Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 января 2019 года г. Хабаровск
Хабаровский гарнизонный военный суд в составе: председательствующего - судьи Брыкина А.Ю., при секретарях судебного заседания Лескове И.А., Романовой Ю.И. и Погосян Т.А., с участием административного истца, его представителя ФИО3, а также представителей административного ответчика ФИО4 и ФИО5, рассмотрев в открытом судебном заседании, в помещении военного суда административное дело по заявлению начальника ФГКУ «412 центр обеспечения медицинской техникой и имуществом» Министерства обороны РФ об оспаривании пункта № акта выездного контрольного мероприятия финансово-экономической и хозяйственной деятельности Межрегионального управления ведомственного финансового контроля и аудита Министерства обороны РФ (по Восточному военному округу) от ДД.ММ.ГГГГ № №,
У С Т А Н О В И Л:
Межрегиональным управлением ведомственного финансового контроля и аудита Министерства обороны РФ (по Восточному военному округу) в период с ДД.ММ.ГГГГ 2018 года проведена проверка финансово-экономической и хозяйственной деятельности ФГКУ «412 центр обеспечения медицинской техникой и имуществом» Министерства обороны РФ (ФГКУ «412 ЦОМТИ» МО РФ).
По результатам выездного контрольного мероприятия ревизионной группой составлен акт № №, в соответствии с пунктом № которого в ходе проверки выявлены финансовые нарушения, допущенные в сфере оплаты труда фармацевтических работников центра и повлекшие за собой причинение материального ущерба на сумму 1 241 315 рублей 99 копеек.
Выражая несогласие с выводами ревизоров о наличии ущерба, возникшего вследствие неправильного установления должностных окладов, начальник ФГКУ «412 ЦОМТИ» МО РФ обратился в суд с исковым заявлением, в котором просит обязать руководителя управления ведомственного финансового контроля и аудита исключить пункт № из акта ревизии.
Свои требования истец аргументировал тем, что сотрудники ФГКУ «412 ЦОМТИ» МО РФ, замещающие должности провизоров, провизоров-технологов, упомянутые в акте ревизии в качестве лиц, которым неверно определен размер заработных плат, имеют присвоенные в предусмотренном законом порядке квалификационные категории по специальности «Управление и экономика фармации». В силу постановления Правительства РФ от 5 августа 2008 г. N 583 и приказа Министра обороны РФ от 23 апреля 2014 г. N 255 наличие у работника той или иной квалификационной категории (первой либо высшей) служит основанием для увеличения должностного оклада. Исходя из этих нормативных предписаний, регламентирующих систему оплаты труда гражданского персонала в Вооруженных Силах РФ, и был установлен размер оклада работающим в центре провизорам. Выводы ревизоров об отсутствии оснований для назначения фармацевтическим работникам увеличенного оклада ввиду того, что они получили квалификационные категории не по той специальности, по которой исполняют свои должностные обязанности, истец счел необоснованными, сделанными без учета фактических данных о характере выполняемых сотрудниками задач. Он отметил, что круг должностных обязанностей провизоров в Министерстве обороны РФ значительно шире и разнообразней тех, которые определены приказом Минздрава РФ № 541 для данной категории сотрудников, работающих в гражданских организациях. Провизоры ФГКУ «412 ЦОМТИ» МО РФ выполняют функции, свойственные руководящему составу фармацевтических работников, поэтому аттестационная комиссия, исходя из нужд и уставных задач учреждения, присвоила им квалификационные категории по специальности «Управление и экономика фармации», несмотря на то, что этому направлению профессиональной деятельности соответствуют должности директора либо заведующего аптечным складом. Поскольку обязанности провизоров центра в некоторой части соотносятся с обязанностями заведующего медицинским сладом, для исполнения которых требуется сертификат «Управление и экономика фармации», квалификационные категории, а, следовательно, и должностные оклады установлены работникам центра правильно.
Представитель истца ФИО3 в ходе слушания дела требования поддержал и в обоснование их привел доводы, которые по существу аналогичны тем, что изложены выше, дополнительно обратив внимание на состоявшуюся в марте 2018 году проверку, проведенную Росздравнадзором, по результатам которой никаких нарушений, связанных с получением провизорами сертификатов, не выявлено.
Представитель Межрегионального управления ведомственного финансового контроля и аудита Министерства обороны РФ (по Восточному военному округу) ФИО5 с заявленными требованиями не согласилась. На заседании суда она пояснила, что проверка финансово-экономической и хозяйственной деятельности в ФГКУ «412 ЦОМТИ» МО РФ проведена в установленном законом порядке и уполномоченным на то органом, который выявил факт переплаты денежных средств сотрудникам центра и причинения тем самым материального ущерба. В частности, ревизия показала, что в нарушение требований приказа Министра обороны РФ № 255, приказа Минздрава № 541 работники центра, состоящие в должности провизоров, получили квалификационные категории по специальности «Управление и экономика фармации», которые могут быть присвоены лишь директорам либо заведующим аптечными организациями. Квалификационные категории, получаемые провизорами, должны соответствовать специальности «Фармацевтическая технология», «Фармацевтическая химия и фармакогнозия». Учитывая, что увеличенные должностные оклады медицинским и фармацевтическим работникам в связи с получением квалификационной категории устанавливаются только в том случае, если они работают по той специальности, по которой присвоена категория, оснований для назначения повышенного оклада сотрудникам, имеющим сертификат «Управление и экономика фармации», но не работающим на должности руководителя, не имелось.
Представитель ответчика ФИО4, возражая против удовлетворения административного иска начальника ФГКУ «412 ЦОМТИ» МО РФ, в ходе слушания дела привела доводы, в существенном совпадающие с правовой позицией, выраженной представителем финансовой инспекции ФИО5, указав на то, что акт ревизии является законным и обоснованным.
Изучив материалы дела, исследовав представленные участвующими в деле лицами доказательства, оценив их доводы, суд полагает, что оснований для удовлетворения административного искового заявления начальника ФГКУ «412 ЦОМТИ» МО РФ не имеется. К такому выводу суд приходит исходя из следующего.
По делу установлено, что Межрегиональным управлением ведомственного финансового контроля и аудита Министерства обороны РФ (по Восточному военному округу) по результатам проверки финансовой деятельности ФГКУ «412 ЦОМТИ» МО РФ составлен акт от ДД.ММ.ГГГГ года № №. Из пункта № данного документа следует, что в ходе ревизии выявлен факт излишних денежных выплат, произведенных в период с ДД.ММ.ГГГГ года 12 сотрудникам учреждения, состоящим на должностях провизоров, провизоров-технологов и старшего провизора-технолога. Размер ущерба, который образовался вследствие установления провизорам должностных окладов на основании присвоенной квалификационной категории по специальности «Управление и экономика фармации», составил 1 241 315 рублей 99 копеек. Из исследованных в суде копий трудовых книжек, сертификатов специалиста, приказов об установлении должностных окладов, списка работников Учреждения, усматривается, что все сотрудники центра, которым присвоена квалификационная категория по специальности «Управление и экономика фармации» (первая, высшая) и установлен соответствующей этой категории должностной оклад, фактически замещают должности провизора, провизора-технолога, и старшего провизора-технолога.
Согласно пункту 33 статьи 4 Федерального закона N 61-ФЗ фармацевтическая деятельность - деятельность, включающая в себя оптовую торговлю лекарственными средствами, их хранение, перевозку и (или) розничную торговлю лекарственными препаратами, их отпуск, хранение, перевозку, изготовление лекарственных препаратов.
К работникам, имеющим право на занятие фармацевтической деятельностью, исходя из положений части 1 статьи 100 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» относятся, в частности, лица, получившие высшее или среднее фармацевтическое образование в Российской Федерации в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и имеющие сертификат специалиста.
Номенклатура специальностей специалистов, имеющих высшее медицинское и фармацевтическое образование, утвержденная Приказом Минздрава России от 07.10.2015 N 700н, включает три специальности по направлению «Фармация»: «Управление и экономика фармации», «Фармацевтическая технология» и «Фармацевтическая химия и фармакогнозия».
По каждой из специальностей Приказом Минздрава России от 08.10.2015 N 707н утверждены Квалификационные требования, согласно которым по специальности «Управление и экономика фармации» работник может занимать должность директора (заведующий, начальник) аптечной организации, либо заместитель директора. Должностям провизора, провизора-технолога соответствуют специальности «Фармацевтическая технология», «Фармацевтическая химия и фармакогнозия».
Квалификационные характеристики должностей, которые могут замещать работники в сфере здравоохранения, определены приказом Минздравсоцразвития России от 23.07.2010 N 541н. Данным документом в редакции, действовавшей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для оспаривания акта ревизии, предусмотрено, что провизор должен иметь сертификат специалиста по специальности «Фармацевтическая технология», «Фармацевтическая химия и фармакогнозия».
В соответствии с пунктами 2 и 3 Порядка прохождения медицинскими и фармацевтическими работниками аттестации для получения квалификационных категорий, (утв. приказом Минздрава РФ от 23.04.2013г. № 240), квалификационная категория присваивается по той специальности, по которой специалист исполняет должностные обязанности.
В силу пункта 3 Положения «Об установления систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений», введенного в действие постановлением Правительства РФ от 5 августа 2008 г. N 583, размеры окладов, ставок заработной платы устанавливаются на основе квалификационных требований.
В целях реализации в Вооруженных Силах РФ указанного выше постановления Правительства РФ, приказом Министра обороны от 23 апреля 2014 г. N 255 утверждено Положение о системе оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций Вооруженных Сил РФ.
Пунктом 82 Положения определено, что должностные оклады медицинским и фармацевтическим работникам в зависимости от присвоенной квалификационной категории устанавливаются при работе по той специальности, по которой им присвоена квалификационная категория.
Как следует из пояснений специалистов ФИО1 (эксперта по взаимодействию с учреждениями здравоохранения КГБОУ ДПО «Институт повышения квалификации Минздрава Хабаровского края») и ФИО2 (заведующей кафедрой фармации этого же учреждения), квалификационные категории присвоены провизорам ФГКУ «412 ЦОМТИ» МО РФ не по той специальности, по которой они работают.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства дела и приведенные нормы права, принимая во внимание, что сотрудники ФГКУ «412 ЦОМТИ» МО РФ исполняют обязанности провизоров, имея квалификационную категорию по специальности «Управление и экономика фармации», которая предполагает замещение иных должностей, выводы ревизоров о наличии ущерба, изложенные в оспариваемом акте, следует признать правильными.
Доводы истца о фактическом исполнении провизорами ФГКУ «412 ЦОМТИ» МО РФ обязанностей заведующих аптечным складом суд находит несостоятельными, поскольку из представленной в суд должностной инструкции этих сотрудников усматривается, что их функциональные обязанности существенно отличаются от обязанностей, установленных приказом Минздравсоцразвития России от 23.07.2010 N 541н для руководящих должностей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, военный суд,
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление начальника ФГКУ «412 центр обеспечения медицинской техникой и имуществом» Министерства обороны РФ об оспаривании пункта № акта выездного контрольного мероприятия финансово-экономической и хозяйственной деятельности Межрегионального управления ведомственного финансового контроля и аудита Министерства обороны РФ (по Восточному военному округу) от ДД.ММ.ГГГГ года № № оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Дальневосточный окружной военный суд через Хабаровский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме – 1 февраля 2019 года.
Судья Хабаровского гарнизонного военного суда А.Ю. Брыкин