Дело № 2а-1/2021
УИД 88RS0002-01-2020-000181-30
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
12 января 2021 год с. Байкит
Байкитский районный суд Красноярского края в составе
председательствующего – судьи Навгиновой В.В.,
при секретаре Иванченко Н.А.,
рассмотрев административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 17 по Красноярскому краю к ФИО1 о взыскании обязательных платежей и санкций,
У С Т А Н О В И Л :
МИФНС России № 17 по Красноярскому краю (далее – налоговый орган, Инспекция) обратилась в суд с указанным административным иском, ссылаясь на то, что ФИО1, ИНН <данные изъяты>, родившаяся ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в соответствии со ст. 207 и п.1 ст. 228 Налогового кодекса является налогоплательщиком налога на доходы физических лиц.В соответствии с п. 1 ст. 226 НК РФ российские организации, индивидуальные предприниматели, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, а также обособленные подразделения иностранных организаций в Российской Федерации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, указанные в пункте 2 настоящей статьи, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 224 настоящего Кодекса с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей. На основании п. 5 ст. 226 НК РФ При невозможности в течение налогового периода удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога налоговый агент обязан в срок не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, в котором возникли соответствующие обстоятельства, письменно сообщить налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать налог, о суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме неудержанного налога. Пунктом 1 ст. 23, п.1 ст. 45 НК закреплена обязанность налогоплательщика уплачивать законного установленные налоги и сборы. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога. ФИО2 направлено требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа от 23.12.2019 № 57490. В установленный требованием срок, задолженность не погашена.
В соответствии с п. 3 ст. 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, пени, штрафов за имущество физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Определением мирового судьи Судебного участка № 167 в Эвенкийском районе Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ судебный приказ № от ДД.ММ.ГГГГ отменен.
Просила взыскать с ФИО3 недоимки по налогу на доходы физических лиц в размере 15573 рублей.
В судебное заседание стороны не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, просили рассмотреть дело в их отсутствие.
Административный ответчик представила возражения на административный иск, ссылаясь на то, что она никаких сумм от КБ «Ренессанс Кредит» (далее- Банк) не получала, что подтверждается вписками по её счетам ПАо «Сбербанк Росси»» и Красноярского филиала АО АИКБ «Енисейский объединенный Банк». БСогласно выписке, предоставленной банком ей был предоставлен кредит <данные изъяты> руб., а Банк указывает сумму <данные изъяты> руб. Также считает, что банк представил копии договора с якобы её подписью, а далее указана её настоящая подпись из графика платежей, в связи с чем считает, что разница в идентичности подписей очевидно. Также административный ответчик ссылается на то, что согласно представленным документам она совершила <данные изъяты> платежа по кредиту, каждый платеж составлял <данные изъяты> руб., что свидетельствует о том, что она выплатила Банку <данные изъяты> руб. Полагает, что никакой экономической выгоды не может быть.
Представитель КБ «Ренессанс Кредит» (ООО), привлеченный к участию в деле в качестве третьего лица, надлежащим образом уведомленный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело без его участия.
Представил письменный отзыв на административный иск, в котором указал следующее.
Одним из оснований взыскания обязательных платежей и санкций с административного ответчика является информация о полученном доходе, направленная в органы ФНС Банком.
Между административным ответчиком и банком ДД.ММ.ГГГГ был заключен кредитный договор №. В связи с ненадлежащим исполнением обязательств по договору, вследствие безрезультатности процедуры взыскания задолженности, ДД.ММ.ГГГГ Банк был вынужден списать задолженность по кредитному договору. Списание задолженности произведено в рамках процедуры «Прощение», условием которой являлось: вынесение клиентом на счет <данные изъяты> руб., в результате чего Банк «прощает» оставшуюся сумму основного долга путем списания с баланса. На основании указанных обстоятельств Банк, действуя в качестве налогового агента, направил административному истцу справку по форме 2-НДФЛ о получении административным ответчиком налогооблагаемого дохода за 2018 год в общем размере <данные изъяты> руб., состоящих из «прощенной» части задолженности.
Ссылаясь на положения ст. 210 НК РФ, указывает, что в случае прекращения обязательства физического лица – должника перед организацией- кредитором по образовавшейся задолженности (без его исполнения) с должника снимается обязанность по возврату суммы долга. В этой связи в момент прекращения обязательства налогоплательщика перед банком, у такого налогоплательщика возникает экономическая выгода в виде экономии на расходах по погашению долга и, соответственно, доход, подлежащий обложению налогом на доходы физических лиц в установленном порядке.
Указанный доход фигурирует в справке 2-НДФЛ с кодом 4800 «Иные доходы».
Банк, исполняя обязанность налогового агента в силу положений п. 5 ст. 226 НК РЫ, по итогам налогового периода исчислил доход в виде списанной задолженности и неудержанный НДФЛ с этого дохода, и сообщил о неудержанном налоге в установленном порядке в налоговый орган по месту своего учета.
Согласно ст. 226 НК РФ при невозможности удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога налоговый агент обязан не позднее одного месяца с даты окончания налогового периода, в котором возникли соответствующие обстоятельства, письменно сообщить налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать НДФЛ в сумме налога.
Банк по смыслу ст. 226 НК РФ является налоговым агентом как юридическое лицо, в результате отношений с которым налогоплательщик получил доходы, поэтому на него возложена обязанность исчислить и удержать с физического лица налог на доход с физических лиц, а при невозможности удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога – обязанность не позднее одного месяца с даты окончания налогового периода, в котором возникли соответствующие обстоятельства, письменно сообщить налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать налог и сумме налога.
Клиенту необходимо было уплатить налог в размере 13% от списанной суммы на основании уведомления налоговой инспекции по месту прописки по сроку до 02 декабря 2019 года.
В силу ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту КАС РФ), суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав материалы настоящего административного дела, материалы административного дела №, суд пришел к следующему.
В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Особенности исчисления налога налоговыми агентами, порядок и сроки уплаты налога налоговыми агентами предусмотрены статьей 226 НК РФ.
В соответствии с п.п.1-3 ст. 226 НК РФ Российские организации, индивидуальные предприниматели, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, а также обособленные подразделения иностранных организаций в Российской Федерации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, указанные в пункте 2 настоящей статьи, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 225 настоящего Кодекса с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей. Налог с доходов адвокатов исчисляется, удерживается и уплачивается коллегиями адвокатов, адвокатскими бюро и юридическими консультациями.
Исчисление сумм и уплата налога в соответствии с настоящей статьей производятся в отношении всех доходов налогоплательщика, источником которых является налоговый агент, с зачетом ранее удержанных сумм налога, а в случаях и порядке, предусмотренных статьей 227.1 настоящего Кодекса, также с учетом уменьшения на суммы фиксированных авансовых платежей, уплаченных налогоплательщиком.
Исчисление сумм налога производится налоговыми агентами на дату фактического получения дохода, определяемую в соответствии со статьей 223 настоящего Кодекса, нарастающим итогом с начала налогового периода применительно ко всем доходам, в отношении которых применяется налоговая ставка, установленная пунктом 1 статьи 224 настоящего Кодекса, начисленным налогоплательщику за данный период, с зачетом удержанной в предыдущие месяцы текущего налогового периода суммы налога.
В соответствии с пп.5 п.1 ст. 223 НК РФ в целях настоящей главы, если иное не предусмотрено пунктами 2 - 5 настоящей статьи, дата фактического получения дохода определяется как день прекращения полностью или частично обязательства налогоплательщика по уплате задолженности в связи с признанием такой задолженности в установленном порядке безнадежной к взысканию.
На основании п. 5 ст. 226 НК РФ при невозможности в течение налогового периода удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога налоговый агент обязан в срок не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, в котором возникли соответствующие обстоятельства, письменно сообщить налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать налог, о суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме неудержанного налога.
Форма сообщения о невозможности удержать налог, о суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме неудержанного налога, а также порядок его представления в налоговый орган утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Форма сведений о доходах физических лиц и суммах налога на доходы физических лиц "Справка о доходах и суммах налога физического лица" (форма 2-НДФЛ) утверждена Приказом ФНС России от 02.10.2018 N ММВ-7-11/566@ "Об утверждении формы сведений о доходах физических лиц и суммах налога на доходы физических лиц, порядка заполнения и формата ее представления в электронной форме, а также порядка представления в налоговые органы сведений о доходах физических лиц и суммах налога на доходы физических лиц и сообщения о невозможности удержания налога, о суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме неудержанного налога на доходы физических лиц" (зарегистрирован в Минюсте России 22.10.2018 N 52491) (далее – Приказ).
Пунктом 1.4 Приказа утвержден Порядок представления в налоговые органы сведений о доходах физических лиц и суммах налога на доходы физических лиц и сообщения о невозможности удержания налога, о суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме неудержанного налога на доходы физических лиц, согласно приложению N 4 к настоящему приказу (далее- Порядок представления).
Порядок представления распространяется на налоговых агентов и устанавливает правила представления сведений о доходах физических лиц и суммах налога на доходы физических лиц и сообщения о невозможности удержания налога, о суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме неудержанного налога на доходы физических лиц (далее - Справка) налоговыми агентами в налоговые органы на бумажных носителях или в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи.
Справки представляют налоговые агенты - российские организации, индивидуальные предприниматели, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, а также обособленные подразделения иностранных организаций в Российской Федерации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, в налоговый орган по месту своего учета.
Справки могут быть представлены налоговым агентом в налоговый орган лично или через представителя, направлены в виде почтового отправления с описью вложения, переданы в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи налогового агента или его представителя.
Справка представляется налоговыми агентами в налоговый орган в виде справки о доходах и суммах налога физического лица (форма 2-НДФЛ), действующей в соответствующем налоговом периоде.
Согласно п. 1.5 Приказа утверждена форма справки о полученных физическими лицами доходах и удержанных суммах налога на доходы физических лиц "Справка о доходах и суммах налога физического лица", которая выдается в соответствии с пунктом 3 статьи 230 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно приложению N 5 к настоящему приказу.
В соответствии со ст. 19 НК РФ налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги, сборы, страховые взносы.
На основании пп.1 п.1 ст. 23, п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Согласно ст. 24 НК РФ налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Налоговым агентом КБ «Ренессанс Кредит» (ООО) составлена справка о доходах и суммах налога физического лица за 2018 года от 25.03.2019 г. (по форме согласно Приложению № 5 к приказу ФНС России от 02.10.2018 № ММВ-7-11/566@).
Данная справка содержит сведения о том, что налоговый агент - КБ «Ренессанс Кредит» (ООО) сообщил о том, что физическое лицо – получатель дохода – ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., получила доход, облагаемый по ставке 13%, в сумме 119789,19 руб.; сумма налога исчисленная составила – 15 573 руб.; сумма налога не удержана налоговым агентом.
Материалами дела подтверждается, что налоговый орган направил ФИО1 налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ о наличии у ней исчисленного налога на доходы физических лиц в сумме 15 573 руб.
Данное уведомление направлено в личный кабинет налогоплательщика ФИО1 на официальном Интернет- сайте ФНС России. Дата получения уведомления – ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается распечаткой из личного кабинета указанного налогоплательщика.
Согласно требованию № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ МИФНС № 17 по Красноярскому краю поставила в известность ФИО1 о том, что за ней числится (выявлена) недоимка, задолженность по пеням, штрафам, процентам. На основании законодательства о налогах и сборах она обязана уплатить, в том числе налог на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со статьей 228 Налогового кодекса РФ по сроку уплаты 02.12.2019 г. в сумме 15573 руб.
Одновременно налоговый орган разъяснил ФИО1 о том, что в случае неисполнения настоящего требования в срок до 24 января 2020 года, налоговый орган имеет все предусмотренные законодательством о налогах и сборах (статья 48 НК РФ) меры по взысканию в судебном порядке налогов (сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов).
Данное требование направлено налоговым органом в личный кабинет налогоплательщика ФИО1 официального интернет-сайта ФНС России. Дата получения - ДД.ММ.ГГГГ, что также подтверждается распечаткой из личного кабинета налогоплательщика.
Из материалов административного дела № Судебного участка № 167 в Эвенкийском районе Красноярского края следует, что мировым судьей ДД.ММ.ГГГГ вынесен судебный приказ на основании заявления МИФНС России № 17 по Красноярскому краю о взыскании с ФИО1 обязательных платежей и санкций, в том числе налог на доходы физических лиц в сумме 15573 руб., являющийся предметом рассмотрения настоящего административного дела.
Определением от ДД.ММ.ГГГГ мировой судья отменил указанный судебный приказ.
Следовательно, административным истцом соблюден срок и порядок обращения с настоящим административным исковым заявлением.
Согласно ст. 60 КАС РФ суд принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения административного дела.
На основании ч. 1 ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
В соответствии со ст. 84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.
Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.
Доказательство признается судом достоверным, если в результате его проверки и исследования суд придет к выводу, что содержащиеся в нем сведения соответствуют действительности.
Изучив и оценив представленные административным истцом вышеперечисленные доказательства как в отдельности, так и в их совокупности, суд признает их допустимыми, достоверными, достаточными и взаимосвязанными.
Изложенные в представленных доказательствах сведения соответствуют установленным судом фактическим обстоятельствам дела.
Доказательства, опровергающие данные доказательства, административный ответчик суду не представил.
Таким образом, в ходе судебного разбирательства по делу установлено, что в налоговый орган от налогового агента КБ «Ренессанс Кредит» (ООО) поступили сведения о доходах физического лица – ФИО1, полученные в 2018 году, и об исчисленной, но не удержанной налоговым агентом сумме налога, подлежащего уплате.
Данные сведения оформлены в соответствии с Приказом ФНС России от 02.10.2018 № ММВ-7-11/566@, в виде справки по форме 2-НДФЛ.
Следовательно, налоговый орган, получив данные сведения (справку 2-НДФЛ) в силу своих полномочий в соответствии с Законом РФ от 21.03.1992 № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации», ст. 32 Налогового кодекса РФ обязан был предпринять и предпринял меры для полной и своевременной уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации административным ответчиком налога на доходы физических лиц, что подтверждается вышеуказанными налоговым уведомлением и требованием об уплате налога.
Получив ДД.ММ.ГГГГ налоговое уведомление, что также подтверждается представленными административным истцом доказательствами, административный ответчик, тем самым узнала о наличии у неё обязанности по уплате указанного налога.
Однако до настоящего времени, административный ответчик налог не уплатила, и кроме того, не обратилась своевременно в налоговый орган для выяснения обстоятельств, послуживших основанием для исчисления оспариваемого налога.
Доказательства наличия причин, объективно препятствующих ей оспорить основания исчисления налога в досудебном порядке в налоговый орган, ФИО1 суду не привела и не представила, с соответствующим заявлением в суд до настоящего времени также не обратилась.
В связи с чем доводы административного ответчика суд признает несостоятельными.
В силу ч. 1 ст. 178 КАС РФ суд принимает решение по заявленным административным истцом требованиям.
При таких обстоятельствах, оснований для освобождения административного ответчика от уплаты предъявленной суммы налога, суд не находит.
В связи с изложенным, административные требования МИФНС России № 17 по Красноярскому краю являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании п.п.1 п.1 ст. 333. 19 Налогового кодекса с административного ответчика в федеральный бюджет подлежит уплате государственная пошлина в размере 622 руб. 92 коп..
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, ст.290 КАС РФ, суд
р е ш и л:
Административный иск Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 17 по Красноярскому краю к ФИО1 о взыскании обязательных платежей и санкций удовлетворить.
Взыскать с ФИО1, родившейся ДД.ММ.ГГГГ, место рождения: <адрес>, ИНН <данные изъяты>, проживающей по адресу: <адрес>, налог на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со статьей 228 налогового кодекса Российской Федерации, за 2018 год по сроку уплаты – ДД.ММ.ГГГГ в сумме 15 573 (пятнадцать тысяч пятьсот семьдесят три) руб.
Взыскать с ФИО1 государственную пошлину в размере 622 руб. 92 коп. в федеральный бюджет
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Байкитский районный суд.
Председательствующий - судья В. В. Навгинова