ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-199/2021 от 21.06.2021 Обливского районного суда (Ростовская область)

Дело № 2а-199/2021

УИД 61RS0046-01-2021-000337-55

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Обливский районный суд Ростовской области в составе:

председательствующего судьи Кулаковой Е.Н.,

при секретаре Шадриной Т.А.,

с участием представителя административного истца - помощника прокурора Обливского района Ростовской области Арутюнян А.Х., представителя административного ответчика – Администрации Обливского района Антонова А.В., представителя заинтересованного лица – МБУЗ ЦРБ Обливского района – Дворникова И.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению и.о. прокурора Обливского района в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Обливского района о признании незаконным бездействия, обязании совершить действия по созданию условий для своевременного оказания круглосуточной экстренной скорой медицинской помощи с учетом протяженности муниципального района и двадцатиминутной транспортной доступности,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Обливского района Ростовской области обратился с административным исковым заявлением в суд в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Обливского района о признании незаконным бездействия, обязании совершить действия по созданию условий для своевременного оказания круглосуточной экстренной скорой медицинской помощи с учетом протяженности муниципального района и двадцатиминутной транспортной доступности с заявлением, в котором просит:

- признать бездействия администрации Обливского района по непринятию мер к созданию и размещению станций скорой медицинской помощи, отделений скорой медицинской помощи поликлиники с учетом протяженности муниципального района и 20-минутной транспортной доступности, в соответствии с требованиями действующего законодательства, незаконным;

- обязать администрацию Обливского района создать на территории Обливского района условия для своевременного оказания круглосуточной экстренной скорой медицинской помощи с учетом протяженности муниципального района и 20-минутной транспортной доступности.

Заявление мотивировано тем, что прокуратурой Обливского района, в соответствии с полномочиями, представленными ст. ст. 21, 22 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации» проведены проверки законности и эффективности принимаемых органами местного самоуправления и учреждениями системы здравоохранения мер, направленных на обеспечение прав граждан на охрану здоровья, в условиях распространения коронавирусной инфекции COVID-19.

Проведенной прокуратурой района в ноябре 2020 года проверкой в МБУЗ ЦРБ Обливского района выявлены факты превышения времени доезда бригад скорой медицинской помощи при оказании помощи в экстренной форме, установленного п.8.4.8 Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Ростовской области на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов, утвержденной постановлением Правительства Ростовской области от 29.12.2018 № 884. Аналогичные нарушения выявлены в ходе проверки деятельности скорой медицинской помощи МБУЗ ЦРБ Обливского района в июне 2020 года. Данные нарушения отражены в представлениях от 25.06.2020 и 25.11.2020 внесенным главному врачу МБУЗ ЦРБ Обливского района, которые рассмотрены и удовлетворены.

Вместе с тем, проверкой причин и условий, способствующих систематическим нарушениям порядка оказания скорой медицинской помощи, превышением времени доезда скорой медицинской помощи до места вызова установлено, что к ним относятся не только ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей сотрудниками МБУЗ ЦРБ Обливского района.

Так, установлено, что отдаленность некоторых населенных пунктов от места выезда скорой медицинской помощи составляет в радиусе 80-100 км, в связи с чем, время доезда бригады СМП превышает 20 минут. К примеру, время доезда от МБУЗ ЦРБ <адрес> до <адрес> и <адрес>, составляет около одного часа.

Вместе с тем, администрацией Обливского района не предприняты меры к созданию и размещению станций скорой медицинской помощи, отделений скорой медицинской помощи поликлиники с учетом протяженности муниципального района и 20-минутной транспортной доступности, в соответствии с требованиями действующего законодательства. В этой связи 25.11.2020 прокуратурой района главе администрации района внесено представление об устранении нарушений требований законодательства. Однако действенных мер по устранению выявленных в ходе проверки нарушений администрацией района не предпринято.

Так, в своем ответе от 15.12.2020 за исходящим № 2314 администрация района ссылается на утвержденные Территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Ростовской области средние нормативы объема для скорой медицинской помощи и приводит соответствующие расчеты за 2019 год, расчеты за 2020 год не приводятся.

Вместе с тем, указанные нормативы объема не исключают требований по расположению станций скорой медицинской помощи, отделения скорой медицинской помощи поликлиники с учетом 20-минутной транспортной доступности.

Кроме того, администрация района указывает на численность населения Обливского района, что противоречит ст. 41 Конституции Российской Федерации – каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.

Особенностью географического расположения МБУЗ ЦРБ Обливского района является тот факт, что ряд населенных пунктов находятся в радиусе 80-100 км. от места выезда бригады СМП, в связи с чем, при экстренных вызовах превышается 20-ти минутное время доезда бригад СМП, что ставит под угрозу жизнь и здоровье человека и может привести к негативным последствиям.

Согласно информации администрации района, с целью улучшения качества оказания медицинской помощи населению района в 2020 году по программе «Развитие здравоохранения» приобретены два модульных ФАПа, на 2021 год запланирован один модульный ФАП, что приблизит медицинскую помощь жителям отдаленных территорий.

Администрация района также указывает на то, что первичная медицинская помощь, до приезда машины СМП, оказывается фельдшерами здравпунктов.

Вместе с тем, согласно информации, размещенной на официальном сайте медицинского учреждения по адресу http://oblivskaya-crb.donland.ru установлены следующие графики работы и приема в ФАПах:

- ФАП <адрес>, с 8.00 до 15.00, перерыв 1 час;

- ФАП <адрес>, с 8.00 до 15.00, перерыв 1 час;

- ФАП <адрес>, с 8.00 до 15.00, перерыв 1 час;

- ФАП <адрес>, с 8.00 до 15.00, перерыв 1 час;

- ФЗ <адрес>, с 8.00 до 15.00, перерыв 1 час;

- ФЗ <адрес>, с 8.00 до 15.00, перерыв 1 час;

- ФЗ <адрес>, с 8.00 до 15.00, перерыв 1 час;

- Каштановская врачебная амбулатория, с 8.00 до 16.00, перерыв 1 час.

Из представленных графиков, следует, что при поступивших вызовах скорой помощи после 15 часов дня и до 8 утра указанная администрацией первичная медицинская помощь не может быть оказана.

Кроме того, фельдшерские здравпункты не являются скорой медицинской помощью и не оказывают медицинскую помощь в круглосуточном режиме.

Проведенной проверкой в апреле 2021 года выявлены следующие факты превышения времени прибытия бригад СМП при оказании помощи в экстренной форме, причинами которых является отдаленность населенных пунктов от МБУЗ ЦРБ Обливского района (место выезда бригады СМП).

Так, в карте СМП от 24.01.2021 указано время вызова – 11:20, время передачи вызова бригаде СМП – 12:05, время доезда до места вызова составило 61 минута. Выезд осуществлен в <адрес>, расстояние от <адрес> до <адрес> составляет примерно 98 км.

В карте СМП от 28.01.2021 указано время вызова – 21:10, время передачи вызова бригаде СМП – 21:15, время доезда до места вызова составило 30 минут. Выезд осуществлен в <адрес>, расстояние от <адрес> до <адрес> составляет примерно 34 км.

В карте СМП от 02.03.2021 указано время вызова – 20:14, время передачи вызова бригаде СМП – 20:15, время доезда до места вызова составило 31 минута. Выезд осуществлен в <адрес>, расстояние от <адрес> до <адрес> составляет примерно 28 км.

Аналогичное нарушение, связанное превышением времени доезда бригады СМП в <адрес> установлено при изучении карты СМП от 14.03.2021, от 20.03.2021, от 30.03.2021, от 01.04.2021

В карте СМП от 06.03.2021 указано время вызова – 07:54, время передачи вызова бригаде СМП – 08:00, время доезда до места вызова составило 32 минуты. Выезд осуществлен в <адрес>, расстояние от <адрес> до <адрес> составляет примерно 32 км.

В карте СМП от 10.03.2021 указано время вызова – 11:23, время передачи вызова бригаде СМП – 11:24, время доезда до места вызова составило 1 час и 5 минут. Выезд осуществлен в <адрес>, расстояние от <адрес> до <адрес> составляет примерно 98 км.

В карте СМП от 29.03.2021 указано время вызова – 19:31, время передачи вызова бригаде СМП – 19:31, время доезда до места вызова составило 30 минут. Выезд осуществлен в <адрес>, расстояние от <адрес> до <адрес> составляет примерно 32 км.

Таким образом, причинами и условиями способствующими систематическим нарушениям порядка оказания скорой медицинской помощи, а именно времени доезда бригады СМП до места вызова является отдаленность некоторых населенных пунктов от МБУЗ ЦРБ Обливского района (места выезда бригады СМП).

Сославшись на ч. 2 ст. 15, ст.41 Конституции Российской Федерации, ч. 2 ст. 2 Федерального Закона от 21.10.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ», п. 2 ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 323), Приказ Минздрава России от 27.02.2016 № 132н, а также на положения ФЗ от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Закон РО от 07.09.2011 № 660, положение Устава образования «Обливский район», утверждённого решением Собрания депутатов Обливского района от 11.04.2008 № 207 прокурор указывает, что к полномочиям администрации Обливского района относится создание условий для оказания медицинской помощи населению, в том числе скорой медицинской, в соответствии с территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и законом субъекта Российской Федерации.

Распоряжением Губернатора РО от 16.03.2020 № 43 на территории Ростовской области введен режим повышенной готовности, предусмотрен ряд мер по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции, которые в том числе предусматривают изменение функционирования системы здравоохранения.

Постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 № 715 в редакции от 31.01.2020 коронавирусная инфекция (2019-nCoV) включена в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.

Созданный постановлением администрации района от 17.03.2020 № 201 оперативный городской штаб по профилактике и недопущению распространения на территории Обливского района новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории муниципального образования Обливского района призван обеспечить надлежащее функционирование системы здравоохранения на территории района, а также обеспечить защиту прав граждан в условиях распространения коронавирусной инфекции, в свою очередь требует оперативной реализации органами местного самоуправления организационно-распорядительных полномочий с целью обеспечения и создания условия для работы учреждений здравоохранения.

Вместе с тем, администрацией Обливского района не предприняты меры к созданию и размещению станций скорой медицинской помощи, отделений скорой медицинской помощи поликлиники с учетом протяженности муниципального района и 20-минутной транспортной доступности, в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Причинами выявленных нарушений законов и условиями им способствующим являются ненадлежащее исполнение обязанностей должностными лицами администрации Обливского района, отсутствие надлежащего контроля за деятельностью подчиненных со стороны руководства.

Кроме того, данное положение, в том числе, несвоевременное оказание медицинской помощи, а также превышения времени прибытия бригад скорой медицинской помощи при оказании помощи в экстренной форме, установленного п. 8.4.8 Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Ростовской области на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов, утвержденной постановлением Правительства Ростовской области от 21.12.2020 № 370, нарушают права граждан на охрану жизни и здоровья, а в период распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19 ставят под угрозу жизнь и здоровье человека.

В судебном заседании помощник прокурора Обливского района Ростовской области Арутюнян А.Х., поддержала и просила их удовлетворить по основаниям, изложенным в иске. Дополнительно пояснила, что численность населения района не может влиять на доступность к получению скорой медицинской помощи жителями района. ФАПы не являются бригадами по оказанию скорой медицинской помощи. Приведенные в административном исковом заявлении примеры превышения 20 минутного срока доезда СМП, указаны для наглядности, то есть подтверждают факты за какое время доезжают до пациентов бригады скорой медицинской помощи. В МБУЗ ЦРБ Обливского района не ведутся отдельные журналы по учету вызовов экстренной и неотложной помощи. Нормативы объема численности населения, при которых организуются станции медицинской помощи, являются рекомендательными.

В судебном заседании представитель административного ответчика –Администрации Обливского района Антонов А.В. заявленные требования не признал, просил в их удовлетворении отказать, поддержал доводы изложенные в мотивированном отзыве на заявленные требования. Дополнительно пояснил, что численность населения Обливского района составляет 17 тыс. человек, а в соответствии с приложением к приказу Минздрава России от 27.02.2016 №142н рекомендовано размещение станций скорой медицинской помощи вне медицинской организации 1 с численностью обслуживаемого населения свыше 50 тыс. человек. Административный истец не убедил, что вызовы, указанные в исковом заявлении были экстренными, то есть не доказал обоснованность своего требования. Устав Обливского района и областная программа предусматривают, что переданные полномочия по оказанию скорой медицинской помощи передаются вместе с финансированием.

В судебном заседании представитель заинтересованного лица МБУЗ ЦРБ Обливского района Дворников И.Н., действующий на основании доверенности, полагал, что заявленные требования удовлетворению не подлежат, поддержал свои доводы изложенные в мотивированном отзыве на административное исковое заявление. Дополнительно пояснил, что на территории Обливского района реально нет таких объемов помощи для создания дополнительных станций СМП. МБУЗ ЦРБ Обливского района получает финансирование из РОФОМС. Численность бригад СМП в районе организована с учетом рекомендаций, при численности населения более 50 тыс. человек. В соответствии с Приказом №543н одной из основной задач ФАПа является устранение угрожающих жизни состояний с последующей организацией медицинской эвакуации в медицинские организации или их подразделения, оказывающие специализированную медицинскую помощь в сопровождении медицинского работника ФАП либо бригадой скорой медицинской помощи. На территории района были созданы ФАПы для того, чтобы приблизить доступность населения к медицинской помощи. Был составлен график дежурства фельдшеров, внесены изменения в их должностные инструкции, для осуществления круглосуточной работы. В настоящее время фельдшеры ФАПов осуществляют круглосуточное дежурство. Указанные в административном иске примеры доезда бригад СМП не являются экстренными, то есть требования являются бездоказательными. На территории района имеется поликлиника и имеется отделение скорой медицинской помощи. По нормативам врачебный вызов осуществляется в течение двух часов. Полагает, что Администрация района является ненадлежащим ответчиком по заявленным требованиям. Действительно автомобиль скорой медицинской помощи не доедет до <адрес> или <адрес> в течение 20 минут после получения вызова из-за отдаленности этих населенных пунктов от станции СМП. МБУЗ ЦРБ Обливского района не привлекалась к административной ответственности по фактам того, что бригады скорой медицинской помощи не успевали прибыть на экстренные вызовы. Полагает, что администрацией района созданы необходимые условия для оказания экстренной медицинской помощи.

В судебное заседание представитель заинтересованного лица Министерства здравоохранения Ростовской области не явился, о времени и месте рассмотрения дела, извещен надлежащим образом, направил в адрес суда отзыв на административное исковое заявление в котором указал, что полномочия по организации оказания жителям Ростовской области первичной медико-санитарной помощи, в том числе скорой медицинской помощи, переданы органам местного самоуправления, и просил рассмотреть дело без его участия. Дело рассмотрено в отсутствие представителя заинтересованного в соответствии со ст. 150 Кодекса административного судопроизводства.

Заслушав административного истца, административного ответчика, представителя заинтересованного лица, изучив мнение Министерства здравоохранения Ростовской области, изучив и оценив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации, органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Статьей 41 Конституции РФ предусмотрено, что каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.

В силу ч. 2 ст. 2 Федерального Закона от 21.10.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ», охрана здоровья граждан (далее - охрана здоровья) – система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи.

В силу п. 2 ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 323) медицинская помощь, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации, организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, утверждаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями.

Приказом Минздрава России от 27.02.2016 № 132н утверждены требования к размещению медицинских организаций государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения исходя из потребностей населения (далее – Требования).

Согласно пункту 4 Требований место расположения и территория обслуживания станции скорой медицинской помощи, отделения скорой медицинской помощи поликлиники (больницы, больницы скорой медицинской помощи) устанавливаются с учетом численности и плотности населения, особенностей застройки, состояния транспортных магистралей, интенсивности автотранспортного движения, протяженности населенного пункта, с учетом 20-минутной транспортной доступности.

Статья 17 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» устанавливает полномочия органов местного самоуправления в сфере охраны здоровья.

Согласно указанной нормы к полномочиям органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов в сфере охраны здоровья относятся создание условий для оказания медицинской помощи населению в соответствии с территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и законом субъекта Российской Федерации в пределах полномочий, установленных Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ).

Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20.06.2013 №388н утвержден Порядок оказания скорой медицинской, в том числе скорой специализированной медицинской помощи (далее – Порядок).

В соответствии с правилами организации деятельности выездной бригады скорой медицинской помощи (Приложение №2 к Порядку) время доезда до пациента выездной бригады скорой медицинской помощи при оказании скорой медицинской помощи в экстренной форме не должно превышать 20 минут с момента ее вызова. В территориальных программах время доезда бригад скорой медицинской помощи может быть обоснованно скорректировано с учетом транспортной доступности, плотности населения, а также климатических и географических особенностей регионов в соответствии с Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

В судебном заседании установлено, что МБУЗ ЦРБ Обливского района неоднократно допущены нарушения требований действующего законодательства в части превышения времени доезда бригад скорой медицинской помощи (далее – бригад СМП) при оказании помощи в экстренной форме, установленного п.8.4.8 Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Ростовской области на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов, утвержденной постановлением Правительства Ростовской области от 29.12.2018 № 884. Вместе с тем, причиной систематических нарушений порядка оказания скорой медицинской помощи, превышением времени доезда скорой медицинской помощи до места вызова является не только ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей сотрудниками МБУЗ ЦРБ Обливского района, а также, согласно, имеющегося в материалах дела журнала записи вызов скорой медицинской помощи (л.д. 18-36) и то, что отдаленность некоторых населенных пунктов от места выезда скорой медицинской помощи составляет в радиусе 80-100 км, в связи, с чем время доезда бригады СМП превышает 20 минут.

25.11.2020 в адрес Администрации Обливского района прокуратурой района было направлено представление, в котором было указано на все нарушения и в области охраны здоровья граждан в РФ с требованием безотлагательно рассмотреть представление и принять конкретные меры по устранению выявленных нарушений законодательства.

Вместе с тем, администрацией Обливского района не предприняты меры к созданию и размещению станций скорой медицинской помощи, отделений скорой медицинской помощи поликлиники с учетом протяженности муниципального района и 20-минутной транспортной доступности, в соответствии с требованиями действующего законодательства. На представление администрация Обливского района направила ответ в котором указывала, что причиной нарушения сроков доезда машин скорой помощи к пациентам, является отдаленность некоторых населенных пунктов от ЦРБ в радиусе 80-100 км., однако, негативных последствий, вследствие нарушений срока доезда СМП - не заявлено. Первичная медицинская помощь, до приезда машины скорой помощи, оказывается фельдшерами здравпунктов. С целью улучшения качества оказания медицинской помощи населению Обливского района на 2021 год запланирован модульный ФАП, что приблизит медицинскую помощь жителям отдаленных территорий.

Довод административного ответчика о том, что им организована станция скорой медицинской помощи с учетом рекомендация по их размещению одна с численностью населения свыше 50 тыс. человек, при том, что в Обливском районе численность населения составляет 17 тыс. человек, и нет необходимости организовывать новые бригады СМП, суд считает несостоятельным, так как численность населения района не может влиять на доступность к получению экстренной медицинской помощи жителями района.

Утверждение заинтересованного лица представителя МБУЗ ЦРБ о том, что организованные на территории района ФАПы и фельдшеры, осуществляющие круглосуточное дежурство в них, являются достаточными мерами предпринятым ответчиком и заинтересованном лицом, для оказания экстренной медицинской помощи населению, является несостоятельным.

Из Приложения №15 к Положению об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению, утвержденному приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 15 мая 2012 г. N 543н «Правила организации и деятельности фельдшерско-акушерского пункта» (далее – Приложение №15) следует, что одной из задач ФАПа является устранение угрожающих жизни состояний с последующей организацией медицинской эвакуации в медицинские организации или их подразделения, оказывающие специализированную медицинскую помощь, в сопровождении медицинского работника ФАП либо бригадой скорой медицинской помощи.

Согласно п. 9 Приложения №15, для оказания неотложной доврачебной медицинской помощи при внезапных, опасных для жизни острых заболеваниях, состояниях, обострениях хронических заболеваний, травмах, отравлениях (далее - угрожающие жизни состояния и (или) заболевания) в ФАП в доступных для медицинского персонала местах размещаются инструкции, включающие последовательность действий по диагностике угрожающих жизни состояний и (или) заболеваний и оказанию медицинской помощи при них с применением укладок, содержащих необходимые лекарственные средства и изделия медицинского назначения, запасы которых пополняются по мере необходимости.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что возможность оказания неотложной доврачебной помощи сотрудниками ФАПов не может заменить собой обязанность доезда до пациента выездной бригады скорой медицинской помощи при оказании медицинской помощи в экстренной форме в течение 20 минут с момента её вызова.

Довод представителя административного ответчика и представителя МБУЗ ЦРБ о том, что указанные в административном исковом заявлении примеры вызова скорой медицинской помощи не относятся к экстренным вызовам, следовательно, административным истцом не предоставлено доказательств невыполнения требований законодательства ответчиком, также является несостоятельным.

Из журнала записи вызов скорой медицинской помощи усматривается, что в ряде случаев доезд СМП до пациента превышает 20 минут с момента вызова скорой помощи. Сведений, что данные вызовы не являлись экстренными, материалы дела не содержат. Предоставленная МБУЗ ЦРБ Обливского района информация о том, что указанные в административном иске данные в отношении конкретных пациентов не являются скоропомощными, в связи с угрожающими жизни состояниями и могут обслуживаться в течение 1,5 – 2 часов, не опровергает доводов административного истца о необходимости исполнения действующего законодательства о соблюдении нормативов доезда СМП.

Кроме того из данной информации также усматривается, что пациенты <адрес> и <адрес> вызывают СМП в связи с отсутствием фельдшеров на ФП, что также опровергает довод ответной стороны о том, что оказание экстренной скорой помощи в ФП организовано на должном уровне.

Согласно ответу главного врача МБУЗ ЦРБ Обливского района от 15.12.2020 на представление прокурора Обливского района, причинами нарушения сроков доезда машины скорой медицинской помощи к пациентам, является отдаленность некоторых населенных пунктов от ЦРБ в радиусе 80-100 км. (л.д. 42-43).

Из сообщения и.о. главного врача МБУЗ ЦРБ Обливского района от 22.04.2021 также следует, что средний срок ожидания бригады ССМП – 20 минут, но учитывая отдаленность некоторых хуторов (<адрес>) от ЦРБ в радиусе 80-100 км., срок ожидания бригады ССМП составляет более 20 минут (л.д. 44).

Ссылка административного ответчика и представителя МБУЗ ЦРБ о том, что отсутствуют негативные последствия в связи с нарушением сроков доезда СМП, а также не привлечение МБУЗ ЦРБ к административной ответственности за нарушение указанных сроков и то обстоятельство, что обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления Обливского района, осуществляются только за счет предоставленных бюджету Обливского района субвенций из соответствующих бюджетов, не может служить основанием для неисполнения требований законодательства о двадцатиминутном доезде бригады СМП до пациента после её вызова.

Утверждение представителя заинтересованного лица МБУЗ ЦРБ о том, что администрация Обливского района является ненадлежащим ответчиком по настоящему административному иску, является несостоятельным и опровергается действующим законодательством, а также Уставом Администрации Обливского района от 27.12.2018 №173.

С учетом изложенного суд считает, что административным истцом доказан факт нарушения административным ответчиком прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, проживающего на территории Обливского района в части неполучения своевременной скорой медицинской помощи в экстренной форме. Требования прокурора Обливского района в интересах Российской Федерации и неопределенного круга к администрации Алексеевского сельского поселения Обливского района о признании незаконным бездействия, обязании совершить действия по созданию условий для своевременного оказания круглосуточной экстренной скорой медицинской помощи с учетом протяженности муниципального района и двадцатиминутной транспортной доступности подлежат удовлетворению.

В силу п. 1 ч. 3, ч. 9 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.

Поскольку стороны освобождены от уплаты государственной пошлины, суд согласно части 3 статьи 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации государственную пошлину относит на счет федерального бюджета.

Руководствуясь ст. ст. 178-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Удовлетворить заявление и.о. прокурора Обливского района Ростовской области.

Признать бездействия администрации Обливского района по непринятию мер к созданию и размещению станций скорой медицинской помощи, отделений скорой медицинской помощи поликлиники с учетом протяженности муниципального района и 20-минутной транспортной доступности, в соответствии с требованиями действующего законодательства, незаконными.

Обязать администрацию Обливского района создать на территории Обливского района условия для своевременного оказания круглосуточной экстренной скорой медицинской помощи с учетом протяженности муниципального района и 20-минутной транспортной доступности.

Администрации Обливского района Ростовской области в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, в порядке ч. 9 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, необходимо сообщить об исполнении настоящего решения в Обливский районный суд Ростовской области и прокурору Обливского района Ростовской области.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Обливский районный суд в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Председательствующий ___________________

Решение суда в окончательной форме изготовлено 23 июня 2021 года.