Дело № 2а-199/2022
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
город Онега 11 апреля 2022 года
Онежский городской суд Архангельской области в составе:
председательствующего судьи Карелиной С.Ю.,
при секретаре судебного заседания Самарской М.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 ... к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 16 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области», Управлению Федерального казначейства по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, Федеральной службе исполнения наказаний Российской Федерации о признании незаконными действий (бездействия) исправительного учреждения, обязании устранить нарушения, взыскании компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении,
установил:
ФИО1 обратился в суд с иском к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 16 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области» (далее ФКУ ИК-16), Управлению Федерального казначейства по Архангельской области и Ненецкому автономному округу о признании незаконными действий (бездействия) администрации ФКУ ИК-16, выразившихся в непредоставлении белого хлеба в периоды с 08.03.2019 по 24.07.2021 и с 20.08.2021 по 27.09.2021; в непредоставлении мяса в размере 90 гр. ежедневно в период с 8.03.2019 по 27.09.2021; об обязании устранить допущенные нарушения; о присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении с учетом длительности такого нарушения и с учетом практики Европейского Суда по правам человека за аналогичное нарушения, но не менее 125 000 рублей.
В обоснование исковых требований указал, что содержался в ФКУ ИК-16 с 7.03.2019. С 27 сентября 2021 года он был переведен в ФКУ СИЗО-4 города Архангельска в порядке ст. 77.1 УИК РФ. Согласно статье 99 УИК РФ минимальные нормы питания материального бытового обеспечения осужденных устанавливается правительством Российской Федерации. Согласно постановлению правительства Российской Федерации от 11.04.2005 № 205 «О минимальных нормах питания материально бытового обеспечения осужденных к лишению свободы» в ежедневную минимальную норму осужденных входит, в том числе хлеб из смеси муки ржаной отборной и пшеничной первого сорта 300 гр., мясо 90 гр. За время его содержания ФКУ ИК-16 данные минимальные нормы питания осужденных нарушались. Так хлеб из смеси ржаной и первого сорта (далее белый хлеб) «пропал из рациона осужденных» сначала марта 2019 года по 24 июля 2021 года. С 24 июля 2021 года «белый хлеб появился» и 20 августа 2021 года «пропал». Мясо из расчета 90 гр. на одного осужденного в сутки никогда не предоставлялось. Вместо положенного мяса в рацион осужденных закладывалось сало. Таким образом, со стороны ответчика нарушены условия содержания его (истца) в исправительном учреждении.
Определением суда от 14 марта 2022 года к участию в деле в качестве административного соответчика привлечена Федеральная служба исполнения наказаний Российской Федерации (далее ФСИН России), в качестве заинтересованного лица Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области.
Административный истец в судебном заседании не участвовал, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствии.
Представитель административных ответчиков и заинтересованного лица ФИО2, в судебном заседании просила отказать в удовлетворении исковых требований.
Представитель административного ответчика – Управления Федерального казначейства по Архангельской области и Ненецкому автономному округу в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
На основании ст. 150, ч. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) по определению суда дело рассмотрено в отсутствие административного ответчика Управления Федерального казначейства по Архангельской области и Ненецкому автономному округу.
Выслушав лиц участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.
В силу положений ч. 1, 5 ст. 227.1 КАС РФ лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.
При рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с частью 1 настоящей статьи, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия.
Согласно части 3 статьи 99 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации минимальные нормы питания и материально-бытового обеспечения осужденных устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Минимальные нормы питания осужденных к лишению свободы, содержащихся в учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2005 года N 205.
Постановлением Правительства РФ от 11 апреля 2005 года N 205 утверждены Минимальные нормы питания и материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы, согласно которым осужденным установлена следующая норма питания на 1 человека в сутки (для мужчин): Хлеб из смеси муки ржаной обдирной и пшеничной I сорта - 300 гр., Хлеб пшеничный из муки II сорта - 250 гр., Мука пшеничная II сорта - 5 гр., Крупа разная - 100 гр., Макаронные изделия - 30 гр., Мясо - 90 гр., Мясо птицы - 30 гр., Рыба - 100 гр., Маргариновая продукция - 35 гр., Масло растительное - 20 гр., Молоко коровье (миллилитров) - 100, Яйца куриные (штук в неделю) - 2, Сахар - 30 гр., Соль поваренная пищевая - 20 гр., Чай натуральный - 1, Лавровый лист - 0,1 гр., Горчичный порошок - 0,2 гр., Томатная паста - 3 гр., Картофель - 550 гр., Овощи - 250 гр., Кисели сухие витаминизированные или фрукты сушеные - 25,10 гр.
Приказом ФСИН России N 696 от 02.09.2016 утвержден Порядок организации питания осужденных, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы (далее Порядок).
Пунктом 48 Порядка установлено, что требования к режиму питания реализуются в раскладке продуктов, которая позволяет наиболее правильно и рационально использовать продукты нормы питания для приготовления разнообразной и физиологически полноценной пищи, а также ознакомить осужденных, подозреваемых и обвиняемых и должностных лиц, контролирующих организацию и состояние питания, с ассортиментом планируемых блюд, количеством продуктов, подлежащих закладке в котел на одного человека, и расчетным выходом готовых блюд, мясных и рыбных порций.
Раскладка продуктов по нормам питания составляется начальником ОИХО учреждения УИС совместно с начальником (заведующим) столовой. Раскладка продуктов подписывается заместителем начальника учреждения УИС, курирующим вопросы тылового обеспечения, начальником ОИХО учреждения УИС, медицинским работником медицинского подразделения, начальником (заведующим) столовой и утверждается начальником учреждения УИС (п. 49 Порядка).
В соответствии с п. 52 Порядка при составлении раскладки продуктов учитываются: режим питания, установленный для питающихся; - наличие и ассортимент продуктов, имеющихся на продовольственном складе учреждения УИС; нормы питания.
Согласно п. 59 Порядка, суточные нормы мяса, рыбы, жиров, сахара ежедневно доводятся до осужденных, подозреваемых и обвиняемых в полном объеме без замен. Суточные нормы мяса и рыбы планируются к выдаче в один прием пищи: рыба - на завтрак или ужин, мясо - только на обед ко второму блюду. Первые блюда в ассортименте приготавливаются на основе мясокостного бульона. В исключительных случаях (при планировании сосисок, сарделек, консервированной продукции из мяса и т.д.) допускается приготовление супов рыбных.
Основанием для выписки продуктов в столовую (пищеблок) учреждения уголовно-исполнительной системы являются данные подозреваемых и обвиняемых по каждой норме питания (п. 72 Порядка).
Согласно п. 95 Порядка, руководство учреждений уголовно-исполнительной системы организует систематический контроль за состоянием питания осужденных, подозреваемых и обвиняемых, основными задачами которого являются, в том числе проверка организации питания. Контроль за состоянием питания осужденных, подозреваемых и обвиняемых осуществляется начальником учреждения УИС, его заместителями, медицинскими работниками медицинского подразделения, сотрудниками ОИХО, дежурным помощником начальника учреждения УИС (п. 96 Порядка).
В силу п. 97 Порядка, контроль за организацией и состоянием питания осужденных, подозреваемых и обвиняемых также осуществляется должностными лицами территориальных органов ФСИН России и структурными подразделениями ФСИН России при проведении ревизий, проверок и инспектирований.
В судебном заседании установлено, что ФКУ ИК-16 УФСИН России по Архангельской области является исправительным учреждением, расположено по адресу: <...>.
ФИО1 прибыл 7.03.2019 для отбывания уголовного наказания в ФКУ ИК-16 УФСИН России по Архангельской области.
27.09.2021 истец этапирован в ФКУ СИЗО-4 г. Архангельск УФСИН России по Архангельской области, где содержится по настоящее время.
В ФКУ ИК-16 УФСИН России по Архангельской области питание осужденных организовано в соответствии с Порядком организации питания осужденных подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной, и Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.04.2005 № 205.
Согласно раскладкам продуктов, вкладываемых в котел на одного человека в сутки, для осужденных в местах лишения свободы, по минимальной норме питания (Постановление Правительства РФ от 11.04.2005 № 205), объяснительными осужденных, содержавшимся одновременно с ФИО1 в ФКУ ИК-16, осужденные в спорные периоды, заявленные административным истцом, получали ежедневно хлеб ржано-пшеничный 1 сорта в количестве 300 грамм и мясо во вторых блюдах 90 грамм. Доказательств воздействия на осужденных с целью взятия нужных административному ответчику объяснений суду не представлено.
ФИО1 питался по минимальной норме питания. Жалоб на качество приготовления пищи, а также недополучение им положенных норм продуктов питания от него не поступало.
Онежской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в адрес исправительного учреждения не выносились представления относительно нарушений порядка обеспечения осужденных питанием.
Указанным Постановлением Правительства РФ от 11.04.2005 N 205 установлена норма питания на 1 человека в сутки (для мужчин) в виде «хлеба из смеси муки ржаной обдирной и пшеничной I сорта - 300 гр.», данным Постановлением не предусмотрена норма питания на 1 человека в сутки (для мужчин) в виде белого хлеба.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 12 апреля 1995 года N 2-П Конституция Российской Федерации презюмирует добросовестное выполнение органами государственной власти возлагаемых на них Конституцией и федеральными законами обязанностей и прямо закрепляет их самостоятельность в осуществлении своих функций и полномочий (статья 10).
Кроме этого, Европейский Суд по правам человека в Постановлении ЕСПЧ от 31 мая 2011 года "Дело "Ходорковский (Khodorkovskiy) против Российской Федерации" (жалоба N 5829/04) указал, что вся структура Конвенции основана на общем предположении о том, что публичные власти в государствах-участниках действуют добросовестно. Действительно, любая публичная политика или индивидуальная мера может иметь "скрытые планы", и презумпция добросовестности является опровержимой.
В то же время заявитель, утверждающий, что его права и свободы ограничены по ненадлежащим мотивам, должен убедительно доказать, что реальная цель властей расходилась с провозглашенной (или той, которая может быть разумно выведена из контекста). Одно лишь подозрение в том, что власти использовали свои полномочия для некой иной цели по отношению к тем, которые определены в Конвенции, не является достаточным для доказывания нарушения статьи 18 Конвенции.
С учетом приведенного правового подхода Конституционного Суда Российской Федерации, Европейского Суда по правам человека, суд принимает во внимание, что, как в Конституции Российской Федерации, так и в международном праве действует общая презумпция добросовестности в поведении органов государственной власти и государственных служащих.
Поскольку государственные служащие лишены какого-либо скрытого умысла в правоотношениях, участником которых являются, следовательно, лишены целесообразности умышленные и целенаправленные ограничения прав граждан.
Преодоление действия данной презумпции в каждом конкретном случае не исключено, но допустимо только при представлении веских и убедительных доказательств тому, что действия органа государственной власти (должностного лица) расходятся с понимаемым добросовестным поведением.
В рамках настоящего административного дела административным истцом не представлено доказательств, которые бы свидетельствовали о недобросовестности действий должностных лиц ФКУ ИК-16 при составлении справки по обеспечению осужденных питанием и при взятии объяснений у осужденных.
Исходя из положений п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ, суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права, свободы и законные интересы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Незаконных действий (бездействия) ФКУ ИК-16, выразившихся в необеспечении надлежащих условий питания (непредоставлении белого хлеба и мяса) истца в исправительном учреждении, фактов нарушения права административного истца не установлено, организация питания в ФКУ ИК-16 соответствовала установленным требованиям, в связи с чем отсутствует необходимая совокупность оснований для удовлетворения административных исковых требований к административным ответчикам о признании действий (бездействий) незаконными в непредоставлении белого хлеба в указанные в иске периоды, а также в непредоставлении мяса в размере 90 гр. в указанные в иске периоды, а также для удовлетворения производных требований для удовлетворения производных требований об обязании устранить допущенные нарушения и присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-181, 227, 227.1, 228 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении административных исковых требований ФИО1 ... к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 16 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области», Управлению Федерального казначейства по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, Федеральной службе исполнения наказаний Российской Федерации о признании незаконными действий (бездействия) исправительного учреждения, обязании устранить нарушения, взыскании компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении отказать.
Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Онежский городской суд Архангельской области.
Председательствующий подпись С.Ю. Карелина
...
...