копия
Дело №2а-2-133/2020
УИД:66RS0029-02-2020-000075-96
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
р.п.Пышма 08 мая 2020 года
Камышловский районный суд Свердловской области в составе председательствующего Зоновой С.Н.,
рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №19 по Свердловской области к ФИО1 о взыскании санкций,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России №19 по Свердловской области(далее МРИ ФНС России №19 по Свердловской области) обратилась в суд с административным иском к ФИО1 о взыскании в бюджет Российской Федерации задолженности по штрафам за несвоевременное представление налоговых деклараций по налогу на доходы физических лиц за 2015 год, 2016 год, 2017 год в сумме 3000 руб. 00 коп., за несвоевременное представление единых(упрощенных) налоговых деклараций за 12 месяцев 2015 года, 3,6,9,12 месяцев 2016 года, 3,6,9,12 месяцев 2017 года в сумме 10000 руб. 00 коп., всего в общей сумме 12000 руб. 00 коп..
В административном иске указано, что МРИ ФНС России №19 по Свердловской области административному ответчику ФИО1, в соответствии с п.1, п.2 ст.430 Налогового кодекса Российской Федерации в качестве плательщика, указанного в пп.2 п.1 ст.419 Налогового кодекса Российской Федерации, зарегистрированного индивидуальным предпринимателем с 29.03.2011 года по 18.10.2017 года (ОГРНИП №), в соответствии с п.1 ст.119, п.п.1п.1, п.1, п.2, п.5 ст.227 Налогового кодекса Российской Федерации, начислены штрафы за несвоевременное представление налоговых деклараций по налогу на доходы физических лиц, за 2015 год, 2016 год, 2017 год в размере 3000 руб. 00 коп., согласно решений о привлечении к налоговой ответственности от 31.10.2018 года №, на основании актов камеральных налоговых проверок от 04.09.2018 года №. Также административному ответчику ФИО1, в соответствии с п.1 ст.119, п.1 ст. 143, ст.163, пбз.2,4 п.2 ст.80 Налогового кодекса Российской Федерации, начислены штрафы за несвоевременное представление единых (упрощенных) налоговых деклараций, за 12 месяцев 2015 года, за 3,6,9,12 месяцев 2016 года, 3,6,9,12 месяцев 2017 года в общем размере 9000 руб. 00 коп., согласно решений о привлечении к налоговой ответственности от 31.10.2018 года №, на основании актов камеральных налоговых проверок от 04.09.2018 года №. Указанные решения, акты камеральных налоговых проверок, а также извещения о вызове налогоплательщика были отправлены заказным письмом в адрес налогоплательщика.В добровольном порядке штрафы ФИО1 не уплачены. Административным истцом административному ответчику направлены требования об уплате штрафов № по состоянию на 09.01.2019 года, № по состоянию на 24.12.2018 года, которые административным ответчиком не исполнены. Административный истец просил о восстановлении пропущенного процессуального срока на взыскание задолженности, мотивируя свое ходатайство тем, что срок исполнения требований № об уплате задолженности истек 29.01.2019 года, требований № истек 21.01.2019 года, учитывая положения п.2 ст.48 Налогового кодекса Российской Федерации, срок подачи в суд заявления о взыскании задолженности по требованиям № не позднее 29.07.2019 года, по требованиям № не позднее 21.07.2019 года. Срок для подачи заявления о вынесении судебного приказа был пропущен административным истцом, в связи с высокой загруженностью и ежегодным возрастанием количества должников. Указывает на положения абз. 4 п.2 ст.48 НК РФ об основаниях признания недоимки безнадежной к взысканию.
Исследовав материалы дела, суд пришел к следующему выводу.
Положениями ч.1 ст.286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, предусмотрено право налоговой инспекции(как контрольного органа) обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счёт уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Согласно ч.2 ст.286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.
Согласно выписки из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей ФИО1 был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя с 29.03.2011 года по 18.10.2017 года(ОГРНИП №)(л.д.132-136).
В соответствии со ст.57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно ст.3 Налогового кодекса Российской Федерации каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными настоящим Кодексом признаками налогов или сборов, не предусмотренные настоящим Кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено настоящим Кодексом.
На основании ст.23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги; выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах(пункт 1).
Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах(п.1 ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации).
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
В соответствии с п.п.1 п.1 ст.227 Налогового кодекса Российской Федерации, исчисление и уплату налога в соответствии с настоящей статьей производят физические лица, зарегистрированные в установленном действующим законодательством порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - по суммам доходов, полученных от осуществления такой деятельности.
В соответствии с п.2 ст.227 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщики самостоятельно исчисляют суммы указанного налога.
Налогоплательщики обязаны предоставить в налоговый орган по месту своего учета соответствующую декларацию в сроки, установленные ст.229 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно п.1,п.5 ст.229 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговые декларации предоставляются налогоплательщиком в налоговый орган по месту своего учета не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Срок представления налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц, с учетом положений п.7 ст. 6.1 Налогового кодекса Российской Федерации за 2015 год истек 04.05.2016 года, за 2016 года истек 02.05.2017 года, за 2017 год истек 30.04.2018 года. Налоговые декларации по налогу на доходы физических лиц за 2015,2016,2017 годы представлены административным ответчиком 25.05.2018 года, что подтверждается сведениями в актах налоговых камеральных проверок от 04.09.2018 года <данные изъяты>
Административным истцом с 25.05.2018 года по 27.08.2018 года были проведены камеральные проверки налоговых деклараций по налогу на доходы физических лиц за 2015,2016,2017 годы, представленных административным ответчиком ФИО1, по результатам которых составлены акты налоговых камеральных проверок от 04.09.2018 года №), которые были направлены административному ответчику 10.09.2018 года, что подтверждается почтовой квитанцией(л.д.41).
В соответствии с п.7 ст.101.4 Налогового кодекса Российской Федерации, административный ответчик был извещен о месте и времени рассмотрения указанных актов, о чем ему было направлено почтой извещение о вызове для рассмотрения материалов налоговой проверки на 31.10.2018 года, что подтверждается соответствующими извещениями(л.д.18,26,34) и почтовой квитанцией(л.д. 41).
В силу п.1 ст.114 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая санкция является мерой ответственности за совершение налогового правонарушения.
В соответствии с п.1 ст.119 Налогового кодекса Российской Федерации, непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1 000 рублей.
По результатам рассмотрения вынесены решения, которыми установлено, что, в нарушение п.п.1п.1, п.1, п.2, п.5 ст.227 Налогового кодекса Российской Федерации, указанные выше налоговые декларации не представлены в налоговый орган в установленный законодательством срок, а именно: решение № от 31.10.2018 года, согласно которого срок предоставления налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц за 2017 год нарушен на 7 месяцев, налоговая санкция составит - 0*5%*7 мес. = 00 руб. 00 коп., следовательно, сумма штрафа составила 1000 руб. 00 коп.(л.д.14-17); решение № от 31.10.2018 года, согласно которого срок предоставления налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц за 2016 год нарушен на 13 месяцев, налоговая санкция составит - 0*5%*13 мес. = 00 руб. 00 коп., следовательно, сумма штрафа составила 1000 руб. 00 коп.(л.д.22-25); решение № от 31.10.2018 года, согласно которого срок предоставления налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц за 2015 год нарушен на 25 месяцев, налоговая санкция составит - 0*5%*25 мес. = 00 руб. 00 коп., следовательно, сумма штрафа составила 1000 руб. 00 коп.(л.д.30-33).
Решения были направлены заказным письмом с уведомлением ФИО1 20.11.2018 года, что подтверждается списком заказных почтовых отправлений(л.д. 38-40).
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В соответствии п.1 ст.101.3 Налогового кодекса Российской Федерации, решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения подлежит исполнению со дня его вступления в силу.
В соответствии п.9 ст.101 Налогового кодекса Российской Федерации, решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (за исключением решений, вынесенных по результатам рассмотрения материалов выездной налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков) вступают в силу по истечении одного месяца со дня вручения лицу, в отношении которого было вынесено соответствующее решение (его представителю). В случае, если указанное решение невозможно вручить или передать иным способом, свидетельствующим о дате его получения, оно направляется по почте заказным письмом по месту нахождения организации (обособленного подразделения) или месту жительства физического лица. В случае направления решения по почте заказным письмом датой его вручения считается шестой день со дня отправки заказного письма.
Таким образом, законодателем определены сроки, в течение которых налоговые органы обязаны принять меры, направленные на поступление в бюджет предусмотренных законодательством о налогах и сборах налоговых платежей.
В соответствии с п.2 ст.70 Налогового кодекса Российской Федерации, требование об уплате налога по результатам налоговой проверки должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) в течение 20 дней с даты вступления в силу соответствующего решения, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Указанные решения налогового органа считаются полученным административным ответчиком ФИО1 26.11.2018 года и не были обжалованы административным ответчиком, что не оспаривается сторонами, следовательно, вступили в законную силу по истечении одного месяца со дня вручения лицу, в отношении которого было вынесено соответствующее решение - 26.12.2018 года и подлежат исполнению.
Обстоятельств, смягчающих ответственность, которые дают суду возможность уменьшить размер штрафа, судом не установлено. Основания для наложения на административного ответчика санкций по указанным в решениях от 31.10.2018 года <данные изъяты>, налоговым правонарушениям имелись.
В рассматриваемом случае на основании вышеуказанных решений о привлечении к налоговой ответственности от 31.10.2018 года №, вынесенных по результатам камеральных налоговых проверок, административному ответчику ФИО1 налоговым органом в порядке и сроки, предусмотренные п.2 ст.70 Налогового Кодекса Российской Федерации, направлены требования № по состоянию на 09.01.2019 года со сроком уплаты до 29.01.2019 года задолженности по штрафу за несвоевременное представление деклараций по налогу на доходы физических лиц за 2015 год в сумме 1000 руб.00 коп., за 2016 год в сумме 1000 руб.00 коп., за 2017 год в сумме 1000 руб. 00 коп.(л.д.9,10,11), что подтверждается реестром документов(л.д.12-13), которые административным ответчиком не исполнены, что подтверждается карточкой расчетов с бюджетом(л.д.129).
Согласно п.1 ст. 143 Налогового кодекса Российской Федерации, индивидуальные предприниматели признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость.
В соответствии с п.1 ст.163 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговый период устанавливается как квартал.
Согласно абз.2 п.2 ст.80 Налогового кодекса Российской Федерации, лицо, признаваемое налогоплательщиком по одному или нескольким налогам, не осуществляющее операций, в результате которых происходит движение денежных средств на его счетах в банках( кассе организации) и не имеющее по этим налогом обьектов налогообложения, представляет по данным налогам единую(упрощенную декларацию).
Согласно абз.4 п.2 ст.80 Налогового кодекса Российской Федерации, единая(упрощенная) налоговая декларация предоставляется налогоплательщиком в налоговый орган не позднее 20 числа месяца, следующего за истекшим кварталом, полугодием, 9 месяцами, календарным годом. Срок представления единых (упрощенных) налоговых деклараций, с учетом положений п.7 ст. 6.1 Налогового кодекса Российской Федерации за 12 месяцев 2015 года истек 20.01.2016 года, за 3 месяца 2016 года истек 20.04.2016 года, за 6 месяцев 2016 года истек 20.07.2016 года, за 9 месяцев 2016 года истек 20.10.2016 года, за 12 месяцев 2017 года истек 20.01.2017 года, за 3 месяца 2017 года истек 20.04.2015 года, за 6 месяцев 2017 года истек 20.07.2017 года, за 9 месяцев 2017 года истек 20.10.2017 года, за 12 месяцев 2017 года истек 20.01.2018 года. Указанные выше налоговые декларации представлены административным ответчиком 25.05.2018 года, что подтверждается сведениями в актах налоговых камеральных проверок от 04.09.2018 года <данные изъяты>
Административным истцом с 25.05.2018 года по 27.08.2018 года были проведены камеральные проверки единых (упрощенных) налоговых деклараций за 12 месяцев 2015 года, 3,6,9,12 месяцев 2016 года, 3,6,9,12 месяцев 2017 года, представленных административным ответчиком ФИО1, по результатам которых составлены акты камеральных налоговых проверок от 04.09.2018 года <данные изъяты> которые были направлены административному ответчику 31.10.2018 года, что подтверждается почтовой квитанцией(л.д.68) и списком внутренних почтовых отправлений(л.д.124-125).
В соответствии с п.7 ст.101.4 Налогового кодекса Российской Федерации, административный ответчик был извещен о месте и времени рассмотрения указанных актов, о чем ему было направлено почтой извещение о вызове для рассмотрения материалов налоговой проверки на 31.10.2018 года, что подтверждается соответствующими извещениями(л.д.56,64,73,80,88,96,104,112,120) и почтовой квитанцией(л.д.68) и списком внутренних почтовых отправлений(л.д.124-125).
В силу п.1 ст.114 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая санкция является мерой ответственности за совершение налогового правонарушения.
В соответствии с п.1 ст.119 Налогового кодекса Российской Федерации, непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1 000 рублей.
По результатам рассмотрения вынесены решения, которыми установлено, что в нарушение п.1 ст.143, ст.163, пбз.2,4 п.2 ст.80 Налогового кодекса Российской Федерации указанные выше налоговые декларации не представлены в налоговый орган в установленный законодательством срок, а именно решения от 31.10.2018 года №, согласно которого срок предоставления единой(упрощенной) налоговой декларации за 12 месяцев 2015 года нарушен на 29 месяцев, налоговая санкция составит - 0*5%* 29 мес. = 00 руб. 00 коп., следовательно, сумма штрафа составила 1000 руб. 00 коп.(л.д.52-55); №, согласно которого срок предоставления единой(упрощенной) налоговой декларации за 3 месяца 2016 года нарушен на 26 месяцев, налоговая санкция составит - 0*5%* 26 мес. = 00 руб. 00 коп., следовательно, сумма штрафа составила 1000 руб. 00 коп.(л.д.100-103);№, согласно которого срок предоставления единой(упрощенной) налоговой декларации за 6 месяцев 2016 года нарушен на 23 месяца, налоговая санкция составит - 0*5%* 23 мес. = 00 руб. 00 коп., следовательно, сумма штрафа составила 1000 руб. 00 коп.(л.д.84-87); №, согласно которого срок предоставления единой(упрощенной) налоговой декларации за 9 месяцев 2016 года нарушен на 20 месяцев, налоговая санкция составит - 0*5%* 20 мес. = 00 руб. 00 коп., следовательно, сумма штрафа составила 1000 руб. 00 коп.(л.д.60-63);№, согласно которого срок предоставления единой(упрощенной) налоговой декларации за 12 месяцев 2016 года нарушен на 17 месяцев, налоговая санкция составит - 0*5%* 17 мес. = 00 руб. 00 коп., следовательно, сумма штрафа составила 1000 руб. 00 коп.(л.д.69-72); №, согласно которого срок предоставления единой(упрощенной) налоговой декларации за 3 месяца 2017 года нарушен на 14 месяцев, налоговая санкция составит - 0*5%* 14 мес. = 00 руб. 00 коп.(л.д.92-95);№, согласно которого срок предоставления единой(упрощенной) налоговой декларации за 6 месяцев 2017 года нарушен на 11 месяцев, налоговая санкция составит - 0*5%* 11 мес. = 00 руб. 00 коп.(л.д.116-119);№, согласно которого срок предоставления единой(упрощенной) налоговой декларации за 9 месяцев 2017 года нарушен на 8 месяцев, налоговая санкция составит - 0*5%* 8 мес. = 00 руб. 00 коп.(л.д.77-79,156); №, согласно которого срок предоставления единой(упрощенной) налоговой декларации за 12 месяцев 2017 года нарушен на 5 месяцев, налоговая санкция составит - 0*5%* 5 мес. = 00 руб. 00 коп.(л.д.108-111).
Решения были направлены заказным письмом с уведомлением ФИО1 06.11.2018 года, что подтверждается списком внутренних почтовых отправлений(л.д. 126-128).
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В соответствии п.1 ст. 101.3 Налогового кодекса Российской Федерации, решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения подлежит исполнению со дня его вступления в силу.
В соответствии п.9 ст.101 Налогового кодекса Российской Федерации, решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (за исключением решений, вынесенных по результатам рассмотрения материалов выездной налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков) вступают в силу по истечении одного месяца со дня вручения лицу, в отношении которого было вынесено соответствующее решение (его представителю). В случае, если указанное решение невозможно вручить или передать иным способом, свидетельствующим о дате его получения, оно направляется по почте заказным письмом по месту нахождения организации (обособленного подразделения) или месту жительства физического лица. В случае направления решения по почте заказным письмом датой его вручения считается шестой день со дня отправки заказного письма.
Таким образом, законодателем определены сроки, в течение которых налоговые органы обязаны принять меры, направленные на поступление в бюджет предусмотренных законодательством о налогах и сборах налоговых платежей.
В соответствии с п.2 ст.70 Налогового кодекса Российской Федерации, требование об уплате налога по результатам налоговой проверки должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) в течение 20 дней с даты вступления в силу соответствующего решения, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Указанные решения налогового органа считаются полученным административным ответчиком ФИО1 12.11.2018 года и не были обжалованы административным ответчиком, что не оспаривается сторонами, следовательно, вступили в законную силу по истечении одного месяца со дня вручения лицу, в отношении которого было вынесено соответствующее решение - 12.12.2018 года и подлежат исполнению.
Обстоятельств, смягчающих ответственность, которые дают суду возможность уменьшить размер штрафа, судом не установлено. Основания для наложения на административного ответчика санкций по указанным в решениях от 31.10.2018 года <данные изъяты>, налоговым правонарушениям имелись.
В рассматриваемом случае на основании вышеуказанных решений о привлечении к налоговой ответственности от 31.10.2018 года <данные изъяты>, вынесенных по результатам камеральных налоговых проверок, административному ответчику ФИО1, налоговым органом в порядке и сроки, предусмотренные п.2 ст.70 Налогового Кодекса Российской Федерации, направлены требования <данные изъяты> по состоянию на 24.12.2018 года со сроком уплаты до 09.01.2019 года задолженности по штрафу за несвоевременное представление единых (упрощенных) налоговых деклараций за 12 месяцев 2015 года, 3,6,9,12 месяцев 2016 года, 3,6,9,12 месяцев 2017 года в сумме 10000 руб. 00 коп.(л.д.42-50), что подтверждается реестром отправки(л.д.51), которые административным ответчиком не исполнены, что подтверждается карточкой расчетов с бюджетом(л.д.130).
В силу п. 1 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации, в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (п. 2 ст. 48 Налогового кодекса РФ).
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом (абз.3 п.3 ст.48 Налогового кодекса РФ).
Первоначально, в вышеназванные сроки, налоговый орган обращается в суд в порядке главы 11.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, то есть с заявлением о вынесении судебного приказа.
В случае же отмены судебного приказа, вынесенного мировым судьей, налоговый орган вправе обратиться в суд с исковым заявлением о взыскании недоимки по уплате налога, пеней, штрафов не позднее шести месяцев со дня вынесения определения об отмене судебного приказа, что предусмотрено п.3 ст.48 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с абз.2 п.2 ст.48 Налогового кодекса Российской Федерации, если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, пеней, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, пеней, штрафов превысила 3 000 руб., налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 руб..
При этом под общей суммой налога, пеней, штрафов понимается сумма, указанная во всех требованиях об уплате определенного налога, по которым истек срок исполнения.
На основании изложенного и учитывая правило возникновения у налогового органа права на обращение в суд - с момента истечения срока исполнения требования, в контексте требований абз.2 п.2 ст.48 Налогового кодекса Российской Федерации, суд полагает, что шестимесячный срок при обращении с заявлением о взыскании суммы недоимки по нескольким налоговым требованиям подлежит исчислению со дня истечения добровольного срока исполнения последнего требования №36 по состоянию на 09.01.2019 года, когда сумма сборов, налогов, пеней, штрафов превысила 3 000 руб., то есть с 29 января 2019 года. Тем самым, налоговый орган обязан был обратиться в суд с заявлением не позднее 29.07.2019 года(29.01.2019 г.+6 мес.).
С заявлением о выдаче судебного приказа налоговый орган не обращался, о чем указано административным истцом в административном иске.
С административным иском в суд административный истец обратился 12.02.2020 года, согласно штампа суда в административном иске(л.д.2-5), то есть, за пределами установленного законом срока по требованию №36 по состоянию на 09.01.2019 года, то есть, с момента, когда общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превысила 3 000 рублей, на 06 месяцев 14 дней.
В соответствии с ч.8 ст.219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Согласно ч.5 ст.180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.
Установление в законе срока для защиты нарушенных интересов лица, начала его течения и последствий пропуска такого срока обусловлено необходимостью обеспечить стабильность отношений участников спорных правоотношений.
Возможность восстановления пропущенного срока подачи административного искового заявления процессуальный закон ставит в зависимость от наличия уважительных причин его пропуска.
Суд учитывает правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, высказанную в Определении от 22.03.2012 года N479-О-О, согласно которой принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, не может осуществляться.
Суд приходит к выводу о том, что налоговый орган пропустил срок, установленный п.2 ст.48 Налогового кодекса Российской Федерации для обращения в суд с заявлением о взыскании с ФИО1 штрафов. Этот срок пропущен без уважительных причин, поскольку не обусловлен причинами объективного характера, препятствовавшими или исключавшими реализацию административным истцом права на судебную защиту в срок, установленный законом, поскольку своевременность подачи такого заявления зависела исключительно от волеизъявления административного истца и наличия у него реальной возможности таких действий. По крайней мере, доказательств существования таких уважительных причин не представлено и в материалах дела не содержится.
Пропуск срока обращения в суд является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявления (ч.8 ст.219 КАС РФ).
Судом также не установлено уважительных причин для восстановления такого пропущенного срока, поскольку уважительных причин такого пропуска стороной административного истца не приведено.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении ходатайства о восстановлении пропущенного срока на взыскание задолженности и об отказе в удовлетворении административного искового заявления.
В силу п.п.4 п.1 ст.59 Налогового кодекса Российской Федерации безнадёжными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случаях принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам.
Вывод об утрате налоговым органом возможности взыскания налогов, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания может содержаться, в том числе в мотивировочной части судебного акта, а соответствующие записи исключаются налоговым органом из лицевого счёта налогоплательщика после вступления такого судебного акта в законную силу(Определение Верховного суда РФ №5-КГ18-319 от 27.02.2019 года).
Поскольку, с учетом установленных судом обстоятельств, срок на взыскание в судебном порядке налоговым органом пропущен без уважительных причин и восстановлению не подлежит, взыскание с ФИО1 в бюджет Российской Федерации задолженности по штрафам за несвоевременное предоставление налоговых деклараций в общей сумме 12000 руб. 00 коп., что является арифметически верным, в том числе за несвоевременное представление деклараций по налогу на доходы физических лиц за 2015 год, 2016 год, 2017 год в сумме 3000 руб. 00 коп., за несвоевременное представление единых (упрощенных) налоговых деклараций за 12 месяцев 2015 года, 3,6,9,12 месяцев 2016 года, 3,6,9,12 месяцев 2017 года в сумме 9000 руб. 00 коп., является невозможным по причине утраты налоговым органом соответствующей возможности к взысканию данной безнадежной задолженности.
В соответствии со ст.333.17 Налогового кодекса Российской Федерации, плательщиками государственной пошлины признаются физические лица, которые выступают ответчиками (административными ответчиками) в судах общей юрисдикции, Верховном Суде Российской Федерации, арбитражных судах или по делам, рассматриваемым мировыми судьями, и если при этом решение суда принято не в их пользу и истец (административный истец) освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с настоящей главой. В соответствии с п. 19 ст. 333.36 Налогового Кодекса Российской Федерации, налоговые органы освобождены от уплаты государственной пошлины, удовлетворению административное исковое заявление не подлежит, поэтому государственная пошлина не подлежит взысканию с административного ответчика и с административного истца в местный бюджет.
Руководствуясь ст.ст.175-180,290,293 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №19 по Свердловской области к ФИО1 о взыскании в бюджет Российской Федерации задолженности по штрафам за несвоевременное представление налоговых деклараций по налогу на доходы физических лиц за 2015 год, 2016 год, 2017 год в сумме 3000 руб. 00 коп., за несвоевременное представление единых(упрощенных) налоговых деклараций за 12 месяцев 2015 года, 3,6,9,12 месяцев 2016 года, 3,6,9,12 месяцев 2017 года в сумме 9000 руб. 00 коп., а всего в общей сумме 12000 руб.00 коп. - отказать.
Решение суда, принятое по результатам рассмотрения административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства, может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения, путем подачи жалобы через Камышловский районный суд Свердловской области.
Разьяснить, что суд по ходатайству заинтересованного лица выносит определение об отмене решения суда, принятого им в порядке упрощенного (письменного) производства, и о возобновлении рассмотрения административного дела по общим правилам административного судопроизводства, если после принятия решения поступят возражения относительно применения порядка упрощенного (письменного) производства лица, имеющего право на заявление таких возражений, или новые доказательства по административному делу, направленные в установленный законом срок, либо если в течение двух месяцев после принятия решения в суд поступит заявление лица, не привлеченного к участию в деле, свидетельствующее о наличии оснований для отмены решения суда, предусмотренных пунктом 4 части 1 статьи 310 настоящего Кодекса.
Судья С.Н.Зонова