Резолютивная часть решения объявлена – 6 августа 2020г. Дело № 2а-199/2020
Мотивированное решение составлено – 10 августа 2020г. УИД:05RS0020-01-2020-000240-04
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
06 августа 2020 года с. Юбилейное Кизлярского района РД
Кизлярский районный суд Республики Дагестан в составе председательствующего судьи Абдуллаева М.Н., при секретаре Волкодав И.А., с участием представителей административного истца ФИО1 и ФИО2, представителей администрации МР «Кизлярский район» ФИО3 и ФИО6,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Государственного казенного учреждения РД «Противопожарная служба РД» к администрации МР «Кизлярский район» РД о признании незаконным отказа администрации муниципального района «Кизлярский район» от 01.04.2020 №_01-74/832 в выдаче ГКУ РД «ППС РД» разрешения на строительство пожарного депо на 2 машино-выезда на земельном участке площадью 8000 кв. м. с кадастровым номером: 05:02:000006:1212 по адресу <адрес>, <адрес> Республики Дагестан и об обязании администрацию муниципального района «Кизлярский район» выдать ГКУ РД «ППС РД» разрешение на строительство пожарного депо на 2 машино-выезда на земельном участке площадью 8000 кв. м. с кадастровым номером: 05:02:000006:1212 по адресу <адрес> Республики Дагестан,
У С Т А Н О В И Л:
Представители административного истца ГКУР РД «ППС РД» по доверенности ФИО2 и ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации МР «Кизлярский район» РД о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на строительство пожарного депо и обязании администрации муниципального района «Кизлярский район» выдать ГКУ РД «ППС РД» разрешение на строительство пожарного депо.
В обоснование заявленных административных исковых требований представители административного истца указали, что 19.03.2020 года административным истцом ГКУ РД "ППС РД" в соответствии с ч. 7 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ в Администрацию муниципального района «Кизлярский район» было направлено письмо № 10-09/201 от 19.03.2020 г. о выдаче разрешения на строительство одноэтажного здания пожарной части на два машино-выезда в селе <адрес> Республики Дагестан.
01.04.2020 года административным ответчиком было направлено письмо № 01-14/832 от 01.04.2020 г., содержащее отказ в выдаче разрешения на строительство с указанием того, что строительство данного объекта уже осуществляется.
В рамках реализации государственной программы «Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах в республике Дагестан» и её подпрограммы «Комплексные меры по обеспечению пожарной безопасности в Республике Дагестан на 2019-2023 годы» и в ответ на обращение администрации МО «сельсовет ФИО7» от 01.02.2019 г. о готовности выделить земельный участок, в селе <адрес> Республики Дагестан в сентябре 2019 года было начато строительство одноэтажного здания пожарной части на два машино-выезда на земельном участке с кадастровым номером 05:02:000006:1212 общей площадью 8000 кв. м., который согласно постановлению администрации МО «сельсовет ФИО7» №4 от 11.02.2019 г. был предоставлен в безвозмездное пользование Государственному казенному учреждению Республики Дагестан «Противопожарная служба Республики Дагестан» (далее - ГКУ РД «ППС РД»), что подтверждается актом приёма-передачи земельного участка. Право на безвозмездное пользование земельным участком закреплено Договором от 11.02.2019 г. между администрацией сельского поселения «сельсовет ФИО7» и ГКУ РД «ППС РД».
Получено положительное заключение ГБУ РД «Региональный центр Республики Дагестан по ценообразованию в строительстве» № 30-04-1А-49-19, по результатам проверки было установлено, что смета соответствует государственным сметным нормативам, включенным в федеральный реестр сметных нормативов. Финансирование строительства объекта производится за счёт бюджета Республики Дагестан.
14 марта 2019 года административным истцом главе Администрации муниципального района «Кизлярский район» направлено письмо с просьбой предоставить письменный перечень документов, необходимых для выдачи разрешения на строительство здания пожарной части (одноэтажное здание пожарного депо, кадастровый номер 05:02:000006:1212). Однако, ответа на данное письмо нами получено не было.
17 марта 2020 года главе МО «Кизлярский район» (ФИО13.) было повторно направлено письмо с просьбой о содействии получения разрешения на строительство, в котором была предоставлена вся необходимая информация о земельном участке и возведённой постройке в рамках строительства здания пожарной части. Данное письмо и затребованные в устной форме архитектором района (ФИО4) документы, нами были направлено на его электронную почту. Скриншот прилагается.
19 марта 2020 года и.о. главы МО «Кизлярский район» (ФИО5) было направлено письмо, сообщающее о том, что в ходе совместной подготовки документов на выделение земельного участка под строительство пожарной части был упущен этап получения разрешения на строительство и об оказании содействия в скорейшем получении разрешения на строительство.
01.04.2020 г. от администрации муниципального района «Кизлярский район» получен ответ в письме № 01-14/832 от 01.04.2020 г. о том, что выдать разрешение на строительство пожарного депо на 2 машино-выезда в <адрес> не представляется возможным, в связи с тем, что на момент обращения строительство данного объекта уже осуществляется.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 3 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации, подпунктом 26 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам органа местного самоуправления относится выдача разрешений на строительство, реконструкцию и ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства, расположенных на территории муниципального образования.
Согласно части 1 и 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории и дающий субъекту право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных вышеуказанной статьей.
Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренной статьей 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Уполномоченный орган отказывает в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 выше указанной статьи, либо их несоответствии требованиям закона (часть 13 этой же статьи).
По смыслу приведённых положений, уполномоченный орган вправе отказать в выдаче разрешения на строительство (реконструкцию) только на основании правовых норм и обстоятельств, указанных в федеральном законе, начало проведения строительных работ к таковым основаниям не отнесено, следовательно, основание отказа не соответствует статье 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Из положения вышеназванной статьи следует, что проверочные действия уполномоченного органа осуществляются исключительно с целью установления возможности (допустимости) строительства объекта капитального строительства по представленному проекту на заявленном земельном участке.
При этом начало строительных работ не влияет на принятие решения о соответствии проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом, и возможности возведения на заявленном участке объекта капитального строительства по представленному проекту. В случае положительного заключения - законные основания для отказа в выдаче разрешения на строительство отсутствуют. Следовательно, отказ администрации муниципального района «Кизлярский район» в выдаче ГКУ РД "ППС РД" разрешения на строительства является незаконным.
Поэтому просят признать незаконным отказ администрации муниципального района «Кизлярский район» от 01.04.2020 №_01-74/832 в выдаче ГКУ РД «ППС РД» разрешения на строительство пожарного депо на 2 машино-выезда на земельном участке площадью 8000 кв. м. с кадастровым номером: 05:02:000006:1212 по адресу <адрес><адрес> Республики Дагестан. Также они просят обязать администрацию муниципального района «Кизлярский район» выдать ГКУ РД «ППС РД» разрешение на строительство пожарного депо на 2 машино-выезда на земельном участке площадью 8000 кв. м. с кадастровым номером: 05:02:000006:1212 по адресу <адрес> Республики Дагестан.
Представители административного истца ГКУР РД «ППС РД» по доверенности ФИО8 и ФИО1 поддержали в суде исковые требования и просили удовлетворить их по указанным в административном исковом заявлении основаниям.
Также в суде представитель административного истца ФИО8 о пояснил, что начиная с 2014г. главы МР «Кизлярский район» обращались в Правительство Республики Дагестан и в МЧС Дагестана с просьбой о строительстве пожарной части на территории Кизлярского района. С учетом важности данного вопроса МЧС Дагестана было предусмотрено строительство пожарной части на территории Кизлярского района и совместно с руководством Кизлярского района было принято решение о строительстве пожарной части в с. Черняевка конкретно на указанном главой района и главой сельского поселения земельном участке. Ввиду просьб об этом со стороны администрации МР МЧС Дагестана удалось включить в государственную программу РД «Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах в Республике Дагестан на 2019 -2023 годы», утвержденную постановлением Правительства Республики Дагестан от 29 апреля 2019 года № 100. В целях реализации этой государственной программы в 2019 году начато строительство пожарного депо, под строительство которой постановлением администрации МО «сельсовет ФИО7» от 11 февраля 2019г. № 4 выделен земельный участок площадью 8000 кв. м. по <адрес>. На данный участок получено свидетельство о государственной регистрации прав под строительство пожарного депо и подготовлена вся требуемая проектно – строительная документация.
Спустя полгода после начала строительства ими было обнаружено отсутствие разрешения на строительство. В процессе подготовки разрешительной документации была допущена техническая ошибка, а именно был упущен этап получения разрешения на строительство данного объекта. Он считает, что администрация района обязана дать разрешение на строительство, так как введение объекта в эксплуатацию без оформления все документации невозможно, а фактически строительство пожарного депо по Государственной программе завершается. Поэтому он просит удовлетворить требования и обязать администрацию выдать разрешение на строительство пожарного депо. Он считает, что отсутствие письменного разрешения не означает, что строительство объекта велось самовольно или с нарушениями градостроительных норм. Фактически разрешение на строительство было дано главой МР «Кизлярский район» и главой СП «сельсовет ФИО7» Кизлярского района, при непосредственном участии которых был выделен земельный участок и начато строительство. Недооформление документов по вине отдельных работников, по его мнению, не должно препятствовать сдаче построенного по всем правилам градостроительных норм и требований безопасности объекта, необходимого для противопожарной безопасности сёл и сельскохозяйственных предприятий Кизлярского района.
Представители административного ответчика - администрации муниципального района «Кизлярский район»" ФИО3 и ФИО6 в суде не признали заявленные требования о признании незаконным отказа администрации в выдаче разрешения на строительство и просили суд отказать в требованиях об обязании выдать такое разрешение.
Непризнание требований административного истца представители ответчика ФИО3 и ФИО6 обосновали следующими доводами.
Выдать разрешение на строительство пожарного депо в <адрес> на 2 машинно - выезда невозможно, ввиду того, что на момент обращения строительство данного объекта завершается, а разрешение на строительство объекта является основанием для начала строительства указанного в нём объекта. Поэтому выдача такого разрешения должна предшествовать проведению строительных работ. Кроме того, согласно п.2 ч.7 ст.51 Градостроительного кодекса РФ для получения разрешения на строительство застройщик направляет в орган, уполномоченный на выдачу разрешения на строительство градостроительный план земельного участка (ГПЗУ), а такой план застройщиком не представлен. Кроме того, градостроительный план является документом, на основании которого осуществляется разработка проектной документации на строительство объекта капитального строительства и выдаётся до начала разработки проекта. Подготовить ГПЗУ после разработки проектной документации, на основании которой уже осуществляется строительство объекта, также не представляется возможным.
Выслушав доводы представителей административного истца и административного ответчика, допросив свидетеля и изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Доводы искового заявления представителя административного истца ГКУР РД «ППС РД» по доверенности ФИО8 и ФИО1 нашли свое подтверждение в ходе разбирательства дела.
Так, В соответствии с подпунктом 5 пункта 3 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации, подпунктом 26 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам органа местного самоуправления относится выдача разрешений на строительство, реконструкцию и ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства, расположенных на территории муниципального образования.
Согласно части 1 и 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории и дающий субъекту право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных вышеуказанной статьей.
Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренной статьей 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Уполномоченный орган отказывает в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 выше указанной статьи, либо их несоответствии требованиям закона (часть 13 этой же статьи).
По смыслу приведённых положений, уполномоченный орган вправе отказать в выдаче разрешения на строительство (реконструкцию) только на основании правовых норм и обстоятельств, указанных в федеральном законе, начало проведения строительных работ к таковым основаниям не отнесено, следовательно, основание отказа не соответствует статье 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Из положения вышеназванной статьи следует, что проверочные действия уполномоченного органа осуществляются исключительно с целью установления возможности (допустимости) строительства объекта капитального строительства по представленному проекту на заявленном земельном участке.
При этом начало строительных работ не влияет на принятие решения о соответствии проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом, и возможности возведения на заявленном участке объекта капитального строительства по представленному проекту. В случае положительного заключения - законные основания для отказа в выдаче разрешения на строительство отсутствуют.
Представители административного ответчика не отрицают, а подтверждают фактическое выделение земельного участка в с. Черняевка по указанному адресу для строительства важного для региона объекта по обеспечению пожарной безопасности. Также представителями административного ответчика не отрицается, что пожарное депо строится по Правительственной программе в связи с обращениями МР «Кизлярский район» о необходимости такого объекта для Кизлярского района. Не оспаривается также законность выделения земельного участка площадью 8000 кв. метров для строительства пожарного депо, сотавление договора пользования земельным участком и т.д.
Допрошенный в качестве свидетеля судом главный архитектор района ФИО4 пояснил, что у администрации нет законных оснований для выдачи разрешения на строительство депо, в связи с чем им было подготовлено письмо от имени Врио главы района от 19.03.2020г. об отказе в выдаче разрешения на строительство. Изложенные в ней доводы он поддерживает. Далее ФИО4 пояснил: при начале строительства застройщик – ГКУ РД «Противопожарная служба Республики Дагестан» обязано было обратиться в администрацию МР «Кизлярский район» с заявлением о выдаче градостроительного плана земельного участка. В случае обращения такой документ истцу – ГПЗУ был бы выдан, препятствий для этого не было. Затем истец должен был представить администрации разработанный ими же (администрацией МР «Кизлярский район») ГПЗУ и получить разрешение на строительство от них. В этом случае также препятствий для выдачи разрешения на строительство не было. Но, поскольку такого обращения в администрацию района не было, то выдать разрешение на строительство в настоящее время администрация, по его мнению, не имеет права.
Представленные административным истцом и исследованные доказательства, бесспорно указывают на то, что строительство данного объекта начато не самовольно, а в соответствии с фактическим разрешением, но без документального оформления и получения разрешения на строительство пожарного депо. Это обстоятельство подтверждается:
- письмом главы МО «сельсовет ФИО7» Кизлярского района Министру МЧС ФИО9.М. о выделении земельного участка с кадастровым номером 05:02:000006:1212 общей площадью 8000 кв. метров;
- постановлением главы МО «ФИО7» о предоставлении указанного земельного участка ГКУ РД «Противопожарная служба» в безвозмездное пользование;
- актом приема – передачи указанного земельного участка;
- договором безвозмездного пользования земельным участком;
- свидетельством о государственной регистрации права собственности на земельный участок;
- техническими условиями на проектирование объектов капитального строительства к сетям газораспределения;
- договором об осуществлении технологического присоединения ЛРЭС;
- техническими условиями для присоединения к электрическим сетям;
- положительным заключением № 30-04-1А-49-19 ГБУ «Региональный центр РД по ценообразованию в строительстве» и другими документами.
Таким образом, отказывая в удовлетворении требований администрации истца в выдаче разрешения на строительство уже начатого строительством пожарного депо в с. Черняевка на выделенном земельном участке при указанных выше обстоятельствах, административный ответчик исходит из того, что застройщик вправе приступить к строительству объекта капитального строительства только после получения такого разрешения, а после начала строительства выдача такого разрешения не предусмотрено.
Суд считает, что такая позиция административного ответчика не соответствует требованиям закона.
Так, в соответствии с подпунктом 5 п.3 ст.8 Гр.К РФ подпунктом 26 пункта 1 ст.16 Федерального закона от 6 октября 2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения МР относится выдача разрешений на строительство, реконструкцию и ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства.
Согласно предписаниям ч. 1 и 2 ст. 51 Гр.К РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства. Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением предусмотренных случаев. Уполномоченный орган отказывает в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 указанной статьи, либо их несоответствии требованиям закона.
По смыслу приведенных законоположений, уполномоченный орган вправе отказать в выдаче разрешения на строительство (реконструкцию) только на основании правовых норм и обстоятельств, указанных в федеральном законе, начало проведения строительных работ к таковым основаниям не отнесено.
Как указала в своем кассационном определении от 28 февраля 2018г. № 18-КГ 17-286 Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, из системного анализа положений ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что проверочные действия уполномоченного органа осуществляются исключительно с целью установления возможности (допустимости) строительства объекта капитального строительства по представленному проекту на заявленном земельном участке. При этом начало строительных работ не влияет на принятия решения о соответствии проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом, и возможности возведения на заявленном участке объекта капитального строительства по представленному проекту. В случае положительного заключения – законные основания для отказа в выдаче разрешения на строительство отсутствуют.
По делу для выяснения вопросов о соответствии объекта градостроительному регламенту и соответствии строительства установленным требованиям судом была назначена судебная строительная экспертиза.
Как видно из исследованного в суде заключения судебного эксперта №345/2020 от 20.07.2020 года, градостроительные нормы и требования при возведении здания пожарного депо в е. Черняевка Кизлярского района РД не нарушены и соответствуют номам СНиП 2.07.01-89 (2000) «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений».
Одноэтажное строение здания пожарного депо в с. Черняевка Кизлярского района РД, расположенное на земельном участке площадью 1225.0кв.м. соответствует требованиям действующих сводов правил, строительным, санитарным и противопожарным нормам.
Ввиду того, что одноэтажное строение здания пожарного депо в с. Черняевка Кизлярского района РД расположенное на земельном участке площадью 1225,0 кв.м. соответствует требованиям сводов правил, строительным, санитарным и
противопожарным нормам, описанным в исследовательской части по первом) и втором)вопросам и не имеет каких либо повреждений, то оно не создает угрозу жизни, как самого истца, так и третьим лицам.
Таким образом, начало проведения строительных работ не является основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство, так как это не влияет на принятие решения о соответствии проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом и возведении объекта капитального строительства при указанных обстоятельствах. Возводимый административным истцом объект капитального строительства – пожарное депо, согласно заключению экспертизы соответствует градостроительным нормам и требованиям, также соответствует строительным, санитарным и противопожарным нормам и не создает никаких угроз. Кроме того пожарное депо возводится по Государственной программе по обеспечению противопожарной безопасности в Кизлярском районе РД.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о законности и обоснованности исковых требований Государственного казенного учреждения РД «Противопожарная служба РД» к администрации МР «Кизлярский район» и удовлетворяет их в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.177, 180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление Государственного казенного учреждения РД «Противопожарная служба РД» к администрации МР «Кизлярский район» РД о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на строительство пожарного депо и обязании администрации муниципального района «Кизлярский район» выдать ГКУ РД «ППС РД» разрешение на строительство пожарного депо, удовлетворить полностью.
Признать незаконным отказ администрации муниципального района «Кизлярский район» от 01.04.2020 №_01-74/832 в выдаче ГКУ РД «ППС РД» разрешения на строительство пожарного депо на 2 машино-выезда на земельном участке площадью 8000 кв. м. с кадастровым номером: 05:02:000006:1212 по адресу <адрес> Республики Дагестан.
Обязать администрацию муниципального района «Кизлярский район» выдать ГКУ РД «ППС РД» разрешение на строительство пожарного депо на 2 машино-выезда на земельном участке площадью 8000 кв. м. с кадастровым номером: 05:02:000006:1212 по адресу <адрес> Республики Дагестан.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного суда Республики Дагестан через Кизлярский районный суд Республики Дагестан в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья М.Н. Абдуллаев.