ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1993/2021 от 07.12.2021 Фрунзенского районного суда г. Ярославля (Ярославская область)

Принято в окончательной форме 07.12.2021

(УИД) 76RS0024-01-2021-002160-33

Дело № 2а-1993/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

09 ноября 2021 года г. Ярославль

Фрунзенский районный суд г.Ярославля в составе судьи Пестеревой Е.М., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Комаровой В.А., с участием:

административного истца ФИО1,

представителя административного ответчика ФИО2,

от заинтересованных лиц – не явились,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску Галояна Гургена Саят-Новаевича к ОБ ДПС ГИБДД УМВД по Ярославской области о признании действий незаконными, возложении обязанности,

установил:

ФИО1 обратился в суд с административным иском к ОБ ДПС ГИБДД УМВД по Ярославской области, в котором просил признать незаконными действия сотрудников административного ответчика по административному задержанию ФИО1 с 24.09.2020 по 25.09.2020, с 31.10.2020 по 02.11.2020, с 29.03.2021 по 31.03.2021; признать незаконными действия сотрудников административного ответчика по задержанию автомобиля административного истца с 31.10.2020 по 02.11.2020, с 29.03.2021 по 31.03.2021; признать незаконными действия сотрудников административного ответчика по изъятию у административного истца 24.09.2020 национального водительского удостоверения, выданного 05.04.2019 в респ. Армения; признать незаконными действия сотрудников административного ответчика по удержанию национального водительского удостоверения истца, выданного 05.04.2019 в респ.Армения и не возвращения его административному истцу; признать незаконными действия сотрудников административного ответчика по исчислению срока лишения права управления административным истцом с 24.09.2020; обязать административного ответчика исчислять срок лишения права управления транспортными средствами с 17.07.2018, то есть с момента написания заявления об утрате водительского удостоверения РФ; обязать административного ответчика выдать административному истцу национальное водительское удостоверение, полученное 05.04.2019 в респ.Армения.

Административные исковые требования мотивированы тем, что постановлением мирового судьи судебного участка №1 Некрасовского судебного района Ярославской области от 06.06.2018 по делу №5-365/2018, истец, в то время Енокян Гурген Саят-Новаевич, признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.12.8 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде лишения права управления транспортным средством 1 год 7 месяцев, а также штраф 30000 руб. В законную силу данное постановление вступило 17.07.2018. В этот же день, так как водительское удостоверение, полученное в РФ, было утеряно, истцом было написано соответствующее заявление в органы ГИБДД и срок течения наказания в виде лишения права управления транспортными средствами начал течь с этой даты. 19.04.2019 истец уехал в рес.Армения и отказался от гражданства РФ, в Армении женился и взял фамилию жены Галоян. После истечения срока наказания в виде лишения права управления в РФ истец съездил в Армению и привез имеющиеся там права, выданные в Армении, которых его никто не лишал и управлял транспортными средствами в РФ по ним, так как законодательство это позволяет.

24.09.2020 истец был оставлен сотрудниками ГИБДД и в отношении него был составлен протокол о совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.12.7 КоАП РФ. Истца задержали на срок более трех часов и доставили в суд на следующий день. Определением мирового судьи судебного участка №1 Ярославского судебного района Ярославской области от 25.09.2020 административный протокол в отношении истца был возвращен в ОБ ДПС ГИБДД УМВД по Ярославской области ввиду неполноты представленных данных для рассмотрения дела. При том, водительское удостоверение, полученное в Армении, изъятое 24.09.2020, административному истцу не вернули. Основания, по которым изъяли данное удостоверение, истцу не разъяснили. Срок наказания в виде лишения права управления транспортными средствами в РФ истец отбыл. Течение срока отбытия данного наказания исчислялось с момента написания заявления об утрате водительского удостоверения (17.07.2018) и закончилось 16.02.2020. До этого истец автомобилем в РФ не управлял, срок течения лишения специального права не прерывался, так как уклонения от отбывания данного вида наказания с его стороны не было.

31.10.2020 в 04 час. 45 мин. по адресу: <...> истец был остановлен сотрудниками ГИБДД, которым предъявил копию водительского удостоверения, выданного ему в респ.Армения и пояснил, что изъятый у него 24.09.2020 оригинал водительского удостоверения ему не вернули. В отношении истца был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.12.27 КоАП РФ. Истца задержали, доставили в полицию и поместили в камеру, его машина была поставлена на штрафстоянку. Учитывая, что это была суббота, в камере истец просидел до понедельника – 02.11.2020, после чего его доставили в суд для рассмотрения административного материала.

Постановлением мирового судьи судебного участка №6 Фрунзенского судебного района г. Ярославля от 02.11.2020 производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.12.27 КоАП РФ, в отношении истца прекращено за отсутствием в его действиях состава административного правонарушения. ФИО3 истцу была выдана только после того, как он заплатил за два дня штрафстоянки 4800 руб. и предоставил эвакуатор. Без эвакуатора машину категорически не выдавали. Стоимость эвакуатора составила 6500 руб. 14.12.2020 решением судьи Фрунзенского районного суда г. Ярославля по делу №12-516/2020 постановление мирового судьи от 02.11.2020 оставлено без изменения, жалоба инспектора ГИБДД на указанное постановление – без удовлетворения. Из судебных решений следовало, что срок лишения права управления транспортными средствами подлежал истечению 16.02.2020. Лишенным права управления транспортными средствами на 02.11.2020 истец не являлся.

Имея на руках решения судов, подтвердивших, что истец имеет право управлять транспортными средствами, последний обратился в ОБ ДПС ГИБДД УМВД России по Ярославской области за своим водительским удостоверением, выданным ему в респ.Армения, но получил отказ. По мнению сотрудников ГИБДД, истец все равно лишен права управлять транспортными средствами и водительское удостоверение он не получит, не смотря на решения судов. Не помогло и письменное обращение на имя начальника ГИБДД УМВД России по Ярославской области.

Постановлением мирового судьи судебного участка №6 Фрунзенского судебного района г. Ярославля от 10.03.2021 по делу №5-100/2021 ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1.1 ст.12.1 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде лишения права управления транспортным средством на срок 1 месяц. Данное постановление было обжаловано истцом и не вступило в силу. Позднее, решением судьи Фрунзенского районного суда г. Ярославля от 28.05.2021 (дело №12-232/2021) указанное постановление было отменено, а дело в отношении административного истца было прекращено за истечением сроков давности.

29.03.2021 в 00 час. 30 мин. по адресу: <...> истец был остановлен сотрудниками ГИБДД. Истец предъявил им копию водительского удостоверения, полученного в Армении, все имеющиеся у него решения судов, копию жалобы на постановление от 10.03.2021, с отметкой суда о приеме, что подтверждало, что оспариваемое постановление не вступило в законную силу. Тем не менее, истец был задержан и доставлен в отдел полиции, где на него было составлено 5 административных материалов. Автомобиль истца был задержан и помещен на штрафстоянку. Сам же истец был помещен в камеру, где его продержали всю ночь. На утро 30.03.2021 истец был доставлен в суд для рассмотрения протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.12.27 КоАП РФ.

30.03.2021 постановлением и.о. мирового судьи судебного участка №1 Дзержинского судебного района г. Ярославля по делу №5.1-96/2021 производство по делу в отношении истца было прекращено за отсутствием в его действиях состава административного правонарушения. Выводы и основания таких выводов были аналогичны выводам суда от 02.11.2020 и от 14.12.2020.

Далее истец был доставлен в другой суд для рассмотрения очередного материала, составленного 29.03.2021. Постановлением мирового судьи судебного участка №4 Заволжского судебного района г. Ярославля от 30.03.2021 (дело №2-124/2021) производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.12.27 КоАП РФ в отношении истца было прекращено за отсутствуем в его действиях состава административного правонарушения. Выводы суда и основания таких выводов были аналогичным выводам суда от 02.11.2020 и 14.12.2020. После этого все понимали, что истца задержали незаконно. Права на управление транспортным средством административный истец лишен не были. Тем не менее, истец вновь без всяких на то причин был помещен в камеру до следующего дня, чтобы обеспечить рассмотрение еще трех аналогичных административных материалов, результат рассмотрения которых и так всем был уже понятен. 31.03.2021 определением судьи Фрунзенского районного суда г. Ярославля (дело №2-295/2021) протокол об административном правонарушении по ч.2 ст.12.27 КоАП РФ, составленный инспектором ОБ ДПС ГИБДД УМВД по Ярославской области ФИО9 в отношении истца возвращен в ОБ ДПС ГИБДД УМВД по Ярославской области. Суд в определении обратил внимание, что не смотря на предыдущие решения судов, органы ГИБДД все равно исчисляют срок лишения прав с 24.09.2020, хотя неоднократно судебные инстанции указывали, что водительское удостоверение РФ было утеряно в 2018 году, о чем было написано заявление. С учетом этого, срок лишения права управления транспортным средством у истца истек 16.02.2020, о чем указано выше.

31.03.2021 определением судьи Фрунзенского районного суда г. Ярославля (дело №5-296/2021) протокол об административном правонарушении по ч.2 ст.12.27 КоАП РФ, составленный инспектором ОБ ДПС ГИБДД УМВД по Ярославской области ФИО10, в отношении истца был возвращен в ОБ ДПС ГИБДД УМВД по Ярославской области. Причины и основания для возвращения административного материала аналогичны делу №2-295/2021.

31.03.2021 определением судьи Фрунзенского районного суда г. Ярославля (дело №5-297/2021) протокол об административном правонарушении по ч.2 ст.12.27 КоАП РФ, составленный инспектором ОБ ДПС ГИБДД УМВД по Ярославской области ФИО11, в отношении истца был возвращен в ОБ ДПС ГИБДД УМВД по Ярославской области. Причины и основания для возвращения административного материала аналогичны делу №2-295/2021.

После этого истец был отпущен. Национальное водительское удостоверение ему так и не было возвращено. Машину со штрафстоянки не выдали, поскольку истец не обеспечил прибытие эвакуатора, стоимость которого составила 7000 руб. Чтобы машину истца выдали, ему пришлось оплатить еще 4950 руб.

Исключительные обстоятельства, предусмотренные ч.1 ст.27.3 КоАП РФ для задержания истца у сотрудников полиции отсутствовали. Задержание истца с 24.09.2020 по 25.09.2020, с 31.10.2020 по 02.11.2020, с 29.03.2021 по 31.03.2021 не было связано с исключительными обстоятельствами, так как истец постоянно и длительное время проживает на территории Ярославской области. Задержание административного истца на двое суток, имевшее место с 29.03.2021 по 31.03.2021 носило не только незаконный, но и провокационный характер. На тот момент имелись решения судов, из которых следовало, что срок лишения права управления транспортным средством истек. Эти решения предъявлялись сотрудникам полиции, как и копия жалобы с отметкой суда о ее приеме. А последующее прекращение производства по делу об административном правонарушении в связи с отсутствием в действиях истца состава административного правонарушения свидетельствует о необоснованном привлечении его к административной ответственности, и как следствие, административного задержания и помещения автомобиля на штрафстоянку. В этом же русле незаконны действия сотрудников ГИБДД по изъятию и удержанию национального водительского удостоверения истца, выданного 05.04.2019 в Армении и по исчислению срока лишения права управления транспортными средствами. Не смотря на уже имевшие место решения судов, где уже было установлено, что срок лишения права управления истек 16.02.2020, должностные лица административного ответчика незаконно исчисляли и упорно исчисляют, не смотря на решения судов, срок лишения с 24.09.2020. Эти данные помещены в базу ГИБДД и инспекторы при проверке истца считают его лишенным права управления и задерживают. Также из-за того, что сотрудниками административного ответчика не правомерно исчисляется срок лишения права управления транспортными средствами, последний лишен возможности сдать экзамен в ГИБДД и получить водительское удостоверение после отбытия срока наказания по лишению права управления (с 17.07.2018 по 16.02.2020).

Судом к участию в деле в качестве административного соответчика привлечено УМВД России по Ярославской области, в качестве заинтересованных лиц - МРЭО ГИБДД УМВД России по Ярославской области, ОВМ ОМВД России по Фрунзенскому городскому району.

В судебном заседании административный истец ФИО1 административные исковые требования поддержал по изложенным основаниям.

Представитель административного ответчика УМВД России по Ярославской области по доверенности ФИО2 в судебном заседании против удовлетворения административных исковых требований возражала, представила письменные отзывы, доводы которых поддержала.

Представители административного ответчика ОБ ДПС ГИБДД УМВД России по Ярославской области, заинтересованных лиц МРЭО ГИБДД УМВД России по Ярославской области, ОВМ ОМВД России по Фрунзенскому городскому району в судебное заседание не явились, уведомлены надлежаще.

Судом определено рассмотреть дело при имеющейся явке.

Выслушав участников процесса, исследовав письменные доказательства, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административных исковых требований, исходя из следующего.

В соответствии со ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ) суд удовлетворяет полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

По смыслу указанной нормы, основанием для принятия судом решения о признании действий (бездействий) незаконными является несоответствие действия (бездействия) закону и нарушение прав и свобод заявителя, обратившегося в суд с соответствующим требованием. Отсутствие указанной совокупности является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

По делу установлено, что постановлением мирового судьи судебного участка №1 Некрасовского судебного района Ярославской области от 06.06.2018, вступившим в законную силу 17.07.2018, Галоян (ранее - Енокян) Г.С.-Н. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.12.8 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 30000 руб. и лишением права управления транспортными средствами сроком на 1 год 7 месяцев.

17.07.2018 согласно данным ФИС ГИБДД-М, ФИО4-Н. обратился в ГИБДД Некрасовского района Ярославской области с заявлением об утрате водительского удостоверения 7619431742, выданного на фамилию Енокян на территории Российской Федерации 06.02.2015.

05.04.2019 Галоян (ранее - Енокян) Г.С.-Н. получил новое водительское удостоверение RL447453 в респ. Армения на фамилию Галоян. Данное водительское удостоверение изъято сотрудниками ОБ ДПС ГИБДД УМВД России по Ярославской области 24.09.2020.

Как пояснил в ходе рассмотрения дела ФИО1, после истечения срока лишения его права управления транспортными средствами, который, по мнению административного истца, подлежит исчислению с 17.07.2018 (с момента подачи заявления об утрате водительского удостоверения, выданного в РФ), он на основании водительского удостоверения, полученного в респ. Армения, приступил к управлению транспортными средствами на территории Российской Федерации.

В соответствии с ч.1 ст.3.8 КоАП РФ лишение физического лица, совершившего административное правонарушение, ранее предоставленного ему специального права устанавливается за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом в случаях, предусмотренных статьями Особенной части настоящего Кодекса. Лишение физического лица ранее предоставленного ему специального права устанавливается также за уклонение от исполнения иного административного наказания, назначенного за нарушение порядка пользования этим правом, в случаях, предусмотренных статьями Особенной части настоящего Кодекса, за нарушение установленного в соответствии с законодательством об исполнительном производстве временного ограничения на пользование специальным правом. Лишение специального права назначается судьей.

В силу ч.1 ст.32.5 КоАП РФ постановление судьи о лишении права управления транспортным средством, за исключением трактора, самоходной машины и других видов техники, исполняется должностными лицами органов внутренних дел.

В соответствии с ч.1 ст.32.7 КоАП РФ течение срока лишения специального права начинается со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания в виде лишения соответствующего специального права.

Согласно ч.1.1 ст.32.7 КоАП РФ в течение трех рабочих дней со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания в виде лишения соответствующего специального права лицо, лишенное специального права, должно сдать документы, предусмотренные частями 1 - 3.1 статьи 32.6 настоящего Кодекса, в орган, исполняющий этот вид административного наказания, а в случае утраты указанных документов заявить об этом в указанный орган в тот же срок.

В случае уклонения лица, лишенного специального права, от сдачи соответствующего удостоверения (специального разрешения) или иных документов срок лишения специального права прерывается. Течение прерванного срока лишения специального права продолжается со дня сдачи лицом либо изъятия у него соответствующего удостоверения (специального разрешения) или иных документов, а равно получения органом, исполняющим этот вид административного наказания, заявления лица об утрате указанных документов (ч.2 ст.32.7 КоАП РФ).

Из разъяснений, изложенных в п.32 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.06.2019 N 20 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» следует, что при назначении административного наказания в виде лишения права управления транспортными средствами (в том числе в качестве дополнительного административного наказания) судье в резолютивной части постановления по делу об административном правонарушении необходимо указать подразделение органа, уполномоченного исполнять названное административное наказание (например, подразделение Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации), а также на то, что лицо, привлеченное к административной ответственности, должно сдать все имеющиеся у него соответствующие удостоверения либо заявить об их утрате в указанное судьей подразделение уполномоченного органа, и разъяснить последствия невыполнения данной обязанности (статья 31.3, части 1, 2 статьи 32.5, часть 1 статьи 32.6 и части 1.1, 2 статьи 32.7 КоАП РФ).

Исходя из указанных норм и разъяснений, лицо, подвергнутое административному наказанию в виде лишения права управления транспортными средствами, обязано сдать все имеющиеся у него соответствующие удостоверения, подтверждающие наличие права управления транспортными средствами.

Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда РФ от 27.02.2020 N 493-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина ФИО5 на нарушение его конституционных прав статьей 32.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», поскольку Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях установлен порядок исполнения постановления о лишении специального права, претерпевание гражданином неблагоприятных последствий его неисполнения, состоящего в несдаче удостоверяющего наличие специального права документа в уполномоченный орган, в системе действующего правового регулирования не может рассматриваться как несоразмерное ограничение его прав.

По смыслу приведенных законоположений прерванный срок давности исполнения постановления о назначении наказания в виде лишения специального права подлежит возобновлению в случае сдачи лицом либо изъятия у него соответствующего удостоверения (специального разрешения). Такое регулирование, определяющее порядок исполнения постановления о лишении специального права, обеспечивает реальное исполнение наказания в виде лишения специального права и гарантирует решение задач законодательства об административных правонарушениях, а потому не может само по себе рассматриваться как нарушающее конституционные права граждан.

Из материалов дела следует, что новое водительское удостоверение в респ. Армения на фамилию Галоян было получено административным истцом 05.04.2019, то есть в период течения срока лишения его права управления транспортными средствами по постановлению мирового судьи от 06.06.2018. Следовательно, данное удостоверение также подлежало сдаче в органы ГИБДД, поскольку, как указано выше, лицо, подвергнутое административному наказанию в виде лишения права управления транспортными средствами, обязано сдать все имеющиеся у него соответствующие удостоверения.

Доводы ФИО1 о том, что водительского удостоверения, полученного в респ.Армения, он лишен не был, не могут быть приняты во внимание, поскольку наказание в виде лишения лица права управления транспортными средствами означает лишение этого лица именно специального права, а не конкретного водительского удостоверения.

Вопреки установленной обязанности, ФИО1 не только не сдал национальное водительское удостоверение респ.Армения, но и минуя процедуру, установленную ч.4.1 ст.32.6 КоАП РФ, приступил к управлению транспортными средствами на основании указанного документа. Данные действия, исходя из положений ч.2 ст.32.7 КоАП РФ, представляют собой не что иное, как уклонение лица, лишенного специального права, от сдачи водительского удостоверения (и иных документов).

При установленных обстоятельствах, административным ответчиком обоснованно исчислен срок лишения ФИО1 права управления транспортным средством, который с момента получения административным истцом нового водительского удостоверения в респ.Армения 05.04.2019 прервался. Течение указанного срока, с учетом положений ч.2 ст.32.7 КоАП РФ, возобновилось с даты изъятия у ФИО1 национального водительского удостоверения респ.Армения, то есть с 24.09.2020, и закончилось, соответственно, 05.08.2021.

Правовых оснований для возложения на органы ГИБДД обязанности исчислять срок лишения ФИО1 права управления транспортными средствами с 17.07.2018, то есть с даты подачи им заявления об утрате водительского удостоверения РФ, при установленных обстоятельствах не имеется.

Обстоятельства того, что в части вынесенных в отношении ФИО1 судебных постановлений по делам об административных правонарушениях содержатся выводы о начале течения срока лишения его права управления с 17.07.2018, и истечении этого срока 16.02.2020, суд отклоняет.

В силу ч.3 ст.64 КАС РФ, вступившие в законную силу постановления суда по делу об административном правонарушении являются обязательными для суда, рассматривающего административное дело об административно-правовых последствиях действий лица, в отношении которого вынесены постановления суда, только по вопросам о том, имели ли место определенные действия и совершены ли они этим лицом.

Таким образом, вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении имеет преюдициальное значение только при рассмотрении административного дела об административно-правовых последствиях действий лица, в отношении которого оно вынесено, и только по двум вопросам: имели ли место определенные действия и совершены ли они данным лицом.

Следовательно, изложенные в судебных постановлениях по делам об административных правонарушениях в отношении ФИО1 выводы о периодах течения срока лишения его права управления транспортными средствами, сделанные применительно к конкретным составам административных правонарушений (в частности, ч.2 ст.12.7 КоАП РФ), преюдициального значения для разрешения требований ФИО1 по данному делу не имеют и обязательными для суда не являются.

Согласно ч.1 ст.32.6 КоАП РФ исполнение постановления о лишении права управления транспортным средством соответствующего вида или другими видами техники осуществляется путем изъятия и хранения в течение срока лишения указанного специального права соответственно водительского удостоверения, удостоверения на право управления судами (в том числе маломерными) или удостоверения тракториста-машиниста (тракториста), если водитель, судоводитель или тракторист-машинист (тракторист) лишен права управления всеми видами транспортных средств, судов (в том числе маломерных) и другой техники.

На основании ч.4 ст.32.6 КоАП РФ по истечении срока лишения специального права документы, изъятые у лица, подвергнутого данному виду административного наказания, подлежат возврату, за исключением случаев, предусмотренных частью 4.1 настоящей статьи.

В силу ч.4.1 ст.32.6 КоАП РФ по истечении срока лишения специального права за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьей 9.3 и главой 12 настоящего Кодекса, водительское удостоверение или удостоверение тракториста-машиниста (тракториста), изъятые у лица, подвергнутого данному виду административного наказания, возвращаются после проверки знания им Правил дорожного движения и после уплаты в установленном порядке наложенных на него административных штрафов за административные правонарушения в области дорожного движения, а за совершение административных правонарушений, предусмотренных частью 1 статьи 12.8, частью 1 статьи 12.26 и частью 3 статьи 12.27 настоящего Кодекса, также медицинского освидетельствования данного лица на наличие медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством.

Как разъяснено в п.8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.06.2019 N 20 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством (за исключением учебной езды), квалифицируется по части 1 статьи 12.7 КоАП РФ, а лишенным такого права, - по части 2 данной статьи.

Лицом, не имеющим права управления транспортными средствами, является лицо, которое на момент совершения административного правонарушения не получало такое право в установленном законом порядке, лицо, срок действия соответствующего удостоверения которого истек, а также лицо, действие права управления транспортными средствами которого прекращено судом в связи с наличием медицинских противопоказаний или медицинских ограничений (часть 1 статьи 28 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»). К таким лицам административное наказание в виде лишения права управления транспортными средствами не применяется.

Лишенным права управления транспортными средствами является лицо, которому на основании вступившего в законную силу постановления по делу об административном правонарушении назначено административное наказание в виде лишения права управления транспортными средствами (статья 3.8 КоАП РФ) либо в отношении которого имеется вступивший в законную силу приговор суда о назначении наказания в виде лишения права заниматься деятельностью по управлению транспортными средствами (статья 47 Уголовного кодекса Российской Федерации, далее - УК РФ).

При этом лишение лица права управления транспортными средствами означает, что это лицо одновременно лишается права управления всеми транспортными средствами независимо от того, транспортным средством какой категории (подкатегории) оно управляло в момент совершения административного правонарушения.

Из разъяснений, изложенных в п.9 того же Постановления следует, что по истечении срока назначенного административного наказания в виде лишения права управления транспортными средствами или наказания в виде лишения права заниматься деятельностью по управлению транспортными средствами лицо не является лишенным права управления транспортными средствами. Вместе с тем следует учитывать, что частью 4.1 статьи 32.6 КоАП РФ установлены условия, выполнение которых необходимо для возврата ранее сданного удостоверения по истечении срока указанного административного наказания: проверка знаний ПДД РФ, уплата административных штрафов за административные правонарушения в области дорожного движения, а также прохождение медицинского освидетельствования на наличие медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством в случае совершения административных правонарушений, предусмотренных частью 1 статьи 12.8, частью 1 статьи 12.26 и частью 3 статьи 12.27 КоАП РФ.

В связи с этим управление транспортным средством водителем, подвергнутым административному наказанию в виде лишения права управления транспортными средствами и не выполнившим названных выше условий после истечения срока назначенного наказания, образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.7 КоАП РФ. При этом выполнение таких условий необходимо и в тех случаях, когда лицо, в отношении которого вынесено постановление о назначении административного наказания в виде лишения права управления транспортными средствами, заявило об утрате выданного ему удостоверения либо когда в течение срока лишения права управления транспортными средствами срок действия соответствующего удостоверения истек.

Аналогичные ч.4.1 ст.32.6 КоАП РФ правила возврата водительского удостоверения в отношении лиц, совершивших административное правонарушение, предусмотренное ч.1 ст.12.8 КоАП РФ, предусмотрены п.п.1,2 Правилам возврата водительского удостоверения после утраты оснований прекращения действия права на управление транспортными средствами, утв. Постановлением Правительства РФ от 14.11.2014 N 1191 (далее – Правила №1191).

В силу п.3 Правил №1191, проверка знаний правил дорожного движения проводится путем сдачи теоретического экзамена на предоставление специального права на управление транспортными средствами в соответствии с Правилами проведения экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24.10.2014 N 1097 «О допуске к управлению транспортными средствами», по вопросам, относящимся к правилам дорожного движения и содержащимся в экзаменационных билетах.

Проверка проводится по истечении не менее половины срока лишения права на управление транспортными средствами, назначенного лицу, лишенному права на управление. Лицо, не прошедшее проверку, может пройти проверку повторно не ранее чем через 7 дней со дня проведения предыдущей проверки (п.4 Правил №1191).

Пунктом 6 Правил №1191 предусмотрено, что возврат водительского удостоверения лицу, лишенному права на управление, осуществляется в подразделении Госавтоинспекции по месту исполнения постановления суда по делу об административном правонарушении в день обращения. Возврат водительского удостоверения лицу, лишенному права на управление, может осуществляться в ином подразделении Госавтоинспекции в случае подачи этим лицом не позднее 30 дней до окончания срока лишения права на управление транспортными средствами в подразделение Госавтоинспекции по месту исполнения постановления суда по делу об административном правонарушении заявления с указанием наименования подразделения Госавтоинспекции, в которое необходимо направить водительское удостоверение. Заявление может быть подано в письменной форме на бумажном носителе или в форме электронного документа.

Вместе с тем, совокупность указанных условий ФИО1 не выполнена. Соответствующий экзамен на проверку знания правил дорожного движения административный истец не сдавал, сведений о прохождении им медицинского освидетельствования также не имеется.

Без выполнения требований, предусмотренных ч.4.1 ст.32.6 КоАП РФ, ФИО1 не вправе был приступать к управлению транспортными средствами, в том числе, и на основании водительского удостоверения, выданного 05.04.2019 в респ.Армения, даже и в том случае, если по мнению административного истца срок лишения его права управления транспортными средствами истек 16.02.2020.

Получение нового водительского удостоверения на территории респ.Армения не освобождало ФИО1 от выполнения установленных ч.4.1 ст.32.6 КоАП РФ обязанностей и право управления транспортными средствами не предоставляло.

Доказательств того, что ФИО1 в установленном порядке проходил процедуру возврата водительского удостоверения, предусмотренную вышеуказанными нормами и правилами, обращался в соответствующее подразделение ГИБДД для прохождения экзамена, направлял заявление о возврате национального водительского удостоверения, в материалах дела не имеется. Утверждения ФИО1 о том, что в совершении указанных действий ему чинились препятствия со стороны должностных лиц органов ГИБДД в ходе рассмотрения дела остались голословными и какими-либо иными допустимыми и достаточными доказательствами не подтверждены. Возможности прохождения установленной законом процедуры возврата водительского удостоверения ФИО1 в настоящее время не лишен. Доказательств иного суду не представлено.

Вопреки доводам административного иска, наличие у ФИО1 судебных постановлений, которыми производство по делам об административных правонарушениях по ч.2 ст.12.7 КоАП РФ в отношении ФИО1 прекращалось, также не предоставляло административному истцу права управлять транспортным средством без выполнения установленной законом процедуры возврата водительского удостоверения.

При установленных обстоятельствах правовых оснований для признания незаконными действий сотрудников ГИБДД, выразившихся в изъятии и не возвращении ФИО1 национального водительского удостоверения респ.Армения, возложении обязанности по выдаче административному истцу указанного документа, не имеется.

Требования ФИО1 о признании незаконными действий сотрудников административного ответчика по административному задержанию ФИО1, а также его транспортного средства в периоды с 29.03.2021 по 31.03.2021, удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.

В соответствии с протоколом об административном задержании, 30.03.2021 в 18 час. 51 мин. ФИО1 был задержан и доставлен в ОМВД России по Фрунзенскому городскому району в связи с совершением административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.12.7 КоАП РФ, освобожден 31.03.2021 в 11 час. 00 мин. (л.д.93-94, 90).

В соответствии со ст.27.13 КоАП РФ при пресечении правонарушений, предусмотренных ч.ч.1,2 ст.12.7 КоАП РФ, применяется задержание транспортного средства и отстранение водителя от управления.

Согласно ч.2 ст.12.7 КоАП РФ управление транспортным средством водителем, лишенным права управления транспортными средствами, влечет наложение административного штрафа в размере тридцати тысяч рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок от ста до двухсот часов.

Дело об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест либо административное выдворение, рассматривается в день получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела, а в отношении лица, подвергнутого административному задержанию, - не позднее 48 часов с момента его задержания (ч.4 ст.29.6 КоАП РФ).

Частью 1 ст.27.1 КоАП РФ предусмотрено, что в целях пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления уполномоченное лицо вправе в пределах своих полномочий применять, в том числе, такие меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении как: административное задержание; задержание транспортного средства.

Таким образом, должностные лица органов ГИБДД вправе в пределах своих полномочий применять такие меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении как административное задержание лица и задержание транспортного средства.

ФИО1, как следует из материалов дела, неоднократно привлекался к административной ответственности за совершение правонарушений в области дорожного движения; административное правонарушение, предусмотренное ч.2 ст.12.7 КоАП РФ, в качестве наказания предусматривает административный арест, дело по такому правонарушению подлежит рассмотрению в день получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела а в отношении лица, подвергнутого административному задержанию, - не позднее 48 часов с момента его задержания. При указанных обстоятельствах у должностных лиц органов ГИБДД имелись предусмотренные законом основания для задержания. Сам по себе тот факт, что определением судьи материалы, составленные в отношении ФИО1 по факту задержания, были возвращены с указанием на их неполноту, о незаконности действий должностных лиц органа ГИБДД в указанной части не свидетельствуют. Доказательств административного задержания истца и его транспортного средства 29.03.2021 в материалах дела не имеется. Как пояснил в судебном заседании ФИО1, в указанную дату он не задерживался.

По требованиям о признании незаконными действий сотрудников административного ответчика по административному задержанию ФИО1 в периоды с 24.09.2020 по 25.09.2020, с 31.10.2020 по 02.11.2020, а также по задержанию транспортного средства административного истца с 31.10.2020 по 02.11.2020, суд приходит к выводу о пропуске ФИО1 срока обращения в суд.

Согласно ч.1 ст.219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Срок обращения в суд по периоду задержания с 24.09.2020 по 25.09.2020 истекал 25.12.2020, а по периодам с 31.10.2020 по 02.11.2020 указанный срок истекал соответственно 02.02.2021. Обращение административного истца в суд с указанными требованиями последовало 03.06.2021, то есть с пропуском установленного ч.1 ст.219 КАС РФ срока. Уважительных причин, влекущих восстановление указанного срока, административным истцом не приведено и судом не установлено. Само по себе то обстоятельство, что впоследствии в отношении ФИО1 неоднократно составлялись протоколы об административном правонарушении, участие ФИО1 при рассмотрении дел об административных правонарушениях в отношении него, об уважительности причин пропуска указанного срока не свидетельствует. Данные обстоятельства, по мнению суда, на возможность своевременного обращения в суд с указанными требованиями не повлияли.

В силу ч.8 ст.219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд

решил:

В удовлетворении административных исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Фрунзенский районный суд г.Ярославля в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Е.М. Пестерева