Мотивированное решение изготовлено 24 февраля 2021 года.
Дело № 2а-199/2021
УИД 66RS0028-01-2021-000137-29
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 февраля 2021 года город Ирбит
Ирбитский районный суд Свердловской области в составе
председательствующего судьи Недокушевой О.А.,
при секретаре судебного заседания Деринг Ю.В.,
с участием представителя административного истца ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО2 к начальнику отдела Записи актов гражданского состояния города Ирбита Свердловской области ФИО3, отделу Записи актов гражданского состояния города Ирбита Свердловской области о признании незаконными действий по выдаче повторного свидетельства о смерти,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец ФИО2 обратилась в Ирбитский районный суд с вышеназванным иском, в обоснование указав, что 21.09.2020 года в ее адрес поступило исковое заявление А действующей на основании доверенности АДД.ММ.ГГГГ года рождения, с приложением повторного свидетельства о смерти П№ от 03.09.2020, являющегося супругом истца, умершего ДД.ММ.ГГГГ года. В ходе судебного заседания ФИО4 пояснила, что копию свидетельства о смерти П. ей выдали в отделе ЗАГС г. Ирбита.
26.11.2020 года она обратилась к начальнику отдела ЗАГС города Ирбита ФИО3 с заявлением об основании выдачи повторного свидетельства о смерти П т.к. ФИО4 не является родственником, либо заинтересованным лицом в отношении П Согласно ответа начальника отдела ЗАГС г.Ирбита от 07.12.2020 повторное свидетельство о смерти П было выдано ФИО4 на основании нотариальной доверенности, т.к. она представляла интересы заинтересованного лица по сбору документов для предъявления в суд об установлении отцовства. С действиями начальника отдела ЗАГС г.Ирбита по выдаче повторного свидетельства о смерти П она не согласна, поскольку они нарушают её права, как ближайшего родственника, супруги умершего, нарушив семейную тайну, ст.ст. 23, 24 Конституции Российской Федерации. Свидетельство о смерти П содержит сведения конфиденциального характера. Е.В. в чьих интересах действовала ФИО4 на момент получения повторного свидетельства, не являлся законным родственником П ФИО4, помимо нотариальной доверенности на представление интересов Е.В. в отдел ЗАГС других документов не предоставила. Нотариальная доверенность, не подтверждает документально факт заинтересованности, либо родственные отношения Е.В. в отношении П., лишь уполномочивает на представительство от имени Е.В. перед третьими лицами.
В нарушение п.7 ст. 9 Федерального закона «Об актах гражданского состояния» документов, подтверждающих право лица на получение документов о государственной регистрации актов гражданского состояния (свидетельства о смерти П.) в Отдел ЗАГС ФИО4 предоставлено не было. Ею не была подтверждена заинтересованность либо родственные отношения Е.В. с П При обращении Е.В. в суд с иском о признании отцовства закон не требовал от истца в обязательном порядке прилагать свидетельство о смерти П., такой факт, суд мог установить самостоятельно, запросив данный документ в ОЗАГС г.Ирбита. Данный факт не препятствовал суду принять исковое заявление, не нарушал бы прав истца на судебную защиту. Начальник отдела ЗАГС города Ирбита ФИО3 выдала повторное свидетельство о смерти П незаконно, в нарушение п.2, п.7 ст.9 Федерального закона «Об актах гражданского состояния», нарушив семейную тайну ее семьи, ее права, законной супруги умершего П Просит признать действия начальника ОЗАГС города Ирбита Свердловской области ФИО3 по выдаче повторного свидетельства о смерти № от 03.09.2020 незаконными.
Представитель административного истца ФИО1, действующая на основании доверенности, поддержала административный иск по указанным основаниям, дополнив, что фактов использования ФИО4 полученного в ОЗАГС свидетельства о смерти ФИО5 в ином порядке, нежели внесудебном, не имеется.
В соответствии с положениями ч. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с учётом мнения представителя административного истца суд счёл возможным и рассмотрел данное дело в отсутствии извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела административного истца, административных ответчиков, заинтересованного лица ФИО4, предоставивших письменные пояснения по делу (л.д.27,28,29,68).
Выслушав объяснения представителя административного истца, исследовав письменные доказательства, оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
В развитие закрепленной в статье 46 Конституции Российской Федерации гарантии на судебную защиту прав и свобод человека и гражданина часть 1 статьи 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации устанавливает, что каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, а часть 1 статьи 218 того же Кодекса определяет, что гражданин может обратиться в суд с требованием об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с ч. 1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
На основании ч.ч. 9, 11 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативно-правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В частности, обязанность доказывания обстоятельств того, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца возложено законом на административного истца.
Исходя из положений ч.2 ст.227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требования о признании решения, действия (бездействия) незаконными.
В данном случае такая совокупность условий не установлена и не усматривается.
Статьей 9 Федерального закона от 15 ноября 1997 № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» предусмотрены основания выдачи органом ЗАГС повторного свидетельства о государственной регистрации акта гражданского состояния и иных документов, подтверждающих наличие или отсутствие факта государственной регистрации акта гражданского состояния.
Согласно п. 1 ст. 9 названного Федерального закона в случае утраты, порчи, в других случаях отсутствия возможности использования свидетельства о государственной регистрации акта гражданского состояния, в том числе ветхости бланка свидетельства, нечитаемости текста и (или) печати органа записи актов гражданского состояния, ламинирования, орган записи актов гражданского состояния по месту жительства или пребывания заявителя выдает повторное свидетельство о государственной регистрации акта гражданского состояния, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иной документ, подтверждающий факт государственной регистрации акта гражданского состояния на основании соответствующей записи акта гражданского состояния, содержащейся в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния. В силу ч.2 ст. 9 данного Федерального закона повторное свидетельство о государственной регистрации акта гражданского состояния выдается: лицу, в отношении которого была составлена запись акта гражданского состояния; родственнику умершего или другому заинтересованному лицу в случае, если лицо, в отношении которого была составлена ранее запись акта гражданского состояния, умерло; родителям (лицам, их заменяющим) или представителю органа опеки и попечительства в случае, если лицо, в отношении которого была составлена запись акта о рождении, не достигло ко дню выдачи повторного свидетельства совершеннолетия (по достижении ребенком совершеннолетия его родителям (одному из родителей) по их просьбе выдается документ, подтверждающий факт государственной регистрации рождения ребенка); опекунам лиц, признанных недееспособными; иному лицу в случае представления нотариально удостоверенной доверенности от лица, имеющего в соответствии с настоящей статьей право на получение повторного свидетельства о государственной регистрации акта гражданского состояния.
Согласно п.7 ст. 9 Федерального закона Российской Федерации от 15 ноября 1997 № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» одновременно с заявлением о выдаче документа о государственной регистрации акта гражданского состояния, заявитель представляет документ, удостоверяющий личность и документы, подтверждающие его право на получение повторного документа.
В соответствии с пунктом 5 Приказа Министерства юстиции Российской Федерации «Об утверждении перечня документов, подтверждающих в соответствии с вышеуказанной статьей Федерального закона право лица на получение документов о государственной регистрации актов гражданского состояния» от 19.08.2016 №, документами, подтверждающими заинтересованность лица в получении документа о государственной регистрации актов гражданского состояния в отношении умершего являются: свидетельство (справка) о рождении либо его (ее) нотариально удостоверенные копии; свидетельство (справка) о заключении брака либо его (ее) нотариально удостоверенные копии; завещание, удостоверенное в установленном законодательством Российской Федерации порядке, либо его дубликат, выданный в установленном порядке; справка об открытии наследственного дела, выданная нотариусом; гражданско-правовые договоры, в том числе договоры ренты и пожизненного содержания с иждивением, трудовые договоры; документы, выданные компетентными органами и организациями о регистрации заинтересованного лица с умершим лицом по одному адресу; запрос (ходатайство) органа государственной власти и органа местного самоуправления о выдаче повторного свидетельства о смерти в случае признания имущества умершего выморочным; запрос (ходатайство) органа государственной власти и органа местного самоуправления о выдаче повторного свидетельства о смерти в случае, если умерший являлся нанимателем жилья, находящегося в государственной или муниципальной собственности; документ, подтверждающий полномочия заявителя.
Понятие заинтересованности лица, в данном случае, включает в себя наступление каких-либо правовых последствий для данного лица в связи с получением соответствующего документа.
Судом по делу установлено следующее.
03.09.2020 года ФИО4 действуя на основании нотариальной удостоверенной доверенности от 10.08.2020 года в интересах Е.В.ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратилась в ОЗАГС города Ирбита с заявлением о выдаче повторного свидетельства о смерти П., умершего ДД.ММ.ГГГГ с целью предъявления его в суд для установления отцовства (л.д.31).
К заявлению о выдаче свидетельства о смерти приложены документы: доверенность от имени Е.В.., паспорт ФИО4, квитанция об оплате государственной пошлины (л.д.31-32).
03.09.2020 года ФИО4 ОЗАГС города Ирбита выдано повторное свидетельство о смерти П№ от 03.09.2020 (л.д.19).
21.09.2020 года ФИО4, действуя по доверенности Е.В. обратилась в Ирбитский районный суд с исковым заявлением об установлении отцовства П в отношении ФИО6 видно, одним из документов к исковому заявлению приложено свидетельство смерти П (л.д.20).
19.01.2021 года Ирбитским районным судом Свердловской области исковые требования Е.В. удовлетворены, установлено отцовство П в отношении Е.В.., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д.75-76).
ФИО4 при обращении в ОЗАГСа г. Ирбита с заявлением о выдаче повторного свидетельства о смерти П были представлены документы, требуемые в соответствии с п.7 ст. 9 Федерального закона Российской Федерации от 15 ноября 1997 № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния», п. 5 Приказа Министерства юстиции Российской Федерации «Об утверждении перечня документов, подтверждающих в соответствии с вышеуказанной статьей Федерального закона право лица на получение документов о государственной регистрации актов гражданского состояния», подтверждающие заинтересованность, которая была обусловлена установлением в судебном порядке факта отцовства П в отношении Е.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Административный ответчик, действуя в рамках представленных полномочий, в соответствии с действующим законом в соответствии со ст.9 Федерального закона Российской Федерации от 15 ноября 1997 № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния», регулирующего спорные правоотношений, выдала ФИО4, действующей в интересах Е.В. повторное свидетельство о смерти П
Перечень документов, необходимых для подтверждения права лица на получение документов о государственной регистрации актов гражданского состояния, утв. Приказом Министерства юстиции России от 19.08.2016 года № не ограничивает прав на получение документов о смерти исключительно родственниками. Таким образом, доводы административного истца о том, что в результате незаконных действий начальника ОЗАГС г. Ирбита по выдаче ФИО4 повторного свидетельства о смерти П были нарушены ее права, как родственника, супруги покойного, нарушена семейная тайна, судом отклонены как несостоятельные. Свидетельство о смерти П не содержит персональных данных, сведений конфиденциального характера в отношении лично административного истца ФИО2 Представитель административного истца в судебном заседании подтвердила, что фактов использования ФИО4 свидетельства о смерти П в ином порядке, нежели чем в судебном, нет.
Суд приходит к выводу, что действия начальника отдела ЗАГС города Ирбита ФИО3 по выдаче повторного свидетельства о смерти № от 03.09.2020 являются законными и обоснованными. Само по несогласие административного истца с действиями административного ответчика не свидетельствует о незаконности последнего.
Кроме того, суд не вправе давать оценку целесообразности принятого начальником отдела ЗАГС города Ирбита Свердловской области решения по вопросам, относящимся к её ведению, данная позиция отражена в пункте 62 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации».
Законность действий начальника отдела ЗАГС г.Ирбита ФИО3 подтверждена начальником Управления ЗАГС Свердловской области (л.д.15).
Суд отказывает в удовлетворении заявленных требований, при этом исходит из того, что действия должностного лица отдела ЗАГС города Ирбита были совершены с соблюдением требований закона, в пределах его компетенции. Кроме того, в нарушение ч.1 ст.226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административным истцом не представлены доказательства того, что в результате оспариваемых действий нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, п.2 ч.2 ст.227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление ФИО2 к начальнику отдела Записи актов гражданского состояния города Ирбита Свердловской области ФИО3, отделу Записи актов гражданского состояния города Ирбита Свердловской области о признании незаконными действий по выдаче повторного свидетельства о смерти № от 03.09.2020 – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения, путём подачи апелляционной жалобы через Ирбитский районный суд Свердловской области.
Председательствующий (подпись)
Решение не вступило в законную силу.
Судья О.А. Недокушева
<данные изъяты>
<данные изъяты>