ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1992/2023 от 15.12.2023 Соль-илецкого районного суда (Оренбургская область)

дело № 2а-1992/2023

УИД

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Соль-Илецк 15 декабря 2023 года

Соль-Илецкий районный суд Оренбургской области в составе:

председательствующего судьи Власенковой С.В.,

при секретаре Дмитриевой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску администрации МО Соль-Илецкий городской округ Оренбургской области к УФССП России по Оренбургской области МОСП по ИОИП об освобождении от взыскания исполнительского сбора,

УСТАНОВИЛ:

администрация МО Соль-Илецкий городской округ обратилась в суд с вышеуказанным административным заявлением, указав, что является должником по исполнительному производству -ИП, возбужденному 08.09.2023 г. по делу по административному исковому заявлению прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО Соль-Илецкий городской округ Оренбургской области о признании бездействия незаконным и возложении обязанности организации уличного освещения и остановочных павильонов. Должнику установлен пятидневный срок для исполнения судебного акта. Однако в установленный законом срок исполнить судебный акт в полном объеме не представилось возможным, поскольку МО Соль-Илецкий городской округ входит в перечень дотационных муниципальных образований, получающих межбюджетные трансферы из областного бюджета. 31.10.2023г. судебным приставом вынесено постановление о взыскании с администрации исполнительского сбора в размере 50000 рублей и назначении нового срока для исполнения решения суда до 30.11.2023г. Считают, что вины администрации в нарушении сроков исполнения решения суда нет, поскольку бюджет Соль-Илецкого городского округа на будущий год формируется и утверждается Советом депутатов только в ноябре 2023 года. Также в конце года заключены муниципальные контракты по всем основным видам деятельности. В целях исполнения решения суда по организации уличного-дорожного освещения в микрорайоне Западный (<адрес>), 14.11.2023г.были перераспределены бюджетные ассигнования 2023года: с муниципальной программы «Отходы», на муниципальную программу «Повышение безопасности дорожного движения Соль-Илецкого городского округа» в сумме 239600 руб., с муниципальной программы «Развитие транспортной системы Соль-Илецкого городского округа» в сумме 250 000 руб. Для заключения муниципального контракта на устройство уличного освещения: г. Соль-Илецк, в рамках муниципальной программы «Повышение безопасности дорожного движения Соль-Илецкого городского округа» в сумме 489 600 руб. На данный момент на КБК 700 0409 1940171410 244 226 находится 675 000 руб., для заключения муниципального контракта согласно локально сметному расчету. Сроки проведения процедуры заключения муниципального контракта: 14.11.2023 г. – размещена заявка в план графике по определению подрядчика на выполнение уличного освещения г. Соль-Илецка в 2023 г. способом электронного аукциона среди субъектов малого предпринимательства, 17.11.2023 г. – размещено извещение, до 27.11.2023 г. – прием заявок, 29.11.2023 г. подведение итогов, 05.12.2023 г. – подписание муниципального контракта. Срок выполнения работ 8 календарных дней со дня его подписания. Установка уличного освещения по <адрес> западного микрорайона г. Соль-Илецка была проведена в 2022 г., что подтверждается фотографиями, в этой части будет полностью исполнено в декабре 2023 г. В части обустройства остановочных пунктов маршрутных ТС администрацией МО Соль-Илецкий ГО будет подготовлено и подано в суд заявление о прекращении исполнительного производства в связи с тем, что на ряде улиц не проходят маршруты пассажирских перевозок. В связи с тем, что решение суда исполнено частично в декабре 2022 года, взыскание исполнительского сбора является необоснованным. Просит суд освободить администрацию МО Соль-Илецкий городской округ Оренбургской области от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 руб. по исполнительному производству -ИП возбужденному 08.09.2023 г. на основании ИЛ ФС от 11.10.2022 г., выданного Соль-Илецким районным судом по делу .

В судебное заседание представитель административного истца не явился, о слушании дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие, заявленные требования поддерживает.

Представитель административного ответчика судебный пристав- исполнитель МОСП по ИОИП ФИО2 в судебное заседание не явилась, представила возражение на административный иск, полагая наложенное взыскание законным и обоснованным.

В соответствии со ст.150 КАС РФ судом дело рассмотрено в отсутствие не явившихся участвующих в деле лиц.

Исследовав представленные материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений Федеральной службы судебных приставов и судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов.

Согласно ч.1 ст.30 Федерального закона "Об исполнительном производстве" судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства либо с момента доставки извещения о размещении информации о возбуждении исполнительного производства в банке данных, отправленного посредством передачи короткого текстового сообщения по сети подвижной радиотелефонной связи, либо иного извещения или постановления о возбуждении исполнительного производства, вынесенного в форме электронного документа и направленного адресату, в том числе в его единый личный кабинет на Едином портале государственных и муниципальных услуг, в соответствии с частью 2.1 статьи 14 настоящего Федерального закона, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (ч.12).

Согласно ч.8 ст.30 Федерального закона "Об исполнительном производстве" судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства.

По смыслу части 1 статьи 112 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительский сбор обладает свойствами административной штрафной санкции, при применении которой на должника возлагается обязанность произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.

Согласно разъяснениям, содержащимся в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 г. N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", при применении положений части 7 статьи 112 указанного выше федерального закона об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы (пункт 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации). Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора (пункт 75).

Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал, что в силу особенностей публично-правовой ответственности за нарушение условий и порядка исполнительного производства правоприменитель во всяком случае обязан обеспечить должнику возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности, вытекающей из предписаний постановления о возбуждении исполнительного производства (постановление от 30 июля 2001 г. N 13-П).

Таким образом, наличие вины должника-гражданина в несоблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения требований исполнительного документа, должна устанавливаться в каждом конкретном случае.

Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, решением Соль-Илецкого районного суда от 12.05.2022 г., вступившим в законную силу 25.08.2022г., суд признал незаконным бездействие администрации муниципального образования Соль-Илецкий городской округ Оренбургской области:

-по созданию условий для приведения в соответствие с требованиями федерального законодательства объектов улично-дорожной сети, выразившееся в отсутствии уличного освещения в микрорайоне Западный г. Соль-Илецка по улицам <адрес> (от улицы <адрес> до пересечения с улицей <адрес>), <адрес> (кроме участка от улицы <адрес> до улицы <адрес>), <адрес> (кроме участка от улицы <адрес> до улицы <адрес>), <адрес>, <адрес> (кроме участка от улицы <адрес> до улицы <адрес>), <адрес>,

-по не принятию мер по обустройству остановочных пунктов маршрутных транспортных средств на участках дорог по улицам <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>.

Обязал администрацию муниципального образования Соль-Илецкий городской округ Оренбургской области в течение шести месяцев со дня вступления данного судебного решения в законную силу обеспечить наличие уличного освещения в микрорайоне Западный г. Соль-Илецка по улицам <адрес>, <адрес> (от улицы <адрес> до пересечения с улицей <адрес>), <адрес> (кроме участка от улицы <адрес> до улицы <адрес>), <адрес> (кроме участка от улицы <адрес> до улицы <адрес>), <адрес>, <адрес> (кроме участка от улицы <адрес> до улицы <адрес>), <адрес>.

Обязал администрацию муниципального образования Соль-Илецкий городской округ Оренбургской области в течение шести месяцев со дня вступления данного судебного решения в законную силу устранить недостатки эксплуатационного состояния обустройства остановочных пунктов маршрутных транспортных средств на участках:

-по <адрес> – (оборудовать остановочной площадкой, посадочной площадкой, тротуарами, освещением),

-по <адрес> (оборудовать автопавильоном, остановочной площадкой, тротуарами, освещением),

-по <адрес> (оборудовать автопавильоном, остановочной площадкой, тротуарами, освещением),

-по <адрес> (оборудовать автопавильоном, остановочной площадкой, тротуарами, освещением),

-по <адрес> (оборудовать автопавильоном, остановочной площадкой, тротуарами, освещением),

-по <адрес> (оборудовать автопавильоном, остановочной площадкой, тротуарами, освещением).

На основании указанного решения, Соль-Илецким районным судом выдан исполнительный лист ФС от 11.10.2022 г.

Постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по ИОП ФИО3 08.09.2023 г. возбуждено исполнительное производство -ИП года, которое получено администрацией МО Соль-Илецкий городской округ 14.09.2023 г. Должнику установлен 5-ти дневный срок со дня получения указанного постановления для добровольного исполнения.

Постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП и ИОИП УФССП России по Оренбургской области ФИО2 от 31.10.2023 г. с должника взыскан исполнительский сбор в сумме 50000 рублей и установлен новый срок для исполнения документа до 30.11.2023 г. Указанное постановление получено должником 10.11.2023 г.

13.11.2023 г. под администрация МО Соль-Илецкого районного суда направило в адрес Управления ФССП по Оренбургской области письмо-отчет о частичном исполнении решения суда от 12.05.2022 года, а именно, что в целях исполнения о организации уличного-дорожного освещения в микрорайоне Западный (<адрес>), 14.11.2023г.были перераспределены бюджетные ассигнования 2023года: с муниципальной программы «Отходы», на муниципальную программу «Повышение безопасности дорожного движения Соль-Илецкого городского округа» в сумме 239600 руб., с муниципальной программы «Развитие транспортной системы Соль-Илецкого городского округа» в сумме 250 000 руб. Для заключения муниципального контракта на устройство уличного освещения: <адрес>, в рамках муниципальной программы «Повышение безопасности дорожного движения Соль-Илецкого городского округа» в сумме 489 600 руб. На данный момент на КБК 700 0409 1940171410 244 226 находится 675 000 руб., для заключения муниципального контракта согласно локально сметному расчету. Сроки проведения процедуры заключения муниципального контракта: 14.11.2023 г. – размещена заявка в план графике по определению подрядчика на выполнение уличного освещения г.Соль-Илецка в 2023 г. способом электронного аукциона среди субъектов малого предпринимательства, 17.11.2023 г. – размещено извещение, до 27.11.2023 г. – прием заявок, 29.11.2023 г. подведение итогов, 05.12.2023 г. – подписание муниципального контракта. Срок выполнения работ 8 календарных дней со дня его подписания. Установка уличного освещения по улице <адрес> западного микрорайона г. Соль-Илецка была проведена в 2022 г., что подтверждается фотографиями, в этой части будет полностью исполнено в декабре 2023 г. В части обустройства остановочных пунктов маршрутных ТС администрацией МО Соль-Илецкий ГО будет подготовлено и подано в суд заявление о прекращении исполнительного производства в связи с тем, что на ряде улиц не проходят маршруты пассажирских перевозок.

Данные факты, изложенные выше, имеют документальное подтверждение.

В целях исполнения решения суда от 12.05.2022 г. администрацией Соль-Илецкого городского округа направлено письмо начальнику финансового управления от 10.11.2023 г. о распределении бюджетных ассигнований 2023 г. для заключения муниципального контракта в размере 250 000 рублей на устройство уличного освещения в г. Соль-Илецке (<адрес>).

Из уведомления и об изменении бюджетных ассигнований по расходам бюджета городского округа на 2023 финансовый год и на плановый период 2024 и 2025 г. Так на строительство, содержание и текущий ремонт осветительных электроустановок уличного освещения на 2023 г. выделено 4851,90 тыс. руб., в том числе сумма увеличения 489,60 тыс. руб.

Согласно локального сметного расчета №ЛС -3 стоимость устройства уличного освещения г. Соль-Илецка (<адрес>), с. Тамар-Уткуль (<адрес>). В 2023 г. составила 674,78 тыс. руб., в том числе: строительных работ 533,42 тыс. руб., монтажных работ – 16,73 тыс. руб., оборудования – 1,26 тыс. руб., прочих затрат 10,92 тыс. руб., средства на оплату труда рабочих – 46,76 тыс. руб., нормативные затраты труда рабочих, 164,87 чел.час., нормы затраты труда машинистов 65,11 чел.час. Также представлена подробная смета.

Представлено постановление администрации Соль-Илецкого городского округа -п от 15.11.2023 г. о проведении процедуры по определению подрядчика на выполнение работ по устройству уличного освещения на вышеуказанных улицах. Установлен срок выполнения работ 8 календарных дней со дня подписания муниципального контракта, представлено техническое задание, план графика закупок от 14.11..2023 г., представлено извещение о проведении электронного аукциона от 17.11.2023 г. Сумма контракта определена в 674 781,60 руб.

Установка уличного освещения по улице <адрес> западного микрорайона г. Соль-Илецка была проведена в 2022 г., что подтверждается фотографиями.

В части обустройства остановочных пунктов маршрутных ТС администрацией МО Соль-Илецкий ГО, установлен факт, что на улицах: <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес> не проходят маршруты пассажирских перевозок и подтверждается это реестром маршрутов регулярных перевозок Соль-Илецкого городского округа.

Кроме того, из представленных административным истцом документов установлено, что бюджет Соль-Илецкого городского округа на будущий год формируется и утверждается Советом депутатов только в ноябре 2023 года. Также в конце года заключаются муниципальные контракты по всем основным видам деятельности.

Учитывая совокупность указанных обстоятельства, суд приходит к выводу, об отсутствии вины административного истца в нарушении сроков исполнения решения суда нет, должником принимались все возможные меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования, в связи с чем, суд удовлетворяет требования административного истца об освобождении от взыскания исполнительского сбора.

Руководствуясь ст. ст. 175 – 180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

административные исковые требования администрации муниципального образования Соль-Илецкий городской округ Оренбургской области к УФССП России по Оренбургской области МОСП по ИОИП об освобождении от взыскания исполнительского сбора удовлетворить.

Администрацию муниципального образования Соль-Илецкий городской округ Оренбургской области освободить от уплаты исполнительского сбора в размере 50 000 рублей по исполнительному производству -ИП, возбужденному 08.09.2023 г. на основании исполнительного листа ФС от 11.10.2022 года, выданного Соль-Илецким районным судом по делу по административному исковому заявлению прокурора Соль-Илецкого района Оренбургской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО Соль-Илецкий городской округ Оренбургской области о признании бездействия незаконным и возложении обязанности организации уличного освещения и остановочных павильонов.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Оренбургский областной суд через Соль-Илецкий районный суд в соответствии с ч. 1 ст. 298 КАС РФ в течение 1 месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Власенкова С.В.

Мотивированное решение изготовлено 29.12.2023г.