Дело № 2а-199/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Верхняя Тойма 04 июня 2018 года
Красноборский районный суд Архангельской области в составе
председательствующего судьи Королевой Я.А.
при секретаре Кичевой Е.А.
с участием
помощника прокурора Верхнетоемского района Архангельской области Рыбкиной М.А.,
заинтересованных лиц - ФИО9, ФИО10, ФИО6, ФИО8, ФИО7,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Верхнетоемского района Архангельской области в защиту жилищных прав неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Верхнетоемский муниципальный район» о признании бездействия по не принятию установленных законодательством Российской Федерации мер к принятию на учет бесхозяйных объектов недвижимого имущества незаконным и обязании принять установленные законодательством Российской Федерации меры к принятию на учет бесхозяйных объектов недвижимого имущества,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Верхнетоемского района Архангельской области Богданов А.Л. обратился в суд с иском в защиту жилищных прав неопределенного круга лиц к администрации МО «Верхнетоемский муниципальный район» о признании бездействия администрации МО «Верхнетоемский муниципальный район» по не принятию установленных законодательством Российской Федерации мер к принятию на учет бесхозяйных объектов недвижимого имущества, а именно квартир, расположенных по адресам: <адрес>. Просит обязать административного ответчика в срок до 01 октября 2018 года принять установленные законодательством Российской Федерации меры к принятию на учет бесхозяйных объектов недвижимого имущества, а именно квартир, расположенных по адресам: <адрес>
Помощник прокурора района Рыбкина М.А. поддержала в полном объеме административный иск о признании бездействия администрации МО «Верхнетоемский муниципальный район» по не принятию установленных законодательством Российской Федерации мер к принятию на учет бесхозяйных объектов недвижимого имущества, а также возложении на административного ответчика обязанности принять установленные законодательством Российской Федерации меры к принятию на учет бесхозяйных объектов недвижимого имущества, а именно квартир, расположенных по адресам: <адрес>
Административный ответчик администрация МО «Верхнетоемский муниципальный район» своего представителя в суд не направил. В представленном суду отзыве глава МО «Верхнетоемский муниципальный район» Вьюхина Н.В., указала, что каких-либо обращений от жителей указанных жилых многоквартирных домов о принятии квартир в муниципальную собственность в администрацию не поступало, поэтому полагает, что бездействие администрации района нельзя считать незаконным. Против заявленных требований прокурора о возложении обязанности принять на учет бесхозяйные многоквартирные жилые дома не возражала. Поскольку в бюджете МО «Верхнетоемский муниципальный район» на 2018 год расходы на принятие в муниципальную собственность бесхозяйного недвижимого имущества не запланировано, а указанные расходы возможно будет заложить в бюджет района на 2019 финансовый год, просила установить срок принятия на учет бесхозяйных домов не ранее __.__.______г..
Участвующие в судебном заседании заинтересованные лица ФИО9, ФИО10, ФИО6, ФИО8 и ФИО7, также поддержали исковые требования прокурора.
Заинтересованное лицо КУМИ МО «Верхнетоемский муниципальный район» своего представителя в суд не направило, в представленном отзыве сообщил, что меры к принятию на учет бесхозяйных спорных объектов недвижимого имущества не предпринимались, просил рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.
В соответствии со ст. 150 КАС РФ дело рассмотрено при данной явке.
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно п. 1 ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
В соответствии с п. 3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.
Из материалов дела следует, что прокуратурой Верхнетоемского района в рамках исполнения распоряжения прокурора области от 20.03.20018 № 23/20р, которым прокуратуре района поручено проведение проверки законности распоряжения органами местного самоуправления государственным и муниципальным имуществом, а также в рамках разрешения обращения начальника филиала ПАО «МРСК Северо-Запада» «Архэнерго» «Котласское межрайонное отделение» Макарова А.В., указавшего об отсутствии управляющих организаций в многоквартирных домах на территории Верхнетоемского района Архангельской области, проведена проверка, в ходе которой установлено следующее.
Многоквартирные дома по адресам: <адрес>, согласно сведениям формы № 1-жилфонд за 1996 год, принадлежали Верхнетоемскому райпо (Верхнетоемское районное потребительское общество), которое согласно выписке из ЕГРЮЛ ликвидировано 30 августа 2005 года на основании определения Арбитражного суда Архангельской области от 16.08.2005 (т. 1 л.д. 78-82, 83-84, 85, 92-98).
При ликвидации Верхнетоемского райпо требования ст. 132 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» выполнены не были, спорные многоквартирные жилые дома в муниципальную собственность не передавались.
В связи с ликвидацией Верхнетоемского районного потребительского общества права собственника последнего в отношении жилых помещений по адресу: <адрес> прекратились (ст. 49 ГК РФ).
Следовательно, квартиры в домах в <адрес> на момент рассмотрения дела в суде не имеют собственника. Сведениями об обратном суд не располагает.
Наоборот, в реестрах муниципального имущества МО «Верхнетоемский муниципальный район», МО «Верхнетоемское», государственного имущества Архангельской области, федерального имущества спорные квартиры не числятся. Согласно данным из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ними информация о зарегистрированных правах на данные квартиры также отсутствует (т. 1 л.д. 17-76, 87, 88, 89).
Таким образом, судом установлено, что спорные жилые помещения имеют признаки бесхозяйной вещи.
В соответствии с п. 5 Приказа Минэкономразвития России от 10.12.2015 № 931 «Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей» принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органом местного самоуправления поселения в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.
Согласно ч. 1 ст. 26 Устава муниципального образования «Верхнетоемское» от 17.05.2016 № 3 полномочия администрации Верхнетоемского сельского поселения в соответствии с ч. 2 ст. 34 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» возлагаются на администрацию муниципального образования «Верхнетоемский муниципальный район».
Непринятие на учет спорного имущества, в котором зарегистрированы и проживают граждане, является бездействием административного ответчика администрации МО «Верхнетоемский муниципальный район», что нарушает права проживающих в нем граждан на жилище, его безопасность, на обеспечение сохранности жилищного фонда и использование жилого помещения по назначению.
Учитывая объем работ для исполнения решения суда, а также необходимость планирования расходов на осуществление данной деятельности на следующий финансовый год, суд в конкретно рассматриваемом деле, исходя из исключительных обстоятельств, считает необходимым установить срок для постановки на учет бесхозяйных объектов недвижимого имущества до 01 марта 2019 года.
По данному делу прокурором административное исковое заявление подано в защиту гарантированных законом прав, свобод и законных интересов граждан, являющихся субъектами административных правоотношений.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
С учетом положений под. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ административный ответчик освобожден от уплаты государственной пошлины.
Н основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ,суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление прокурора Верхнетоемского района Архангельской области в защиту жилищных прав неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Верхнетоемский муниципальный район» о признании бездействия по не принятию установленных законодательством Российской Федерации мер к принятию на учет бесхозяйных объектов недвижимого имущества незаконным и обязании принять установленные законодательством Российской Федерации меры к принятию на учет бесхозяйных объектов недвижимого имущества удовлетворить.
Признать бездействие администрации муниципального образования «Верхнетоемский муниципальный район» по не принятию установленных законодательством Российской Федерации мер к принятию на учет бесхозяйных объектов недвижимого имущества незаконным.
Обязать администрацию муниципального образования «Верхнетоемский муниципальный район» принять установленные законодательством Российской Федерации меры к принятию на учет бесхозяйных объектов недвижимого имущества, именно квартир, расположенных по адресам: <адрес>, в срок до 01 марта 2019 года.
Решение в окончательной форме принято 09 июня 2018 года.
Председательствующий Я.А. Королева
Копия верна. Судья Я.А. Королева