<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Дело № 2а-1992/18
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Махачкала 04.07.2018
Ленинский районный суд г. Махачкалы в составе судьи Чоракаева Т.Э.
при секретаре Магомедовой Н.М.,
с участием представителя административного истица ФИО1, представителя административного ответчика ГУ ОПФР по РД ФИО2,
рассмотрев административное дело по иску ФИО3 ФИО9 к ГУ ОПФР по РД о признании незаконным постановления ОПФР по РД в Ленинскому районе г. Махачкале от ДД.ММ.ГГГГ№ а также возврате денежных средств в размере 22.938,87 руб.,
УСТАНОВИЛ:
Представитель ФИО3 по доверенности ФИО1 обратился в суд к ГУ ОПФР по РД с административным иском в окончательной формулировке (с учетом дополнения к иску) о признании незаконным постановления ОПФР по РД в Ленинскому районе г. Махачкале от ДД.ММ.ГГГГ№, а также возврате денежных средств в размере 22.938,87 руб.
В обоснование иска указывается на то, что истец был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя ДД.ММ.ГГГГ. Постановлением ОПФР по РД в Ленинском районе г. Махачкале от ДД.ММ.ГГГГ№ с истца взысканы страховые платежи в размере 22.938,87 руб. Указанное списание денежных средств произведено незаконно. Вступившим в законную силу решением Ленинского районного суда г. Махачкалы от ДД.ММ.ГГГГ решение о регистрации ФИО3 в качестве индивидуального предпринимателя признано незаконным и отменено, судом установлено, что ФИО3 не осуществлял предпринимательскую деятельность, страховые платежи взысканию с него не подлежат.
В судебном заседании представитель административного истца ФИО1 поддержал административный иск по изложенным в нем основаниям.
Представитель административного ответчика ГУ ОПФР по РД ФИО2 в суде возражал против удовлетворения иска и указал на то, что на момент издания постановления истец был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя и с него подлежали взысканию страховые платежи.
Выслушав стороны, изучив материалы административного дела, суд приходит к следующему.
Административным истцом ФИО3 заявлены требования о признании незаконным постановления ОПФР по РД в Ленинскому районе г. Махачкале от ДД.ММ.ГГГГ№, а также возврате денежных средств в размере 22.938,87 руб.
Согласно сведениям ЕГРИП административный истец ФИО3 (ОГРИП №) был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ в ЕГРИП внесена запись о недействительности регистрации ФИО3 в качестве индивидуального предпринимателя по решению суда.
Истцом представлено само вступившее в силу решение Ленинского районного суда г. Махачкалы от ДД.ММ.ГГГГ, которым решение о регистрации ФИО3 в качестве индивидуального предпринимателя признано незаконным и отменено.
Таким образом, ФИО3 не являлся индивидуальным предпринимателем.
Согласно ч. 4 ст. 219 КАС РФ административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления по вопросам, связанным с согласованием места и времени проведения публичного мероприятия (собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования), а также с вынесенным этими органами предупреждением в отношении целей такого публичного мероприятия и формы его проведения, может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Обжалуемое постановление ГУ ОПФР по РД в Ленинском районе г. Махачкалы № вынесено ДД.ММ.ГГГГ.
Между тем, в ответчиком не представлены допустимые достоверные доказательства того, что обжалуемое постановление направлялось истцу.
В отсутствие допустимых доказательств направления истцу оспариваемых постановлений суд приходит к выводу о том, что истицу о нарушении своих прав стало известно только после обращения обжалуемого постановления к исполнению, после чего он обратился в суд за признанием решения о регистрации ИП недействительным.
В силу ст. 62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.
Порядок взыскания с налогоплательщиков страховых взносов, пеней и штрафов был установлен ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее – ФЗ № 212-ФЗ), действовавшим на момент издания обжалуемых постановлений.
Так, согласно ч. 1 ст. 19 ФЗ № 212-ФЗ в случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок обязанность по уплате страховых взносов исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах плательщика страховых взносов – организации или индивидуального предпринимателя в банках.Обязанность по уплате страховых взносов возникает вследствие осуществления предпринимательской деятельности и прекращается в прекращением соответствующего статуса.
Кроме того порядок взыскания с налогоплательщиков страховых взносов, пеней и штрафов был установлен ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее – ФЗ № 212-ФЗ), действовавшим на момент издания обжалуемых постановлений.
Так, согласно ч. 1 ст. 19 ФЗ № 212-ФЗ в случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок обязанность по уплате страховых взносов исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах плательщика страховых взносов – организации или индивидуального предпринимателя в банках.
В соответствии с ч. 2 указанной статьи взыскание страховых взносов производится по решению органа контроля за уплатой страховых взносов путем направления в банк, в котором открыты счета плательщика страховых взносов – организации или индивидуального предпринимателя, поручения органа контроля за уплатой страховых взносов на списание и перечисление в бюджеты соответствующих государственных внебюджетных фондов необходимых денежных средств со счетов плательщика страховых взносов – организации или индивидуального предпринимателя.
В силу ч. 3 указанной статьи о принятия решения о взыскании орган контроля за уплатой страховых взносов направляет плательщику страховых взносов требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в соответствии со ст. 22 настоящего ФЗ.
В соответствии со ст. 22 ФЗ № 212-ФЗ требованием об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов признается письменное извещение плательщика страховых взносов о неуплаченной сумме страховых взносов, пеней и штрафов, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму страховых взносов, пеней и штрафов. Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов направляется плательщику страховых взносов органом контроля за уплатой страховых взносов в течение трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено частью 3 настоящей статьи. При выявлении недоимки орган контроля за уплатой страховых взносов составляет документ о выявлении недоимки у плательщика страховых взносов по форме, утверждаемой органом контроля за уплатой страховых взносов по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования. Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов по результатам проверки направляется плательщику страховых взносов в течение 10 дней со дня вступления в силу соответствующего решения. Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов должно содержать сведения о сумме задолженности, размере пеней и штрафов, начисленных на день направления указанного требования, сроке уплаты причитающейся суммы, сроке исполнения этого требования, мерах по взысканию недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, которые применяются в случае неисполнения требования плательщиком страховых взносов, подробные данные об основаниях взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, а также ссылки на положения настоящего Федерального закона, которые устанавливают обязанность плательщика страховых взносов уплатить страховой взнос. Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов должно быть исполнено в течение 10 календарных дней со дня получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов не указан в этом требовании. Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов направляется плательщику страховых взносов органом контроля за уплатой страховых взносов, в котором плательщик страховых взносов состоит на учете. Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты отправления заказного письма. Форматы, порядок и условия направления плательщику страховых взносов требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи устанавливаются органами контроля за уплатой страховых взносов.
Какие-либо иные допустимые достоверные доказательства выявления в отношении истца недоимки по страховым взносам, пеням, штрафам (сведения о проведении в отношении не камеральных проверок, справки о выявлении недоимки) не представлены. Требование, на основании которого вынесено оспариваемое постановление, ответчиком не представлено, как и доказательства направления такого требования истцу.
Принимая во внимание, что статус истца в качестве ИП признан судом изначально недействительным, а также существенные нарушения закона, допущенные ответчиком при вынесении оспариваемого определения, суд приходит к выводу, что постановление по взысканию страховых выплат нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене с возвращением взысканных денежных средств по указанному постановлению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-189 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административный иск ФИО3 ФИО10 к ГУ ОПФР по РД удовлетворить.
Отменить вынесенное в отношении ФИО3 ФИО11 постановление ГУ ОПФР по РД в Ленинском районе г. Махачкалы от ДД.ММ.ГГГГ№
Обязать ГУ ОПФР по РД произвести возврат ФИО3 ФИО12 денежных средств, удержанных по постановлению ГУ ОПФР по РД в Ленинском районе г. Махачкалы ДД.ММ.ГГГГ№ в размере 22.938,87 руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Дагестан в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Резолютивная часть решения объявлена ДД.ММ.ГГГГ.
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья