ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2-161/22 от 24.06.2022 Майнского районного суда (Ульяновская область)

Дело № 2а-2-161/22

УИД 73RS0011-02-2022-000324-63

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

р.п. Вешкайма 24 июня 2022 года

Майнский районный суд Ульяновской области в составе председательствующего судьи Мерзлякова К.В., при секретаре Кулигиной Е.А., с участием представителя административного истца Самошкиной Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Рубанова А.Н. к Министерству природы и цикличной экономики Ульяновской области о признании незаконным решения об отказе в заключении договора аренды лесного участка, возложении обязанности заключить договор аренды лесного участка, взыскании судебных расходов,

УСТАНОВИЛ:

Рубанов А.Н. обратился в суд с вышеуказанным иском, мотивируя его тем, что административный истец владел на праве аренды лесным участком с кадастровым номером площадью 1 га, местоположение: ..., на основании договора аренды от 11.06.2008 , заключенного на срок с 11.06.2008 по 08.09.2021. В связи с истечением срока действия договора 16.06.2021 Рубанов А.Н. обратился в Министерство природы и цикличной экономики Ульяновской области с заявлением о заключении нового договора аренды без проведения торгов на срок 49 лет для осуществления рекреационной деятельности. Административный ответчик письмом от 03.02.2022 отказал в заключении договора, указав на необоснованность испрашиваемого срока аренды – 49 лет, не возражая относительно иных условий договора. Ссылаясь на положения ст. 74 Лесного кодекса РФ, административный истец указывает, что не допускал нарушений условий договора, не привлекался к административной ответственности, в связи с чем просил признать отказ арендодателя незаконным и обязать заключить договор на новый срок.

Представитель Министерства природы и цикличной экономики Ульяновской области (далее – Министерство), будучи извещённой о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, ходатайствовала о рассмотрении дела без участия представителя. В письменном отзыве представитель Е.В. Данилина указала, что по результатам рассмотрения заявления Рубанова А.Н. Министерство пришло к выводу о возможности заключения договора на новый срок, однако, в связи с тем, что первоначальный договор аренды заключен на срок 13 лет – заключение договора по данному заявлению с предоставлением участка на 49 лет не представляется возможным.

В судебном заседании представитель административного истца Самошкина Н.В. иск поддержала по доводам, аналогичным в иске, указала, что Рубанов А.Н. является стороной по договору аренды лесного участка с 28.11.2013, права арендатора переданы ему на основании договора уступки права требования. За период действия договора нарушений его условий арендатором не допускалось, арендные платежи вносились и продолжают вноситься в установленные сроки и в размере, предусмотренном договором. Арендатор не допускал иных нарушений условий договора, к административной ответственности за совершение правонарушений, связанных с использованием лесного участка, не привлекался.

Выслушав представителя административного истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных КАС РФ и другими федеральными законами.

Согласно разъяснениям, данным в пункте 1 совместного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», если суд установит, что оспариваемый акт не соответствует закону или иным правовым актам и ограничивает гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, то в соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации он может признать такой акт недействительным.

Статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными. В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей 12 настоящего Кодекса.

Анализ указанных норм права позволяет сделать вывод о том, что признание ненормативного правового акта недействительным, а также незаконными решений и действий (бездействия) органов возможно при одновременном наличии двух обстоятельств: оспариваемые решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушают права и законные интересы заявителя.

Лесное законодательство регулирует отношения в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, лесоразведения (лесные отношения). Имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков, лесных насаждений, полученных при использовании лесов и осуществлении мероприятий по сохранению лесов древесины и иных лесных ресурсов, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами (статья 3 Лесного кодекса Российской Федерации).

Согласно статье 7 Земельного кодекса Российской Федерации, все земли по целевому назначению подразделяются на самостоятельные категории, в частности, земли поселений (населенных пунктов), земли лесного фонда.

Порядок заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, регламентирован статьями 73.1, 74 Лесного кодекса Российской Федерации (далее – ЛК РФ).

В силу ч. 1 ст. 73.1 ЛК РФ договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам торгов на право заключения такого договора, которые проводятся в форме открытого аукциона или открытого конкурса, за исключением случаев, установленных частью 3 настоящей статьи, частью 1 статьи 74 настоящего Кодекса.

Частью 1 ст. 74 ЛК РФ предусмотрено, что арендаторы находящихся в государственной или муниципальной собственности лесных участков, надлежащим образом исполнившие договоры аренды лесных участков, по истечении сроков действия этих договоров имеют право на заключение новых договоров аренды таких лесных участков без проведения торгов в следующих случаях: 1) лесные участки предоставлены в аренду без проведения торгов; 2) лесные участки предоставлены в аренду по результатам торгов на срок от десяти лет.

Согласно части 2 статьи 74 ЛК РФ гражданин или юридическое лицо, являющиеся арендаторами находящегося в государственной или муниципальной собственности лесного участка, имеют право на заключение договора аренды такого лесного участка на новый срок при наличии совокупности следующих условий: 1) заявление о заключении нового договора аренды такого лесного участка подано этим гражданином или этим юридическим лицом не ранее чем за три месяца и не позднее чем за два месяца до истечения срока действия заключенного ранее договора аренды лесного участка; 2) отсутствие сведений об арендаторе в реестре недобросовестных арендаторов лесных участков и покупателей лесных насаждений; 3) отсутствие случаев неоднократного нарушения условий заключенного ранее договора аренды такого лесного участка этим гражданином или этим юридическим лицом; 4) отсутствие случаев несвоевременного внесения арендной платы за три оплачиваемых периода подряд; 5) условия подлежащего заключению договора аренды лесного участка не противоречат лесохозяйственному регламенту лесничества; 6) лесной участок предоставляется для тех же видов использования лесов, для которых был предоставлен ранее; 7) на момент заключения нового договора аренды такого лесного участка имеются предусмотренные частью 3 статьи 73.1 настоящего Кодекса основания для предоставления без проведения торгов лесного участка, договор аренды которого был заключен без проведения торгов.

В соответствии с частями 1, 2 ст. 4 Федерального закона от 04.12.2006 № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 201-ФЗ) договоры аренды участков лесного фонда и договоры безвозмездного пользования участками лесного фонда должны быть приведены в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации до 01.01.2009; для приведения договора аренды участка лесного фонда и договора безвозмездного пользования участком лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации осуществляется подача заявлений о переоформлении таких договоров на договор аренды лесного участка или договор безвозмездного срочного пользования лесным участком.

В соответствии с частью 5 статьи 4 Федерального закона № 201-ФЗ арендатор, заключивший договор аренды участка лесного фонда на срок до десяти лет, после приведения этого договора в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации по истечении срока действия этого договора не вправе требовать заключения договора аренды лесного участка на новый срок даже при наличии у него преимущественного права, предусмотренного пунктом 1 статьи 621 ГК РФ.

Положение о том, что арендатор, надлежащим образом исполнивший договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по истечении его срока имеет преимущественное право на заключение договора аренды на новый срок (часть 5 статьи 72 Лесного кодекса Российской Федерации), утратило силу с 01.10.2015 (Федеральный закон от 29.06.2015 № 206-ФЗ).

Вместе с тем Федеральным законом от 23.06.2016 № 218-ФЗ в Лесной кодекс Российской Федерации введены приведенные выше положения статьи 73.1 и внесены изменения в положения статьи 74, также предусматривающие льготный порядок, позволяющий арендаторам находящихся в государственной или муниципальной собственности лесных участков, надлежащим образом исполнившим договоры аренды лесных участков, по истечении сроков действия этих договоров заключить новые договоры аренды таких лесных участков без проведения торгов в определенных законом случаях.

По смыслу указанных выше законоположений пролонгировать аренду путем заключения нового договора в отношении лесного участка возможно, только если договор будет заключен исключительно с соблюдением конкурентных процедур, то есть на торгах, или в особом порядке по специальным основаниям без торгов.

Как следует из материалов дела, 08.06.2006 между ФГУ «Вешкаймский лесхоз» Федерального Агентства лесного хозяйства по Ульяновской области (арендодатель) и Звягиным Д.А. (арендатор) заключен договор аренды участка лесного фонда, на 15 лет (п. 1.1 договора).

Предметом договора является лесной участок общей площадью 1 га, расположенный в Шарловском лесничестве ФГУ «Вешкаймский лесхоз» квартале 113.

Договор заключен по результатам лесного конкурса от 06.06.2006.

В связи с введением в действие с 01.01.2007 Лесного кодекса Российской Федерации пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 04.12.2006 № 201 «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» было предписано действующие договоры аренды привести в соответствие с ЛК РФ до 01.01.2009.

Распоряжением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ульяновской области от 11.06.2008 в порядке переоформления данный договор переоформлен также для рекреационной деятельности сроком на 15 лет.

11.06.2008 между Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Ульяновской области и Звягиным Д.А. подписан договор аренды лесного участка , сроком с 11.06.2008 по 08.09.2021 (п. 19 договора).

Предметом договора является лесной участок площадью 1 га, местоположение: ....

04.06.2010 права и обязанности арендатора по договору аренды переданы ООО НПП «Техника», а на основании договора уступки права (требования) аренды лесного участка от 28.11.2013 стороной по договору аренды является Рубанов А.Н.

Вышеуказанные договоры уступки прав требования заключены с согласия арендодателя.

Между арендодателем и Рубановым А.Н. были заключены дополнительные соглашения от 24.07.2014 № 1 и от 27.12.2018 № 2, которым изменены характеристика объекта аренды, указан кадастровый номер участка , уточнено местоположение участка: .... Дополнительным соглашением от 24.07.2014 уточнены права и обязанности сторон по договору.

16.06.2021 заявитель в адрес Министерства направил заявление о заключении договоров аренды на новый срок 49 лет без проведения торгов.

Министерство письмом от 03.02.2022 № 73-ИОГВ-10-03/668исх уведомило предпринимателя об отказе в заключении договоров аренды лесного участка на новый срок без проведения торгов. В письме указано на то, что ранее действовавший договор аренды был заключен на срок 13 лет и 90 дней и Министерство, не имея возражений относительно заключения договора на новый срок без торгов, возражает относительно срока аренды на 49 лет.

В силу ч. 4 ст. 71 ЛК РФ к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации и Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом.

Согласно статье 610 Гражданского кодекса Российской Федерации договор аренды заключается на срок, определенный договором.

По смыслу статьи 621 ГК РФ заключение договора аренды на новый срок является заключением нового договора.

Частью 3 ст. 72 ЛК РФ установлено, что договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на срок от десяти до сорока девяти лет.

В ходе рассмотрения административного дела установлено, что арендатор лесного участка в период действия договора надлежащим образом исполнял условия договора аренды, не допускал нарушений действующего законодательства при использовании лесного участка и полностью соответствует требованиям, предъявляемым к арендаторам ч. 2 ст. 74 ЛК РФ, с которыми возможно заключение договора аренды на новый срок.

Анализ вышеперечисленного действующего законодательства свидетельствует о том, что заключение договора аренды на новый срок является заключением нового договора. Однако закон не обязывает стороны определить условия нового договора, аналогичные условиям ранее действовавшего договора.

Как указано выше ст. 72 ЛК РФ допускает заключение договора аренды на срок до 49 лет для использования лесного участка в рекреационных целях.

Таким образом, в ходе рассмотрения дела объективных обстоятельств, которые бы препятствовали предоставлению Рубанову А.Н. лесного участка на новый срок в количестве 49 лет, в ходе рассмотрения административного дела не установлено.

Учитывая отсутствие таких препятствий, суд считает отказ Министерства необоснованным и нарушающим права и законные интересы административного истца, в связи с чем суд считает необходимым иск Рубанова А.Н. удовлетворить в полном объёме.

Согласно части 1 статьи 103 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.

На основании части 1 статьи 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса.

При подаче данного административного искового заявления истцом уплачена государственная пошлина в размере 300 руб., подлежащая взысканию в пользу административного истца.

Руководствуясь ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Иск Рубанова А.Н. к Министерству природы и цикличной экономики Ульяновской области о признании незаконным решения об отказе в заключении договора аренды лесного участка, возложении обязанности заключить договор аренды лесного участка, взыскании судебных расходов удовлетворить.

Признать незаконным решение Министерства природы и цикличной экономики Ульяновской области, выраженное в письме от 03 февраля 2022 года , об отказе в заключении нового договора аренды лесного участка сроком на 49 лет.

Обязать Министерство природы и цикличной экономики Ульяновской области заключить с Рубановым А.Н. договор аренды лесного участка с кадастровым номером площадью 1 га, местоположение: ..., без проведения торгов для рекреационной деятельности сроком на 49 лет.

Взыскать с Министерства природы и цикличной экономики Ульяновской области в пользу Рубанова А.Н. расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ульяновский областной суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме через Майнский районный суд Ульяновской области.

Судья К.В. Мерзляков

Решение в окончательной форме изготовлено 01 июля 2022 года

Судья К.В. Мерзляков