ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2-161/2021 от 21.12.2021 Инсарского районного суда (Республика Мордовия)

Дело №2а-2-161/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

р.п. Кадошкино, Республика Мордовия 21 декабря 2021 года

Инсарский районный суд Республики Мордовия, в составе председательствующего судьи Белоусова А.А., при секретаре Калининой Э.М.,

с участием в деле:

административного истца – Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Мордовия,

административного ответчика – Общественного фонда финансовой поддержки строительства Храма в честь Святителя ФИО2 в п.Кадошкино Республики Мордовия,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Мордовия к Общественному фонду финансовой поддержки строительства Храма в честь Святителя ФИО2 в п.Кадошкино Республики Мордовия о признании прекратившим деятельность в качестве юридического лица и исключении из Единого государственного реестра юридических лиц,

установил:

Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Мордовия (далее по тексту – Управление Минюста РФ по РМ) обратилось в суд с административным иском к Общественному фонду финансовой поддержки строительства Храма в честь Святителя ФИО2 в п.Кадошкино Республики Мордовия признании прекратившим деятельность в качестве юридического лица и исключении из Единого государственного реестра юридических лиц. В обоснование иска указано, что Общественный фонд финансовой поддержки строительства Храма в честь Святителя ФИО2 в п.Кадошкино Республики Мордовия создан 31 октября 2008 года, решение о государственной регистрации принято Управлением Минюста РФ по РМ 10 декабря 2008 года (учетный номер – 1312030056), запись о государственной регистрации внесена в единый государственный реестр юридических лиц Управлением Федеральной налоговой службы по Республике Мордовия 17 декабря 2008 года (ОГРН – <***>).

Вышеуказанным общественным объединением нарушались требования абзаца 4 части 1 статьи 29 Федерального закона от 19 мая 1995 года №82-ФЗ «Об общественных объединениях». В частности, Фонд с 2019 года не информировал Управление Минюста РФ по РМ о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его наименования и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, заключаемых в единый государственный реестр юридических лиц.

На основании части 4 статьи 29 Федерального закона от 19 мая 1995 года №82-ФЗ «Об общественных объединениях» просит признать общественное объединение - Общественный фонд финансовой поддержки строительства Храма в честь Святителя ФИО2 в поселке Кадошкино Республики Мордовия прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и исключить его из единого государственного реестра юридических лиц, а также освободить Управление Минюста РФ по РМ от уплаты государственной пошлины на основании подпункта 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации.

В судебное заседание представитель административного истца - Управления Минюста РФ по РМ, своевременно и надлежащим образом извещенный о дне, времени и месте судебного разбирательства, не явился, в письменном заявлении и.о.начальника Управления Минюста РФ по РМ ФИО3 просил о рассмотрении дела в отсутствие их представителя в порядке письменного (упрощенного) производства.

В судебное заседание представитель административного ответчика -Общественного фонда финансовой поддержки строительства Храма в честь Святителя ФИО2 в п.Кадошкино Республики Мордовия не явился, о времени и месте судебного заседания извещался своевременно и надлежащим образом.

Согласно части 7 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если в судебное заседание не явились все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте его рассмотрения, явка которых не является обязательной или не признана судом обязательной, или представители этих лиц, суд рассматривает административное дело в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренного главой 33 настоящего Кодекса.

Таким образом, учитывая требования действующего административного законодательства, регламентирующего рассмотрение административного дела в упрощенном (письменном) производстве, суд считает возможным рассмотреть настоящее дело в порядке упрощенного судопроизводства.

Исследовав письменные материалы дела, суд находит административное исковое заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно части 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на объединение, созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией общественных объединений, регулируются Федеральным законом от 19 мая 1995 года №82-ФЗ «Об общественных объединениях».

Действие вышеназванного Федерального закона распространяется на все общественные объединения, созданные по инициативе граждан, за исключением религиозных организаций, а также коммерческих организаций и создаваемых ими некоммерческих союзов (ассоциаций).

В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 19 мая 1995 года №82-ФЗ «Об общественных объединениях» под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения (далее - уставные цели).

Право граждан на создание общественных объединений реализуется как непосредственно путем объединения физических лиц, так и через юридические лица - общественные объединения.

Согласно статье 18 Федерального закона от 19 мая 1995 года №82-ФЗ «Об общественных объединениях» общественные объединения создаются по инициативе их учредителей - не менее трех физических лиц. Количество учредителей для создания отдельных видов общественных объединений может устанавливаться специальными законами о соответствующих видах общественных объединений.

В состав учредителей наряду с физическими лицами могут входить юридические лица - общественные объединения.

Решения о создании общественного объединения, об утверждении его устава и о формировании руководящих и контрольно-ревизионного органов принимаются на съезде (конференции) или общем собрании. С момента принятия указанных решений общественное объединение считается созданным: осуществляет свою уставную деятельность, приобретает права, за исключением прав юридического лица, и принимает на себя обязанности, предусмотренные настоящим Федеральным законом.

Правоспособность общественного объединения как юридического лица возникает с момента государственной регистрации данного объединения.

Судом установлено, что общественная организация - Общественный фонд финансовой поддержки строительства Храма в честь Святителя ФИО2 в п.Кадошкино Республики Мордовия создан 31 октября 2008 года, решение о государственной регистрации принято Управлением Минюста РФ по РМ 10 декабря 2008 года, учетный номер - 1312030056.

На основании распоряжения Управления Минюста РФ по РМ №98-р от 10 декабря 2008 года осуществлена государственная регистрация создания Общественного фонда финансовой поддержки строительства Храма в честь Святителя ФИО2 в п.Кадошкино Республики Мордовия. Соответствующие документы направлены в Управление Федеральной налоговой службы по Республике Мордовия для внесения записи в единый государственный реестр юридических лиц.

18 июня 2012 года Общественному фонду финансовой поддержки строительства Храма в честь Святителя ФИО2 в п.Кадошкино Республики Мордовия года выдано свидетельство о государственной регистрации некоммерческой организации.

Запись о государственной регистрации внесена в единый государственный реестр юридических лиц 17 декабря 2008 года, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц, согласно которой указанное общественное объединение на настоящий момент является действующим юридическим лицом.

Согласно пункту 2.1 Устава Общественного фонда финансовой поддержки строительства Храма в честь Святителя ФИО2 в п.Кадошкино Республики Мордовия Фонд создан с целью формирования имущества на основе добровольных взносов и других, не запрещенных законом поступлений и использования данного имущества для решения общественно-значимых проблем по строительству Храма в поселке Кадошкино.

Основными задачами Фонда являются: содействие в строительстве Храма в честь Святителя ФИО2 в п.Кадошкино; оказание поддержки благотворительным инициативам и проектам граждан и юридических лиц, направленных на поддержку строительства Храма; информационное обеспечение строительства Храма и формирование общественного мнения вокруг него; выработка основных направлений привлечения и использования средств финансовой поддержки строительства Храма; выполнение функций инвестора по строительству Храма; обеспечение наиболее эффективного размещения собственных и привлеченных средств; организация и проведение конкурсов, разработка, реализация, экспертиза и оценка благотворительных программ и проектов, направленных на поддержку строительства Храма; развитие материально-технической и социально-культурной базы Фонда; содействие в финансировании научно-информационных программ, радио и телепрограммы, проведение мероприятий Фонда с привлечением средств массовой информации.

29 сентября 2020 года главным специалистом-экспертом отдела по делам некоммерческих организаций Управления Минюста РФ по РМ <<ФИО1>> в отношении Общественного фонда финансовой поддержки строительства Храма в честь Святителя ФИО2 в п.Кадошкино Республики Мордовия составлен протокол об административном правонарушении №9, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которому Фонд не выполнил в установленный срок законное предписание органа, осуществляющего государственный надзор об устранении нарушений законодательства, а именно: по неуважительным причинам не были представлены документы, содержащие отчет о деятельности Общественного фонда финансовой поддержки строительства Храма в честь Святителя ФИО2 в п.Кадошкино Республики Мордовия за 2019 год.

Кроме того, 29 сентября 2020 года главным специалистом-экспертом отдела по делам некоммерческих организаций Управления Минюста РФ по РМ <<ФИО1>> в отношении директора Общественного фонда финансовой поддержки строительства Храма в честь Святителя ФИО2 в п.Кадошкино Республики Мордовия ФИО4 составлен протокол об административном правонарушении №10, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которому директор Фонда не выполнил в установленный срок законное предписание органа, осуществляющего государственный надзор об устранении нарушений законодательства, а именно: по неуважительным причинам не представил документы, содержащие отчет о деятельности Общественного фонда финансовой поддержки строительства Храма в честь Святителя ФИО2 в п.Кадошкино Республики Мордовия за 2019 год.

Постановлением исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка Кадошкинского района Республики Мордовия – мирового судьи судебного участка Инсарского района Республики Мордовия от 20 октября 2019 года Общественный фонд финансовой поддержки строительства Храма в честь Святителя ФИО2 в п.Кадошкино Республики Мордовия признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.

Также, постановлением исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка Кадошкинского района Республики Мордовия – мирового судьи судебного участка Инсарского района Республики Мордовия от 20 октября 2019 года директор Общественного фонда финансовой поддержки строительства Храма в честь Святителя ФИО2 в п.Кадошкино Республики Мордовия ФИО4 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 1000 рублей.

Вышеуказанные постановления не обжалованы, вступили в законную силу.

02 февраля 2021 года Управлением Минюста РФ по РМ директору Общественного фонда финансовой поддержки строительства Храма в честь Святителя ФИО2 в п.Кадошкино Республики Мордовия ФИО4 направлено письменное предупреждение о принятии в срок не позднее 26 апреля 2021 года конкретных мер по устранению имеющихся нарушений Федерального закона от 19 мая 1995 года №82-ФЗ «Об общественных объединениях».

Согласно статье 29 Федерального закона от 19 мая 1995 года №82-ФЗ «Об общественных объединениях» общественное объединение обязано:

соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами;

ежегодно публиковать отчет об использовании своего имущества или обеспечивать доступность ознакомления с указанным отчетом;

ежегодно информировать орган, принявший решение о государственной регистрации общественного объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его наименования и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц;

представлять по запросу органа, принимающего решения о государственной регистрации общественных объединений, решения руководящих органов и должностных лиц общественного объединения, а также годовые и квартальные отчеты о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в налоговые органы;

допускать представителей органа, принимающего решения о государственной регистрации общественных объединений, на проводимые общественным объединением мероприятия;

оказывать содействие представителям органа, принимающего решения о государственной регистрации общественных объединений, в ознакомлении с деятельностью общественного объединения в связи с достижением уставных целей и соблюдением законодательства Российской Федерации;

информировать федеральный орган государственной регистрации об объеме денежных средств и иного имущества, полученных от иностранных источников, которые указаны в пункте 6 статьи 2 Федерального закона «О некоммерческих организациях», о целях расходования этих денежных средств и использования иного имущества и об их фактическом расходовании и использовании по форме и в сроки, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Общественное объединение также обязано информировать орган, принявший решение о государственной регистрации данного объединения, об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение трех дней с момента таких изменений. Указанный орган не позднее одного рабочего дня со дня получения соответствующей информации от общественного объединения сообщает об этом в уполномоченный регистрирующий орган, который вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись об изменении сведений об общественном объединении.

Неоднократное непредставление общественным объединением в установленный срок обновленных сведений, необходимых для внесения изменений в единый государственный реестр юридических лиц, является основанием для обращения органа, принявшего решение о государственной регистрации общественного объединения, в суд с заявлением о признании данного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из единого государственного реестра юридических лиц.

Неоднократное непредставление общественным объединением в установленный срок сведений, предусмотренных настоящей статьей, является основанием для обращения органа, принявшего решение о государственной регистрации общественного объединения, в суд с заявлением о признании данного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из единого государственного реестра юридических лиц.

Непредставление общественным объединением в установленный срок сведений, предусмотренных абзацем восьмым части первой настоящей статьи, является основанием для обращения органа, принявшего решение о государственной регистрации общественного объединения, в суд с заявлением о признании данного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из единого государственного реестра юридических лиц.

Судом установлено, что в нарушении требований абзаца 4 части 1 статьи 29 Федерального закона от 19 мая 1995 года №82-ФЗ «Об общественных объединениях», Общественный фонд финансовой поддержки строительства Храма в честь Святителя ФИО2 в п.Кадошкино Республики Мордовия с 2019 года не информировал орган, принявший решение о государственной регистрации общественной организации, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его наименования и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц.

Доказательства, подтверждающие уважительность причин не предоставления требуемой информации, материалы дела не содержат.

Обладание правами юридического лица вместе с тем, сопряжено с обязанностями, которые, общественная организация должна исполнять, будучи юридическим лицом, неисполнение данной обязанности влечет применение к общественной организации такой меры принуждения, как признание ее судом прекратившей деятельность в качестве юридического лица с исключением из единого государственного реестра юридических лиц.

Разрешая заявленные требования, суд также учитывает правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в определении от 28 июня 2012 года №1246-О, согласно которой, такая мера принуждения, как признание общественного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица с исключением из единого государственного реестра юридических лиц, может применяться к юридическим лицам различных видов и предназначена обеспечить достоверность сведений, содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц, доверие к этим сведениям со стороны третьих лиц и стабильность гражданского оборота, препятствовать недобросовестному использованию статуса юридических лиц. Признание общественной организации прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица с исключением ее из единого государственного реестра юридических лиц не препятствует этой общественной организации продолжить (возобновить) свою деятельность на правах общественного объединения, не являющегося юридическим лицом, так и не лишает возможности приобрести статус юридического лица заново.

Анализируя все представленные доказательства, оценив в совокупности установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу о наличии предусмотренных законом оснований для признания Общественного фонда финансовой поддержки строительства Храма в честь Святителя ФИО2 в п.Кадошкино Республики Мордовия прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и исключении из Единого государственного реестра юридических лиц.

При таких обстоятельствах административный иск подлежит удовлетворению.

В соответствии со статьей 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

На основании изложенного, и руководствуясь статьями 175-180, 293 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации

решил:

Административное исковое заявление Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Мордовия к Общественному фонду финансовой поддержки строительства Храма в честь Святителя ФИО2 в п.Кадошкино Республики Мордовия о признании прекратившим деятельность в качестве юридического лица и исключении из Единого государственного реестра юридических лиц, удовлетворить.

Признать общественное объединение - Общественный фонд финансовой поддержки строительства Храма в честь Святителя ФИО2 в поселке Кадошкино Республики Мордовия прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица.

Исключить Общественный фонд финансовой поддержки строительства Храма в честь Святителя ФИО2 в поселке Кадошкино Республики Мордовия из Единого государственного реестра юридических лиц.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Мордовия через Инсарский районный суд Республики Мордовия в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

Судья А.А. Белоусов

1версия для печатиДело № 2а-2-161/2021 ~ М-2-169/2021 (Решение)