ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2-1084/2020640004-01-2020-000647-96 от 21.04.2020 Балаковского районного суда (Саратовская область)

Дело № 2а-2-1084/2020 64RS0004-01-2020-000647-96 Решение

Именем Российской Федерации

Балаковский районный суд Саратовской области в составе судьи Кротова А.В.,

при секретаре судебного заседания Максимовой А.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Федерального казенного предприятия «Горный» к Государственной инспекции труда в Саратовской области о признании предписания незаконным,

установил:

Федеральное казенное предприятие «Горный» (далее – ФКП «Горный») обратилось в суд с административным исковым заявлением, в котором просило признать незаконным предписание № 64/7-358-20-ОБ/12-1363-И/64- 54/2 от 18 февраля 2020 вынесенное Государственной инспекцией труда в Саратовской области.

В обоснование требований указало на несогласие с оспариваемым решением ввиду того, что на основании распоряжения заместителя руководителя Государственной инспекции труда - заместителя главного государственного инспектора труда в Саратовской области от 03 февраля 2020 № 64/7-358-20-ОБ/12-1363-И/64-54 была проведена внеплановая выездная проверка федерального казенного предприятия «Горный». В результате проверки был составлен акт проверки № 64/7-358-20-ОБ/12-1363-И/64- 54/1 от 18 февраля 2020 (далее Акт проверки), и вынесено предписание № 64/7-358-20- ОБ/12-1363-И/64-54/2 от 18 февраля 2020 (далее Предписание). Истец считает Акт проверки и Предписание не законными и необоснованными по следующим основаниям: ФКП «Горный» не является единственным исполнителем в рамках проводимых работ «Ликвидация последствий деятельности объекта по хранению и объекта по уничтожению химического оружия «Горный», пос. Горный, Саратовская область» на бывшем объекте УХО 1202 в пос. Горном Саратовской области. В соответствии с Паспортом подпрограммы 9 «Ликвидация последствий деятельности объектов по хранению и объектов по уничтожению химического оружия в Российской Федерации», общий срок реализации подпрограммы составляет 2019 - 2024 годы. Общий срок проведения работ обусловлен тем, что ликвидация последствий деятельности объектов по хранению и объектов по уничтожению химического оружия в Российской Федерации проводится на нескольких объектах, с различными объемами ликвидационных работ. На основании ч. 1 ст. 59 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», аукцион в электронной форме - аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе, извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором. Победителем такого аукциона признается лицо, предложившее наиболее низкую цену государственного (муниципального) контракта. В 2019 - 2020 ФКП «Горный» на основании протоколов рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе членами аукционной комиссии Министерства промышленности и торговли Российской Федерации заявка на участие в электронном аукционе признана соответствующей требованиям Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». В соответствии с п. 12 Раздела III Устава ФКП «Горный», имущество предприятия находится в федеральной собственности и принадлежит предприятию на праве оперативного управления. Характер деятельности предприятия связан с заключением краткосрочного государственного контракта на выполнение работ (приложение 1) сроком действия 1 год и менее, что свидетельствует о нестабильности получения доходов предприятием. Единственным источником для выплаты заработной платы работникам предприятия являются денежные средства, полученные в результате выполнения работ по государственному контракту на выполнение работ для государственных нужд. Исходя из объемов, сроков, цены, а также сложности выполнения работ по заключенному государственному контракту, в ФКП «Горный» утверждалось штатное расписание. Таким образом, исходя из целей создания предприятия, срока и объема проведения ликвидационных работ в соответствии с подпрограммой 9 «Ликвидация последствий деятельности объектов по хранению и объектов по уничтожению химического оружия в Российской Федерации», ФКП «Горный» создано на заведомо определенный срок и для выполнение заведомо определенной работы ( абз. 6 ч. 1 ст. 59 ТК РФ). В части не указания в трудовых договорах основания заключения срочного трудового договора не соответствуют действительности. В соответствии с п. 4 данных трудовых договоров основанием для их заключения на определенный срок послужило выполнение работ по государственному контракту № 19412.16К0019.13.007 «Ликвидация последствий деятельности объекта по уничтожению химического оружия в пос. Горный Саратовской области» сроком действия с 17 апреля 2019 по 15 декабря 2019. В силу специфики деятельности предприятия отдельные структурные подразделения (установка термического обезвреживания и вспомогательные подразделения) выполняют объемы работ в сроки, менее чем общий срок действия государственного контракта (Приложения № 1-4 к контракту). Сроки выполнения работ зависят от объема и свойств материалов подлежащих термическому обезвреживанию, а также производительности установки термического обезвреживания. В связи с этим срок действия трудового договора, заключаемого с работниками, принимаемыми на установку термического обезвреживания и вспомогательные подразделения, напрямую зависит от срока выполнения работ и отличен от сроков договоров, заключаемых с работниками, осуществляющих трудовую деятельность в других структурных подразделениях предприятия. Следовательно, вынесение государственной инспекцией труда предписания о необходимости устранения нарушения, выразившегося в виде заключения срочных трудовых договоров с работниками, выполняющими работы в рамках государственного контракта, заключенного на определенный срок, характер работы которых не предполагает возможность заключения с ними бессрочных договоров, является неправомерным. Руководством предприятия принимались меры по обеспечению повышения реального содержания заработной платы, индексация не является единственным способом обеспечения роста заработной платы и работодатель вправе избрать иной способ. Так, в соответствии с Положением об оплате труда работников федерального казенного предприятия «Горный», утвержденного 28 декабря 2018 заработная плата работников складывается из следующих показателей: должностной оклад работника; ежемесячное премирование в размере 90% от должностного оклада. Нехватка денежных средств приведет к невозможности исполнения государственного контракта «Ликвидация последствий деятельности объекта по уничтожению химического оружия в пос. Горный Саратовской области» в 2020 году и как следствие приведет к срыву сроков выполнения подпрограммы «Ликвидация последствий деятельности объектов по хранению и объектов по уничтожению химического оружия в Российской Федерации», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 № 328 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие промышленности и повышении ее конкурентоспособности», что само по себе является недопустимым.

Представитель административного истца, ответчик Государственная инспекция труда в Саратовской области, в судебное заседание не явились, о дне слушания дела извещены надлежащим образом просил о рассмотрении дела в свое отсутствие.

В представленных возражениях административный ответчик просил отказать в иске, указав на обоснованность вынесенного предписания.

В соответствии со статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц.

В соответствии с абзацем 1 части 1 статьи 356 ТК РФ федеральная инспекция труда осуществляет федеральный государственный надзор и контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Абзацем 6 части 1 статьи 357 ТК РФ установлено, что государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке.

В силу статьи 360 ТК РФ порядок проведения проверок должностными лицами федеральной инспекции труда определяется ратифицированными Российской Федерацией конвенциями Международной организации труда по вопросам инспекции труда, настоящим Кодексом, иными федеральными законами, а также решениями Правительства Российской Федерации.

Государственные инспекторы труда в целях осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, проводят плановые и внеплановые проверки на всей территории Российской Федерации любых работодателей (организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей - физических лиц) в порядке, установленном федеральными законами с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Предметом проверки является соблюдение работодателем в процессе своей деятельности требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнение предписаний об устранении выявленных в ходе проверок нарушений и о проведении мероприятий по предотвращению нарушений норм трудового права и по защите трудовых прав граждан.

В судебном заседании установлено, что На основании распоряжения заместителя руководителя Государственной инспекции труда - заместителя главного государственного инспектора труда в Саратовской области от 03 февраля 2020 № 64/7-358-20-ОБ/12-1363-И/64-54 была проведена внеплановая выездная проверка федерального казенного предприятия «Горный».

В результате проверки был составлен акт проверки № 64/7-358-20-ОБ/12-1363-И/64- 54/1 от 18 февраля 2020 (далее Акт проверки), и вынесено предписание № 64/7-358-20- ОБ/12-1363-И/64-54/2 от 18 февраля 2020 (далее Предписание).

В соответствии с Актом проверки и Предписанием, государственным инспектором труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Саратовской области были выявлены следующие нарушения:

в нарушение требований абз. 4 ч. 2 ст. 57 ТК РФ, ст. 58 ТК РФ у ФКП «Горный» отсутствуют основания, обуславливающие необходимость или возможность заключения срочных трудовых договоров;

в нарушение требований ст. 134 ТК РФ у ФКП «Горный» отсутствует порядок обеспечения повышения уровня реального содержания заработной платы, включая индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги (л.д.11-29).

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 № 328 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие промышленности и повышении ее конкурентоспособности», утверждена государственная программа Российской Федерации «Развитие промышленности и повышении ее конкурентоспособности».

Одной из государственных задач вышеуказанной программы является создание безопасных условий для развития традиционных и новых отраслей промышленности на базе объектов по хранению и объектов по уничтожению химического оружия.

Для выполнения поставленной задачи Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 № 328 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие промышленности и повышении ее конкурентоспособности», утверждена подпрограмма «Ликвидация последствий деятельности объектов по хранению и объектов по уничтожению химического оружия в Российской Федерации».

В соответствии с Паспортом государственной программы Российской Федерации «Развитие промышленности и повышении ее конкурентоспособности» (в редакции Постановления Правительства РФ от 29.03.2019 № 355-22), ответственным исполнителем Программы является Министерство промышленности и торговли Российской Федерации.

В соответствии с Разделом II Устава ФКП «Горный», предприятие создано в целях выполнения работ по переработке отходов и продуктов детоксикадии отравляющих веществ, образовавшихся в процессе уничтожения химического оружия, обезвреживанию или захоронению опасных отходов, образовавшихся в процессе уничтожения химического оружия и ликвидации последствий деятельности по уничтожению химического оружия.

В соответствии с Паспортом подпрограммы 9 «Ликвидация последствий деятельности объектов по хранению и объектов по уничтожению химического оружия в Российской Федерации», общий срок реализации подпрограммы составляет 2019 - 2024 годы.

Общий срок проведения работ обусловлен тем, что ликвидация последствий деятельности объектов по хранению и объектов по уничтожению химического оружия в Российской Федерации проводится на нескольких объектах, с различными объемами ликвидационных работ.

В соответствии с Приложением № 22 План реализации государственной программы Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» на 2019 год и на плановый 2020 и 2021 годов, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 № 328 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие промышленности и повышении ее конкурентоспособности», определены объемы ликвидационных работ, но не исполнители данного вида работ.

В целях выполнения подпрограммы 9 «Ликвидация последствий деятельности объектов по хранению и объектов по уничтожению химического оружия в Российской Федерации», Министерством промышленности и торговли Российской Федерации в соответствии с требованиями норм Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», ежегодно проводится аукцион в электронной форме на выполнение работ «Ликвидация последствий деятельности объекта по уничтожению химического оружия в пос. Горный Саратовской области».

На основании ч. 1 ст. 59 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», аукцион в электронной форме - аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе, извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.

Победителем такого аукциона признается лицо, предложившее наиболее низкую цену государственного (муниципального) контракта.

В 2019 - 2020 ФКП «Горный» на основании протоколов рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе членами аукционной комиссии Министерства промышленности и торговли Российской Федерации заявка на участие в электронном аукционе признана соответствующей требованиям Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Государственный контракт на выполнение работ «Ликвидация последствий деятельности объекта по уничтожению химического оружия в пос. Горный Саратовской области» заключался Министерством промышленности и торговли Российской Федерации и федеральным казенным предприятием «Горный» на основании ч. 4 ст. 71 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

В соответствии с п. 12 Раздела 3 Устава ФКП «Горный», имущество предприятия находится в федеральной собственности и принадлежит предприятию на праве оперативного управления.

ФКП «Горный» осуществляет свою финансово-хозяйственную деятельность на основе заключаемого с Министерством промышленности и торговли Российской Федерации государственного контракта на выполнение работ для государственных нужд «Ликвидация последствий деятельности объекта по уничтожению химического оружия в пос. Горный Саратовской области» и не осуществляет иную приносящую доход деятельность.

Характер деятельности предприятия связан с заключением краткосрочного государственного контракта на выполнение работ (приложение 1) сроком действия 1 год и менее.

Единственным источником для выплаты заработной платы работникам предприятия являются денежные средства, полученные в результате выполнения работ по государственному контракту на выполнение работ для государственных нужд.

Техническим заданием, которое является неотъемлемой частью государственного контракта, устанавливается срок проведения работ и их объемы.

Исходя из объемов, сроков, цены, а также сложности выполнения работ по заключенному государственному контракту, в ФКП «Горный» утверждалось штатное расписание.

Таким образом, исходя из целей создания предприятия, срока и объема проведения ликвидационных работ в соответствии с подпрограммой 9 «Ликвидация последствий деятельности объектов по хранению и объектов по уничтожению химического оружия в Российской Федерации», ФКП «Горный» создано на заведомо определенный срок и для выполнение заведомо определенной работы (абз. 6 ч. 1 ст. 59 ТК РФ).

В силу специфики деятельности предприятия отдельные структурные подразделения (установка термического обезвреживания и вспомогательные подразделения) выполняют объемы работ в сроки, менее чем общий срок действия государственного контракта (Приложения № 1-4 к контракту).

Сроки выполнения работ зависят от объема и свойств материалов подлежащих термическому обезвреживанию, а также производительности установки термического обезвреживания.

В связи с этим срок действия трудового договора, заключаемого с работниками, принимаемыми на установку термического обезвреживания и вспомогательные подразделения, напрямую зависит от срока выполнения работ и отличен от сроков договоров, заключаемых с работниками, осуществляющих трудовую деятельность в других структурных подразделениях предприятия.

Согласно п. п. 13, 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.03.2004 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», решая вопрос об обоснованности заключения с работником срочного трудового договора, следует учитывать, что такой договор заключается, когда трудовые отношения не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом характера предстоящей работы или условий ее выполнения, в частности в случаях, предусмотренных ч. 1 ст. 59 ТК РФ, а также в других случаях, установленных ТК РФ или иными федеральными законами.

Срочный трудовой договор может быть признан договором с неопределенным сроком в том случае, если изначально он был заключен на определенный срок без достаточных к тому оснований, то есть без учета требований, установленных ТК РФ для заключения срочных трудовых договоров, и это обстоятельство установлено судом (ч, 5 с г. 58 ТК РФ),

Согласно акта проверки, по мнению государственного инспектора труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Саратовской области в нарушении требований ст. 134 ТК РФ у ФКП «Горный» отсутствует порядок обеспечения повышения уровня реального содержания заработной платы, включая индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги.

Согласно ст. 134 ТК РФ обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы включает индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги. Государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения производят индексацию заработной платы в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, другие работодатели - в порядке, установленном коллективным договором,

По смыслу нормативных положений приведенной статьи Трудового кодекса Российской Федерации порядок индексации заработной платы работников в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги работодателями, которые не получают бюджетного финансирования, устанавливается коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами. Такое правовое регулирование направлено на учет особенностей правового положения работодателей, не относящихся к бюджетной сфере, обеспечивает им (в отличие от работодателей, финансируемых из соответствующих бюджетов) возможность учитывать всю совокупность обстоятельств, значимых как для работников, так и для работодателя. Трудовой кодекс Российской Федерации не предусматривает никаких требований к механизму индексации, поэтому работодатели, которые не получают бюджетного финансирования, вправе избрать любые порядок и условия ее осуществления (в том числе ее периодичность, порядок определения величины индексации, перечень выплат, подлежащих индексации) в зависимости от конкретных обстоятельств, специфики своей деятельности и уровня платежеспособности.

Исходя из буквального толкования положений ст. 134 ТК РФ индексация - это не единственный способ обеспечения повышения уровня реального содержания заработной платы. Обязанность повышать реальное содержание заработной платы работников может быть исполнена работодателем и путем ее периодического увеличения безотносительно к порядку индексации, в частности, повышением должностных окладов, выплатой премий и т.п.

В соответствии с Положением об оплате труда работников федерального казенного предприятия «Горный», утвержденного 28 декабря 2018 заработная плата работников складывается из следующих показателей:

должностной оклад работника;

ежемесячное премирование в размере 90% от должностного оклада.

Как следует из размеров должностных окладов (л.д.159-204) за период с 2018 года по 2019 года их размеры увеличиваются. Откуда можно сделать вывод об их индексировании.

Таким образом, поскольку доводы административного истца не противоречат фактическим обстоятельствам дела и нашли подтверждения в судебном заседании, суд приходит к выводу об удовлетворении требования административного истца.

На основании изложенного и руководствуясь положениями ст.ст. 175, 176,
177 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

решил:

иск Федерального казенного предприятия «Горный» к Государственной инспекции труда в Саратовской области о признании предписания незаконным - удовлетворить.

Признать предписание Государственной инспекции труда в Саратовской области № 64/12-1414-18-И от 04.03.2019 года об устранении нарушений трудового законодательства незаконным.

В течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме на него может быть подана апелляционная жалоба в Судебную коллегию по гражданским делам Саратовского областного суда через Балаковский районный суд Саратовской области.

Решение суда изготовлено в окончательной форме 28.04.2020 года

Судья А.В. Кротов

«Согласовано»

Судья А.В. Кротов