ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2-108/2022 от 25.05.2022 Торбеевского районного суда (Республика Мордовия)

Дело № 2а-2-108/2022

УИД- 13RS0022-02-2022-000153-38

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

с.Атюрьево 25 мая 2022 г.

Торбеевский районный суд Республики Мордовия в составе судьи Лопухова С.А., рассмотрев административное дело по административному исковому заявлению прокурора Атюрьевского района Республики Мордовия в защиту интересов неопределенного круга лиц о признании информации, размещенной в информационно-коммуникационной сети «Интернет», информацией, запрещенной к распространению,

установил:

прокурор Атюрьевского района Республики Мордовия обратился в суд в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц с административным исковым заявлением о признании информации, размещенной в сети «Интернет» на сайтах с URL-адресами: «https://telemetr.me/content/otvete_oge_2020» и «https://otvets.me/», запрещенной к распространению в Российской Федерации, ссылаясь на то, что по результатам проведенной прокуратурой Атюрьевского района Республики Мордовия проверки исполнения законодательства образовании в ходе которой осуществлена проверка указанных интернет ресурсов. По средством который осуществляется продажа контрольно-измерительных материалов (далее-КИМ), ответов в рамках проводимого на территории Российской Федерации Единого государственного экзамена (далее-ЕГЭ). При проведении исследования указанных Интернет -ресурсов установлено, что на указанных сайтах в свободном и открытом доступе в сети Интернет размерены информационные материалы в виде объявления о продаже КИМ и ответом ЕГЭ, опубликована информация в форме электронного текста, графических изображений по вопросам способов получения, оплаты за приобретение КИМ и ответов ЕГЭ в 2022 году. Посещение указанных Интернет-сайтов свободно для всех без исключения Интернет-пользователей, в том числе для несовершеннолетних. Распространение данной информации на Интернет-сайтах создает угрозу формирования ложного мнения у несовершеннолетних о возможности заблаговременного приобретения реальных вариантов с заданиями экзамена, ответов на реальные вопросы итоговой аттестации, об отсутствии необходимости выполнения школьных заданий и подготовки к итоговой аттестации. Ссылаясь на требования Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», административный истец просит суд признать информационные материалы, размещенные на сайтах в сети «Интернет» с URL-адресами: «https://telemetr.me/content/otvete_oge_2020» и «https://otvets.me/», запрещенной к распространению в Российской Федерации.

В судебное заседание административный истец - прокурор Атюрьевского района Республики Мордовия не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен своевременно и надлежащим образом.

В судебное заседание представитель заинтересованного лица - Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в лице Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Приволжскому Федеральному округу, не явился, о времени и месте рассмотрения дела указанное лицо извещено своевременно и надлежаще, представил отзыв на административное исковое заявление, в котором просит рассмотреть дело в его отсутствие.

В соответствии с частью 4 статьи 38 КАС Российской Федерации под административным ответчиком понимается лицо, к которому предъявлено требование по спору, возникающему из административных или иных публичных правоотношений, либо в отношении, которого административный истец, осуществляющий контрольные или иные публичные функции, обратился в суд. Учитывая требования закона, надлежащим ответчиком по данной категории дел являются лица, участвующие в распространении информации: владелец сайта в сети «Интернет», на котором размещена запрещенная информация, а при невозможности его установить - хостинг-провайдер.

Административный ответчик по данному делу не определен, поскольку поиск сведений о владельцах сайта и хостинг-провайдера результатов не дал.

Исследовав письменные материалы административного дела, суд удовлетворяет заявленные требования по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В силу части 4 статьи 29 и части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Согласно пунктам 1, 6 статьи 10 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее по тексту Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ) в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации. Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

Передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, (часть 5 статьи 15 Федерального закона № 149-ФЗ).

В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что проведенным прокуратурой Атюрьевского района Республики Мордовия мониторингом Интернет - ресурсов обнаружены сайты с URL-адресом: «https://telemetr.me/content/otvete_oge_2020» и «https://otvets.me/», на которых размещены информационные материалы. Посредством которых осуществляется продажа контрольно-измерительных материалов, ответов ЕГЭ. Посещение Интернет-сайтов свободно для всех без исключения Интернет-пользователей. В том числе несовершеннолетних.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» одной из целей государственной политики в интересах детей является защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.

В соответствии с ч. 11 ст. 59 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» при проведении государственной итоговой аттестации, если иное не предусмотрено порядком проведения государственной итоговой аттестации по соответствующим образовательным программам, используются контрольные измерительные материалы, представляющие собой комплексы заданий стандартизированной формы. Информация, содержащаяся в контрольных измерительных материалах, используемых при проведении государственной итоговой аттестации, относится к информации ограниченного доступа. Порядок разработки, использования и хранения контрольных измерительных материалов (включая требования к режиму их защиты, порядку и условиям размещения информации, содержащейся в контрольных измерительных материалах, в сети «Интернет») устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования.

Согласно п. 52 Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, утвержденного Приказом Минпросвещения России № 190, Рособрнадзора от 07.11.2018 № 1512 экзаменационные материалы для проведения ГВЭ направляются в ОИВ, учредителям, МИД России и загранучреждения не ранее чем за месяц до начала экзаменов по соответствующим учебным предметам в электронном виде с обеспечением конфиденциальности и безопасности содержащейся в них информации. Тиражирование экзаменационных материалов для проведения ГВЭ обеспечивается ОИВ, учредителями, загранучреждениями.

Хранение экзаменационных материалов для проведения ЕГЭ и экзаменационных материалов для проведения ГВЭ осуществляется в соответствии с требованиями порядка разработки, использования и хранения КИМ, устанавливаемого Рособрнадзором. Вскрытие экзаменационных материалов для проведения ЕГЭ до начала экзамена, разглашение информации, содержащейся в КИМ, экзаменационных материалах для проведения ГВЭ, запрещено.

Доступ к вышеуказанному сайту ведет к искажению объективности оценки качества подготовки обучающихся. Кроме того, данные предложения вводят в заблуждение неопределенный круг лиц, в первую очередь несовершеннолетних, относительно допустимости приобретения ответов ЕГЭ за плату, без прохождения соответствующей подготовки.

В целях ограничения доступа к указанному сайту в сети «Интернет», содержащему запрещенную информацию, необходимо внести данный сайт в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» в соответствии со статьей 15.1 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

При этом, основанием для внесения указанных интернет-ссылок в единый реестр является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Полномочия по созданию, формированию и ведению единого реестра отнесены к компетенции Роскомнадзора в соответствии с пунктом 5.1.7 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 марта 2009 года № 228.

На момент рассмотрения дела данный указатель сайта с адресом «https://telemetr.me/content/otvete_oge_2020» и «https://otvets.me/» на котором размещена вышеуказанная информация, в едином реестре отсутствует (http://eais.rkn.gov.ru/).

По делам о признании информации, пропагандирующей противоправную деятельность и размещенной в сети «Интернет», запрещенной к распространению в Российской Федерации юридически значимым обстоятельством является сам факт распространения на таком сайте в сети «Интернет» запрещенной информации. Установление данного обстоятельства является достаточным основанием для признания данной информации, распространенной в сети «Интернет», запрещенной.

При таких обстоятельствах суд считает необходимым требования заявленные прокурором Атюрьевского района Республики Мордовия, действующего в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц, о признании информационного материала, размещенного на сайте в сети «Интернет» по электронному адресу: «https://telemetr.me/content/otvete_oge_2020» и «https://otvets.me/», запрещенным к распространению на территории Российской Федерации, удовлетворить.

В соответствии со статьей 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

Исходя из изложенного, оценивая достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, разрешая дело по представленным доказательствам, в пределах заявленных административным истцом требований и по указанным им основаниям, руководствуясь статьями 175-181 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление прокурора Атюрьевского района Республики Мордовия, в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», информацией, запрещенной к распространению, удовлетворить.

Признать информационные материалы, размещенные в сети «Интернет» на странице с URL-адресом: «https://telemetr.me/content/otvete_oge_2020» и «https://otvets.me/» информацией, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.

Решение суда об удовлетворении административного искового заявления о признании информации запрещенной подлежит немедленному исполнению.

Копию решения направить в Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Приволжскому Федеральному округу для включения указанной выше интернет-страницы в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Мордовия в течение месяца со дня его принятия путем подачи жалобы, представления через Торбеевский районный суд Республики Мордовия или постоянное судебное присутствие в с. Атюрьево Атюрьевского района Республики Мордовия.

Судья Торбеевского районного суда

Республики Мордовия С.А. Лопухов