дело №2а-2-166/2022 РЕШЕНИЕ именем Российской Федерации Ульяновская область, р.п. Сурское 28 июня 2022 года Карсунский районный суд Ульяновской области в составе председательствующего судьи Мельниковой О.В., с участием помощника прокурора Сурского района Ульяновской области Поздова С.А., при секретаре Худаевой О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению и.о. прокурора Сурского района Ульяновской области в интересах муниципального образования «Сурское городское поселение» к администрации муниципального образования «Сурский район» Ульяновской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по ремонту покрытия автодороги от дороги «Сурское-Шумерля-Москва-Казань-Сурское» проходящей вдоль домов №№ 128-122 по ул. Хазова в р.п. Сурское Ульяновской области, возложении обязанности произвести ремонт автодороги от дороги «Сурское-Шумерля-Москва-Казань-Сурское» проходящей вдоль домов №№ 128-122 по ул. Хазова в р.п. Сурское Ульяновской области, протяженностью 128 кв.м. в соответствие с требованиями ГОСТа УСТАНОВИЛ: И.о. прокурора Сурского района Ульяновской области обратился в суд с административным иском в интересах муниципального образования (МО) «Сурское городское поселение» к администрации муниципального образования «Сурский район» Ульяновской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по ремонту покрытия автодороги от дороги «Сурское-Шумерля-Москва-Казань-Сурское» проходящей вдоль домов №№ 128-122 по ул. Хазова в р.п. Сурское Ульяновской области, возложении обязанности произвести ремонт автодороги от дороги «Сурское-Шумерля-Москва-Казань-Сурское» проходящей вдоль домов №№ 128-122 по ул. Хазова в р.п. Сурское Ульяновской области, протяженностью 128 кв.м. в соответствие с требованиями ГОСТа. В обоснование требований указано, что прокуратурой Сурского района Ульяновской области с привлечением старшего государственного инспектора БДД ОГИБДД МО МВД России «Карсунский» проведена проверка исполнения законодательства о безопасности дорожного движения, в ходе которой выявлены нарушения. Так, состояние улично-дорожной сети, а именно покрытие автодороги от дороги «Сурское-Шумерля-Москва-Казань-Сурское» проходящей вдоль домов №№ 128-122 по ул. Хазова в р.п. Сурское Ульяновской области, возложении обязанности произвести ремонт автодороги от дороги «Сурское-Шумерля-Москва-Казань-Сурское» проходящей вдоль домов №№ 128-122 по ул. Хазова в р.п. Сурское Ульяновской области, протяженностью 128 кв.м. вопреки требованиям, предъявляемым п.п. 5.2.4 ГОСТа Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения. Методы контроля, утвержденного приказом Росстандарта от 26.09.2017 № 1245-ст, (далее – ГОСТ Р 50597-2017) п. 5.2. «ГОСТ 33220-2015. Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Требования к эксплуатационному состоянию» утвержденного приказом Росстандарта от 11.08.2015 № 1122-ст (далее – ГОСТ 33220-2015), имеет просадки, проломы, колеи и иные повреждения, движение транспортных средств затруднено. В период выпадения даже незначительных осадков по дороге затруднено движение автомобилей, в том числе и специальных служб к домам, а местами и вовсе невозможно, что при возникновении чрезвычайной ситуации затруднит проезд скорых и пожарных служб и может привести к трагическим последствиям. Кроме этого, жители домов №№122-126 по ул. Хазова в р.п. Сурское Ульяновской области в июне 2021г. обращались в администрацию МО «Сурский район» по вопросу ремонта рассматриваемого участка автодороги. Согласно выписки из реестра муниципальной собственности МО «Сурский район» Сурского района Ульяновской области автодорога по ул. Хазова в р.п. Сурское Сурского района Ульяновской области, протяженностью 150 м. находится в собственности МО «Сурский район». Ссылаясь на ст.ст.3, 6 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», ст.ст. 14, 15 Федерального Закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст.3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» указывает, что вопросы по проектированию, проведению государственной экспертизы проектно - сметной документации, строительству, реконструкции и капитальному ремонту автомобильных дорог местного значения отнесены к ведению администрации МО «Сурский район». Администрация МО «Сурский район», зная о критическом состоянии рассматриваемой автомобильной дороги, незаконно бездействует, не предпринимает мер, направленных на приведение ее в соответствие с требованиями ГОСТа Р 50597-2017 и ГОСТа 33220-2015. На основании изложенного, прокурор просил признать незаконным бездействие администрации МО «Сурский район» Сурского района Ульяновской области, выразившееся в непринятии мер по ремонту покрытия автодороги от дороги «Сурское-Шумерля-Москва-Казань-Сурское» проходящей вдоль домов №№ 128-122 по ул. Хазова в р.п. Сурское Ульяновской области, возложении обязанности произвести ремонт автодороги от дороги «Сурское-Шумерля-Москва-Казань-Сурское» проходящей вдоль домов №№ 128-122 по ул. Хазова в р.п. Сурское Ульяновской области, протяженностью 128 кв.м. в соответствие с требованиями ГОСТа. В судебном заседании помощник прокурора Сурского района Ульяновской области Поздов С.А. административные исковые требования поддержал по доводам, приведенным в заявлении, дополнив о том, что на момент рассмотрения дела недостаток в содержании автодороги не устранен. Представитель административного ответчика - администрации МО «Сурский район» в судебное заседание не явился, представил суду отзыв на иск в котором с административными исковыми требованиями не согласился, указав, что администрация не бездействует, проводя ремонт автодорог на территории района в рамках муниципальной программы «Безопасные и качественные автомобильные дороги муниципального образования «Сурский район» Ульяновской области в 2020-2024 годах», утвержденной постановлением администрации МО «Сурский район» № 496-П-А от 24.12.2019. Просил суд отказать в удовлетворении требований административного иска в части признания незаконным бездействия администрации МО «Сурский район». Выслушав помощника прокурора, исследовав материалы дела, проанализировав доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему. В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ (КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. В силу положений ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: 1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; 2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными. Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».В соответствии с пунктом 12 статьи 3 данного Федерального закона содержание автомобильной дороги - это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения. В силу пункта 6 указанной статьи содержание автомобильных дорог является разновидностью дорожной деятельности, осуществление которой в отношении автомобильных дорог местного значения согласно пункту 6 части 1 статьи 13 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ относится к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог (пункт 2 статьи 12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»). Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления (часть 3 статьи 15 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ). Исходя из положений статьи 37 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», местная администрация является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования, наделенным уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ к вопросам местного значения муниципального района относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, организация дорожного движения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Согласно выписки из реестра муниципальной собственности МО «Сурский район» Сурского района Ульяновской области автодорога по ул. Хазова р.п. Сурское, Сурского района Ульяновской области находится в собственности МО «Сурский район» (л.д. 12). Таким образом, вопрос по содержанию и ремонту автомобильной дороги отнесен к ведению администрации МО «Сурский район». Требования, предъявляемые к автомобильным дорогам, определены в ГОСТ Р 50597-2017. «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», утвержденном Приказом Росстандарта от 26.09.2017 N 1245-ст. Пунктом 5.2.4 указанного ГОСТа предусмотрено, что покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений. Предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см, глубине - 5 см. В соответствии с пунктом 5.2 ГОСТа 33220-2015 «Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Требования к эксплуатационному состоянию», утвержденном Приказом Росстандарта от 11.08.2015 N 1122-ст. продольная равность покрытия проезжей части должна обеспечивать безопасные условия движения и не превышать для соответствующих категорий дорог значений, указанных в таблице 1 (пункт 5.2.1). В силу пункта 5.2.4 ГОСТ 33220-2015 покрытие проезжей части дорог не должно иметь дефектов, указанных в таблице 2 (колея на дорогах категории IA, IБ глубиной более 2,5 см). Согласно акту осмотра эксплуатационного состояния автомобильной дороги от 05.05.2022, проверена автомобильная дорога местного значения автодороги по ул. Хазова р.п. Сурское, Сурского района Ульяновской области. Осмотром установлено, что автодорога от дороги «Сурское-Шумерля-Москва-Казань-Сурское» проходящей вдоль домов №№ 128-122 по ул. Хазова в р.п. Сурское Ульяновской области, протяженностью 128 м. имеет грунтовое покрытие, которое не соответствует требованиям п. 5.2.4. ГОСТа Р 50597-2017, имеет просадки, проломы, колеи и иные повреждения (л.д. 16). Требования указанных ГОСТов, направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды. Выявленные нарушения не только создают неудобства при передвижении, но и не обеспечивают безопасность жизни и здоровью граждан. В ходе судебного разбирательства факт наличия недостатков спорной автодороги ответчиком не оспорен, доказательств их устранения суду не представлено. Поскольку администрации МО «Сурский район» было известно о критическом состоянии рассматриваемой автомобильной дороги, и ею не было не предпринято мер, направленных на приведение ее в соответствие с требованиями ГОСТа Р 50597-2017 и ГОСТа 33220-2015, суд находит бездействие ответчика незаконным. Ссылка представителя административного ответчика на отсутствие в деянии администрации МО «Сурский район» незаконности бездействия в связи с проведением ремонта автодорог на территории района в рамках муниципальной программы «Безопасные и качественные автомобильные дороги муниципального образования «Сурский район» Ульяновской области в 2020-2024 годах», утвержденной постановлением № 496-П-А от 24.12.2019 несостоятельна, поскольку рассматриваемая автодорога в данную программу не включена. Таким образом, суд приходит к мнению о том, что административные исковые требования прокурора Сурского района подлежат удовлетворению в полном объеме. На основании ст. 178 КАС РФ суд считает необходимым обязать ответчика произвести ремонт спорной дороги в срок до 01.09.2023, так как данный срок является разумным и достаточным для исполнения решения суда. Руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд РЕШИЛ: Исковые требования и.о. прокурора Сурского района Ульяновской области удовлетворить в полном объеме. Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Сурский район» Ульяновской области, выразившееся в непринятии мер по ремонту покрытия автодороги от дороги «Сурское-Шумерля-Москва-Казань-Сурское» проходящей вдоль домов №№ 128-122 по ул. Хазова в р.п. Сурское Ульяновской области, протяженностью 128 кв.м. в соответствие с требованиями ГОСТа Р 50597-2017 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля" и ГОСТа 33220-2015. Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Требования к эксплуатационному состоянию». Обязать администрацию муниципального образования «Сурский район» Ульяновской области в срок до 01.09.2023 произвести ремонт автодороги от дороги «Сурское-Шумерля-Москва-Казань-Сурское» проходящей вдоль домов №№ 128-122 по ул. Хазова в р.п. Сурское Ульяновской области, протяженностью 128 кв.м. в соответствие с требованиями ГОСТа Р 50597-2017 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля" и ГОСТа 33220-2015. Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Требования к эксплуатационному состоянию». Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Карсунский районный суд Ульяновской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме. Судья О.В. Мельникова Решение в окончательной форме принято 12.07.2022 г. |