Дело № 2а-1992/2018 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации Ленинский районный суд г. Иваново в составе: председательствующего судьи Андреевой М.Б., при секретаре Радостиной А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску ИФНС России по г. Иваново к ФИО1 о взыскании земельного налога и пени, установил: ИФНС России по г. Иваново обратилась в суд с административным исковым заявлением к ФИО1 о взыскании земельного налога и пени. Исковые требования мотивированы тем, что административный ответчик является плательщиком земельного налога, поскольку владеет земельными участками, указанными в налоговом уведомлении, расположенных по адресу: г. <адрес> В соответствии со ст. ст. 23, 69 Налогового кодекса Российской Федерации административному ответчику налоговым органом был начислен земельный налог в сумме 49887 руб. за налоговый период 2014 г., который не был уплачен административным ответчиком в установленный срок. Согласно ст.75 НК РФ за просрочку уплаты земельного налога административному ответчику начислены пени за период с 16.10.2015 по 22.11.2015 в размере 521,32 руб. На основании ст. 69, 70 НК РФ, административному ответчику налоговым органом были направлены требования об уплате налога и пени. До настоящего времени налог и пени в бюджет не поступили. На основании изложенного административный истец просит взыскать с административного ответчика задолженность по уплате земельного налога в сумме 49887 руб. за налоговый период 2014 год, пени по земельному налогу за период с 16.10.2015 по 22.11.2015 в размере 521,32 руб. Представитель административного истца в судебное заседание не явился, извещен о месте и времени рассмотрения административного дела в установленном законом порядке, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие. Административный ответчик в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещался в установленном законом порядке. Суд, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующим выводам. В соответствии с пунктом 1 статьи 388 НК РФ плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. В соответствии с частью 4 статьи 391 НК РФ, если иное не предусмотрено пунктом 3 настоящей статьи, налоговая база для каждого налогоплательщика, являющегося физическим лицом, определяется налоговым органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Налоговая база по земельному налогу определяется в соответствии со статьей 391 Налогового кодекса РФ в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года являющегося налоговым периодом. Согласно п. 4 ст. 52 НК РФ в случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма. В силу п. 4 ст. 69 НК РФ требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании. В соответствии с п. 6 ст. 69 НК РФ в случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма. Согласно пункту 1 статьи 75 НК РФ пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. В судебном заседании установлено, что административному ответчику в 2014 году принадлежали земельный участок с кадастровым номером №, площадью 851 кв.м. по адресу: г<адрес> 2, и земельный участок с кадастровым номером №, площадью 2945 кв.м. по адресу: г. <адрес> 5, что подтверждается Выпиской из Единого государственного реестра недвижимости о переходе прав на объект недвижимости от 07.08.2018 № КУВИ-001/2018-5368635, не оспариваются административным ответчиком. Налоговым органом административному ответчику исчислен земельный налог за 2014 год, административному ответчику было направлено налоговое уведомление N 1129909 от 08.03.2015 о необходимости уплатить земельный налог в срок до 01.10.2015 года. В связи с неуплатой административным ответчиком налога в указанный в уведомлении срок, в ее адрес направлено налоговое требование N 159589 по состоянию на 25.11.2015 г. о необходимости уплаты в срок до 14.03.2016 года налога в вышеуказанном размере, а также пени, начисленные на недоимку по земельному налогу, которое также оставлено административным ответчиком без исполнения. Факт направления налогового уведомления и требования подтвержден имеющимися в материалах дела списками внутренних почтовых отправлений с отметкой "Почты России" о принятии почтовой корреспонденции. Мировым судьей судебного участка № 3 Ленинского судебного района 17.01.2018 г. был вынесен судебный приказ на взыскание с административного ответчика задолженности по земельному налогу и пени. По заявлению административного ответчика указанный судебный приказ был отменен определением мирового судьи судебного участка № 3 Ленинского судебного района г. Иваново 02.02.2018 года. Таким образом, в судебном заседании установлено, что административный ответчик свои обязанности по своевременной уплате земельного налога не исполнил, оснований для освобождения от его уплаты суду предоставлено не было, в связи с чем, с ответчика подлежит взысканию сумма задолженности по земельному налогу в размере 49887 руб. за 2014 год. Согласно ч. 2 ст. 57 НК РФ, при уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных НК РФ. В силу п.п. 3-4 ст. 75 НК РФ пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Принимая во внимание, что задолженность административным ответчиком в установленные законом сроки не оплачена, в соответствии с правилами статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации подлежат удовлетворению требования налогового органа о взыскании пени за нарушение сроков оплаты земельного налога за период с 16.10.2015 по 22.11.2015 в размере 521,32 руб. Расчет задолженности по налогам и пени, проверен судом, признан верным, ответчиком он не опровергнут, своего расчета задолженности по земельному налогу и пеней административный ответчик суду не представил, оснований для его изменения не имеется. Недоимка по земельному налогу рассчитана с учетом действующих ставок, заявленного периода, сведений о кадастровой стоимости земельного участка. В силу ч. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Если в течение 3-х лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом, при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока. В соответствии с ч. 2 ст. 48 НК РФ и ч. 2 ст. 286 КАС РФ пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом. Рассматривая ходатайство налогового органа о восстановлении срока для взыскания налога и пени, суд исходит из следующего. Статья 57 Конституции Российской Федерации обязывает каждого платить законно установленные налоги и сборы. В порядке реализации этого конституционного требования абзацем 1 пункта 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Судом установлено, что в связи с вводом в налоговых органах Российской Федерации в эксплуатацию нового программного обеспечения и выявлением ошибок в работе функционала в необходимые для направления исков периоды - подготовка данных для взыскания задолженности с физических лиц по статье 48 Налогового кодекса Российской Федерации была приостановлена. Работоспособность компонентов программного обеспечения Федеральной налоговой службой России была восстановлена, однако отдельные подсистемы и процессы работали не стабильно. Иной способ определения лиц, имеющих задолженность по уплате налогов, кроме как с помощью имеющегося программного обеспечения, у налогового органа отсутствует. Для обработки списков налогоплательщиков (по суммовым критериям отбора) запускались бизнес процессы, которые значительное время не завершались, то есть не отбирались конкретные налогоплательщики - должники для взыскания налогов в судебном порядке. В результате определить таких лиц удалось только после истечения отведенного срока для подачи заявления в суд. Вышеназванные обстоятельства подтверждаются письмом Управления Федеральной налоговой службы по Ивановской области в Федеральную налоговую службу от 15.07.2016 года № 18-07/06803@. Сбой в электронной системе базы данных ИФНС по г. Иваново суд расценивает как уважительную причину пропуска срока подачи заявления в суд в порядке ст.48 НК РФ, поскольку данная причина обусловлена возникшими проблемами в функционировании программного обеспечения, которое используется налоговыми органами в работе по взысканию задолженности. При этом суд учитывает, что ручного режима обработки документов по данному направлению не предусмотрено. Учитывая, что обязанность по уплате налогов является конституционной, которая основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения, учитывая причины пропуска процессуального срока, в том числе то обстоятельство, что налоговые органы объективно не имели возможности незамедлительно отреагировать на изменение порядка взыскания недоимок по налоговым платежам в связи с внесением изменений в законодательство, и оперативно скорректировать порядок направления корреспонденции налогоплательщикам, а исковое заявление было подано 30.07.2018, то есть, в установленный законом срок, в течение 6 месяцев после отмены судебного приказа (02.02.2018), суд считает возможным восстановить срок для подачи иска ИФНС России по городу Иваново о взыскании налогов и пени. При изложенных обстоятельствах, учитывая, что административный ответчик не представил суду возражений относительно расчета взыскиваемых сумм налогов либо доказательств их уплаты, с административного ответчика подлежит взысканию задолженность по земельному налогу за 2014 год в сумме 49887 рублей, пени за просрочку уплаты земельного налога за период с 16.10.2015 по 22.11.2015 года в сумме 521,32 рублей Согласно ст.ст. 111, 114 КАС РФ, поскольку административный истец, будучи государственным органом, освобожден от уплаты государственной пошлины при обращении в суд общей юрисдикции, с административного ответчика в доход бюджета муниципального образования город Иваново подлежит взысканию государственная пошлина сумме 1712.25 рублей. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ суд решил: Исковые требования ИФНС России по г. Иваново к ФИО1 удовлетворить. Взыскать с ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ИНН №, уроженки с. Парское, Родниковского района, Ивановской области, зарегистрированной по месту жительства по адресу: г.Иваново, <адрес>, задолженность по земельному налогу за 2014 год в сумме 49887 рублей, пени за просрочку уплаты земельного налога за период с 16.10.2015 по 22.11.2015 года в сумме 521,32 рублей, всего взыскать 50408,32 рублей. Взыскать с ФИО1 в доход бюджета муниципального образования город Иваново государственную пошлину в размере 1712.25 рублей. Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Ленинский районный суд г. Иваново в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме. Судья Андреева М.Б. Мотивированное решение составлено 10.09.2018 года |