ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2-171/2022УИД510008-02-2022-000229-87 от 24.06.2022 Кольского районного суда (Мурманская область)

Дело № 2а-2-171/2022 УИД 51RS0008-02-2022-000229-87

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

15 июня 2022 года г. Заозерск Мурманской области

Мотивированное решение

составлено 24 июня 2022 года

Кольский районный суд Мурманской области (постоянное судебное присутствие в ЗАТО город Заозёрск Мурманской области) в составе председательствующего судьи Новокщёновой Н.Г., при секретаре Цыганковой М.В., с участием представителя административного истца Администрации ЗАТО г. Заозерск – ФИО1, действующей на основании доверенности, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Администрации ЗАТО г. Заозерск Мурманской области к административному ответчику Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области о признании незаконным решения о приостановлении регистрации прав собственности на объекты недвижимости,

установил:

административный истец Администрация ЗАТО город Заозерск Мурманской области обратился с административным иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области о признании незаконным решения о приостановлении регистрации прав собственности на объекты недвижимости: квартиру - ; квартиру - ; квартиру - ; квартиру - ; квартиру - ; квартиру - . В дальнейшем представитель административного истца отказался от иска в части признания незаконным решения о приостановлении регистрации прав собственности на квартиру - , производство по делу в указанной части прекращено.

В обоснование административного иска указано, что строительство указанных объектов недвижимости осуществлялось при участии Администрация ЗАТО город Заозерск Мурманской области в долевом строительстве в целях переселения граждан из ЗАТО город Заозерск в город Гатчина Ленинградской области на основании муниципального контракта от ДАТА и дополнительного соглашения от ДАТА. Строительство этих объектом недвижимости осуществлялось для реализации федеральной гарантии переселения граждан из ЗАТО согласно Закону РФ от 14.07.1992 №3297-1 «О закрытом административно-территориальном образовании». Денежные средства на строительство выделялись в виде межбюджетных трансферов из федерального бюджета. До даты постройки объектов указанных недвижимости нормы федерального законодательства изменились, и обеспечение граждан жильем за пределами ЗАТО в целях переселения стало осуществляться посредством государственных жилищных сертификатов (ГЖС). Распределение указанных квартир для целей переселения граждан из ЗАТО стало невозможным.

Для того, чтобы возвратить предоставленные межбюджетные трансферы в федеральный бюджет, Управление муниципальным имуществом Администрации ЗАТО г. Заозерск трижды объявляло аукцион на продажу указанных в иске квартир, установив их начальную стоимость на основании экспертного заключения независимого оценщика в соответствии с Порядком продажи жилых помещений, определенным Решением Совета депутатов ЗАТО город Заозерск от 30.03.2021 №27-4085. В связи с тем, что три аукциона признаны несостоявшимися, Администрация ЗАТО г. Заозерск, основываясь на положениях Порядка продажи жилых помещений, привлекла специализированную организацию для продажи квартир – ООО «Ромол», с который ДАТА заключен договор на оказание риэлтерских услуг. ДАТА были подписаны договоры купли-продажи недвижимости, ДАТА и ДАТА поданы электронные заявки для регистрации перехода права собственности в Росреестр.

На квартиру с кадастровым номером переход права собственности зарегистрирован ДАТА, в отношении остальных объектов недвижимости, поименованных в иске, государственная регистрация права приостановлена.

Решение о приостановлении регистрационных действий ДАТА административный истец обжаловал, однако ДАТА поступил ответ о том, что решение регистратора о приостановлении регистрации права собственности является обоснованным. Основание приостановления: непредставление документов в соответствии с действующим законодательством, несоответствие нормам Закона РСФСР от 04.07.1991 №1541-1 «О приватизации жилищного фонда в РСФСР». Не согласившись с решением административного ответчика о приостановлении регистрации прав собственности на поименованные объекты недвижимости, административный истец просит отменить это решение, обязать административного ответчика осуществить государственную регистрацию права собственности.

Представитель административного истца в судебном заседании поддержал исковые требования и просил удовлетворить их по основаниям, указанным в административном исковом заявлении.

Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился, извещен о судебном заседании надлежаще. В представленных возражения по иску отметил, что продажа муниципального жилищного фонда представляет собой ничтожную сделку, поскольку жилые помещения не могут быть отчуждены органом местного самоуправления иначе, как путем бесплатной передачи, продажа муниципального жилищного фонда путем проведения торгов запрещена. Продажа государственного или муниципального имущества регламентируется Федеральным законом от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» и осуществляется с соблюдением требования о продажи такого имущества путем проведения торгов, которые проводятся посредством официального сайта, определенного постановлением Правительства РФ №909 от 10.09.2012. Из представленных на государственную регистрацию перехода права собственности документов следует, что аукцион проводился на сайте Администрации ЗАТО г. Заозерск и признан несостоявшимся, в связи чем договора купли-продажи на жилые помещения были заключены напрямую в рамках контракта (договора) на риэлтерские услуги с ООО «Ромол». На основании изложенного в удовлетворении требования административного истца просит отказать.

Заинтересованные лица: ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, извещенные о судебном заседании надлежащим образом, в судебное заседание не явились, представив в судебное заседание письменные отзывы, в которых выражали согласие с исковыми требованиями административного истца и просили их удовлетворить, признав незаконным приостановление регистрации прав собственности на объекты недвижимости и обязав административного ответчика зарегистрировать переход права собственности.

Представитель заинтересованного лица Министерство финансов РФ (УФК по Мурманской области) в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о судебном заседании, просил рассмотреть дело в его отсутствие, отметив, что к обстоятельствам административного заявления отношения не имеет.

Согласно ч. 2 ст.150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), неявка лица, участвующего в деле, извещенного о времени и месте рассмотрения дела, и не представившего доказательства уважительности своей неявки, не является препятствием к разбирательству дела.

Выслушав представителя административного истца, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к следующему.

Согласно п.1 ч.2 ст.227 КАС РФ в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании действий (бездействия) госорганов, входит проверка соответствия оспариваемых действий (бездействия) закону или иному нормативно-правовому акту и проверка факта нарушения действием (бездействием) прав и законных интересов административного истца.

Как следует из материалов дела ДАТА административным истцом на государственную регистрацию была направлена заявка в Росреестр на регистрацию перехода права собственности на объект , (квартира ); ДАТА была направлена заявка на регистрацию перехода права собственности на объекты: , (квартира ), , (квартира ), , (квартира ); , (квартира ); , (квартира ).

Каждая заявка была оформлена в соответствии с требованием ст. 18 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», при этом в качестве правоустанавливающего документа к каждой заявке были представлены договоры купли-продажи, заключенные между Администрацией ЗАТО г. Заозерск Мурманской области и гражданами ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7 Также были представлены: протокол заседания комиссии от ДАТА по продаже жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности ЗАТО г. Заозерск, о признании аукциона несостоявшимся; договор на оказание риэлтерских услуг по поиску покупателей, заключенный с ООО «Ромол»; постановление Администрации ЗАТО г. Заозерск Мурманской области от ДАТА об определении покупателей недвижимого имущества и другие документы.

ДАТА на квартиру , (квартира ) переход права собственности был зарегистрирован, что подтверждено в судебном заседании выпиской из Единого государственного реестра недвижимости. По другим объектам регистрация перехода права собственности приостановлена на основании п. 13 ч.1 ст.26 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в связи с тем, что договоры купли-продажи недвижимости, представленные на регистрацию являются ничтожной сделкой.

Из содержания статьи 217 Гражданского кодекса РФ следует, что имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 2001 года № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (далее – ФЗ №178-ФЗ) под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц.

Как указано в п. 2 ст. 3 ФЗ №178-ФЗ действие настоящего Федерального закона не распространяется на отношения, возникающие при отчуждении государственного и муниципального жилищного фонда.

В соответствии с п. 3 ч.2 ст. 19 Жилищного кодекса РФ (далее – ЖК РФ) муниципальный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.

Как указано в ст. 10 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – ФЗ №131-ФЗ) местное самоуправление осуществляется на всей территории Российской Федерации в городских, сельских поселениях, муниципальных районах, муниципальных и городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения.

Границы муниципальных образований устанавливаются и изменяются в соответствии с требованиями, установленными в ст. 11 ФЗ №131-ФЗ. С учетом этих требований в законах субъектов РФ определяются границы конкретных муниципальных образований, а также их статус. Территориальная организация местного самоуправления основывается на принципе обязательности разграничения на муниципальные образования всей территории субъекта РФ.

Из Закона Мурманской области от 29.12.2004 №582-01-ЗМО «Об утверждении границ муниципальных образований в Мурманской области» следует, что границы ЗАТО город Заозерск Мурманской области не распространяются на территорию города Гатчина Ленинградской области.

К вопросам местного значения, которые решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов, как следует из ст. 14 ФЗ №131-ФЗ, в числе прочих относится: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности, обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях граждан жилыми помещениями.

В сложившейся ситуации, когда муниципальное имущество в виде жилых помещений находится за пределами границ муниципального образования (в городе Гатчина Ленинградской области), обеспечение жилыми помещениями проживающих в ЗАТО город Заозерск Мурманской области и нуждающихся в жилых помещениях граждан, осуществление муниципального жилищного контроля, а также реализация иных полномочий органов местного самоуправления за пределами ЗАТО г. Заозерск Мурманской области, в соответствии с жилищным законодательством невозможны.

Как указано в п.1 ч.1 ст. 50 ФЗ №131-ФЗ в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения (перечисленных в ст. 14 ФЗ №131-ФЗ).

Частью 5 ст. 50 ФЗ №131-ФЗ установлено, что в случаях возникновения у муниципальных образований права собственности на имущество, не соответствующее требованиям части 1 настоящей статьи, указанное имущество подлежит перепрофилированию (изменению целевого назначения имущества) либо отчуждению. Порядок и сроки отчуждения такого имущества устанавливаются федеральным законом.

В соответствии со ст.2 ФЗ №178-ФЗ приватизация муниципального имущества основывается на признании равенства покупателей муниципального имущества и открытости деятельности органов местного самоуправления. Муниципальное имущество отчуждается в собственность физических и (или) юридических лиц исключительно на возмездной основе. Приватизация муниципального имущества осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.

Способы приватизации муниципального имущества определены в ст. 13 ФЗ №178-ФЗ, где одним из способов приватизации установлена продажа муниципального имущества на аукционе.

Правила продажи муниципального имущества на аукционе установлены в ст. 18 ФЗ №178-ФЗ. В статье 32.1 названного закона отмечено, что продажа муниципального имущества способами, установленными в том числе ст.18 осуществляется в электронной форме, порядок организации и проведения продажи в электронной форме устанавливается Правительством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 32.1 ФЗ №178-ФЗ Правительство Российской Федерации Постановлением от 27.08.2012 № 860 утвердило Положение об организации и проведении продажи государственного или муниципального имущества в электронной форме, в соответствии с которым проведение продажи муниципального имущества в электронной форме осуществляется на электронной площадке оператором электронной площадки. Продавец привлекает оператора электронной площадки из числа операторов электронной площадки, перечень которых утвержден Правительством Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Постановлением Правительства РФ от 10.09.2012 №909 «Об определении официального сайта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» определен адрес сайта: www.torgi.gov.ru в качестве адреса официального сайта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о продаже приватизируемого муниципального имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

Поскольку согласно исследованным материалам дела, информация о проведении аукционов по продаже приватизируемого муниципального имущества не была размещена на официальном сайте Российской Федерации www.torgi.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в соответствии с требованиями законодательства, регистрация перехода права собственности по договорам-купли продажи, нарушающим требования закона, была приостановлена административным ответчиком на законных основаниях в соответствии с п. 13 ст. 26 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» № 218-ФЗ.

При таких обстоятельствах, действия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области являются законными, а исковые требования Администрации ЗАТО г. Заозерск Мурманской области удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

решил:

в удовлетворении административного искового заявления Администрации ЗАТО г. Заозерск Мурманской области к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области о признании незаконным решения о приостановлении регистрации прав собственности на объекты недвижимости: квартиру - ; квартиру - ; квартиру - ; квартиру - ; квартиру - – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мурманский областной суд через Кольский районный суд Мурманской области (постоянное судебное присутствие в ЗАТО город Заозёрск Мурманской области) в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Н.Г. Новокщёнова