ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-199/2022 от 07.02.2022 Куйбышевского районного суда г. Самары (Самарская область)

УИД 63RS0-56

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Куйбышевский районный суд <адрес> в составе:

председательствующего Кузиной Н.Н.

при помощнике судьи Уколовой Л.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело а-199/22 по административному иску Администрации Куйбышевского внутригородского района городского округа Самара к судебному приставу-исполнителю ОСП <адрес> УФССП России по <адрес>ФИО1, ОСП <адрес> ФССП России по <адрес>, Управлению ФССП России по <адрес> об освобождении от взыскания исполнительского сбора,

УСТАНОВИЛ :

Административный истец Администрация Куйбышевского внутригородского района г.о.Самара обратилась в суд с указанным административным исковым заявлением.

В обоснование требований указано, что <дата> решением Куйбышевского районного суда <адрес> по гражданскому делу удовлетворены исковые требования ФИО6 Суд обязал Администрацию Куйбышевского внутригородского района г.о. Самара демонтировать контейнерную площадку, расположенную на расстоянии 2,17 м. от жилого дома по адресу: <адрес> определением судебной коллегии по гражданским делам от <дата> решение Куйбышевского районного суда <адрес> от <дата> оставлено без изменения и решение суда вступило в законную силу. <дата> ведущим судебным приставом-исполнителем ОСП <адрес>ФИО1 на основании исполнительного листа ФС от <дата>, выданного Куйбышевским районным судом <адрес>, вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства -ИП в отношении Администрации Куйбышевского внутригородского района г.о. Самара. <дата> по данному исполнительному производству вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 рублей. Однако, административный истец считает постановление о взыскании исполнительного сбора от <дата> незаконным, поскольку оно противоречит закону. В связи с вышеизложенным, с учетом уточнения, просит освободить административного истца от взыскания исполнительного сбора, установленного постановлением административного ответчика от <дата>, в рамках исполнительного производства -ИП.

В ходе рассмотрения к дела к участию в деле в качестве административных ответчиков привлечены судебный пристав-исполнитель ОСП <адрес> УФССП России по <адрес> - ФИО1, УФССП России по <адрес>.

В судебном заседании представитель административного истца Администрации Куйбышевского внутригородского района г.о.Самара – ФИО3, действующая на основании доверенности, вышеизложенные требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить.

Представитель административного ответчика ОСП <адрес> УФССП России по <адрес> – ФИО2, действующая на основании доверенности, в судебном заседании решение вопроса об освобождении Администрации Куйбышевского внутригородского района г.о. Самара от взыскания исполнительского сбора, оставила на усмотрение суда.

Административные ответчики - судебный пристав-исполнитель ОСП <адрес> УФССП России по <адрес> - ФИО1, представитель административного ответчика - УФССП России по <адрес> в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, причину неявки суду не сообщили.

Заинтересованное лицо - ФИО6 в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом, причина неявки суду неизвестна.

Дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц в соответствии со ст. 150 КАС РФ.

Суд, заслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от <дата> N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.

Пунктом 1 статьи 12 Федерального закона "О судебных приставах" принятие мер по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов возлагается на судебного пристава-исполнителя. В компетенцию названного должностного лица входит совершение любых не противоречащих закону действий, необходимых для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов (пункт 17 части 1 статьи 64 Федерального закона "Об исполнительном производстве").

Так, согласно ст. 6 Федерального закона "Об исполнительном производстве" законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации.

В силу части 1 статьи 105 Закона об исполнительном производстве в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.

Согласно части 1 статьи 112 указанного Федерального закона исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.

Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом (часть 2 статьи 112 Закона об исполнительном производстве).

При этом частью 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве суду, наряду с правом отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, уменьшить его размер с учётом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, его имущественного положения, иных существенных обстоятельств, также предоставлено право освободить должника от взыскания исполнительского сбора при отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства.

Судом установлено и материалами дела подтверждается, что решением Куйбышевского районного суда <адрес> от <дата>, вступившим в законную силу <дата>, на Администрацию Куйбышевского внутригородского района г.о. Самара возложена обязанность демонтировать контейнерную площадку, расположенную на расстоянии 2,17 м. от жилого дома по адресу: <адрес>Д.

<дата> на основании исполнительного листа серии ФС , выданного Куйбышевским районным судом <адрес> по гражданскому делу , судебным приставом-исполнителем ОСП <адрес> в отношении Администрации Куйбышевского внутригородского района г.о. Самара было возбуждено исполнительное производство -ИП.

<дата> судебным приставом-исполнителем ОСП <адрес>ФИО1 вынесено постановление взыскании с Администрации Куйбышевского внутригородского района г.о. Самара исполнительского сбора в размере 50 000 руб., и установлен новый пятидневный срок для исполнения решения Куйбышевского районного суда <адрес> от <дата>.

Административный истец в обоснование своих требований ссылается на невозможность исполнения решения суда в установленный срок, поскольку для производства работ по демонтажу спорной контейнерной площади требуется специализированная техника с подъемником. В муниципальной собственности Куйбышевского внутригородского района такой техники не имеется. Требуется заключение муниципального контракта в соответствии с требованиями Федерального закона №44-ФЗ от <дата> «О контрактной системе в сфере закупок товаром, работ, услуг дл обеспечения государственных и муниципальных нужд».

В силу статьи 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджет - форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

Казенное учреждение - государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.

Статья 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации устанавливает особенности правового положения казенных учреждений.

В соответствии с пунктом 11 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации, положения, установленные указанной статьей, распространяются на органы государственной власти (государственные органы), органы местного самоуправления (муниципальные органы) и органы управления государственными внебюджетными фондами с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации, устанавливающих полномочия указанных органов.

В силу Устава Куйбышевского внутригородского района г.о. <адрес> (зарегистрирован в Управлении Минюста Российской Федерации по <адрес><дата>) Администрация Куйбышевского внутригородского района городского округа Самара является органом местного самоуправления Куйбышевского внутригородского района г.о. Самара (статьи 25 Устава) и финансируется за счет средств бюджета Куйбышевского внутригородского района г.о. Самара.

Бюджет на 2021 утвержден Решением Совета депутатов Куйбышевского внутригородского района городского округа Самара от <дата>. На основании принятого решения утверждена сводная бюджетная роспись.

Между тем, из представленных материалов дела следует, для исполнения решения Куйбышевского районного суда <адрес> от <дата> - демонтажа вышеуказанной контейнерной площадки требуется специализированная техника с подъемником, для чего требуются соответствующие материальные затраты. При этом вышеуказанная контейнерная площадка представляет собой основание из бетонной плиты-основания на поверхности земли и ограждение П-образной формы из бетонных плит высотой около 1 метра, вкопанной в землю. В муниципальной собственности Куйбышевского внутригородского района г.о. Самара вышеуказанной техники не имеется, и для исполнения решения суда требуется заключение муниципального контракта в соответствии с требованиями Федерального закона от <дата> –ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

При этом Администрация Куйбышевского внутригородского района г.о. Самара является органом местного самоуправления и финансируется за счет средств бюджета Куйбышевского внутригородского района г.о. Самара, бюджет на 2021 год утвержден Решением Совета депутатов Куйбышевского внутригородского района г.о. Самара от <дата>, на основании принятого решения утверждена сводная бюджетная роспись, и в бюджете 2021 года средства на исполнение решения Куйбышевского районного суда <адрес> от <дата> - демонтажа вышеуказанной контейнерной площадки предусмотрены не были.

Из представленных материалов дела также следует, что главой администрации Куйбышевского внутригородского района г.о. Самара было дано поручение заместителю главы Администрации Куйбышевского внутригородского района г.о. Самара о необходимости выделения бюджетных средств на исполнение вышеуказанного решения суда и необходимости учета расходов по исполнению решения суда в проекте бюджета Куйбышевского внутригородского района г.о. Самара на 2022 год. В целях исполнения решения суда заместителю главы Куйбышевского внутригородского района г.о. Самара поручено обеспечить наличие средств бюджета на исполнение решения суда в срок до <дата>, в представительный орган – Совет депутатов Куйбышевского внутригородского района г.о. Самара, который наделен полномочиями по утверждению бюджета, внесен проект бюджета Куйбышевского внутригородского района г.о. Самара на 2022 год, предусматривающий средства на исполнение решения суда, обеспечено утверждение бюджета на 2022 год, плановый период 2023-2024 годов.

Из материалов дела также следует, что расходы на исполнение решения суда о демонтаже вышеуказанной контейнерной площадки в бюджете на 2022 год предусмотрены, но с учетом формирования плана-графика закупок и соблюдения процедуры заключения муниципального контракта с соответствии с требованиями Федерального закона от <дата> № 44 -ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», исполнение решения суда возможно не ранее <дата>.

Таким образом, по мнению суда Администрация Куйбышевского внутригородского района г.о. Самара предприняло все зависящие от них меры по исполнению требований исполнительного документа и решения Куйбышевского районного суда <адрес>.

В силу пункта 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.

Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.

В пункте 78 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от <дата> «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» разъяснено, что по смыслу части 1 статьи 112 Закона об исполнительном производстве исполнительский сбор обладает свойствами административной штрафной санкции, при применении которой на должника возлагается обязанность произвести определённую дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникшей в связи с совершённым им правонарушением в процессе исполнительного производства.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от <дата>-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определённую дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершённым им правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52 - 54, 55 Конституции Российской Федерации).

Из анализа вышеприведённых норм права следует, что освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа. Следовательно, вопросы о степени вины должника в неисполнении исполнительного документа в течение срока, предоставленного судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, наличия или отсутствия оснований для ответственности за нарушение обязательства подлежат выяснению при рассмотрении судом требований должника об освобождении его от взыскания исполнительского сбора.

На основании изложенного суд приходит к выводу, что при указанных обстоятельствах административным истцом предпринимались все возможные и зависящие меры к исполнению решения суда, исполнение данного решения суда было невозможным в связи с тем, что у администрации Куйбышевского внутригородского района г.о. Самара отсутствовала объективная возможность исполнить решение суда в установленный срок.

Также, определением Куйбышевского районного суда <адрес> от <дата>, суд отсрочил исполнение решения Куйбышевского районного суда <адрес> от <дата> по гражданскому делу по иску ФИО6 к Администрации Куйбышевского внутригородского района г.о. Самара о демонтаже контейнерной площадки до <дата>.

Таким образом, имеются все основания для удовлетворения административных исковых требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 226-227, 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административный иск Администрации Куйбышевского внутригородского района городского округа Самара удовлетворить.

Освободить Администрацию Куйбышевского внутригородского района городского округа Самара от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 рублей по постановлению от <дата> о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству -ИП.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Куйбышевский районный суд в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено <дата>.

Судья: подпись Н.Н. Кузина

Копия верна

Судья Н.Н. Кузина

Подлинник документа находится в административном деле а-199/2022 Куйбышевского районного суда <адрес>.