ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1/2021 от 18.03.2021 Катангского районного суда (Иркутская область)

УИД: 38RS0011-01-2020-000149-26

Дело № 2а-1/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

(мотивированное)

18 марта 2021 года с.Ербогачен Катангского района

Катангский районный суд Иркутской области в составе:

председательствующего судьи Кийко Т.А.,

при секретаре Юрьевой Т.Ю.,

с участием: административного истца- прокурора Катангского района Иркутской области Москвитина М.Г.,

административного ответчика- мэра МО «Катангский район» Чонского С.Ю.,

представителя административного ответчика Прасковой С.В.,

представителя заинтересованного лица- МО «Катангский район» Червонной Л.Н.,

представителя заинтересованного лица- Думы МО «Катангский район» Лукичевой Н.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Катангского района Иркутской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, в интересах муниципального образования «Катангский район», к мэру муниципального образования «Катангский район» Чонскому Сергею Юрьевичу, заинтересованным лицам- Администрации муниципального образования «Катангский район, Думе муниципального образования «Катангский район» о прекращении полномочий мэра муниципального образования «Катангский район,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Катангского района Иркутской области, действуя в интересах неопределенного круга лиц, в интересах муниципального образования «Катангский район», обратился в суд с иском к мэру муниципального образования «Катангский район» Чонскому Сергею Юрьевичу, заинтересованным лицам- Администрации муниципального образования «Катангский район, Думе муниципального образования «Катангский район» о прекращении полномочий мэра муниципального образования «Катангский район, указав в обоснование следующие обстоятельства.

Прокуратурой Катангского района в ходе проведения проверки соблюдения Администрацией МО «Катангский район» требований законодательства о противодействии коррупции, в деятельности мэра МО «Катангский район» Чонского С.Ю. выявлен факт неисполнения обязанности по предотвращению и урегулированию конфликта интересов.

Так, 13.03.2020 по результатам проведения электронного аукциона между Администрацией МО «Катангский район» в лице мэра МО Чонского С.Ю. и индивидуальным предпринимателем н. заключен муниципальный контракт на поставку нефти № 03/2020-3 на сумму 34 439 050, 80 руб. Согласно условиям контракта, поставка товара осуществляется в течение 10 календарных дней со дня заключения муниципального контракта. Объем поставляемой нефти составляет 828,26 тонн по цене 41 580 руб. за тонну в 5 населенных пунктов Катангского района, включая с.Ербогачен, с.Непа, с.Бур, с.Подволошино, с.Преображенка.

Дополнительным соглашением от 23.03.2020 к муниципальному контракту, увеличена цена контракта до 34 619 300,10 руб. и объем поставляемого товара до 832,595 тонн.

В этот же день подписан акт приема- передачи товара.

При этом ранее, 14.01.2020 за подписью мэра МО Чонского С.Ю. в адрес генерального директора ООО «Иркутская нефтяная компания» направлено гарантийное письмо, согласно которому, Администрация МО «Катангский район» просит для целей отопления объектов социальной сферы МО «Катангский район» предоставить товарный займ в виде сырой нефти в количестве 1 199 тонн для ИП н с я. Оплата гарантирована не позднее 30.04.2020.

У ИП н. отсутствуют в собственности транспортные средства, необходимые для выполнения условий контракта.

В январе- феврале 2020 для ИП н было отгружено с я 794,105 тонн нефти, отгрузка производилась 46 раз в автомашины, в том числе принадлежащие м- супругу родной сестры Чонского С.Ю., а также в автомашины 1- сына Чонского С.Ю., с которыми ИП н были заключены договоры от 14.01.2020 на перевозку нефти, нефтепродуктов автомобильным транспортом.

По мнению прокурора, действия Чонского С.Ю., связанные с предоставлением гарантийного письма ООО «ИНК» от имени должностного лица органа местного самоуправления в интересах конкретного индивидуального предпринимателя и принятием обязательств по оплате товарного займа до заключения муниципального контракта, привели к принятию бюджетных обязательств в отсутствие доведенных лимитов, формированию муниципального долга перед хозяйствующим субъектом, свидетельствуют о злоупотреблении служебным положением.

Заблаговременная поставка родственниками мэра МО «Катангский район» Чонского С.Ю. нефти для нужд муниципальных учреждений до процедуры проведения муниципальных торгов, в том числе до опубликования извещения о проведении аукциона в электронной форме, формирования начальной цены контракта, свидетельствует об их осведомленности об условиях будущего муниципального контракта, о заключении данного контракта непосредственно с ИП н получении последним оплаты стоимости товара, соответственно получении ими гарантированной прибыли.

Таким образом, Чонский С.Ю., являясь высшим должностным лицом района, способствовал возникновению конфликта интересов, используя свои должностные полномочия. При этом о возникновении конфликта интересов в Думу МО «Катангский район» не сообщил, не принял мер к его урегулированию.

Из сообщения председателя Думы МО «Катангский район» на представление прокурора следует, что правовые основания для рассмотрения вопроса об инициировании процедуры удаления мэра МО «Катангский район» в отставку- отсутствуют.

Прокурор просил прекратить полномочия мэра МО «Катангский район» Чонского С.Ю. досрочно, в связи с утратой доверия за несоблюдение ограничений, запретов, неисполнение обязанностей, установленных Федеральным законом № 273- ФЗ от 25.12.2003 года «О противодействии коррупции», Федеральным законом № 131- ФЗ от 03.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В судебном заседании прокурор поддержал заявленные требования и просил их удовлетворить, полагая, что заявленные требования соответствуют предусмотренному законом именно для данного случая способу защиты права.

Административный ответчик и его представитель исковые требования не признали, в возражениях указали, что заявленные прокурором требования являются необоснованными и не подлежащими удовлетворению. По их мнению, реализуя контрольно- надзорные полномочия в отношении мэра МО «Катангский район», прокурор должен действовать в тех формах, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации. КАС РФ не предусматривает такой категории дел, как дела о применении публично- правовой ответственности к выборным должностным лицам местного самоуправления. Анализ действующего федерального законодательства показывает, что полномочие на обращение в суд с требованием о досрочном прекращении полномочий выборного должностного лица местного самоуправления применительно к компетенции прокурора- не установлено.

Возможность увольнения судом на основании обращения прокурора главы муниципального образования в связи с утратой доверия- это исключительное полномочие представительного органа местного самоуправления, которое реализуется в рамках процедуры, предусмотренной положениями Федерального закона № 131- ФЗ.

Как указали административный ответчик и его представитель, административным истцом фактически оспариваются не решение, действие, бездействие административного ответчика, а бездействие заинтересованного лица- Думы муниципального образования «Катангский район». Совокупность оснований, таких как- решение не соответствует нормативно- правовым актам и нарушает права, свободы и законные интересы административного истца, т.е. необходимых для удовлетворения исковых требований, отсутствует.

В дополнениях к возражениям на исковые требования прокурора, представитель административного ответчика, руководствуясь Методическими рекомендациями по вопросам привлечения к ответственности должностных лиц за непринятие мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, раскрыла понятие конфликта интересов, его состав, и указала, что для определения наличия или отсутствия конфликта интересов в отношении административного ответчика необходимо установить, какие именно полномочия и должностные обязанности он исполнял при наличии личной заинтересованности.

Представитель административного ответчика также указала на неправильное понимание административным истцом природы гарантийного письма от 14 января 2020 № 47, и определила его как элемент деловой переписки мэра муниципального образования «Катангский район». Сведений о надлежаще установленных в судебном порядке фактах злоупотребления мэром МО «Катангский район» своим служебным положением при заключении муниципального контракта от 13.03.2020 на поставку нефти, прокурором не представлено.

Мэр МО «Катангский район» не принимал управленческие решения и не принимал участие в принятии управленческих решений, связанных с заключением муниципального контракта на поставку нефти. Наличие или отсутствие у него родственных связей с непосредственным исполнителем по данному муниципальному контракту, не имеет юридического значения, конфликт интересов в данном случае- отсутствует, соответственно не может рассматриваться как коррупционное правонарушение.

Кроме того, представитель административного ответчика полагала, что административным истцом пропущен срок обращения в суд с рассматриваемым административным иском, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.

Представитель заинтересованного лица- МО «Катангский район» Червонная Л.Н. согласилась с возражениями административного ответчика и его представителя, полагала, что заявленные требования являются не обоснованными и не подлежат удовлетворению.

Представитель заинтересованного лица- Думы МО «Катангский район» Лукичева Н.М. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований. Суду пояснила, что 30.09.2020 на очередном заседании Думы МО «Катангский район» было рассмотрено представление прокурора Катангского района от 21.09.2020 об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции. Копия представления прокурора была направлена всем депутатам для ознакомления 24.09.2020 посредством электронной почты. Представительный орган муниципального образования вправе удалить главу муниципального образования в отставку по инициативе депутатов представительного органа муниципального образования или по инициативе высшего должностного лица субъекта Российской Федерации.

Мэр МО «Катангский район» присутствовал на заседании Думы, давал объяснения на вопросы депутатов.

Количество избранных депутатов 15, на заседании Думы присутствовало 10 депутатов. Обращение в адрес Думы о выдвижении инициативы об удалении в отставку мэра МО «Катангскеий район» подписали два депутата. Остальные депутаты выразили мнение, что прямого конфликта интересов при осуществлении мэром должностных полномочий- не усматривается. Было недостаточно оснований, чтобы сделать вывод о возникновении конфликта интересов. В адрес прокурора было направлено сообщение о том, что правовые основания для рассмотрения вопроса об инициировании процедуры удаления мэра МО «Катангский район» в отставку- отсутствуют.

Выслушав объяснения участников процесса, допросив свидетелей, исследовав письменные доказательства, и оценив их в совокупности, суд пришел к следующему.

Согласно Конституции Российской Федерации местное самоуправление признается и гарантируется в качестве одной из основ конституционного строя Российской Федерации, оно является необходимой составной частью единого механизма народовластия и обладает самостоятельностью в пределах своих полномочий, обеспечивает права и обязанности граждан, связанные с их участием непосредственно, а также через выборные и другие органы местного самоуправления в самостоятельном решении вопросов местного значения. При этом в Российской Федерации обеспечивается реальная способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть публичных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения.

Согласно ч.2 ст.15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. Из этого конституционного принципа в его взаимосвязи с другими предписаниями Конституции РФ, вытекает, что деятельность органов местного самоуправления должна соответствовать Конституции Российской Федерации и основанным на ней нормативным правовым актам.

Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», устанавливающим общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации и определяющим государственные гарантии его осуществления, установлено, что вопросы местного значения - это вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и указанным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно (абзац двенадцатый части 1 статьи 2).

Из положений пункта 4 части 1 статьи 14 названного закона следует, что к вопросам местного значения относятся в том числе и организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, снабжения населения топливом.

Согласно абз. 17 части 1 статьи 2 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к лицам, замещающим муниципальную должность, относится в том числе и выборное должностное лицо местного самоуправления.

Решением Катангской Территориальной избирательной комиссии от 09.09.2019 № 108/442 признаны состоявшимися выборы 08.09.2019, на должность мэра МО «Катангский район» избран Чонский С.Ю.

В силу части 4.1 статьи 36 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ глава муниципального образования должен соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены, в том числе Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

Аналогичные положения установлены ст. 24 Устава Муниципального образования «Катангский район».

В силу п. 1 ч. 1 ст. 13.1 Федерального закона от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» лицо, замещающее государственную должность Российской Федерации, государственную должность субъекта Российской Федерации, муниципальную должность, в порядке, предусмотренном федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, подлежит увольнению (освобождению от должности) в связи с утратой доверия в случае непринятия лицом мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого оно является.

Во исполнение Национального плана противодействия коррупции на 2016 - 2017 годы и Национального плана противодействия коррупции на 2018 - 2020 годы, утвержденных Указами Президента Российской Федерации, соответственно, от 1 апреля 2016 г. № 147, от 29 июня 2018 г. № 378, Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации подготовлены Методические рекомендации по вопросам привлечения к ответственности должностных лиц за непринятие мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов (письмо от 26 июля 2018 г. № 18-0/10/П-5146) (далее также - Рекомендации).

В названных методических рекомендациях раскрываются особенности проведения проверки соблюдения должностным лицом обязанности принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, сроки применения юридической ответственности за непринятие мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов и основания для применения взыскания. Под достаточной информацией, являющейся основанием для проведения такой проверки, понимаются сведения, свидетельствующие о наличии личной заинтересованности при реализации должностным лицом своих полномочий и требующие подтверждения (раздел 2 Рекомендаций).

Проверка соблюдения должностным лицом требований по предотвращению и урегулированию конфликта интересов осуществляется в соответствии с утвержденными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями Положениями о проверке достоверности и полноты сведений, предоставляемых лицами, претендующими на замещение отдельных должностей и лицами, замещающими отдельные должности и соблюдения лицами требований к служебному поведению.

По результатам проведения проверки должен быть установлен факт совершения или несовершения должностным лицом коррупционного правонарушения. Решение о проведении проверки принимается в отношении каждого должностного лица и оформляется в письменной форме.

В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

Пунктом 2 приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 29 августа 2014 года № 454 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции» на прокуроров возложена обязанность систематически проводить в поднадзорных органах проверки исполнения законодательства о противодействии коррупции, о государственной и муниципальной службе, в части соблюдения установленных обязанностей, запретов и ограничений, уделяя особое внимание исполнению требований законодательства о предоставлении служащими и иными лицами, на которых возложена эта обязанность, достоверных и полных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о предотвращении и урегулировании конфликта интересов на государственной и муниципальной службе.

Из системного толкования приведенных выше правовых норм следует, что для установления факта совершения или несовершения мэром МО «Катангский район» коррупционного правонарушения, необходимо было проведение проверки, в данном случае либо высшим должностным лицом субъекта, либо прокурором, либо следственными органами.

В судебном заседании установлено, что решение о проведении такой проверки в отношении мэра МО «Катангский район» Чонского С.Ю. не принималось, доклад (заключение) по результатам проверки не составлялись и суду представлены не были.

Прокурор обратился в суд с требованием о прекращении полномочий мэра, т.е. о применении к нему меры ответственности за совершение коррупционного правонарушения, отдав на разрешение суда оценку действий мэра, свидетельствующих по мнению прокурора о несоблюдении ограничений, запретов, неисполнении обязанностей, которые установлены Федеральным законом «О противодействии коррупции». В этой связи, суд полагает необходимым отметить, что судебное решение не может подменять собой акты уполномоченных органов и должностных лиц.

Вместе с тем, 10 сентября 2020 года прокурором Катангского района принято решение о проведении проверки деятельности администрации муниципального образования «Катангский район» и должностных лиц местного самоуправления на предмет соблюдения требований законодательства о противодействии коррупции в части предотвращения и урегулирования конфликта интересов.

В ходе проведения проверки, в деятельности мэра МО «Катангский район» Чонского С.Ю. выявлен факт неисполнения обязанности по предотвращению и урегулированию конфликта интересов.

Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).

В разделе 4 Рекомендаций определены условия, при наличии которых имеются основания для применения к должностному лицу взыскания за несоблюдение требований по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов.

Так, для подтверждения того, что конкретная ситуация является конфликтом интересов, первоначально необходимо достоверно установить, а в последующем изложить в докладе (заключении) о результатах проверки одновременное наличие следующих обстоятельств: наличие личной заинтересованности; фактическое наличие у должностного лица полномочий для реализации личной заинтересованности; наличие связи между получением (возможностью получения) доходов или выгод должностным лицом и (или) лицами, с которыми связана его личная заинтересованность, и реализацией (возможной реализацией) должностным лицом своих полномочий.

При этом личной заинтересованностью является возможность получения дохода или выгоды должностным лицом и (или) лицами, с которыми связана личная заинтересованность должностного лица, к которым в том числе относятся: его близкие родственники или свойственники (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей); граждане или организации, с которыми должностное лицо и (или) его близкие родственники или свойственники связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.

В ходе проведенной прокурором проверки установлено, что 13.03.2020 по результатам проведения электронного аукциона между Администрацией МО «Катангский район» в лице мэра МО Чонского С.Ю. и индивидуальным предпринимателем н заключен муниципальный контракт на поставку нефти № 03/2020-3 на сумму 34 439 050, 80 руб. Согласно условиям контракта, поставка товара осуществляется в течение 10 календарных дней со дня заключения муниципального контракта. Объем поставляемой нефти составляет 828,26 тонн по цене 41 580 руб. за тонну в 5 населенных пунктов Катангского района, включая с.Ербогачен, с.Непа, с.Бур, с.Подволошино, с.Преображенка.

Дополнительным соглашением от 23.03.2020 к муниципальному контракту, увеличена цена контракта до 34 619 300,10 руб. и объем поставляемого товара до 832,595 тонн.

В этот же день подписан акт приема- передачи товара.

При этом ранее, 14.01.2020 за подписью мэра МО Чонского С.Ю. в адрес генерального директора ООО «Иркутская нефтяная компания» направлено гарантийное письмо, согласно которому, Администрация МО «Катангский район» просит для целей отопления объектов социальной сферы МО «Катангский район» предоставить товарный займ в виде сырой нефти в количестве 1 199 тонн для н с я Оплата гарантирована не позднее 30.04.2020.

У ИП н отсутствуют в собственности транспортные средства, необходимые для выполнения условий контракта.

В январе- феврале 2020 для ИП н было отгружено с я 794,105 тонн нефти, отгрузка производилась в автомашины, в том числе принадлежащие м- супругу родной сестры Чонского С.Ю., а также в автомашины я- сына Чонского С.Ю., с которыми н были заключены договоры от 14.01.2020 на перевозку нефти, нефтепродуктов автомобильным транспортом.

Заблаговременная поставка нефти для нужд муниципальных учреждений была произведена родственниками мэра МО «Катангский район» Чонского С.Ю. до процедуры проведения муниципальных торгов, в том числе до опубликования извещения о проведении аукциона в электронной форме, формирования начальной цены контракта.

О возникновении конфликта интересов в Думу МО «Катангский район» Чонский С.Ю. не сообщил, не принял мер к его урегулированию.

По выявленным фактам прокуратурой Катангского района 21.09.2020 в адрес Думы МО «Катангский район» внесено представление с требованием об инициировании процедуры удаления мэра в отставку.

Частью 1 статьи 74.1 Федерального закона № 131-ФЗ предусмотрено право представительного органа муниципального образования удалить главу муниципального образования в отставку по инициативе депутатов представительного органа муниципального образования.

Из сообщения председателя Думы МО «Катангский район» на представление прокурора следует, что правовые основания для рассмотрения вопроса об инициировании процедуры удаления мэра МО «Катангский район» в отставку- отсутствуют.

Заявленное прокурором требование о прекращении в судебном порядке полномочий мэра МО «Катангский район» по основаниям, установленным Федеральным законом № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», является самостоятельным способом защиты права, и не рассматривается судом как производное требование, связанное с требованием о признании незаконным решения Думы МО «Катангский район» об отказе в инициировании процедуры удаления мэра МО «Катангский район» в отставку.

В подтверждение доводов о наличии в действиях мэра конфликта интересов при организации завоза нефти в Катангский район в 2020 году прокурором представлены: муниципальный контракт № 02/2020-3 на поставку нефти, дополнительное соглашение к указанному контракту и акт- приема передачи, информация ИНК об отпуске нефти в машины, принадлежащие близким родственникам Чонского С.Ю., гарантийное письмо мэра в адрес генерального директора ИНК согласно которому, Администрация МО «Катангский район», гарантируя оплату, просит для целей отопления объектов социальной сферы МО «Катангский район» предоставить товарный займ в виде сырой нефти в количестве 1 199 тонн для н товаро- транспортные накладные на перевозку нефти, информация о зарегистрированных транспортных средствах на имя я информация службы ЗАГС о налиичии родственных отношений между Чонским С.Ю. и ям. и др. выписки из ЕГРЮЛ в отношении ням., платежные документы, подтверждающие оплату Администрацией МО «Катангский район» н. выполнение работ по муниципальному контракту на перевозку нефти, платежные документы, подтверждающие оплату н оплату работ по перевозке нефти непосредственным перевозчикам- ям и др., информация образовательных учреждений о поставке нефти в 2020 году, информация Министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области о порядке предоставления субсидий МО «Катангский район» из областного бюджета, и другие, исследованные в судебном заседании.

Оценивая представленные суду доказательства, руководствуясь критериями относимости, допустимости, достаточности, необходимо указать, что доказательства относительно порядка заключения, исполнения муниципального контракта на перевозку нефти в настоящее время являются предметом рассмотрения антимонопольного органа на предмет наличия нарушений законодательства о контрактной системе и о защите конкуренции, решение о наличии нарушений уполномоченным органом не принято.

Гарантийное письмо мэра в адрес генерального директора ИНК согласно которому, Администрация МО «Катангский район», гарантируя оплату, просит для целей отопления объектов социальной сферы МО «Катангский район» предоставить товарный займ в виде сырой нефти в количестве 1 199 тонн для н. само по себе не свидетельствует о какой- либо личной заинтересованности мэра, а направлено на своевременное обеспечение топливом объектов социальной сферы в условиях ограниченной транспортной доступности.

Договоры от 14.01.2020 между н и ИП я., ИП р, ИП ф ИП м. на перевозку нефти, нефтепродуктов автомобильным транспортом подтверждают наличие между ними договорных отношений в рамках осуществляемой предпринимательской деятельности по перевозке нефтепродуктов.

Предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

В данном случае, ям., и др., являясь индивидуальными предпринимателями, имея в собственности транспортные средства для перевозки нефтепродуктов, самостоятельно вступили в правоотношения с заказчиком ИП н. с целью получения прибыли, выполнили работы по договору и получили оплату, т.е. заинтересованность в получении дохода исходит от самих перевозчиков, а не от мэра.

Оценивая представленные суду доказательства в совокупности, суд не находит их достаточными для вывода о наличии конфликта интересов в рассматриваемой ситуации, при которой завоз нефти в 2020 году для отопления объектов социальной сферы МО «Катангский район» по муниципальному контракту, осуществлялся транспортными средствами, принадлежащими близким родственникам мэра МО «Катангский район» С.Ю. Чонского.

Кроме того, заслуживают внимания доводы представителя административного ответчика о пропуске срока обращения в суд без уважительных причин.

Согласно пункту 2 части 9 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, соблюдены ли сроки обращения в суд.

Обязанность по доказыванию указанных обстоятельств возлагается на административного истца.

Статьей 219 КАС РФ установлено, что административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов (часть 1).

Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, является основанием для отказа в удовлетворении административного иска (часть 8).

В подтверждение предполагаемого конфликта интересов, административным истцом представлены сведения об электронном аукционе, по результатам которого был заключен муниципальный контракт на поставку нефти, сведения о принадлежности транспортных средств, которыми осуществлялась перевозка нефти, договоры на перевозку нефти автомобильным транспортом и др.

Указанные документы, а также другие документы, связанные с поставкой нефти для нужд муниципальных учреждений Катангского района в 2020 году, поступили в распоряжение прокурора Катангского района в марте- апреле 2020 года в рамках проводимой проверки по обращению Колесникова М.А. на действия Администрации МО «Катангский район» при осуществлении закупки нефти (т.2 л.д.3-12), т.е. об обстоятельствах предполагаемого конфликта интересов прокурору стало известно в марте- апреле 2020 года.

В суд с рассматриваемым административным иском прокурор обратился 02.12.2020 года, т.е. за пределами установленного срока. Каких- либо уважительных причин пропуска срока, в ходе судебного разбирательства не установлено, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

На основании изложенного, руководствуясь ст.175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований прокурора Катангского района Иркутской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, в интересах муниципального образования «Катангский район», к мэру муниципального образования «Катангский район» Чонскому Сергею Юрьевичу, заинтересованным лицам- Администрации муниципального образования «Катангский район, Думе муниципального образования «Катангский район» о прекращении полномочий мэра муниципального образования «Катангский район, отказать.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Катангский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Т.А. Кийко

Решение в окончательной форме изготовлено 22 марта 2021 года