РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
с. Атюрьево 07 октября 2020 г.
Торбеевский районный суд Республики Мордовия в составе судьи Лопухова С.А., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению прокурора Атюрьевского района Республики Мордовия в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Большешуструйского сельского поселения Атюрьевского муниципального района Республики Мордовия об оспаривании бездействия органа местного самоуправления, возложении обязанности по размещению в сети Интернет обязательной информации и представлению в уполномоченный орган информации о принятых нормативных правовых актах,
установил:
прокурор Атюрьевского района Республики Мордовия обратился в суд с административным иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации Большешуструйского сельского поселения Атюрьевского муниципального района Республики Мордовия об оспаривании бездействия органа местного самоуправления, возложении обязанности по размещению в сети Интернет обязательной информации и представлению в уполномоченный орган информации о принятых нормативных правовых актах, указывая следующее. В ходе проведенной проверки соблюдения законодательства об обеспечении доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления, а также законодательства о ведении регистра муниципальных правовых актов выявлены нарушения в деятельности администрации Большешуструйского сельского поселения Атюрьевского муниципального района Республики Мордовия. Так, в нарушении действующего законодательства на официальном сайте органов местного самоуправления Атюрьевского муниципального района Республики Мордовия в сети Интернет aturevo.e-mordovia.ru информация о нормотворческой деятельности органов местного самоуправления Большешуструйского сельского поселения Атюрьевского муниципального района Республики Мордовия размещена не в полном объеме. Не приняты меры к размещению на сайте всех принятых в 2019 году и истекшем периоде текущего года нормативных правовых актов, сведений о внесении в них изменений, признании их утратившими силу, тексты проектов муниципальных правовых актов, внесенных в представительный орган сельского поселения, административных регламентов.
В нарушение требований абзацев 1, 3 части 1 статьи 8 Закона Республики Мордовия от 30.10.2008 №102-З «О регистре муниципальных нормативно-правовых актов Республики Мордовия» принимаемые органами местного самоуправления Большешуструйского сельского поселения Атюрьевского муниципального района Республики Мордовия нормативные правовые акты в установленный законом 5 дневный срок представляются в уполномоченный орган для включения их в регистр муниципальных нормативных правовых актов Республики Мордовия не в полном объеме, не соблюдается обязанность по представлению в уполномоченный орган два раза в месяц перечней принимаемых муниципальных нормативных правовых актов.
Отмеченные нарушения в деятельности администрации Большешуструйского сельского поселения Атюрьевского муниципального района Республики Мордовия влекут нарушение прав неопределенного круга граждан и юридический лиц на получение достоверной информации о правотворческой деятельности органов местного самоуправления, в том числе о правовых акта, непосредственно затрагивающих их права и свободы, а также создают препятствие в законной деятельности уполномоченного государственного органа при ведении регистра муниципальных правовых актов. Просит признать бездействие администрации Большешуструйского сельского поселения Атюрьевского муниципального района Республики Мордовия, выразившееся в неисполнении обязанности по размещению на официальном сайте органов местного самоуправления Атюрьевского муниципального района Республики Мордовия принимаемых нормативных правовых актов и неисполнения обязанности по представлению в уполномоченный государственный орган сведений о принятых нормативных правовых актах для включения в регистр муниципальных правовых актов Республики Мордовия. Обязать администрацию Большешуструйского сельского поселения Атюрьевского муниципального района Республики Мордовия разместить на официальном сайте в сети Интернет принятые органами местного самоуправления сельского поселения в 2019 году и истекшем периоде 2020 года нормативные правовые акты, тексты проектов муниципальных правовых актов. Обязать администрацию Большешуструйского сельского поселения Атюрьевского муниципального района Республики Мордовия представить в Министерство юстиции Республики Мордовия перечни и копии нормативных правовых актов и перечни принятых нормативных правовых актов за 2019 год и истекший период 2020 года, для включения в регистр муниципальных правовых актов Республики Мордовия.
Административный истец прокурор Атюрьевского района Республики Мордовия в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, согласно поступившего в суд заявления просит рассмотреть указанное административное дело в его отсутствие, в порядке упрощенного (письменного) производства.
Представитель административного ответчика администрации Большешуструйского сельского поселения Атюрьевского муниципального района Республики Мордовия представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, не возражает против рассмотрения дела в порядке упрощенного (письменного) производства, против удовлетворения заявленных требований не возражает.
Поскольку административным истцом заявлено ходатайство о рассмотрении административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства и административный ответчик не возражает против применения такого порядка рассмотрения административного дела, определением суда от 07.10.2020 принято решение о рассмотрении дела в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренного главой 33 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, без проведения устного разбирательства.
Согласно статье 292 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в порядке упрощенного (письменного) производства административные дела рассматриваются без проведения устного разбирательства. При рассмотрении административного дела в таком порядке судом исследуются только доказательства в письменной форме (включая отзыв, объяснения и возражения по существу заявленных требований, а также заключение в письменной форме прокурора, если указанным Кодексом предусмотрено вступление прокурора в судебный процесс).
Исследовав материалы дела, изучив доводы, изложенные в административном исковом заявлении, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд считает необходимым заявленные требования удовлетворить на основании следующего.
На основании пункта 4 статьи 27, пункта 3 статьи 35 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
В соответствии с частью 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно части 2 статьи 24 Конституции Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.
Принимая во внимание изложенное, прокурор, используя предоставленные ему законом о прокуратуре надзорные полномочия, вправе на основании части 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, обратился в суд с административным иском в защиту прав, свобод неопределенного круга лиц для обеспечения конституционных прав граждан и юридических лиц на получение достоверной информации о правотворческой деятельности органов местного самоуправления, в том числе о правовых актах, непосредственно затрагивающих их права и свободы.
В силу статьи 4 Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» (далее ФЗ от 09.02.2009 № 8-ФЗ) основными принципами обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления являются: открытость и доступность информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом; достоверность информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и своевременность ее предоставления; свобода поиска, получения, передачи и распространения информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления любым законным способом; соблюдение прав граждан на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту их чести и деловой репутации, права организаций на защиту их деловой репутации при предоставлении информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.
Реализация вышеуказанных принципов в пределах установленных полномочий, согласно части 1 статьи 9 ФЗ от 09.02.2009 № 8-ФЗ, возлагается в том числе на органы местного самоуправления. Перечень информации о деятельности органов местного самоуправления, размещаемой в сети «Интернет», определен статьей 13 ФЗ от 09.02.2009 № 8-ФЗ.
В соответствии с пунктом 2 части 1 данной статьи информация о нормотворческой деятельности органа местного самоуправлении в сети "Интернет" должна содержать: муниципальные правовые акты, изданные органом местного самоуправления, включая сведения о внесении в них изменений, признании их утратившими силу, признании их судом недействующими, а также сведения о государственной регистрации муниципальных правовых актов в случаях, установленных законодательством Российской Федерации; тексты проектов муниципальных правовых актов, внесенных в представительные органы муниципальных образований.
Из представленных материалов дела следует, что проверкой, проведенной прокуратурой Атюрьевского района Республики Мордовия в отношении администрации Большешуструйского сельского поселения Атюрьевского муниципального района Республики Мордовия о соблюдении законодательства об обеспечении доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления, а также законодательства о ведении регистра муниципальных правовых актов установлено, что на официальном сайте органов местного самоуправления Атюрьевского муниципального района в сети Интернет aturevo.e-mordovia.ru информация о нормотворческой деятельности органов местного самоуправления Большешуструйского сельского поселения размещена не в полном объеме. Не приняты меры к размещению на сайте всех принятых в 2019 году и истекшем периоде текущего года нормативных правовых актов, сведений о внесении в них изменений, признании их утратившими силу, тексты проектов муниципальных правовых актов, внесенных в представительный орган сельского поселения, административных регламентов.
Согласно части 1, части 3 статьи 43.1 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные нормативные правовые акты, в том числе оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме (сходе граждан), подлежат включению в регистр муниципальных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, организация и ведение которого осуществляются органами государственной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.
Ведение федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 3 Закона Республики Мордовия от 30.10. 2008 № 102-З «О регистре муниципальных нормативных правовых актов Республики Мордовия» в регистр включаются муниципальные нормативные правовые акты (далее - муниципальные акты), в том числе оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме (сходе граждан), вне зависимости от срока их действия, и дополнительные сведения к ним, а также: муниципальные акты, изменяющие (дополняющие) муниципальный акт в целом (новая редакция) или его часть; муниципальные акты, содержащие положения об отмене, признании утратившим силу, продлении срока действия, приостановлении действия муниципального акта, признании его недействующим; муниципальные акты, устанавливающие порядок, сроки ввода в действие (вступления в силу) основного муниципального акта в целом или его частей, а также содержащие иную информацию о состоянии или изменении реквизитов муниципального акта.
В силу части 2 статьи 5 этого же Закона Республики Мордовия организация и ведение муниципального регистра осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти Республики Мордовия в области юстиции (далее - уполномоченный орган).
Согласно пункту 1 статьи 8 Закона Республики Мордовия от 30.10.2008 № 102-З «О регистре муниципальных нормативных правовых актов Республики Мордовия» руководители органов местного самоуправления обеспечивают представление в уполномоченный орган:
копий муниципальных актов в виде электронного документа, подписанного электронной подписью, и сведений, указанных в пункте 4 статьи 4 настоящего Закона, в электронном виде в течение 5 рабочих дней после дня официального опубликования (обнародования) муниципальных актов; копий дополнительных сведений о муниципальных актах, указанных в пункте 3 статьи 4 настоящего Закона, за исключением экспертных заключений уполномоченного органа, в электронном виде в форме сканированного образа подлинного документа в одном из графических форматов изображений (ipg, pdf, tiff, bmp), содержащих реквизиты документа, подпись лица, уполномоченного подписывать указанный документ, а также печать, в течение 10 рабочих дней со дня их поступления в орган местного самоуправления и (или) должностному лицу местного самоуправления;
перечней муниципальных актов, принятых органами местного самоуправления, в электронном виде два раза в месяц по состоянию на пятнадцатое и последнее число каждого месяца.
По сведениям, представленным Министерством юстиции Республики Мордовия для включения в регистр от органов местного самоуправления Большешуструйского сельского поселения поступил всего 1 нормативный правовой акт, изданный в 2019 году, что не соответствует количеству принятых нормативных правовых актов. Перечни муниципальных нормативных правовых актов, принятых органами местного самоуправления Атюрьевского муниципального района Республики Мордовия в 4 квартале 2019 года не представлялись.
Указанные обстоятельства нарушают права граждан, свободу поиска и получения информации о деятельности органа местного самоуправления.
На основании изложенного суд удовлетворяет исковые требования, предъявленные прокурором Атюрьевского района Республики Мордовия.
При подаче административного иска прокурор Атюрьевского района Республики Мордовия был освобожден от уплаты государственной пошлины, а потому расходы по уплате государственной пошлине не понес. Поскольку администрация Большешуструйского сельского поселения Атюрьевского муниципального района Республики Мордовия является органом местного самоуправления, то в силу подпункта 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, а также статьи 104 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, государственная пошлина с администрации городского поселения взысканию не подлежит.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление прокурора Атюрьевского района Республики Мордовия в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Большешуструйского сельского поселения Атюрьевского муниципального района Республики Мордовия об оспаривании бездействия органа местного самоуправления, возложении обязанности по размещению в сети Интернет обязательной информации и представлению в уполномоченный орган информации о принятых нормативных правовых актах удовлетворить.
Признать бездействие администрации Большешуструйского сельского поселения Атюрьевского муниципального района Республики Мордовия, выразившееся в неисполнении обязанности по размещению на официальном сайте органов местного самоуправления Атюрьевского муниципального района Республики Мордовия принимаемых нормативных правовых актов и неисполнения обязанности по представлению в уполномоченный государственный орган сведений о принятых нормативных правовых актах для включения в регистр муниципальных правовых актов Республики Мордовия.
Обязать администрацию Большешуструйского сельского поселения Атюрьевского муниципального района Республики Мордовия в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу разместить на официальном сайте в сети Интернет принятые органами местного самоуправления сельского поселения в 2019 году и истекшем периоде 2020 года нормативные правовые акты, тексты проектов муниципальных правовых актов.
Обязать администрацию Большешуструйского сельского поселения Атюрьевского муниципального района Республики Мордовия представить в Министерство юстиции Республики Мордовия перечни и копии нормативных правовых актов и перечни принятых нормативных правовых актов за 2019 год и истекший период 2020 года, для включения в регистр муниципальных правовых актов Республики Мордовия.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Мордовия через Торбеевский районный суд Республики Мордовия постоянное судебное присутствие в с. Атюрьево в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Судья Торбеевского районного суда
Республики Мордовия С.А. Лопухов
1версия для печатиДело № 2а-2-146/2020 ~ М-2-162/2020 (Решение)