ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-19/19 от 11.04.2019 Балейского городского суда (Забайкальский край)

Дело № 2а-19/2019

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Балейский городской суд Забайкальского края в составе:

председательствующего судьи Щегловой О.Ю.,

при секретаре Гончаренко Н.М.,

с участием ст.помощника Балейского межрайонного прокурора Дементьева Д.С.

представителя администрации городского поселения «Город Балей» Барановой Н.С., действующий на основании доверенности от 09.01.2019 года,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Балей 11 апреля 2019 года административное дело по административному исковому заявлению Балейского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации городского поселения «Город Балей» о признании бездействия незаконным, возложении обязанности устранить допущенное нарушение путем совершения действий по организации надлежащего водоснабжения населения, в том числе путем создания резервного источника водоснабжения населения,

У С Т А Н О В И Л :

Балейский межрайонный прокурор обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц, указав в обоснование, что проведенной прокуратурой проверкой в порядке надзора за соблюдением законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства установлено следующее.

На территории г. Балей в июле-сентябре 2018 года установлен неконтролируемый подъем уровня воды в шахтном колодце № 4 водонасосной станции № 2. Уровень воды в нём не соответствовал нормам СанПин. ВНС № 2 снабжает питьевой водой населения г. Балей (центр). Снабжение населения г. Балей (центр) питьевой водой осуществлялось из водонасосной станции № 1 п. Отмахово. Имелись случаи перебоев с поставкой воды населению г. Балей. Резервного источника водоснабжения на территории поселения не имеется. Администрацией каких либо действенных мер по нормализации обстановки предпринято не было. Вопрос по созданию резервного источника водоснабжения населения г. Балей не решен. Межрайонной прокуратурой 22.08.2018 в адрес главы ГП «Город Балей» было внесено представление. В настоящее время требования прокуратуры не исполнены, нарушения не устранены. Несоблюдение администрацией ГП «Город Балей» законодательства о водоснабжении, может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, а также причинение значительного материального ущерба, либо наступление иных тяжких последствий. С учетом уточненных требований прокурор просит: 1) признать незаконным бездействие администрации городского поселения « Город Балей» муниципального района « Балейский район», выразившееся в непринятии должных мер по организации надлежащего водоснабжения населения городского поселения « Город Балей»; 2) обязать администрацию ГП « Город Балей» в срок до 01.07.2018 года организовать надлежащее водоснабжения населения на территории городского поселения « Город Балей» Балейского района Забайкальского края; 3) обязать Министерство природных ресурсов Забайкальского края до 01.09.2019 года зарезервировать на территории ГП» Город Балей» Балейского района Забайкальского края резервный источник питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения из подземных водных объектов с разведанными запасами подземных вод, пригодность которых для указанных целей установлена на основании санитарно-эпидимиологических заключений.

Определением от 18.01.2019 года к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлеченыМинистрество территориального развития Забабйкальского края, Мини тсрество природных ресурсов Забабйкальского края, Адми нитсрация муниципального района « Балейский район» АО « ЗабТЭК»

Определением от 15.02.2019 года к участию в деле в качестве заит ересованного лица привлечен Террит ориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Забабйкальскому краю в городе Балей.

Определением суда от 14.03.2019 года к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство природных ресурсов Забайкальского края,

В судебном заседании прокурор Дементьев Д.С. уточненные исковые требования поддержал в полном объеме.

Представитель административного ответчика Баранова Н.С. в судебном заседании исковые требования не признала.

Ответчик Министерство природных ресурсов своего представителя в судебное заседание не направило, о месте и времени извещены надлежаще и своевременно. О причинах не явки суду не сообщили. Ранее направляли отзыв на иск в котором пояснили, что в рамках своих полномочий Министерство природы разработало проект правового акта, которым утвержден Перечень месторождений подземных вод Забайкальского края, которые зарезервированы в качестве питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения в случае возникновения чрезвычайной ситуации, в том числе в п. 9 резервируется « Буторовско-Голготайское месторождение подводных вод» расположенное в г. Балей.

Представитель Заинтересованного лица Администрации муниципального района « Балейский район» в судебное заседание не явился, предварительно ходатайствовал о рассмотрении дела без их участия.

Заинтересованные лица АО « ЗабТЭК», Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Забайкальскому краю в г. Балей, Министерство территориального развития в судебное заседание своих представителей не направили, о месте и времени судебного заседания извещены надлежаще и своевременно. О причинах не явки суду не сообщили. Министерство территориального развития Забайкальского края направило отзыв на исковое заявление в котором ссылается на то, что края организация работы по реализации полномочий по резервированию источников питьевого и хозяйственно- бытового водоснабжения возложена на Министерство природных ресурсов Забайкальского края. В рамках исполнения указанных полномочий Министерством природы был разработан проект постановления Правительства Забайкальского края « О резервировании источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения в случае возникновения чрезвычайной ситуации», в котором в качестве такого источника в г. Балей было предложено «Буторовско-Голготайское МПВ». В согласовании указанного проекта в предложенной редакции Министерством территориального развития было отказано в связи с тем, что актуальность исследования месторождений подземных вод источников, указанных в проекте составляет более 20 лет. В адрес Министерства природных ресурсов было направлено письмо ( исх. 11-1672 от 07.02.2019 г.) в котором отмечалась необходимость обследования и доразведки запасов подземных вод месторождения Бутовский-Голгтай, определения качества воды.

Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению частично по следующим основаниям.

Согласно ст. 34 Водного кодекса в целях обеспечения граждан питьевой водой в случае возникновения чрезвычайной ситуации осуществляется резервирование источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения на основе защищенных от загрязнения и засорения подземных водных объектов. Для таких источников устанавливаются зоны специальной охраны, режим которых соответствует режиму зон санитарной охраны подземных источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Резервирование источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 20 ноября 2006 г. N 703 утверждены Правила резервирования источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения (далее - Правила №703).

В соответствии с ч. 1 Правил № 703 резервирование источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения на случай возникновения чрезвычайной ситуации осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации в целях обеспечения питьевой водой граждан, проживающих в городах и других населенных пунктах, водоснабжение которых питьевой водой обеспечивается преимущественно за счет поверхностных водных объектов или недостаточно защищенных от загрязнения и засорения подземных водных объектов.

В качестве источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения для обеспечения граждан питьевой водой в случае возникновения чрезвычайной ситуации используются защищенные от загрязнения и засорения подземные водные объекты с разведанными запасами подземных вод, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений.

В соответствии с п.2,3 Правил № 703 орган государственной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с территориальным органом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, специально уполномоченным решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъекту Российской Федерации, формирует и утверждает перечень городов и других населенных пунктов, для обеспечения питьевой водой граждан которых необходимо осуществить резервирование источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения на случай возникновения чрезвычайной ситуации (далее - перечень городов и других населенных пунктов). Перечень городов и других населенных пунктов формируется в соответствии с очередностью резервирования источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаемой в зависимости от:

а) состояния существующих систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения;

б) степени подверженности используемых источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения различным видам загрязнения и засорения в случае возникновения чрезвычайной ситуации;

в) наличия разведанных запасов питьевой воды в защищенных от загрязнения и засорения подземных водных объектах;

г) объемов воды питьевого качества по каждому городу или другому населенному пункту, требуемых для граждан в соответствии с установленными нормами водоснабжения населения на период чрезвычайной ситуации (п.3 Правил №703).

Таким образом, на случай возникновения чрезвычайной ситуации в целях обеспечения питьевой водой граждан определена необходимость резервирования указанных источников в каждом городе и населенном пункте, если их водоснабжение питьевой водой обеспечивается преимущественно за счет поверхностных водных объектов или недостаточно защищенных от загрязнения и засорения подземных водных объектов.

Далее в целях определения подземных водных объектов, которые могут быть использованы в качестве резервных источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения в случае возникновения чрезвычайной ситуации на основе разведанных запасов подземных вод, п.4-8 Правил № 703 определен дальнейший порядок резервирования.

В соответствии с п. 12.12.2. Положения о Министерстве природных ресурсов Забайкальского края, утвержденного постановлением Правительства Забайкальского края от 27 декабря 2016 года №503 при реализации полномочий в сфере водных отношений Министерство, в том числе вносит предложения по резервированию источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения (в ред. постановления Правительства Забайкальского края № 321 от 02.08.2017)

Проведенной Балейской межрайонной прокуратурой проверкой в порядке надзора за соблюдением законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства установлено следующее:

На территории г. Балей в июле-сентябре 2018 года установлен неконтролируемый подъем уровня воды в шахтном колодце №4 водонасосной станции №2. Уровень воды в нём не соответствовал нормам СанПин. ВНС №2 снабжает питьевой водой населения г. Балей (центр). Снабжение населения г. Балей (центр) питьевой водой осуществлялось из водонасосной станции № 1 п. Отмахово. Имелись случаи перебоев с поставкой воды населению г. Балей. Резервного источника водоснабжения на территории поселения не имеется.

Согласно протоколов заседаний комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности ГП « Город Балей» № 7 от 08.08.2018 (л.д. 8), № 8 от 14.08.2018 года (л.д. 15), № 9 от 21.08.2018 года (л.д. 15), №10 от 28.08.2018 года (л.д. 17), № 11 от 04.09.2018 года ( л.д. 19) года повесткой дня заседаний являлся неконтролируемый подъём уровня воды в шахтном колодце № 4 ВНС № 2. Несоответствие качества воды СанПин

Из заключений к протоколам испытаний № 3834 от 27.07.2018 года ( л.д. 94); № 3862 от 06.08.2018 года (лд. 92); № 3863 от 06.08.2018 года (л.д. 96); № 3872 от 06.08.2018 года ( л.д. 98); № 3874 от 06.08.2018 года (л.д. 100); № 3856 от 06.08.2018 года (л.д. 102); № 3885 от 08.08.2018 года ( л.д. 104) № 3890.1 от 13.08.2018 года (л.д. 106); №3912 от 13.08.2018 года (л.д. 108) № 14, следует, что качество питьевой воды отобранной из насосной станции № 2 АО ЗабТЭК, по адресу: г. Балей, ул. Советская 61, не соответствует требованиям п. 3.1 СанПин 2.1.4.1074-01, питьевая вода опасна в эпидимическом отношении.

Министерством природных ресурсов Забайкальского края в судебное заседание представлены доказательства о том, что проводилась работа с Министерством территориального развития Забайкальского края по вопросу резервирования источником питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения (в частности разработан проект правового Акта « О резервировании источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения в случае возникновения ЧС, в том числе в п.9 резервируеся « Буторовско-Голготайское МПВ» расположенное в г. Балей. (л.д. 79-83)

Таким образом, судом установлено, что Министерством природных ресурсов Забайкальского края ведётся работа по внесению предложений по резервированию источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, выполняются возложенные на министерство полномочия в сфере водных отношений.

Тем не менее, суд соглашается с мнением прокурора, что на протяжении длительного времени требования Постановления Правительства РФ от 20 ноября 2006 г. N 703 не исполнены в полном объеме и до настоящего времени не осуществлено резервирование источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения на основе защищенных от загрязнения и засорения подземных водных объектов на территории г. Балей. Тем самым нарушаются права граждан - жителей ГП « Город Балей» на получение воды питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения в случае чрезвычайной ситуации.

Исходя из изложенного требования прокурора по возложению на Министерства природных ресурсов Забайкальского края обязанности в определенный срок осуществить на территории городского поселения «Город Балей» резервирование источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения на основе защищенных от загрязнения и засорения подземных водных объектов подлежат удовлетворению.

Прокурор предъявляя требования к Администрации ГП « Город Балей», полагает, что в соответствии с требованиями ч.1 ст.6 Федерального закона №416-ФЗ от 07.12.2011г. «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств. Ссылается на то, что несоблюдение администрацией ГП «Город Балей» законодательства о водоснабжении, может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, а также причинение значительного материального ущерба, либо наступление иных тяжких последствий.

В части требований к Администрации ГП « г. Балей», суд исходит из следующего.

Согласно ст.2 Федерального закона от 07.12.2011г. №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» водоснабжение-водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) или приготовление, транспортировка и подача горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения (горячее водоснабжение);

Организация в границах поселения водоснабжения подразумевает учреждение, устройство системы водоснабжения в границах поселения и координации действий элементов этой системы, достижения взаимного функционирования ее частей.

Из содержания искового заявления следует, что прокурор требует признать бездействие администрации городского поселения « Город Балей» муниципального района « Балейский район», выразившееся в непринятии должных мер по организации надлежащего водоснабжения населения городского поселения « Город Балей»; обязать администрацию ГП « Город Балей» в срок до 01.07.2018 года организовать надлежащее водоснабжения населения на территории городского поселения « Город Балей» Балейского района Забайкальского края.

Иные действия в иске прокурором не изложены, не уточнены им и в судебном заседании, а потому не являлись предметом рассмотрения и не могут быть разрешены в данном гражданском деле.

В силу ст.196 ч.3 ГПК РФ суд принимает решение в рамках заявленных исковых требований.

В описательной части заявления прокурор лишь проанализировал нормативные акты - федеральный закон № 52-ФЗ « о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», федеральный закон № 131-ФЗ « Об общих принципах местного самоуправления в РФ», федеральный закон № 416 ФЗ « О водоснабжении и водоотведении» и пришел к выводу о том, что исполнение органом местного самоуправления требований о водоснабжении населения не может быть поставлено в зависимость от наличия у него в собственности необходимого имущества или достаточности бюджетного финансирования, при этом не указал в чем именно заключается бездействие Администрации ГП « Город Балей» в части организации надлежащего водоснабжения, в связи с чем, суду не представляется возможным признать незаконным бездействие Администрации ГП, выразившееся в ненадлежащей организации водоснабжения населения.

Наряду с этим, суд отмечает следующее: в пункте 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года № 23 « О судебном решении» разъяснено, исходя из того, что решение является актом правосудия, окончательно разрешающим дело, его резолютивная часть должна содержать исчерпывающие выводы, вытекающие из установленных в моитивровочнрой частьи фактических обстоятельств

В связи с этим в ней должно быть четко сформулировано, что именно постановил суд как по первоначально заявленному иску, так и по встречному требованию если оно было заявлено ( статья 138 ГПК РФ), кто какие конкретно действия и в чью пользу должен произвести, за какой из сторон признано оспариваемое право. Судом должны быть разрешены и другие вопросы, указанные в законе, с тем что бы решение не вызывало затруднений при исполнении ( часть 5 статьи 198, статьи 204-207 ГПК РФ).

Учитывая изложенное, у суда нет законных оснований для удовлетворения требований истца в части возложения обязанности на Администрацию ГП « Город Балей» организовать надлежащее водоснабжение населения на территории городского поселения « Город Балей» Балейского района Забайкальского края, поскольку из указанных требований не ясно, каким именно образом необходимо организовать надлежащее водоснабжение населения: путем строительства нового водопровода, колонки, колодцев, скважины, подвоза воды, раздачи бутилированной воды населению.

Неясность в требованиях истца фактически приведёт к затруднениям при исполнении решения, такое решение является неисполнимым.

На основании изложенного, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска в части заявленных требований о признании незаконным бездействия администрации ГП « Город Балей» выразившееся в непринятии должных мер по организации надлежащего водоснабжения населения ГП « Город Балей», и о возложении обязанности на администрацию ГП «Город Балей» в срок до 01.07.2019 года организовать надлежащее водоснабжение населения на территории городского поселения « Город Балей».

В связи с чем, заявленные прокурором требования подлежат частичному удовлетворению.

Устанавливая срок по исполнению заявленных административных исковых требований, суд полагает возможным предоставить срок исполнения решения в течении 06 месяцев после вступления решения суда в законную силу

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

р е ш и л:

Административные исковые требования Балейского межрайонного прокурора удовлетворить частично.

Обязать Министерство природных ресурсов Забайкальского края в течении 06 месяцев после вступления решения суда в законную силу, осуществить на территории городского поселения «Город Балей» резервирование источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения на основе защищенных от загрязнения и засорения подземных водных объектов.

В удовлетворении остальной части иска отказать.

Разъяснить сторонам право получения мотивированного решения суда в течении 5-ти дней со дня окончания судебного разбирательства.

Решение может быть обжаловано либо принесено апелляционное представление в Забайкальский краевой суд через Балейский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Решение в окончательном виде принято 16 апреля 2019 года.

Судья Щеглова О.Ю.