ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2-154/2021 от 12.05.2021 Сосногорского городского суда (Республика Коми)

дело №2а-2-154/2021

РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации

12 мая 2021 года пгт.Троицко-Печорск

Судья постоянного судебного присутствия Сосногорского городского суда Республики Коми в пгт.Троицко-Печорск Троицко-Печорского района Чулков Р.В., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по иску межрайонной ИФНС России №8 по Республике Коми к Катаеву А.В. о взыскании штрафа и почтовых расходов,

установил:

межрайонная ИФНС России №8 по Республике Коми (далее истец, инспекция) в порядке главы 32 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее КАС РФ) обратилась в суд с административным иском к Катаеву А.В. о взыскании штрафа сумме 1000 рублей и почтовых расходов 75 рубля 75 копеек.

Требования мотивированы тем, что ответчик в период с 06.04.2015 по 20.04.2017 являлся индивидуальным предпринимателем, в силу положений ст.23, 80, 174 Налогового кодекса РФ (далее НК РФ) был обязан предоставлять налоговую декларацию (расчет) в электронной форме и получать документы, которые используются налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношения, регулируемых законодательство о налогах и сборах, от налогового органа по месту учета в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота. 25.04.2017 ответчиком представлена налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость за 4 квартал 2016 года, что явилось основанием проведения камеральной налоговой проверки с 25.04.2017 по 17.07.2017. Налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость за 4 квартал 2016 года предоставляется не позднее 25.01.2017. Налоговой проверкой установлено несвоевременное предоставление декларации за 4 квартал 2016 года, о чем составлен акт от 31.07.2017 , предложено привлечь налогоплательщика к ответственности по п.1 ст.119 НК РФ. Извещение о времени и месте рассмотрения, а также акт налоговой проверки вручены 01.08.2017, о чем свидетельствует извещение о получении электронного документооборота. В установленный п.6 ст.100 НК РФ срок, ответчиком возражения (ходатайства) не представлены. Рассмотрение акта налоговой проверки состоялось 19.09.2017, о чем вынесено решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, сумма штрафа составила 1000 рублей, решение вручено ответчику 20.09.2017 посредством телекоммуникационных каналов связи. В соответствии со ст.69 НК РФ ответчику выставлено требование от 27.10.2017 (вручено 30.10.2017 посредством телекоммуникационных каналов связи) об уплате штрафа в сумме 1000 рублей со сроком исполнения до 17.11.2017. В добровольном порядке требование ответчиком не исполнено. В целях взыскания задолженности истец обратился к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа, приказ был вынесен 01.10.2020 и отменен 12.10.2020 в связи с поступлением возражений налогоплательщика. Административным истцом понесены судебные расходы в виде направления почтовой корреспонденции ответчику, в силу положений ст.125, 106, 111 КАС РФ они подлежат взысканию с ответчика.

Дело рассмотрено судом в отсутствие сторон, без проведения устного разбирательства, в порядке упрощенного производства в соответствии с ч.3 ст.291 КАС РФ.

Возражений от административного ответчика относительно возможности рассмотрения дела в порядке упрощенного (письменного) производства не поступило. В письменных возражениях на иск Катаева А.В. полагает требования инспекции не обоснованными, ссылаясь на пропуск истцом срока на обращение в суд с заявленными требованиями, полагая, что к возникшим правоотношениям подлежат применению положения Гражданского кодекса РФ, регламентирующие сроки исковой давности.

Суд рассматривает административное дело по письменным доказательствам, представленным административным истцом и ответчиком.

Исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Данная обязанность корреспондирует с обязанностью предусмотренной пп.1 п.1 ст.23 Налогового кодекса РФ (далее НК РФ).

Частями 1-2, пунктами 3, 5 части 3 статья 44 НК РФ предусмотрено, что обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах. Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора. Обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается: с уплатой налога и (или) сбора налогоплательщиком, плательщиком сбора и (или) участником консолидированной группы налогоплательщиков в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом; с возникновением иных обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и сборах связывает прекращение обязанности по уплате соответствующего налога или сбора.

Согласно ч.1, 3, 8 ст.45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик либо в случаях, установленных настоящим Кодексом, участник консолидированной группы налогоплательщиков вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога. Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном ст.48 настоящего Кодекса. Обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком либо в случаях, установленных настоящим Кодексом, участником консолидированной группы налогоплательщиков, если иное не предусмотрено п. 4 настоящей статьи: 1) с момента предъявления в банк поручения на перечисление в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства денежных средств со счета налогоплательщика в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа; 1.1) с момента передачи физическим лицом в банк поручения на перечисление в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства без открытия счета в банке денежных средств, предоставленных банку физическим лицом, при условии их достаточности для перечисления; 3) со дня внесения физическим лицом в банк, кассу местной администрации либо в организацию федеральной почтовой связи наличных денежных средств для их перечисления в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства.

Правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении сборов, пеней, штрафов и распространяются на плательщиков сборов, налоговых агентов и ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков.

В силу положений ст.48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд. Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абз.3 п.2 настоящей статьи. Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока. Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.

В соответствии со ст.143, 153, 163, 174 НК РФ налогоплательщиками налога на добавленную стоимость признаются индивидуальные предприниматели. Налоговый период устанавливается как квартал. Налоговая база при реализации товаров (работ, услуг) определяется налогоплательщиком в соответствии с настоящей главой в зависимости от особенностей реализации произведенных им или приобретенных на стороне товаров (работ, услуг). Уплата налога лицами, указанными в п.5 ст.173 настоящего Кодекса, производится по итогам каждого налогового периода исходя из соответствующей реализации товаров (работ, услуг) за истекший налоговый период не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

В соответствии с п.1 ст.119 НК РФ непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации (расчета по страховым взносам) в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок суммы налога (страховых взносов), подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации (расчета по страховым взносам), за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1 000 рублей.

В силу положений ст.115 НК РФ налоговые органы могут обратиться в суд с заявлением о взыскании штрафов с организации и индивидуального предпринимателя в порядке и сроки, которые предусмотрены ст.46 и 47 настоящего Кодекса, с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в порядке и сроки, которые предусмотрены ст.48 настоящего Кодекса. Заявление о взыскании штрафа с организации или индивидуального предпринимателя в случаях, предусмотренных пп.1-3 п.2 ст.45 настоящего Кодекса, может быть подано налоговым органом в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате штрафа. Пропущенный по уважительной причине срок подачи указанного заявления может быть восстановлен судом.

В соответствии с ч.1 ст.286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

В силу положений ч.1, 2, 4, 6, 8 ст.69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки. Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах. Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог. Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании. Требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма. Правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении требований об уплате сборов, пеней, штрафов, процентов, предусмотренных главой 9 настоящего Кодекса, и распространяются на требования, направляемые плательщикам сборов и налоговым агентам.

В соответствии со ст.70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено в соответствии с настоящим Кодексом. В случае, если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, не превышает у физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, 500 рублей, у организации или индивидуального предпринимателя - 3 000 рублей, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено п.2 настоящей статьи. Требование об уплате налога по результатам налоговой проверки должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) в течение 20 дней с даты вступления в силу соответствующего решения, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. Правила, установленные настоящей статьей, применяются также в отношении сроков направления требований об уплате сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, предусмотренных главой 9 настоящего Кодекса.

Административный ответчик в период с 06.04.2015 по 20.04.2017 являлся индивидуальным предпринимателем (основной вид деятельности легковое такси), и как следствие плательщиком налога на добавленную стоимость (НДС).

Налогоплательщики (в том числе являющиеся налоговыми агентами), а также лица, указанные в п.8 ст.161 и п.5 ст.173 настоящего Кодекса, обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию по установленному формату в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота в срок не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено настоящей главой.

Судом установлено, что в связи с предоставлением административным ответчиком 24.04.2017 декларации по НДС за 4 квартал 2016 в период с 25.04.2017 по 17.07.2017 проведена камеральная налоговая проверка, по результатам которой 31.07.2017 составлен акт . Из акта следует, что срок представления декларации по НДС за 4 квартал 2016 – 25 декабря 2017, фактически декларация предоставлена 24.04.2017. По результатам проведенной проверки предложено привлечь налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения.

01.08.2017 Катаеву А.В. направлено извещение о времени и месте рассмотрения материала налоговой проверки, которое получено административным ответчиком 01.08.2017 посредством электронного документооборота, о чем представлено извещение ООО «Консоль».

Решением от 19.09.2017 Катаев А.В. привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения по п.1 ст.119 НК РФ к штрафу 1000 рублей.

Копия решения отправлена ответчику и получена Катаевым А.В. 20.09.2017 посредством электронного документооборота.

Истец представил суду копию налогового требования от 27.10.2017, адресованного ответчику на уплату штрафа по решению от 19.09.2017 в сумме 1000 рублей, которым устанавливался срок для добровольного исполнения до 17.11.2017. Требование получено ответчиком 30.10.2017.

Не позднее 01 октября 2020 налоговый орган обратился к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа по взысканию с ответчика штрафа в сумме 1000 рублей. Определением мирового судьи Троицко-Печорского судебного участка Республики Коми от 12.10.2020 в связи с поступившими возражениями Катаева А.В. судебный приказ был отменен.

В силу ч.1 ст.61 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований и возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрены настоящим Кодексом.

Доказательств, подтверждающих полную оплату суммы штрафа, административный ответчик суду не представил, в связи с чем, суд приходит к выводу, что требования административного истца о взыскании с ответчика штрафа являются обоснованными, поскольку сроки его уплаты истекли, обязанность по уплате штрафа административным ответчиком полностью не исполнена до настоящего времени, доказательств обратного суду не представлено.

К доводам, приведенным Катаевым А.В. в возражениях на иск, суд относится критически и отвергает их, поскольку они основаны на неверном толковании норм права. Ссылки ответчика на положения главы 11, 12 Гражданского кодекса РФ, регламентирующие сроки исковой давности к возникшим правоотношениям не применимы, поскольку рассмотрение требований, вытекающих из налоговых правоотношений, производится по правилам Кодекса административного судопроизводства РФ, а сроки на обращение в суд по заявленным истцом требованиям регламентированы специальным законодательством, положениями ст.48 Налогового кодекса РФ.

Поскольку на момент привлечения ответчика к ответственности за совершение налогового правонарушения Катаев А.В. утратил статус индивидуального предпринимателя, взыскание с него штрафа возможно в сроки, установленные ст.48 НК РФ.

Принимая во внимание, что общая сумма штрафа не превысила 3000 рублей, налоговый орган вправе обратиться в суд за взысканием в течение 6 месяцев по истечении трехгодичного срока, установленного со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате штрафа.

Как установлено судом, требованием от 27.10.2017 ответчику предлагалось уплатить сумму штрафа в срок до 17.11.2017, следовательно, трехгодичный срок начал течь с 18.11.2017 и закончился 18.11.2020. В установленный абз.2 п.2 ст.48 НК РФ срок (не позднее 01.10.2020), административный истец обратился к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа. Поскольку судебный приказ был отменен 12.10.2020, в соответствии с абз.1 п.3 ст.48 НК РФ, административный истец был вправе обратиться в суд с административным иском в срок до 12.04.2021. Рассматриваемое заявление направлено налоговым органом в суд посредством почты 15.03.2021, т.е. в установленный законом срок.

Поскольку изложенные административным истцом требования заявлены в рамках предоставленных ему полномочий, подтверждаются представленными суду доказательствами, имеющимися в материалах административного дела, возражения по существу заявленных требований и доказательства в их основание представленные административным ответчиком признаны не обоснованными, срок обращения в суд соблюден, вследствие чего, суд приходит к выводу, что административный иск подлежит удовлетворению.

Согласно положениям ч.7 ст.125 КАС РФ административный истец, обладающий государственными или иными публичными полномочиями, обязан направить другим лицам, участвующим в деле, копии административного искового заявления и приложенных к нему документов, которые у них отсутствуют, заказным письмом с уведомлением о вручении или обеспечить передачу указанным лицам копий этих заявления и документов иным способом, позволяющим суду убедиться в получении их адресатом. В соответствии с п.6 ст.106 КАС РФ к издержкам, связанным с рассмотрением административного дела, относятся почтовые расходы, связанные с рассмотрением административного дела и понесенные сторонами и заинтересованными лицами.

В силу положений ч.1 ст.111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных ст.107 и ч.3 ст.109 настоящего Кодекса. По делам о взыскании обязательных платежей и санкций судебные расходы распределяются между сторонами пропорционально удовлетворенным требованиям.

Административным истцом суду представлен список внутренних почтовых отправлений от 06.03.2021, согласно которому в адрес административного ответчика направлялось исковое заявление, сумма отправления составила 74 рубля 75 копеек. Поскольку указанные расходы подтверждены документально, принимая во внимание, что иск судом удовлетворен, почтовые расходы подлежат взысканию с ответчика в пользу истца.

Кроме того, в соответствии с требованиями ст.114 КАС РФ, абз.1 пп.1 п.1 ст.333.19 Налогового кодекса РФ с административного ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина 400 рублей.

Руководствуясь ст.175-180, 290, 293-294 КАС РФ, суд

решил:

Административное исковое заявление межрайонной ИФНС России №8 по Республике Коми к Катаеву А.В. о взыскании штрафа и почтовых расходов удовлетворить.

Взыскать с Катаева А.В. в пользу межрайонной ИФНС России №8 по Республике Коми штраф за несвоевременное предоставление декларации по уплате налога на добавленную стоимость за 4 квартал 2016 в сумме 1000 рублей, судебные расходы по оплате почтового отправления в сумме 74 рубля 75 копеек.

Взыскать с Катаева А.В. в доход местного бюджета государственную пошлину в сумме 400 рублей.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми через постоянное судебное присутствие Сосногорского городского суда Республики Коми в пгт.Троицко-Печорск Троицко-Печорского района в пятнадцатидневный срок со дня получения лицами, участвующими в деле, копии данного решения.

Судья Р.В.Чулков