ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-19/2018 от 23.01.2018 Новосибирского гарнизонного военного суда (Новосибирская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

23 января 2018 года город Новосибирск

Новосибирский гарнизонный военный суд в составе председательствующего – судьи Борсука М.А., при секретаре судебного заседания Калиниченко Г.В, с участием административного истца ФИО1, его представителя – адвоката Матошина С.В., представителя командира войсковой части <данные изъяты> ФИО2, представителя командира войсковой части <данные изъяты> ФИО3, рассмотрел в открытом судебном заседании, в помещении военного суда, административное дело №2а-19/2018 по административному исковому заявлению военнослужащего войсковой части <данные изъяты>ФИО1 об оспаривании действий Департамента строительства Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, связанных с аннулированием регистрационного номера участника накопительно-ипотечной системы и Федерального государственного казенного учреждения «Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих», связанных с прекращением перечисления ежемесячных платежей в счет исполнения обязательств по ипотечному кредиту по кредитному договору от 6 февраля 2013 года.

В судебном заседании военный суд

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд в пределах установленного законом срока с административным исковым заявлением, в котором указывает, что в период с 16 ноября 2005 года по 17 июля 2007 года он проходил военную службу по контракту в войсковой части ,досрочно уволен в запас по семейным обстоятельствам. 21 мая 2009 года он заключил второй контракт о прохождении военной службы и после присвоения воинского звания <данные изъяты> в январе 2010 года обратился с рапортом к командованию войсковой части о включении его в реестр участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих (далее – НИС). Уведомлением от 29 апреля 2010 года подтвержден факт его включения в реестр участников НИС с регистрационным номером .

Кроме того, ФИО1 указывает, что 6 февраля 2013 года он заключил с Федеральным государственным казенным учреждением «Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих» (далее – ФГКУ «Росвоенипотека») договор целевого жилищного займа для погашения обязательств по ипотечному кредиту, предоставленному ОАО «Газпромбанк» для приобретенияжилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.

Далееадминистративный истец указывает, что сообщением ФГКУ «Росвоенипотека» от 25 октября 2017 года он уведомлен об изменении даты его включения в реестр участников НИС в связи с поступлением сведений из регистрирующего органас 16 ноября 2008 года на 20 сентября 2010 года, произведении перерасчета суммы накоплений на его именном накопительном счете и образовании задолженности в размере <данные изъяты>, а также прекращениис 1 октября 2017 года перечислений ежемесячных платежей в счет исполнения обязательств по кредитному договору от 6 февраля 2013 года. При этом 22 ноября 2017 года им получено уведомление о его повторном включении в реестр участников НИС с присвоением иного регистрационного счета участника и датой возникновения основания для включения в реестр 20 сентября 2010 года.

Полагая свои права нарушенными, ФИО1, с учетом уточнений, просит военный суд признать действия Департамента строительства Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (далее – Департамент), связанные с аннулированием регистрационного номера участника НИС, а также действия ФГКУ «Росвоенипотека», связанные с прекращением перечислений административному истцу ежемесячных платежей в счет исполнения обязательств по ипотечному кредиту по кредитному договору от 06 февраля 2013 года, незаконными и обязать ФГКУ «Росвоенипотека» возобновить исполнение обязательств по данному кредитному договору.

Кроме того, ФИО1 просит взыскать в его пользу понесенные судебные расходы в виде государственной пошлины и расходов на оплату услуг представителя в размере 300 и 20000 рублей соответственно.

В обоснование требований ФИО1, ссылаясь на то, что им с использованием средств целевого жилищного займа в собственность приобретена квартира, приводит доводы, суть которых сводится к тому, что оспариваемые действия нарушают его право как военнослужащего на получение жилья, поскольку правовых оснований для аннулирования регистрационного номера участника НИС и последующего прекращения исполнения финансовых обязательств перед ним у Департамента и ФГКУ «Росвоенипотека» не имеется, при этом аннулирование регистрационного номера участника НИС в случае ошибочного открытия именного накопительного счета возможно только до предоставления участнику НИС средств накоплений, учтенных на этом счете, то есть до исполнения государством своих обязательств по жилищному обеспечению военнослужащего.

В судебном заседании ФИО1 и его представитель Матошин, заявленные требования поддержали, а также подтвердили доводы, изложенные в заявлениях.

Административные ответчики, командиры войсковых частей и , надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд не прибыли, ходатайств об отложении дела не заявляли.

Представитель ФГКУ «Росвоенипотека» Нестеров просил рассмотреть административное дело без своего участия.

В судебном заседании представитель командира войсковой части Перепилицатребования административного истца и его доводы поддержал. Представитель командира войсковой части Волосиенко, ссылаясь на то, что Департамент, на основании предоставленных командованием по результатам административного расследования сведений,обоснованно аннулировал регистрационный номер участника НИС ФИО1, в удовлетворении требований последнего просил отказать.

Выслушав объяснения сторон, исследовав доказательства по делу, военный суд приходит к следующим выводам.

Как видно из уведомления о включении военнослужащего в реестр участников НИС от 29 апреля 2010 года, ФИО1 включен в данный реестр и ему присвоен регистрационный номер № участника НИС, с датой возникновения основания для включения в реестр 16 ноября 2008 года.

Из свидетельства от 01 октября 2012 года серии следует, что ФИО1 получено право как участника НИС на получение целевого жилищного займа.

Как усматривается из кредитного договора от 6 февраля 2013 года, ОАО «Газпромбанк» предоставил административному истцу, как участнику НИС, кредит в сумме <данные изъяты> на срок до 30 июня 2029 года на приобретение квартиры, расположенной по адресу: <адрес>.

Согласно договору целевого жилищного займа от 6 февраля 2013 года , ФГКУ «Росвоенипотека» предоставило ФИО1 денежные средства в сумме <данные изъяты> для уплаты первоначального взноса в целях приобретения последним жилого помещения по указанному адресу.

При этом в соответствии с п.8 указанного договора, средства целевого жилищного займа заемщиком должны быть возвращены вФГКУ «Росвоенипотека» в погашение обязательств по ипотечному кредиту после возникновения основания для исключения из реестра участников НИС.

На основании договора купли-продажи квартиры от 13 марта 2013 года административный истец приобрел жилое помещение по вышеуказанному адресу в собственность.

Как следует из свидетельства о государственной регистрации права от 19 марта 2013 года серии , вышеназванная квартира зарегистрирована на праве собственности у ФИО1 с обременением ипотекой в силу закона.

В соответствии с выпиской из домовой книги от 11 января 2018 года по адресу: <адрес>, зарегистрированы собственник ФИО1, <данные изъяты>.

Согласно уведомлению ФГКУ «Росвоенипотека» от 25 октября 2017 года, на основании сведений об изменении даты возникновения основания для включения ФИО1 в реестр участников НИС с 16 ноября 2008 года на 20 сентября 2010 года,полученных из регистрационного органа,произведен перерасчет на именном накопительном счетеФИО1, в результате которого образовалась задолженность в размере <данные изъяты>, в связи с чемданным учреждением с 1октября 2017 года прекращено перечисление ежемесячных платежей в счет исполнения обязательств по ипотечному кредиту административного истца от 6 февраля 2013 года, и последнему предложено самостоятельно осуществлять погашение обязательств по кредитному договору.

Как усматривается из уведомления о включении военнослужащего в реестр участников НИС, врученному административному истцу 22 ноября 2017 года, ФИО1 присвоен регистрационный номер участника , с датой возникновения основания для включения в реестр 20 сентября 2010 года.

В судебном заседании представитель командира войсковой части Волосиенко пояснил, что Департамент, на основании предоставленных командованием по результатам административного расследования сведений, в ходе которого выявлено ошибочное включение ФИО1 в реестр участников НИС с 16 ноября 2008 года, аннулировал его регистрационный номер № участника НИС, присвоив новый номер и изменив дату возникновения основания его включения в реестр на 20 сентября 2010 года.

Таким образом, военным судом установлено, чторегистрационный номер , присвоенный ФИО1 какучастнику НИС, Департаментом был аннулирован, в связи с чемФГКУ «Росвоенипотека»прекратило перечисление ежемесячных платежей в счет исполнения обязательств по ипотечному кредиту по кредитному договору от 06 февраля 2013 года.

Оценивая вышеизложенное и рассматривая законность указанных действий Департамента и ФГКУ «Росвоенипотека», военный суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч.1 ст.15 Федерального закона от 27 мая 1998 года №76-ФЗ «О статусе военнослужащих», государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.

Как следует из ч.15 этой же статьи, военнослужащим-гражданам, проходящим военную службу по контракту и в соответствии с Федеральным законом от 20 августа 2004 года №117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» являющимся участниками накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, выделяются денежные средства на приобретение или строительство жилых помещений в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии со ст.4 Федерального закона от 20 августа 2004 года №117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» (далее – Закон), реализация права на жилище участниками НИС осуществляется посредством формирования накоплений для жилищного обеспечения на именных накопительных счетах участников и последующего использования этих накоплений, предоставления целевого жилищного займа, и выплаты денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения, учтенные на именном накопительном счете участника.

В силу ч. 3 ст. 11 Закона направление кредитору участника НИС средств целевого жилищного займа в целях уплаты первоначального взноса при приобретении с использованием ипотечного кредита (займа) жилого помещения является исполнением государством своих обязательств по жилищному обеспечению военнослужащего.

Согласно п.п.7 и 8 Правил ведения именных накопительных счетов участников НИС жилищного обеспечения военнослужащих, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 07 ноября 2005 года №655 «О порядке функционирования накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих», основанием для закрытия уполномоченным федеральным органом именного накопительного счета является исключение военнослужащего из реестра участников НИС, а в случае ошибочного открытия указанного счета уполномоченный орган аннулирует регистрационный номер участника НИС, при этом средства накоплений для жилищного обеспечения, учтенные на указанном счете, возвращаются в федеральный бюджет.

В соответствии с ч.1 ст.7 Закона,федеральные органы исполнительной власти и федеральные государственные органы, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба формируют и ведут реестр участников в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, и представляют в уполномоченный федеральный орган сведения об участниках НИС, необходимые для ведения их именных накопительных счетов.

Также, из ч.3 ст.9 Закона следует, что основанием для исключения военнослужащего федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, из реестра участников является:

- увольнение его с военной службы;

- исключение его из списков личного состава воинской части в связи с его гибелью или смертью, признанием его в установленном законом порядке безвестно отсутствующим или объявлением его умершим;

- исполнение государством своих обязательств по обеспечению военнослужащего в период прохождения военной службы жилым помещением (за исключением жилого помещения специализированного жилищного фонда) иным предусмотренным нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации способом за счет средств федерального бюджета.

Таким образом, законодательно закреплен исчерпывающий перечень критериев, которые могут послужить основанием для исключения военнослужащего федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, где федеральным законом предусмотрена военная служба, из реестра участников НИС.

Согласно Указу Президента Российской Федерации от 20 апреля 2005 года №449 «Вопросы накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих», на Министерство обороны Российской Федерации возложены функции уполномоченного федерального органа исполнительной власти, обеспечивающего функционирование НИС.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2005 года №800, для обеспечения функционирования НИС и реализации Министерством обороны Российской Федерации функций уполномоченного федерального органа исполнительной власти, обеспечивающего функционирование указанной НИС, создано федеральное государственное учреждение «Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих».

Как следует из п. 17 Устава ФГКУ «Росвоенипотека», утвержденного Министром обороны Российской Федерации 24 июня 2011 года, одними из основных видов деятельности учреждения являются оформление и выдача целевых жилищных займов участникам НИС, а также предоставление накоплений для жилищного обеспечения участникам после возникновения права на их использование.

При этом, согласноп.п. 54 и 57 ч.3 Положения о Департаменте строительства Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, утвержденного приказом Директора Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации №391 от 29 ноября 2016 года, одной из основных функций Департамента является организация работы по ведению реестра военнослужащих и сотрудников войск национальной гвардии, состоящих на учете в качестве нуждающихся в получении жилых помещений, а также организация работы по функционированию в войсках национальной гвардии накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих.

Пункт 2 приказа Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации №79 от 14 марта 2017 года «Об утверждении Порядка реализации накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих войск национальной гвардии Российской Федерации» также возложил на Департамент функции по формированию и ведению реестра участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих войск национальной гвардии Российской Федерации

Вместе с тем, военный суд считает, что Департамент и ФГКУ «Росвоенипотека»,аннулируя регистрационный номер участника НИСОлефироваи прекращая перечисления ежемесячных платежей в счет исполнения обязательств по ипотечному кредиту по кредитному договору от 6 февраля 2013 года,действовали необоснованно.

Военный суд приходит к такому выводу исходя из следующего.

Институт включения в реестр участников НИС предусматривает обязанность уполномоченных должностных лиц, после проверки подтверждающих документов принять соответствующее правовое решение о праве нахождения военнослужащих в данном реестре, что предполагает последующее возложение обязанности на федеральный орган исполнительной власти обеспечить гарантированное государством право этих участников на его реализацию, а именно посредством формирования накоплений для жилищного обеспечения на именных накопительных счетах участников и последующего использования этих накоплений, предоставления целевого жилищного займа, и выплаты денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения, учтенные на именном накопительном счете участника.

Таким образом, получение участником вышеуказанных денежных средств, является исполнением государством своих обязательств по жилищному обеспечению военнослужащего.

Между тем, оснований для исключения административного истца федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, из реестра участников НИС, по настоящему делу не установлено, и административными ответчиками не представлено.

Кроме того, из приведенных выше норм следует, что аннулирование ошибочно открытого именного накопительного счета возможно только до предоставления участнику НИС средств накоплений, учтенных на этом счете, то есть до исполнения государством своих обязательств по жилищному обеспечению военнослужащего.

В противном случае такой военнослужащий не может быть уверен встабильности своего официально признанного статуса участника НИС и в том, что приобретенные в силу этого статусаправа будут уважаться государством и будут реализованы.

Данное толкование согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, который в постановлении от 14 января 2016 года №1-П обратил внимание на необходимость соблюдения вытекающих из взаимосвязанных положений ч. 1 ст. 1, ст. 2, ч. 1 ст. 17, ст. 18, ч. 1 ст. 19, чч. 2, 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации принципов поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, которые гарантируют гражданам, что решения принимаются уполномоченными государством органами на основе строгого исполнения законодательных предписаний, а также внимательного и ответственного подхода к оценке фактических обстоятельств, с которыми закон связывает возникновение прав, тщательности при оформлении соответствующих документов, подтверждающих наличие условий, необходимых для реализации этих прав, с тем чтобы гражданин как участник соответствующих правоотношений мог быть уверен в стабильности своего официально признанного статуса и в том, что приобретенные в силу этого статуса права будут уважаться государством и будут реализованы.

Таким образом, военный суд считает, что требования административного истца о признании незаконными действий Департамента и ФГКУ «Росвоенипотека», связанных с аннулированием регистрационного номера участника НИСи прекращением перечислений ежемесячных платежей в счет исполнения обязательств по ипотечному кредиту по кредитному договору от 06 февраля 2013 года, обоснованы и подлежат удовлетворению.

Одновременно суд полагает необходимым возложить на ФГКУ «Росвоенипотека» обязанность возобновить исполнение обязательств по вышеназванному кредитному договору.

Кроме того, в соответствии ч.1 ст.111 КАС РФ, подлежат возмещению расходы административного истца, связанные с уплатой им государственной пошлины и затрат на оплату услуг представителя.

При определении подлежащих возмещению ФИО1 указанных судебных расходов, суд исходит из положений ст. 112 КАС РФ, предусматривающей, что стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителей в разумных пределах. При этом, принимая во внимание характер дела, по которому ФИО1 оказывалась юридическая помощь и объем этой помощи, суд полагает, что с учетом положений ч. 1 ст. 111 КАС РФ, а также того обстоятельства, что представитель административного истца помимо составления заявления участвовал в четырех судебных заседаниях по данному делу, ФИО1 подлежат частичному возмещению расходы на оплату услуг представителя в размере 5000 рублей, а не 20000 рублей, а также на оплату государственной пошлины в сумме 300 рублей, которые необходимо возложить наДепартамент.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 и 227 КАС РФ, военный суд

РЕШИЛ:

административное исковое заявление ФИО1 удовлетворить.

Признать действия Департамента строительства Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, связанные с аннулированием регистрационного номера участника накопительно-ипотечной системы, незаконными.

Признать действия Федерального государственного казенного учреждения «Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих», связанные с прекращением перечисления административному истцу ежемесячных платежей в счет исполнения обязательств по ипотечному кредиту по кредитному договору от 06 февраля 2013 года, незаконными и обязать указанный орган возобновить исполнение обязательств по данному кредитному договору.

Обязать Департамент строительства Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации и Федеральное государственное казенное учреждение «Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих» в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу сообщить о его исполнении административному истцу и в Новосибирский гарнизонный военный суд.

Взыскать с Департамента строительства Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации в пользу ФИО1 понесенные им судебные расходы в виде государственной пошлины и расходов на оплату услуг представителя размере 5300 (пять тысяч триста) рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Западно-Сибирский окружной военный суд через Новосибирский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.

Председательствующий М.А. Борсук