ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1997/19 от 22.04.2019 Ленинскогого районного суда г. Смоленска (Смоленская область)

Дело № 2а-1997/19

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

22 апреля 2019г. г.Смоленск

Ленинский районный суд г. Смоленска

В составе:

Председательствующего Иванова Д.Н.

при секретаре Алексеенко А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Ленинского района г. Смоленска в защиту неопределённого круга лиц и интересов Российской Федерации о признании информации, размещённой на Интернет-сайтах с URL-адресами «http:/darkmoney.se/obnalichka-84/trebuetsya-obnalichka-so-specscheta-146213/», информацией, распространение которой запрещено на территории Российской Федерации,

установил:

Прокурор Ленинского района г. Смоленска обратился в суд с административным иском к Управлению Роскомнадзора по Смоленской области о признании информации, содержащейся в информационно-коммуникационной сети Интернет на сайте с URL-адресом «http:/darkmoney.se/obnalichka-84/trebuetsya-obnalichka-so-specscheta-146213/», запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, указав, что в ходе проведённой прокуратурой проверки исполнения законодательства об образовании, а также об информации, информационных технологий и о защите информации проведён мониторинг Интернет-ресурсов и выявлен указанный сайт, на страницах которого пользователям сети Интернет предлагается осуществить обнал (незаконный вывод) денежных средств, содержащихся на специальных банковских счетах, предназначенных для осуществления расчетов в рамках государственного оборонного заказа, то есть размещена информация, запрещенная к распространению в Российской Федерации, как информация способствующая совершению уголовных и административно наказуемых деяний, и свидетельствует о неправомерном вмешательстве в сферу управленческих отношений, регулируемых нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Представитель истца Маркова Е.Н. в судебном заседании административный иск поддержала.

Представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций РФ по Смоленской области Федик О.О. не возражала против удовлетворения предъявленных требований.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

На основании ч.1 ст.10 Федерального закона от 27 июля 2006г. №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством.

Передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности и может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами (ч.5 ст.15 названного Закона).

По правилам ч.1 ст.9, ч.6 ст.10 Федерального закона от 27 июля 2006г. №149-ФЗ ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

На основании ч.ч.1, 3, 5 ст.15.1 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено». Создание, формирование и ведение реестра осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Основанием для включения в реестр сведений, указанных в ч.2 ст.15.1 Закона, является, в частности, вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Решения, являющиеся основаниями для ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, принимаются судами общей юрисдикции в порядке административного судопроизводства в рамках осуществления обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям (ч.3 ст.1 КАС РФ; Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации №1 (2018), утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.03.2018).

В ходе судебного разбирательства установлено, что в результате проведенной прокуратурой Ленинского района г. Смоленска проверки исполнения законодательства об образовании, а также об информации, информационных технологиях и о защите информации посредством мониторинга Интернет-ресурсов, выявлен сайт с URL-адресом «http:/darkmoney.se/obnalichka-84/trebuetsya-obnalichka-so-specscheta-146213/», на страницах которого пользователям сети Интернет предлагается осуществить обнал (незаконный вывод) денежных средств, содержащихся на специальных банковских счетах, предназначенных для осуществления расчетов в рамках государственного оборонного заказа.

При этом вход на вышеуказанные сайты свободный, не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием указанных Интернет-ресурсов и скопировать информацию в электронном варианте может любой интернет-пользователь. Информация на сайтах распространяется бесплатно, срок пользования неограничен, какое-либо ограничение на передачу, копирование и распространение данной информации отсутствует.

В настоящее время по используемым для размещения запрещенной информации сайтам в сети Интернет решения уполномоченного органа о запрете к распространению данной информации отсутствует. В Едином реестре доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, информации о данных сайтах не имеется.

Статьями 8.3 и 8.4 Федерального закона от 29.12.2012 N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе" установлен режим отдельного счета, а также перечень операций, совершение которых по отдельному счету не допускается.

В силу п. 3 ч. 3 ст. 8 Федерального закона от 29.12.2012 N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе" запрещаются действия головного исполнителя, исполнителя, направленные на использование полученных по государственному контракту, контракту средств на цели, не связанные с выполнением государственного оборонного заказа.

Таким образом, Федеральным законом от 29.12.2012 N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе" установлена система отдельных счетов, которая должна обеспечивать целевое использование федеральных бюджетных средств при исполнении государственного оборонного заказа.

При таких обстоятельствах незаконный вывод денежных средств, содержащихся на специальных банковских счетах, свидетельствует о направлении и использовании денежных средств, полученных из средств федерального бюджета, выделенных на реализацию государственного оборонного заказа на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 КоАП РФ.

При таком положении сведения, размещенные на указанном выше интернет-сайте, вводят в заблуждение неопределенный круг лиц относительно возможности и допустимости обнала (незаконного вывода) денежных средств, содержащихся на специальных банковских счетах, предназначенных для осуществления расчетов в рамках государственного оборонного заказа побуждают неопределенный круг лиц к совершению преступлений и способствуют их совершению.

Таким образом, перечисленными правовыми нормами в их взаимосвязи предусмотрен запрет на распространение информации (незаконного вывода) денежных средств, содержащихся на специальных банковских счетах, предназначенных для осуществления расчетов в рамках государственного оборонного заказа.

Предоставление возможности доступа к интернет-сайтам, на которых содержится вышеуказанная информация, является, по существу, её распространением.

В соответствии с пунктом 1 статьи 15.1 Федерального закона от 27 июля 2006г. № 149-ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети "Интернет", содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено"

Согласно пункту 2 статьи 15.1 Федерального закона от 27 июля 2006г. № 149-ФЗ в реестр включаются: доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Пунктом 3 статьи 15.1 Федерального закона от 27 июля 2006г. № 149-ФЗ установлено, что создание, формирование и ведение реестра осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи (Роскомнадзор), в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 5 статьи 15.1 Федерального закона от 27 июля 2006г. № 149-ФЗ и подпункту "а" пункта 5 Правил создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено" основанием для включения в Реестр доменных имен, указателей страниц сайтов, сетевых адресов, содержащих информацию о персональных данных физического лица является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

При таких обстоятельствах, незаконный и запрещенный характер сведений, размещенных на спорных ресурсах в сети «Интернет», нашел свое объективное подтверждение при разбирательстве дела.

Поскольку признание информации запрещенной к распространению на территории Российской Федерации позволяет предотвратить дальнейшее распространение такой информации в РФ среди неопределенного круга лиц путем включения Роскомнадзором, являющимся федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, в том числе, электронных и массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, соответствующих данных в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в РФ запрещено (п.9 Правил создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», утв. постановлением Правительства РФ от 26.10.2012 №1101), суд удовлетворяет заявленные требования.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд

решил:

Признать информацию, содержащуюся в информационно-коммуникационной сети Интернет на сайтах с URL-адресами «http:/darkmoney.se/obnalichka-84/trebuetsya-obnalichka-so-specscheta-146213/», запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Смоленский областной суд через Ленинский районный суд г.Смоленска в течение одного месяца.

Судья Д.Н. Иванов