание зон отдыха) на земельном участке площадью 11 591 кв.м, расположенном на землях Тосненского городского поселения Тосненского района Ленинградской области в границах кадастрового квартала Постановлением главы администрации муниципального образования Тосненский район Ленинградской области -па от ДД.ММ.ГГГГ ей было отказано в удовлетворении требований. Отказ мотивирован тем, что размещение указанного в заявлении объекта приведёт к невозможности использования спорного земельного участка в соответствии с его разрешенным использованием, а именно, земли историко-культурного значения используются строго в соответствии с их целевым назначением; заявление подано с нарушением требований п.п.4 и 5 Порядка и условий размещения отдельных объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной и муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, а именно, отсутствуют сведения, подтверждающие срок эксплуатации объекта, и в приложенной заявителем схеме не отражены границы предполагаемых к использованию под размещение объектов.

Степанова Г.Г. считает отказ в предоставлении для размещения элементов благоустройства земельного участка необоснованным и незаконным. Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ утвержден перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях и земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов. Пунктом 4 Перечня в числе таких объектов названы элементы благоустройства территории. Порядок и условия размещения объектов на землях и земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов на территории Ленинградской области утверждены постановлением Правительства Ленинградской области от ДД.ММ.ГГГГ. Схема была приложена к заявлению. Другое основание для отказа не обосновано ответчиком ссылками на какое-либо из положений Порядка, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, и является надуманным.

Постановлением администрации муниципального образования Тосненский район Ленинградской области от ДД.ММ.ГГГГ-па утвержден Административный регламент по предоставлению муниципальной услуги «Выдача разрешений на использование земель или земельного участка, находящихся в собственности муниципального образования Тосненский район Ленинградской области, без предоставления земельного участка и установления сервитутов в целях, предусмотренных пунктом 1 статьи 39.34 Земельного кодекса Российской Федерации». Основания для отказа в выдаче разрешения на использование земель или земельных участков перечислены в пункте 2.11 Административного регламента. Ни одна из указанных в этом пункте причин не указана в оспариваемом постановлении. Все перечисленные в п.2.8.1 Административного регламента сведения перечислены в заявлении от ДД.ММ.ГГГГ. Приложенная к заявлению схема соответствует требованиям 2.7.3 Административного регламента.

Степанова Г.Г.владеет на правах собственности и аренды соседними по отношению к спорному земельными участками, является добросовестным землепользователем, осуществляющим восстановительные работы в зоне охраны объекта культурного наследия «Парк усадьбы Строгановых (Марьино)».

Ответчиком при рассмотрении заявления Степановой Г.Г. нарушены требования п.3 ст.39.36 ЗК Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, а также порядок проведения административной процедуры, установленный п.п.2.7.3, п.2.8.1, 2.11 Административного регламента, в связи с чем такой отказ не соответствует закону и нормативным актам, принятым у ответчика, нарушает права и законные интересы Степановой Г.Г. (л.д.4-8).

Степанова Г.Г. извещена о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явилась (л.д.53).

Её представитель Никифоров В.М. поддержал административный иск, пояснил, что Степанова Г.Г. подала заявление на благоустройство. Под благоустройством она понимает разбивку газонов и борьбу с борщевиком. Земли, обозначенные на кадастровом плане территории 47:26:0719004, входят в территорию объекта культурного наследия Парк «Усадьбы Строгановых (Марьино)».

Администрация муниципального образования Тосненский район Ленинградской области представила возражения на административное исковое заявление, в которых указала, что в соответствии с пунктами 3, 5, 8 и 9 Порядка и условий размещения отдельных видов объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов на территории Ленинградской области, утвержденных постановлением Правительства Ленинградской области от ДД.ММ.ГГГГ N 301, согласование размещения отдельных видов объектов на земельном участке, находящемся в муниципальной собственности, осуществляется посредством принятия решения о размещении конкретного объекта на чётко обозначенной части земельного участка с указанием характерных точек его границ или решения об отказе в размещении объекта. К обращению от ДД.ММ.ГГГГ заявитель приложил схему границ земельного участка, предполагаемого к использованию, где обозначил лишь общие границы земельного участка площадью 11 591 кв.м, необходимого, по его мнению, для использования под размещение всех планируемых объектов, без индивидуализации каждого в отдельности (не показывая, где планируется разместить скульптуру, а где мостик, где беседку и т.д.). Отсутствие места размещения планируемого конкретного объекта выступило причиной отказа в размещении объектов. В обращении истца имелось лишь указание на предполагаемый срок использования земельного участка, при этом отсутствовало указание на срок эксплуатации планируемых к размещению объектов, что в соответствии с подп.«а» п.9 вышеуказанного Порядка и условий размещения послужило основанием для отказа в размещении объектов.

Обозначенный в заявлении истца земельный участок площадью 11 591 кв.м находится в границах защитной зоны объекта культурного наследия – Парк «Усадьбы Строгановых (Марьино)», включенный в Единый государственный реестр объектов культурного наследия народов Российской Федерации приказом Комитета по культуре <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с Выпиской из Единого государственного реестра объектов культурного наследия народов Российской Федерации, произведенной Комитетом по культуре <адрес>ДД.ММ.ГГГГ, Парк «Усадьбы Строгановых (Марьино)» является памятником, следовательно, на него распространяется особый правовой режим. Планируемое истцом размещение объектов в пределах территории объекта культурного наследия - Парк «Усадьбы Строгановых (Марьино)» без согласования уполномоченного органа, осуществляющего охрану, приведет к использованию земельного участка не по целевому назначению. Согласно п.2 ст.99 ЗК Российской Федерации изменение целевого назначения земель историко-культурного назначения и не соответствующая их целевому назначению деятельность не допускаются (л.д.26-27).

Представитель административного ответчика Александров А.В. административный иск не признал, пояснил, что речь не идет о предоставлении земельного участка, как ошибочно предполагает заявитель. Речь идет о согласовании конкретного объекта благоустройства на конкретном участке территории. Исходя из этого, определение границ конкретного объекта необходимо. Заявитель должен был обозначить конкретное место с указанием конкретного объекта, срок эксплуатации объекта.

Представитель заинтересованного лица - Комитета по культуре <адрес> Юруть Ю.И. пояснил, что должен быть собственник, пользователь территории, которая подлежит воздействию. Разрабатывается документация, проводится экспертиза, дается задание, разрешение и прочее. Если пользователь приступит к работам, не согласованным с Комитетом, на территории объекта культурного наследия, и эти работы не будут соответствовать сохранению объекта культурного наследия, то Комитет предпримет исчерпывающий перечень мер, предусмотренный законом. Возможно, истец при наличии разрешения на размещение на этом участке объектов благоустройства будет согласовывать эти элементы благоустройства с комитетом по культуре.

Выслушав объяснения представителей административного истца, административного ответчика и заинтересованного лица, исследовав письменные доказательства, суд пришёл к следующему.

Правовое регулирование использования земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута предусмотрено главой V.6 ЗК Российской Федерации.

Подпунктом 6 пункта 1 статьи 39.33 ЗК Российской Федерации предусмотрено, что использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, может осуществляться без предоставления земельных участков в случае размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 3 статьи 39.36 ЗК Российской Федерации виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1300 утвержден Перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, в который включены элементы благоустройства территории и малые архитектурные формы (беседки, ротонды, веранды, навесы, скульптуры, остановочные павильоны, фонари, урны для мусора, приспособления для озеленения, скамейки и мостики) – в ред. Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 385.

Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 301 утвержден Порядок и условия размещения отдельных видов объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов на территории <адрес> (далее Порядок и условия размещения)

В соответствии с п.3 Порядка и условий размещения решение принимается на основании заявления о размещении объекта (далее - заявление), подаваемого физическим или юридическим лицом (далее - заявитель) либо представителем заявителя в уполномоченный орган.

4. В заявлении должны быть указаны, в том числе:

д) вид объекта, предполагаемого к размещению на землях или земельном участке;

е) предполагаемый срок использования земель или земельного участка (срок использования земель или земельного участка не может превышать срок размещения и эксплуатации объекта);

ж) предполагаемая цель использования земель или земельного участка;

5. К заявлению прилагаются:

а) копии документов, удостоверяющих личность заявителя и представителя заявителя, и документа, подтверждающего полномочия представителя заявителя, в случае если заявление подается представителем заявителя;

б) схема границ предполагаемых к использованию под размещение объекта земель или земельного участка на кадастровом плане территории с указанием координат характерных точек границ земель или земельного участка (с использованием системы координат, применяемой при ведении государственного кадастра недвижимости).

8. Решение о размещении объекта или решение об отказе в размещении объекта принимается уполномоченным органом в течение 10 рабочих дней со дня поступления заявления и в течение 3 рабочих дней со дня принятия соответствующего решения направляется заявителю заказным письмом.

9. Решение об отказе в размещении объекта принимается в случае, если:

а) заявление подано с нарушением требований, установленных пунктами 4 и 5 Порядка;

б) в заявлении указаны объекты, предполагаемые к размещению, не предусмотренные постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2014 года N 1300 "Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов";

в) в заявлении указана цель использования земель или земельного участка, не соответствующая назначению объекта;

г) размещение указанных в заявлении объектов приведет к невозможности использования земель или земельных участков в соответствии с их разрешенным использованием;

д) земельный участок, на использование которого испрашивается разрешение, предоставлен физическому или юридическому лицу.

10. В решении об отказе в размещении объекта должно быть указано основание отказа, предусмотренное пунктом 9 Порядка.

В случае если заявление подано с нарушением требований, предусмотренных пунктами 4 и 5 настоящего Порядка, в решении об отказе в размещении объекта должно быть указано, в чем состоит такое нарушение.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Степанова Галина Георгиевна обратилась в администрацию муниципального образования Тосненский район Ленинградской области с заявлением о выдаче разрешения на использование земельного участка площадью 11 591 кв.м, расположенного по адресу: Ленинградская область, Тосненский район, д.Тарасово под размещение элементов благоустройства территории и малых архитектурных форм (беседки, ротонды, веранды, скульптуры, фонари, урны для мусора, приспособления для озеленения, скамейки и мостики). Предполагаемый срок использования – 49 лет. К заявлению была приложена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории , местоположение границ которого определены путем указания координат характерных точек (л.д.13-14, 29-30).

Земельным участком эта территория не является, поскольку местоположение границ определено заявителем по своему усмотрению, в государственном кадастре недвижимости не содержится сведений о таком земельном участке.

Эта территория входит в территорию объекта культурного наследия «Парк «Усадьбы Строгановых (Марьино)», границы которого установлены приказом Комитета по культуре <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.41-46).

ДД.ММ.ГГГГ Степанова Г.Г. подала дополнительное заявление, которым просила читать вид объекта, предполагаемого к размещению, – «под размещение элементов благоустройства территории на кадастровом плане территории 47:26:0719004» (л.д.15).

Степанова Г.Г. представила также справку о том, что проектом благоустройства территории на земельном участке 11 591 кв.м предусмотрена рекультивация засоренных территорий, очистка территории от борщевика и обустройство газона (л.д.31).

Ранее администрация муниципального образования <адрес> запрашивала Комитет по культуре <адрес> о возможности размещения элементов благоустройства территории и малых архитектурных форм (урны для мусора, приспособления для озеленения, скамейки и мостики) на территории объекта культурного наследия и получила ответ от ДД.ММ.ГГГГ о том, что данный комитет не возражает против их размещения в границах территории объекта культурного наследия, учитывая, что малые архитектурные формы и элементы благоустройства объектами капитального строительства не являются (л.д.47).

Постановлением администрации муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-па Степановой Г.Г. отказано в размещении элементов благоустройства территории на землях Тосненского городского поселения <адрес> в границах кадастрового квартала площадью 11 591 кв.м (категория земель – земли населённых пунктов, территориальная зона – зона застройки индивидуальными жилыми домами Ж-2) на 20 лет, согласно схеме, в связи с тем, что размещение указанного в заявлении объекта приведет к невозможности использования земель или земельных участков в соответствии с их разрешённым использованием, а именно – земли историко-культурного значения используются строго в соответствии с их целевым назначением; заявление подано с нарушение требований, установленных п.п.4, 5 Порядка и условий размещения отдельных видов объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов на территории <адрес>, утвержденных постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 301, а именно отсутствуют сведения, подтверждающие срок эксплуатации объекта, а также в приложенной схеме не отражены границы предполагаемых к использованию под размещение объектов (л.д.17, 28).

По буквальному толкованию заявления Степановой Г.Г., она просит не разместить определенные объекты на земельном участке, а предоставить ей весь земельный участок площадью 11 591 кв.м для размещения элементов благоустройства территории и малых архитектурных форм. Представление земельного участка для целей размещения объектов благоустройства земельным законодательством не предусмотрено. Элементы благоустройства территории и малые архитектурные формы в заявлении не конкретизированы, например, сколько скамеек, фонарей и беседок заявитель просит разрешить разместить и какую площадь поверхности земли они займут, соответственно, не указан срок эксплуатации каждой архитектурной формы. Очевидно, что для размещения нескольких скамеек и урн не требуется площадь 11 591 кв.м. Из дополнений к заявлению следует, что предполагается использование всей территории в 11 591 кв.м под газон, что исключит использование земель по целевому назначению – застройка индивидуальными жилыми домами.

Суд приходит к выводу о том, что указанные в заявлении Степановой Г.Г. цели, для которых она предполагала использовать земельный участок, не соответствуют Перечню, поскольку Перечнем предусмотрены определенные объекты, для размещения которых может использоваться участок, а не виды деятельности, которые могут осуществляться на участке без его предоставления. Проведение работ по благоустройству территории и поддержанию ее в благоустроенном виде представляет собой вид деятельности, не указанный в Перечне, в пункте 4 которого значится такой объект, как элементы благоустройства территории. Необходимость предоставления разрешения на использование земель площадью 11 591 кв.м для размещения на них элементов благоустройства территории и малых архитектурных форм ничем не обоснована.

Заявление Степановой Г.Г. не соответствует требованиям подпункта «б» пункта 5; подпунктов «б», «г» пункта 9 Порядка и условий размещения, в связи с чем ей обосновано отказано в размещении объектов благоустройства территории.

Пунктом 1 части 2 статьи 227 КАС Российской Федерации предусмотрено, что суд принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Суд пришёл к выводу о том, что содержание оспариваемого постановления соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, в связи с чем отказывает в удовлетворении административного иска.

На основании изложенного, руководствуясь статьёй 175 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Степановой Галине Георгиевне отказать в удовлетворении административного иска к администрации муниципального образования Тосненский район Ленинградской области о признании незаконным постановления -па от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в размещении элементов благоустройства территории на землях Тосненского городского поселения Тосненского района Ленинградской области в границах кадастрового квартала площадью 11 591 кв.м без предоставления земельного участка и установления сервитута;

об обязании принять решение о выдаче ей разрешения на размещение элементов благоустройства (создание зон отдыха) на указанной территории.

Степановой Галине Георгиевне отказать в возмещении расходов по оплате государственной пошлины в сумме 300 руб.

Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме (ДД.ММ.ГГГГ) путем подачи апелляционной жалобы через Тосненский городской суд.

Судья: подпись