Дело № 2а-2-120/2021 УИД 73RS0018-02-2021-000214-06 Р Е Ш Е Н И Е именем Российской Федерации р.п. Старая Кулатка 7 июля 2021 года Радищевский районный суд Ульяновской области в составе: председательствующего судьи Калмыковой В.В., при секретаре Сулеймановой Г.Ф., с участием помощника прокурора Ульяновской межрайонной природоохранной прокуратуры Тихомирова А.О., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Ульяновского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Министерству природы и цикличной экономики Ульяновской области о признании незаконным бездействия и возложении обязанности, УСТАНОВИЛ: Ульяновская межрайонная природоохранная прокуратура обратилась в суд с указанным административным иском, уточненным в судебном заседании, в обоснование указывает Ульяновской межрайонной природоохранной прокуратурой в деятельности Министерства природы и цикличной экономики Ульяновской области выявлено несоблюдение требований федерального законодательства об особо охраняемых природных территориях. Так в ходе анализа Положения об особо охраняемой природной территории регионального (областного) значения «Государственный природный комплексный заказник регионального значения «Бахтеевские увалы», выявлены нарушения требований федерального законодательства. В соответствии с ч. 2 ст. 23 Федерального закона от 14.03.1995 № 33 «Об особо охраняемых природных территориях» создание государственных природных заказников регионального значения осуществляется решениями высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями, предусмотренными пунктом 6 статьи 2 настоящего Федерального закона. В силу ч. 3 ст. 24 Федерального закона от 14.03.1995 № 33 «Об особо охраняемых природных территориях» задачи и особенности режима особой охраны конкретного государственного природного заказника регионального значения определяются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, принявшими решение о создании этого государственного природного заказника. Согласно разделу 2 п. 2.4 Положения «О Министерстве природы и цикличной экономики Ульяновской области» к полномочиям Министерства относится участие в образовании особо охраняемых природных территорий регионального значения, осуществление управления в сфере охраны и использования таких территорий; подготовка проектов положений об особо охраняемых природных территориях регионального значения, относящихся к категориям природных парков, государственных природных заказников, дендрологических парков и ботанических садов, оформлением охранных обязательств, паспортов и других документов в отношении особо охраняемых природных территорий регионального значения, относящихся к категории памятников природы. На основании п. 14 ст. 2 Федерального закона от 14.03.1995 № 33 «Об особо охраняемых природных территориях» основные виды разрешенного использования земельных участков, расположенных в границах особо охраняемых природных территорий, определяются положением об особо охраняемой природной территории. Положением об особо охраняемой природной территории могут быть также предусмотрены вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков. В случае зонирования особо охраняемой природной территории основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков предусматриваются положением об особо охраняемой природной территории применительно к каждой функциональной зоне особо охраняемой природной территории. На основании ч. 3. ст. 95 Земельного кодекса Российской Федерации на землях государственных природных заказников, памятников природы, включающих в себя особо ценные экологические системы и объекты, ради сохранения которых создавалась особо охраняемая природная территория, запрещается деятельность, не связанная с сохранением и изучением природных комплексов и объектов и не предусмотренная федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. В пределах земель особо охраняемых природных территорий изменение целевого назначения земельных участков или прекращение прав на землю для нужд, противоречащих их целевому назначению, не допускается. В силу раздела 5 п. 5.1 Положения об особо охраняемой природной территории регионального (областного) значения «Государственный природный комплексный заказник регионального значения «Бахтеевские увалы», утвержденный приказом Министерства лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области на территории заказника выделены две функциональные зоны: резерватная и зона традиционного природопользования. Резерватная зона служит для сохранения наиболее ценных участков природы ООПТ. Здесь запрещается любая хозяйственная деятельность, противоречащая целям создания зоны. Пунктом 6.8.1. Приказа Минэкономразвития России от 12.05.201 7 № 226 «Об утверждении методических указаний о государственной кадастровой оценке» проводится разделение территорий на основании их основных характеристик, то есть факторов социально-экономического и иного характера, влияющих на использование территорий (природноклиматических, производственных, демографических, социально-культурных). При этом учитываются: на карте (картах) территории субъекта Российской Федерации или муниципального образования на основании в том числе документов территориального планирования и градостроительного зонирования, а также на основании требований охраны объектов культурного наследия, особо охраняемых природных территорий и иных природных объектов устанавливаются границы территориальных зон (в том числе в соответствии с функциональным зонированием территории и с учетом установленных градостроительных регламентов и границ зон с особыми условиями использования территорий). В нарушение вышеназванных норм, границы функциональных зон не описаны, картографические материалы с нанесенными границами функциональных зон отсутствуют в Положении об особо охраняемой природной территории регионального (областного) значения «Государственный природный комплексный заказники регионального значения «Бахтеевские увалы». Отсутствие описания границ функциональных зон создает благоприятные условия для должностного лица руководствоваться собственным усмотрением, исходя из конкретно складывающейся ситуации, при которой не исключается возможность злоупотребления полномочиями, либо ином незаконном использовании лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства, что не исключает возможности коррупционных проявлений. Просит признать незаконным бездействие Министерства природы и цикличной экономики Ульяновской области в части не установления функциональных зон на карте согласно утвержденному положению и не описания границ функциональных зон на территории ООПТ. Также просит возложить на Министерство природы и цикличной экономики Ульяновской области в отношении Положения об особо охраняемой природной территории регионального (областного) значения «Государственный природный комплексный заказники регионального значения «Бахтеевские увалы», обязанность: - по установлению функциональных зон на карте (схеме) согласно утвержденному положению; - описанию границ функциональных зон на территории ООПТ. Указанные мероприятия выполнить в течение 24 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу. В судебном заседании помощник прокурора Ульяновской межрайонной природоохранной прокуратуры Тихомиров А.О. уточнил исковые требования и просил суд признать незаконным бездействие Министерства природы и цикличной экономики Ульяновской области в части не установления функциональных зон на карте согласно утвержденному положению и не описания границ функциональных зон на территории ООПТ. Также просит возложить на Министерство природы и цикличной экономики Ульяновской области в отношении Положения об особо охраняемой природной территории регионального (областного) значения «Государственный природный комплексный заказник регионального значения «Бахтеевские увалы», обязанность: - по установлению функциональных зон на карте (схеме) согласно утвержденному положению; - описанию границ функциональных зон на территории ООПТ. Указанные мероприятия выполнить в течение 24 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу. Представитель административного ответчика Министерства природы и цикличной экономики Ульяновской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в отзыве на административное исковое заявление указал, что в рамках опережающего нормотворчества на территории Ульяновской области принят Закон Ульяновской области от 02.11.2020 №127—ЗО «Об особо охраняемых природных территориях регионального значения Ульяновской области и об установлении категорий особо охраняемых природных территорий местного значения Ульяновской области» (далее по тексту Закон №127). Законом №127 урегулирован вопрос создания, охраны и использования, в том числе, изменения площади, границ установленного режима особой охраны, а также ликвидации особо охраняемых природных территорий регионального значения. В соответствии с частью 3 пункта 2 статьи 12 Закона Ульяновской области № 127 основанием для принятия решения об изменении площади, границ, установленного режима особой охраны особо охраняемых природных территорий, является несоответствие установленного режима особой охраны особо охраняемой природной территории или ее части характеру расположенных в их границах природных комплексов и (или) объектов либо особенностям проходящих в этих границах естественных природных процессов, в том числе затрагивающих условия обитания (нахождения) объектов животного (растительного) мира или Других организмов, установленное по результатам комплексного экологического обследования этой территорий. С целью реализации статьи 5 Закона № 127 Министерством подготовлен проект постановления Правительства Ульяновской области «Об утверждении Положения о порядке создания особо охраняемых природных территорий регионального значения Ульяновской области, изменения установленного режима их особой охраны, об изменении площади и границ особо охраняемых природных территорий регионального значения Ульяновской области, а также их ликвидации» {далее - Проект постановления Правительства Ульяновской области), который в настоящее время проходит согласование в контрольно-надзорных органах. Проектом данного постановления Ульяновской области предусмотрено утверждение Положения о порядке создания особо охраняемых природных территорий регионального значения Ульяновской области, изменения установленного режима их особой охраны, об изменении площади и границ особо охраняемых природных территорий регионального значения Ульяновской области, а также их ликвидации, которое определяет порядок изменения установленного режима их особой охраны:, изменения площади и границ особо охраняемых природных территорий регионального значения Ульяновской области по результатам проведенного комплексного экологического обследования. После утверждения вышеуказанного проекта Постановления, для заключения госконтракта на выполнение работ по комплексному экологическому обследованию ООПТ с целью определения функциональных зон Министерству необходимо предусмотреть их финансирование при формировании областного бюджета на 2022 год в рамках государственной программы Ульяновской области «Охрана окружающей среды и восстановление природных ресурсов в Ульяновской области». Проведение данных работ займет значительное время. Вся процедура, начиная с момента принятия указанного выше Постановления до окончания выполнения работ по комплексному экологическому обследованию и установления функциональных зон на карте (схеме) согласно Положению, описанию границ функциональных зон на особо охраняемой природной территории, займет не менее 36 месяцев. Учитывая вышеизложенное, Министерство считает, что требования в части признания бездействия Министерства незаконным, необоснованные и не подлежит удовлетворению; в части установления 12 месячного срока также является необоснованным, не реальным для исполнения, что требует изменения на срок в течение 36 месяцев. Руководствуясь положениями ст. 150 КАС РФ, суд полагает возможным рассмотреть административное дело при данной явке. Выслушав административного истца, изучив материалы административного дела, суд приходит к следующему. В соответствии с ч. 2 ст. 23 Федерального закона от 14.03.1995 № 33 «Об особо охраняемых природных территориях» создание государственных природных заказников регионального значения осуществляется решениями высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями, предусмотренными пунктом 6 статьи 2 настоящего Федерального закона. В силу ч. 3 ст. 24 Федерального закона от 14.03.1995 № 33 «Об особо охраняемых природных территориях» задачи и особенности режима особой охраны конкретного государственного природного заказника регионального значения определяются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, принявшими решение о создании этого государственного природного заказника. На основании п. 14, ст. 2 Федерального закона от 14.03.1995 № 33 «Об особо охраняемых природных территориях» основные виды разрешенного использования земельных участков, расположенных в границах особо охраняемых природных территорий, определяются положением об особо охраняемой природной территории. Положением об особо охраняемой природной территории могут быть также предусмотрены вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков. В случае зонирования особо охраняемой природной территории основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков предусматриваются положением об особо охраняемой природной территории применительно к каждой функциональной зоне особо охраняемой природной территории. На основании ч. 3. ст. 95 Земельного кодекса Российской Федерации на землях государственных природных заказников, памятников природы, включающих в себя особо ценные экологические системы и объекты, ради сохранения которых создавалась особо охраняемая природная территория, запрещается деятельность, не связанная с сохранением и изучением природных комплексов и объектов и не предусмотренная федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. В пределах земель особо охраняемых природных территорий изменение целевого назначения земельных участков или прекращение прав на землю для нужд, противоречащих их целевому назначению, не допускается. Согласно разделу 2 п. 2.4 Положения «О Министерстве природы и цикличной экономики Ульяновской области» к полномочиям Министерства относится участие в образовании особо охраняемых природных территорий регионального значения, осуществление управления в сфере охраны и использования таких территорий; подготовка проектов положений об особо охраняемых природных территориях регионального значения, относящихся к категориям природных парков, государственных природных заказников, дендрологических парков и ботанических садов, оформлением охранных обязательств, паспортов и других документов в отношении особо охраняемых природных территорий регионального значения, относящихся к категории памятников природы. В силу раздела 5 п. 5.1 Положения об особо охраняемой природной территории регионального (областного) значения «Государственный природный комплексный заказник регионального значения «Бахтеевские увалы», утвержденный приказом Министерства лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области от «31» января 2013 г. № 05, на территории заказника выделены две функциональные зоны: резерватная и зона традиционного природопользования. Резерватная зона служит для сохранения наиболее ценных участков природы ООПТ. Здесь запрещается любая хозяйственная деятельность, противоречащая целям создания зоны. Пунктом 6.8.1. Приказа Минэкономразвития России от 12.05.2017 № 226 «Об утверждении методических указаний о государственной кадастровой оценке» проводится разделение территорий на основании их основных характеристик, то есть факторов социально-экономического и иного характера, влияющих на использование территорий (природно-климатических, производственных, демографических, социально-культурных). При этом учитываются: на карте (картах) территории субъекта Российской Федерации или муниципального образования на основании, в том числе документов территориального планирования и градостроительного зонирования, а также на основании требований охраны объектов культурного наследия, особо охраняемых природных территорий и иных природных объектов устанавливаются границы территориальных зон (в том числе в соответствии с функциональным зонированием территории и с учетом установленных градостроительных регламентов и границ зон с особыми условиями использования территорий). В судебном заседании установлено, что в нарушение вышеназванных норм, границы функциональных зон не описаны, картографические материалы с нанесенными границами функциональных зон в Положении об особо охраняемой природной территории регионального (областного) значения «Государственный природный комплексный заказник регионального значения «Бахтеевские увалы» отсутствуют. Отсутствие описания границ функциональных зон создает благоприятные условия для должностного лица руководствоваться собственным усмотрением, исходя из конкретно складывающейся ситуации, при которой не исключается возможность злоупотребления полномочиями, либо ином незаконном использовании лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства, что не исключает возможности коррупционных проявлений. Таким образом, суд, исследовав и оценив все представленные по делу доказательства, приходит к выводу, что Министерство природы и цикличных ресурсов Ульяновской области не предпринимает никаких действий по установлению границ функциональных зон на особо охраняемой территории, и, следовательно, бездействие административного ответчика следует признать законным. На данный момент границы функциональных зон Министерством природы и цикличных ресурсов Ульяновской области не описаны, картографические материалы с нанесенными границами функциональных зон отсутствуют в Положении об особо охраняемой природной территории регионального (областного) значения «Государственный природный комплексный заказники регионального значения «Бахтеевские увалы», что нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, иск подлежит удовлетворению. Указанный истцом срок выполнения данных требований срок в 24 месяца с момента вступления решения в законную силу суд также признает разумным. Руководствуясь статьями 218 - 228 КАС РФ, суд, РЕШИЛ: Административный иск Ульяновского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Министерству природы и цикличной экономики Ульяновской области удовлетворить. Признать незаконным бездействие Министерства природы и цикличной экономики Ульяновской области по не установлению функциональных зон на карте согласно утвержденному положению и не описанию границ функциональных зон на территории ООПТ. Возложить на Министерство природы и цикличной экономики Ульяновской области в отношении Положения об особо охраняемой природной территории регионального (областного) значения «Государственный природный комплексный заказники регионального значения «Бахтеевские увалы» обязанность по установлению функциональных зон на карте (схеме) согласно утвержденному положению и описанию границ функциональных зон на территории ООПТ. Указанные мероприятия выполнить в течение 24 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу. Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Радищевский районный суд Ульяновской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. Судья В.В. Калмыкова 7 июля 2021 года составлено мотивированное решение суда. Судья В.В. Калмыкова |