ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2-16/2021 от 19.08.2021 Николаевский-на-амура городского суда (Хабаровский край)

№ 2а-2-16/2021

27RS0020-02-2021-000082-88

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

19августа 2021 года с.Чумикан Тугуро-Чумиканского района

Хабаровского края

Николаевский-на-Амуре городской суд Хабаровского края (постоянное судебное присутствие в с. Чумикан) в составе председательствующего судьи Л.А. Тимашковой,

с участием заместителя прокурора Тугуро-Чумиканского района Беспалова Е.Д.,

при секретаре судебного заседания Галкиной О.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Николаевского-на-Амуре транспортного прокурора к администрации Тугуро-Чумиканского муниципального района Хабаровского края в защиту интересов неопределенного круга лиц о запрете эксплуатации полигона по размещению, захоронению твердых бытовых отходов и возложении обязанности проведения рекультивации земельного участка используемого под полигон,

УСТАНОВИЛ:

Николаевский-на-Амуре транспортный прокурор обратился в суд с исковым заявлением к администрации Тугуро-Чумиканского муниципального района Хабаровского края в защиту интересов неопределенного круга лиц о запрете эксплуатации полигона по размещению, захоронению твердых бытовых отходов и возложении обязанности проведения рекультивации земельного участка используемого под полигон. В обоснование заявленных требований указал, что Николаевской-на-Амуре транспортнойпрокуратурой в результате осуществления проверки за исполнением законодательства в сфере обеспечения безопасности полетов в аэропорту Чумикан выявлено, что вопреки требованиям воздушного законодательства в границах шестой подзоныприаэродромной территории аэродрома Чумикан, установленной приказом ДВ МТУ Росавиации № 289-П от 27.10.2020, на расстоянии около 4 километров в северо-восточном направлении от аэропорта Чумикан на земельном участке с кадастровым номером , собственником которого является Тугуро-Чумиканский муниципальный район Хабаровского края, расположен полигон размещения твердых коммунальных отходов, в том числе пищевых привлекающих колонии птиц в границах воздушных подходов к аэродрому, что создает угрозу возникновения авиакатастрофы воздушного судна с необратимыми последствиями в виде причинения вреда жизни, здоровью, законным интересам граждан. Просил запретить эксплуатацию полигона по размещению, захоронению твердых бытовых отходов, расположенного на земельном участке с кадастровым номером , обязать администрацию района провести рекультивацию земельного участка до 01.01.2023.

Согласно определения Николаевского-на-Амуре городского суда Хабаровского края, постоянное судебное присутствие в с.Чумикан от 02.07.2021 дело рассмотрено по правилам административного судопроизводства.

В судебное заседание представитель административного ответчика – администрации Тугуро-Чумиканского муниципального района Хабаровского края не явился, о времени и месте судебного заседания был извещен надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомил, ходатайств об отложении рассмотрения дела не поступило.

В судебное заседание представители заинтересованных лиц – Хабаровский территориальный отдел государственного авиационного надзора, Филиала «Аэропорт Чумикан» не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения дела не поступило; представители Министерства природных ресурсов Хабаровского края, Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края, ФКП «Аэропорты Дальнего Востока» не явились, о времени и месте судебного заседания были извещены надлежащим образом, ходатайствовали о рассмотрении дела без участия их представителей.

С учетом сведений об извещении лиц участвующих в деле о времени и месте судебного заседания в установленном законом порядке, суд определил рассмотреть дело в ихотсутствие, руководствуясь ч.6 ст.226 КАС РФ.

В судебном заседании заместитель прокурора Тугуро-Чумиканского района Хабаровского края Беспалов Е.Д., представляющий интересы административного истца административное исковое заявление поддержал, по изложенным в нем доводам.

Заслушав заместителя прокурора района Беспалова Е.Д., изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно п.1 ст.1 Воздушного кодекса РФ (далее ВК РФ) Российская Федерация обладает полным и исключительным суверенитетом в отношении воздушного пространства Российской Федерации.

Из п.2 ст.1 ВК РФ следует, что под воздушным пространством Российской Федерации понимается воздушное пространство над территорией Российской Федерации, в том числе воздушное пространство над внутренними водами и территориальным морем.

В силу п.1 ст.14 ВК РФ организация использования воздушного пространства предусматривает обеспечение безопасного, экономичного и регулярного воздушного движения, а также другой деятельности по использованию воздушного пространства.

Структура воздушного пространства включает в себя зоны, районы и маршруты обслуживания воздушного движения (воздушные трассы, местные воздушные линии и тому подобное), районы аэродромов и аэроузлов, специальные зоны и маршруты полетов воздушных судов, запретные зоны, опасные зоны (районы полигонов, взрывных работ и тому подобное), зоны ограничений полетов воздушных судов и другие установленные для осуществления деятельности в воздушном пространстве элементы структуры воздушного пространства. Структура воздушного пространства утверждается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (ст.15 ВК РФ).

Согласно ч.1 ст.47 ВК РФ в целях обеспечения безопасности полетов воздушных судов, перспективного развития аэропорта и исключения негативного воздействия оборудования аэродрома и полетов воздушных судов на здоровье человека и окружающую среду в соответствии с настоящим Кодексом, земельным законодательством, законодательством о градостроительной деятельности с учетом требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения решением уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти устанавливается приаэродромная территория. На приаэродромной территории устанавливаются ограничения использования земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости и осуществления экономической и иной деятельности в соответствии с настоящим Кодексом.

В силу ч.2 ст.47 ВК РФ приаэродромная территория является зоной с особыми условиями использования территорий.

Согласно ч.3 ст. 47 ВК РФ в шестой подзоне запрещается размещать объекты, способствующие привлечению и массовому скоплению птиц.

В соответствии с ч. 4 ст. 47 ВК РФ Положение о приаэродромной территории утверждается Правительством Российской Федерации.

Согласно ч. 2 Правил выделения на приаэродромных территории подзон, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2017 г. N 1460 «Об утверждении правил установления приаэродромной территории, правил выделения на приаэродромной территории подзон и правил разрешения разногласий, возникающих между высшими исполнительными органами государственной власти субъектов РФ и уполномоченными Правительством РФ федеральными органами исполнительной власти при согласовании проекта решения об установлении приаэродромной территории» (далее по тексту – Правила) на приаэродромной территории могут выделяться подзоны, в которых устанавливаются ограничения использования объектов недвижимости и осуществления деятельности. Так, п. «е» ч.2 Правил в шестой подзоне запрещается размещать объекты, способствующие привлечению и массовому скоплению птиц.

В силу п. «д» ч.3 Правил выделение шестой подзоны осуществляется по границам, установленным на удалении 15 километров от контрольной точки аэродрома.

Приказом Дальневосточного межрегионального территориального управления Росавиации Министерства транспорта РФ № 289-П от 27.10.2020 установлена приаэродромиая территория аэродрома Чумикан.

Согласно приказа Дальневосточного межрегионального территориального управления Росавиации Министерства транспорта РФ № 289-П от 27.10.2020 в границы шестой подзоны приаэродромной территории аэродрома Чумикан попадают следующие кадастровые кварталы: .

Таким образом, земельный участок с кадастровым номером расположен в границах шестой подзоны аэродрома Чумикан.

Проверкой транспортной прокуратуры установлено, что в границах шестой подзоныприаэродромной территории на расстоянии 4-5 километров северо-восточнее аэродрома Чумикан на земельном участке с кадастровым номером расположена свалка бытовых коммунальных отходов, на момент проверки наблюдается скопление птиц.

В соответствии с п. 97 Приложения № 5 к Территориальной схеме обращения с отходами Хабаровского края, утвержденной постановлением Правительства Хабаровского края от 20.12.2016 № 477-пр, размещение твердых коммунальных отходов на земельном участке с кадастровым номером является несанкционированным.

Размещение твердых бытовых отходов на несанкционированной свалке, расположенной в шестой подзоне аэродрома Чумикан, способствует привлечению и массовому скоплению птиц, нарушает требования Воздушного кодекса РФ и негативно влияет на безопасность полетов воздушных судов, что подтверждается исследованными в судебном заседании эколого-орнитологическим обследованием аэродрома и приаэродромной территории, утвержденным 24.12.2020 генеральным директором ФКП «Аэропорты Дальнего Востока», письмом генерального директора ФКП «Аэропорты Дальнего Востока» от 20.04.2021.

Согласно выписке из ЕГРН собственником земельного участка с кадастровым номером является Тугуро-Чумиканский муниципальный район Хабаровского края.

Согласно п.14 ч.1 ст.15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.

В соответствии с ст.42 Земельного кодекса РФ (далее по тексту – ЗК РФ) собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.

Согласно ч.5 ст. 13 ЗК РФ лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию. Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений.

В силу ч.4 ст. 12 Федерального закона № 89 от 24.06.1998 «Об отходах производства и потребления» собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или пользовании которых находятся объекты размещения отходов, после окончания эксплуатации данных объектов обязаны проводить контроль за их состоянием и воздействием на окружающую среду и работы по восстановлению нарушенных земель в порядке, установленном законодательством РФ.

При таких обстоятельствах, исследовав доказательства в их совокупности, оценивая относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности, установив, что определено применение ограничительных норм в отношении объектов, которые представляют опасность для полетов воздушных судов, суд с учетом, что данный объект оказывает негативное влияние на безопасность полетов воздушных судов, приходит к выводу об обоснованностизаявленных исковых требований транспортного прокурораи их удовлетворении.

Учитывая характер и объем работ по рекультивации земельного участка, суд считает возможным установить срок исполнения до 01.01.2023.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление Николаевского-на-Амуре транспортного прокурора удовлетворить.

Запретить администрации Тугуро-Чумиканского муниципального района эксплуатацию полигона по размещению захоронению твердых бытовых отходов, расположенного на земельном участке с кадастровым номером с 01.01.2023.

Возложить обязанность на администрацию Тугуро-Чумиканского муниципального района Хабаровского края произвести рекультивацию земельного участка с кадастровым номером в срок до 01.01.2023.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд в течение одного месяца со дня его вынесения, через суд его вынесший.

Мотивированное решение изготовлено 19.08.2021.

Судья Л.А. Тимашкова