ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1993/2021 от 23.06.2021 Ухтинского городского суда (Республика Коми)

Дело № 2а-1993/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Ухтинский городской суд Республики Коми в составе

председательствующего судьи Никулина М.О.,

при секретаре Каневой М.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Ухте

23 июня 2021 года административное дело по административному исковому заявлению НАО «Первое коллекторское бюро» о признании незаконными действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя с возложением обязанности,

установил:

НАО «Первое коллекторское бюро», являющееся взыскателем по исполнительному производству № ....ИП, обратилось с административным иском на бездействие судебного пристава-исполнителя ОСП по г. Ухте УФССП России по Республике Коми ФИО1, выразившееся в несвоевременном направлении запросов и истребовании ответов из Росгвардии, Росреестра, ЗАГС, Гостехнадзора, ГИМСа; о признании действия по принятию постановления об окончании исполнительного производства; о признании бездействия по возврату исполнительного документа взыскателю незаконными.

Административный истец полагает, что устранение допущенных нарушений возможно путем отмены постановления об окончании исполнительного производства, возобновления исполнительного производства, направления запросов и истребования ответов из Росгвардии о наличии сведений об оружии, Росреестра, ЗАГС, Гостехнадзора, ГИМС об имуществе должника.

Указывает в административном иске, что судебным приставом-исполнителем не принят весь комплекс мер по отысканию имущества должника, чем нарушены права и законные интересы взыскателя на правильное и своевременное исполнение требований исполнительного документа.

Определением суда от 28 мая 2021 года к участию в деле в качестве административных соответчиков привлечены: УФССП России по Республике Коми, судебный пристав-исполнитель ФИО1, заинтересованным лицом – должник по исполнительному производству.

Представитель административного истца ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.

Административные ответчики и заинтересованное лицо, извещенные надлежащим образом, в судебное заседание не явились.

После рассмотрения вопросов, вынесенных в предварительное судебное заседание, суд признал административное дело подготовленным и назначил судебное разбирательство непосредственно после окончания предварительного судебного заседания.

С учетом положений статьи 150 КАС РФ суд не усмотрел безусловных препятствий к разрешению дела в отсутствие не явившихся лиц.

Исследовав материалы дела, суд установил следующее.

<...> г. года на основании исполнительного листа, выданного мировым судьей Пионергорского судебного участка г. Ухты Республики Коми по делу № .... возбуждено исполнительное производство № ....ИП (предмет исполнения: задолженность по кредитным платежам, расходы в размере ....., должник: ФИО2, взыскатель: НАО «Первое коллекторское бюро»).

Судебным приставом-исполнителем от даты возбуждения исполнительного производства направлены запросы в кредитные организации, в налоговый орган (о наличии счетов, о предоставлении сведений, содержащихся в Едином государственном реестре налогоплательщиков, посредством межведомственного взаимодействия (<...> г.), в ПФ России о предоставлении сведений о заработной плате, иных выплатах и вознаграждениях (<...> г., <...> г., <...> г., <...> г.), в ГИБДД о наличии сведений о зарегистрированных транспортных средствах (<...> г., <...> г.), Управление ЗАГС Республики Коми (<...> г.), Росреестр (<...> г.), в миграционную службу (<...> г..

Судебным приставом-исполнителем установлено, что у должника имеется расчетные счета в кредитных организациях: в связи с чем принято постановление об обращении взыскания на денежные средства, хранящиеся » (<...> г.), также принято постановление о временном ограничении на выезд из РФ (<...> г.).

За должником не зарегистрированы транспортные средства, права на недвижимое имущество сведения о получаемых доходах в виде заработной платы, иных выплатах и вознаграждениях в пенсионном фонде отсутствуют, также отсутствуют сведения о зарегистрированных актах гражданского состояния.

Постановлением от <...> г. судебным приставом-исполнителем исполнительное производство ....-ИП окончено, исполнительный лист возвращен взыскателю, так как движимое и недвижимое имущество не установлено, движение по счетам отсутствует, получателем пенсии не является, не трудоустроен, иные доходы не имеет, также учитывая положения пункта 5 статьи 2 Федерального закона № 215-ФЗ от 20 июля 2020 года «Об особенностях исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а также возврата просроченной задолженности в период распространения новой коронавирусной инфекции» имущественное положение по месту жительства (регистрации, пребывания) не проверялось.

Сумма задолженности на дату принятия постановления об окончании составила ....., задолженность взыскана в размере ....

Изложенное подтверждается исследованными в суде доказательствами.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Федеральный закон) задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.

Частью 1 статьи 64 Федерального закона установлено, что исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с настоящим Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе.

Пунктом 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 ноября 2015 года
№ 50 предусмотрено, что бездействие судебного пристава-исполнителя может быть признано незаконным, если он имел возможность совершить необходимые исполнительные действия и применить необходимые меры принудительного исполнения, направленные на полное, правильное и своевременное исполнение требований исполнительного документа в установленный законом срок, однако не сделал этого, чем нарушил права и законные интересы стороны исполнительного производства.

Обратившись в суд с настоящим административным иском, представитель НАО «Первое коллекторское бюро» указывает, что судебный пристав-исполнитель не предпринимал надлежащих и своевременных исполнительных действий для исполнения судебного приказа, в том числе в части направления запросов в Федеральную службу войск национальной гвардии Российской Федерации о наличии сведений об оружии, Государственную инспекцию по маломерным судам, Росреестр о наличии зарегистрированных прав на объекту недвижимости, ЗАГС о зарегистрированных актах гражданского состояния, а также в Гостехнадзор о наличии самоходных машин и других видов техники.

Разрешение вопроса о целесообразности и избрании тех или иных мер в рамках исполнительного производства относится к компетенции судебного пристава-исполнителя, поэтому не совершение исполнительных действий и не принятие мер принудительного исполнения, которые по настоянию административного истца необходимо предпринять, само по себе не свидетельствует о незаконном бездействии административного ответчика.

При этом административный истец не указывает, какое имущество должника было установлено им самостоятельно, поскольку направление запросов о наличии оружия, маломерных судов, самоходных машин и установление данных обстоятельств может исходить при наличии определенной информации о роде деятельности и других сведений, характеризующих должника.

Принимавшиеся судебным приставом-исполнителем меры нельзя расценить как бездействие, поскольку совершены реальные действия, направленные на исполнение требований исполнительного документа.

Так, судебный пристав-исполнитель запросил необходимые сведения, предпринимал меры к выявлению имущества должника, установил расчетные счета в банках, обратил взыскание на них в ПАО КБ «Восточный» в рамках исполнительного производства. Также установлено отсутствие получаемой заработной платы, иного дохода, отсутствие транспортных средств, отсутствие иных объектов недвижимости, на которое возможно обращение взыскание, также отсутствие сведений об актах гражданского состояния, принято постановление о временном ограничении на выезд должника.

Довод административного истца о том, что необходимо также было осуществить выход по месту проживания должника с целью установления имущества, ареста имущества, суд отклоняет, поскольку после именно судебный пристав-исполнитель определяет комплекс мер, необходимых для применения по отношению к должнику, с даты возбуждения исполнительного производства по <...> г. должностное лицо не пришло к выводу о необходимости выхода по месту проживания должника. Далее с <...> г. по <...> г. судебным приставом-исполнителем не применяются меры принудительного исполнения, связанные с осмотром движимого имущества гражданина-должника, находящегося по месту его жительства (пребывания), наложением на указанное имущество ареста, а также с изъятием и передачей указанного имущества. Данное ограничение установлено с 20 июля 2020 года частью 5 статьи 2 Федерального закона от 20 июля 2020 года № 215-ФЗ «Об особенностях исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а также возврата просроченной задолженности в период распространения новой коронавирусной инфекции». Исполнение судебного акта, на основании которого возбуждено исполнительное производство, не содержит требование о наложении ареста на имущество должника, в связи с чем арест имущества не применим. Довод административного истца о том, что по месту проживания должника также могут находиться денежные средства или ценное имущество, не может быть принят судом, поскольку введенные ограничения были вызваны в связи с распространением на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19), что предполагает невозможность выхода по месту проживания, в том числе для установления денежных средств, ценного имущества, их описи.

Довод административного истца о незаконном бездействии судебного пристава-исполнителя в части истребования информации из Росреестра, Управления ЗАГС судом не принимается, поскольку из обстоятельств дела следует, что запросы направлены <...> г. и <...> г. соответственно, информация предоставлена. Более того посредством межведомственного взаимодействия направлен запрос в ФНС о предоставлении сведений из Единого государственного реестре налогоплательщиков, содержащий сведения органов (организаций, должностных лиц), осуществляющих государственную регистрацию транспортных средств, государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, в т.ч. Государственного реестра транспортных средств, реестра маломерных судов, Государственного судового реестра, Российского международного реестра судов, Российского открытого реестра судов, Государственного реестра гражданских воздушных судов Российской Федерации, Единого государственного реестр прав на воздушные суда и сделок с ними. Запрос направлен <...> г., ответ предоставлен, имущество в виде транспортных средств, самоходных машин и техники, маломерных судов, недвижимого имущества не установлено посредством направления запроса межведомственного взаимодействия.

Совокупность условий, как несоответствие оспариваемых бездействий судебного пристава-исполнителя требованиям закона и нарушение этими бездействиями прав и свобод административного истца, по настоящему делу не установлена.

Относительно требования НАО «Первое коллекторское бюро» о признании незаконными действий по принятию постановления об окончании исполнительного производства и незаконным бездействия в части возвращения исполнительного листа суд отмечает следующее.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 46 Федерального закона исполнительный документ, по которому взыскание не производилось или произведено частично, возвращается взыскателю, если у должника отсутствует имущество, на которое может быть обращено взыскание, и все принятые судебным приставом-исполнителем допустимые законом меры по отысканию его имущества оказались безрезультатными.

При этом возвращение взыскателю исполнительного документа по основаниям, предусмотренным статьей 46 Федерального закона, согласно пункту 3 части 1 статьи 47 данного Закона является основанием для окончания исполнительного производства.

Копия постановления судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем его вынесения, направляется взыскателю или должнику (пункт 1 части 6 статьи 47 Федерального закона).

Копия постановления об окончании и возвращении исполнительного документа направлена <...> г. и получена взыскателем <...> г., что следует из представленного реестра.

Доказательств того, что несвоевременное направление взыскателю копии постановления об окончании исполнительного производства и исполнительного документа привело к нарушению его прав, административным истцом не представлено. Нарушение сроков направления указанного постановления от <...> г. и исполнительного документа взыскателю само по себе не может являться основанием для признания действия незаконным, поскольку согласно статье 226 КАС РФ установлена необходимость, прежде всего, выяснять, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца, обязывая его доказать это нарушение (пункт 1 части 9, часть 11). Также нет оснований для признания незаконным бездействия по возврату исполнительного листа, поскольку судом установлено, что исполнительный документ вместе с постановлением об окончании направляется взыскателю. Довод о неполучении оспариваемого постановления взыскателем опровергается материалами дела.

Как разъяснено в абзаце 2 пункта 34 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» отсутствие у должника имущества, на которое может быть обращено взыскание, влечет за собой окончание исполнительного производства только при условии, что судебный пристав-исполнитель принял все допустимые законом меры по отысканию такого имущества и они оказались безрезультатными.

Из материалов дела следует, что судебным приставом-исполнителем приняты разумные и реальные исполнительные действия. Отсутствие результата – взыскания суммы денежных средств с должника в полном размере вызвано не бездействием судебного пристава-исполнителя, а отсутствием денежных средств в необходимом размере, дохода.

Согласно пункту 1 части 3 статьи 227 КАС РФ в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению, суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений.

В порядке устранения последствий незаконного бездействия суд может обязать орган, допустивший нарушение, надлежащим образом исполнить соответствующую публично-правовую обязанность и совершить определенные действия.

Административный истец просит возложить обязанность на судебного пристава-исполнителя возложить обязанность отменить постановление об окончании исполнительного производства, направить запросы Росгвардию, Росреестр, ЗАГС, Гостехнадзор, Государственную инспекцию по маломерным судам.

Судебным приставом-исполнителем были истребованы сведения, направлены запросы в ЗАГС, Росреестр, также посредством межведомственного взаимодействия о предоставлении сведений из ЕГРН, приняты постановления об обращении взыскания на денежные средства, о временном ограничении на выезд, оснований для возложения обязанности при отсутствии нарушений прав не имеется.

Возвращение взыскателю исполнительного документа не является препятствием для повторного предъявления исполнительного документа к исполнению в пределах срока, установленного статьей 21 Федерального закона, с учетом срока для перерыва для предъявления исполнительного документа при наличии информации об изменении имущественного положения должника. В настоящее время основания для возбуждения исполнительного производства не установлены.

Кроме того судом учтено, что в силу части 3 статьи 219 КАС РФ административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

В части 8 этой же статьи указано, что пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Аналогичные положения содержатся в статье 122 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», где указано, что лицом, не извещенным о времени и месте совершения действий, жалоба подается в течение десяти дней со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о вынесении постановления, совершении действий (бездействии).

С административным иском взыскатель обратился <...> г., направив его через ГАС-Правосудие, а оспариваемое постановление получено <...> г., следовательно, от этой даты административному истцу стало известно о нарушении прав, свобод и законных интересов.

Согласно части 3 статьи 92 КАС РФ течение процессуального срока, исчисляемого годами, месяцами или днями, начинается на следующий день после даты или наступления события, которыми определено его начало.

Таким образом, административное исковое заявление об оспаривании действия по принятию постановления об окончании и его отмене по исполнительному производству, о признании бездействий по возврату исполнительного документа, по направлению запросов и истребованию ответов подано за пределами установленного срока.

Частью 5 статьи 180 КАС РФ установлено, что в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.

Пропуска срока для обращения в суд при отсутствии доказательств о незаконном действии (бездействии) судебного пристава-исполнителя, при отсутствии нарушений прав и законных интересов взыскателя в силу части 8 статьи 219 КАС РФ является также самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении административного иска в полном объеме. Доказательств, указывающих на уважительность причин пропуска срока для обращения в суд, не представлено.

Поскольку нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца не установлено, то в удовлетворении административного иска следует отказать также по существу.

Руководствуясь статьями 179-180, 227 КАС РФ, суд

решил:

Оставить без удовлетворения административный иск НАО «Первое коллекторское бюро» о признании незаконным бездействия судебного пристава-исполнителя ОСП по г. Ухте УФССП России по Республике Коми ФИО1 по исполнительному производству № ....-ИП, выразившегося в части возвращения исполнительного документа взыскателю, в несвоевременном направлении запросов и истребовании ответов из Росгвардии, Росреестра, ЗАГС, Гостехнадзора, ГИМСа; о признании незаконными действий судебного пристава-исполнителя по окончанию исполнительного производства; об обязании ответственных должностных лиц ОСП по г. Ухте УФССП России по Республике Коми устранить нарушение прав взыскателя путем отмены постановления об окончании исполнительного производства, возобновить исполнительное производство, направить запросы и истребовать ответы из Росгвардии, Росреестра, ЗАГС, Гостехнадзора, ГИМС.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Коми с подачей жалобы через Ухтинский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий-

Мотивированное решение составлено 5 июля 2021 года.

Судья- М.О. Никулин