ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2-193/2023 от 04.10.2023 Красноуфимского городского суда (Свердловская область)

2А-2-193/2023

66RS0035-02-2023-000241-07

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

04 октября 2023 года п. Ачит

Красноуфимский районный суд постоянное судебное присутствие в пгт. Ачит Ачитского района Свердловской области в составе судьи Байдина С.М. при секретаре Крашенинниковой М.В.

с участием:

представителя административного истца – заместителя прокурора Ачитского района Сунгатова Л.Р.,

представителя административного ответчика Ивакина А.М., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, диплома от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Ачитского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Ачитского городского округа о возложении обязанности создать инфраструктура для поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Ачитского района обратился в суд с административным иском в интересах неопределенного круга лиц о возложении обязанности на администрацию Ачитского городского округа в срок до 31.12.2024 создать инфраструктуру для поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. В последующем уточнил административные исковые требования и просит возложить на администрацию Ачитского городского округа обязанность обеспечить: проведение анализа финансовых, экономических, социальных и иных показателей развития малого и среднего предпринимательства и эффективности применения мер по его развитию, составлять прогноз развития малого и среднего предпринимательства на территории Ачитского городского округа; принять план по формированию инфраструктуры по поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства на территории Ачитского городского округа и обеспечить его исполнение.

В обоснование заявленных требований указано, что проведены надзорные мероприятия исполнения законодательства в сфере соблюдения прав субъектов предпринимательской деятельности и установлено, что на территории Ачитского городского округа инфраструктура поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства не создана и создание ее не планируется. Отсутствие инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства на территории Ачитского городского округа нарушает права субъектов малого и среднего предпринимательства на поддержку со стороны государства, препятствует развитию предпринимательства на территории Ачитского городского округа, влечет неисполнение задач национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы».

В судебном заседании представитель административного истца заявленные уточненные административные исковые требования поддержал обосновав доводами изложенными в административном исковом заявлении.

Представитель административного ответчика уточненные административные исковые требования признал в полном объеме.

Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ч. 2 ст. 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Исходя из положений ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

Согласно п. 33 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится создание условий для развития сельскохозяйственного производства, расширения рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, содействие развитию малого и среднего предпринимательства, оказание поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям, благотворительной деятельности и добровольчеству (волонтерству).

В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №209-ФЗ) поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства (далее также - поддержка) - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов публичной власти федеральной территории, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляемая в целях развития малого и среднего предпринимательства в соответствии с государственными программами (подпрограммами) Российской Федерации, государственными программами (подпрограммами) субъектов Российской Федерации и муниципальными программами (подпрограммами), содержащими мероприятия, направленные на развитие малого и среднего предпринимательства.

Согласно ч.ч.1, 2, 3 ст. 6 Федерального закона №209-ФЗ государственная политика в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации является частью государственной социально-экономической политики и представляет собой совокупность правовых, политических, экономических, социальных, информационных, консультационных, образовательных, организационных и иных мер, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и направленных на обеспечение реализации целей и принципов, установленных настоящим Федеральным законом.

Основными целями государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации являются:

1) развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в целях формирования конкурентной среды в экономике Российской Федерации;

2) обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства;

3) обеспечение конкурентоспособности субъектов малого и среднего предпринимательства;

4) оказание содействия субъектам малого и среднего предпринимательства в продвижении производимых ими товаров (работ, услуг), результатов интеллектуальной деятельности на рынок Российской Федерации и рынки иностранных государств;

5) увеличение количества субъектов малого и среднего предпринимательства;

6) обеспечение занятости населения и развитие самозанятости;

7) увеличение доли производимых субъектами малого и среднего предпринимательства товаров (работ, услуг) в объеме валового внутреннего продукта;

8) увеличение доли уплаченных субъектами малого и среднего предпринимательства налогов в налоговых доходах федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

Основными принципами государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации являются:

1) разграничение полномочий по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;

2) ответственность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства;

3) участие представителей субъектов малого и среднего предпринимательства, некоммерческих организаций, выражающих интересы субъектов малого и среднего предпринимательства, в формировании и реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства, экспертизе проектов нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, правовых актов органов местного самоуправления, регулирующих развитие малого и среднего предпринимательства;

4) обеспечение равного доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к получению поддержки в соответствии с условиями ее предоставления, установленными государственными программами (подпрограммами) Российской Федерации, государственными программами (подпрограммами) субъектов Российской Федерации, муниципальными программами (подпрограммами).

В соответствии с ч. 1 ст. 11 Федерального закона №209-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления по вопросам развития малого и среднего предпринимательства относится создание условий для развития малого и среднего предпринимательства, в том числе:

1) формирование и осуществление муниципальных программ (подпрограмм) с учетом национальных и местных социально-экономических, экологических, культурных и других особенностей;

2) анализ финансовых, экономических, социальных и иных показателей развития малого и среднего предпринимательства и эффективности применения мер по его развитию, прогноз развития малого и среднего предпринимательства на территориях муниципальных образований;

3) формирование инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства на территориях муниципальных образований и обеспечение ее деятельности;

4) содействие деятельности некоммерческих организаций, выражающих интересы субъектов малого и среднего предпринимательства, и структурных подразделений указанных организаций;

5) образование координационных или совещательных органов в области развития малого и среднего предпринимательства органами местного самоуправления.

В соответствии с ч. 2 ст. 15 Федерального закона №209-ФЗ инфраструктура поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства включает в себя также центры и агентства по развитию предпринимательства, государственные и муниципальные фонды поддержки предпринимательства, региональные гарантийные организации, акционерные инвестиционные фонды и закрытые паевые инвестиционные фонды, привлекающие инвестиции для субъектов малого и среднего предпринимательства, технопарки, научные парки, инновационно-технологические центры, бизнес-инкубаторы, палаты и центры ремесел, центры поддержки субподряда, маркетинговые и учебно-деловые центры, центры поддержки экспорта, лизинговые компании, консультационные центры, промышленные парки, индустриальные парки, агропромышленные парки, центры коммерциализации технологий, центры коллективного доступа к высокотехнологичному оборудованию, инжиниринговые центры, центры прототипирования и промышленного дизайна, центры трансфера технологий, центры кластерного развития, государственные фонды поддержки научной, научно-технической, инновационной деятельности, осуществляющие деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации, микрофинансовые организации, предоставляющие микрозаймы субъектам малого и среднего предпринимательства и (или) организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, и соответствующие критериям, установленным нормативным актом Центрального банка Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере развития предпринимательской деятельности, в том числе среднего и малого бизнеса (далее - микрофинансовые организации предпринимательского финансирования), организации, осуществляющие управление технопарками (технологическими парками), технополисами, научными парками, промышленными парками, индустриальными парками, агропромышленными парками, центры инноваций социальной сферы, центры сертификации, стандартизации и испытаний, центры поддержки народных художественных промыслов, центры развития сельского и экологического туризма, многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг, предоставляющие услуги субъектам малого и среднего предпринимательства, торгово-промышленные палаты и иные организации.

Согласно ч. 4 ст. 15 Федерального закона №209-ФЗ поддержкой организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, является деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, осуществляемая при реализации государственных программ (подпрограмм) Российской Федерации, государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации, муниципальных программ (подпрограмм) и направленная на создание и обеспечение деятельности организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и соответствующих требованиям, установленным в порядке, предусмотренном частью 3 настоящей статьи, и включенных в соответствии со статьей 15.1 настоящего Федерального закона в единый реестр организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

В соответствии с ч. 1 ст. 16 Федерального закона №209-ФЗ поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, включает в себя финансовую, в том числе гарантийную, имущественную, информационную, консультационную поддержку таких субъектов и организаций, поддержку в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации их работников, поддержку в области инноваций и промышленного производства, ремесленничества, поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность, поддержку участников программ развития поставщиков (исполнителей, подрядчиков), реализуемых в соответствии со статьей 16.1 настоящего Федерального закона.

Частью 1 ст. 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что государственные программы РФ, государственные программы субъекта РФ, муниципальные программы утверждаются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.

Протоколом президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 24.12.2018 № 16 утвержден паспорт национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» (далее – Паспорт).

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» Правительству Российской Федерации при реализации национального проекта в сфере развития малого и среднего предпринимательства и поддержки индивидуальной предпринимательской инициативы поручено обеспечить в 2024 году достижение целевого показателя по увеличению численности занятых в сфере МСП, включая индивидуальных предпринимателей, до 25 млн. человек.

В соответствии с указанным поручением Минэкономразвития России разработан паспорт национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», включающий в себя пять федеральных проектов.

Федеральный проект «Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства» предусматривает комплекс мер по: снижению издержек по созданию бизнеса, повышению уровня информированности и доступности необходимого комплекса услуг, сервисов и мер государственной поддержки для предпринимателей.

В частности мероприятия направлены на обеспечение безбумажного доступа к услугам и сервисам инфраструктуры поддержки в режиме "одного окна". Отличительной чертой проекта является формирование единой цифровой среды взаимодействия с органами власти, институтами развития, партнерами и потребителями товаров (работ, услуг);

развитию и модернизации региональной инфраструктуры поддержки МСП, оказывающей комплекс услуг бизнесу. В частности, в рамках проекта предусмотрено развитие центров «Мой бизнес», которые объединяют на одной площадке все имеющиеся и необходимые ранее созданные организации инфраструктуры и институты развития в регионе. Также важным мероприятием федерального проекта является обеспечение производственных МСП доступными площадями в целях снижения их издержек на инвестиционной стадии - проект "Мой бизнес парк". Расширение сектора производственных субъектов МСП путем увеличения количества таких значимых элементов инфраструктуры имущественной поддержки субъектов МСП, как промышленные парки, технопарки, промышленные технопарки позволит увеличить объем инвестиции субъектов МСП в основной капитала и создать качественно новые производства.

Согласно п. 35 ч. 1 ст. 6 Устава Ачитского городского округа, принятого решением районного Совета муниципального образования Ачитский район от 10.06.2005 № 79 к вопросам местного значения городского округа относятся создание условий для развития сельскохозяйственного производства, расширения рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, содействие развитию малого и среднего предпринимательства, оказание поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям, благотворительной деятельности и добровольчеству (волонтерству).

В соответствии с п. 60 ч. 1 ст. 31 Ачитского городского округа к полномочиям администрации городского округа относятся создание условий для развития сельскохозяйственного производства, расширения рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, содействие развитию малого и среднего предпринимательства, оказание поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям, благотворительной деятельности и добровольчеству (волонтерству).

В соответствии с ч.1, 2 ст. 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации каждая Лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.

Обстоятельства, которые признаны сторонами в результате достигнутого ими в судебном заседании или вне судебного заседания соглашения, а также обстоятельства, которые признаны стороной и на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, принимаются судом в качестве фактов, не требующих дальнейшего доказывания (ч. 1 ст. 65 КАС РФ).

В силу положений ч. 3 ст. 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административный ответчик вправе признать административный иск полностью или частично.

В случае признания административным ответчиком административного иска и принятие его судом принимается решение об удовлетворении заявленных административным истцом требований (ч. 3 ст. 157 КАС РФ).

Из материалов дела следует и не оспаривается административным ответчиком, что администрация Ачитского городского округа как орган местного самоуправления в нарушение требований Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» не создала инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. Бездействие администрации Ачитского городского округа нарушает права субъектов малого и среднего предпринимательства на поддержку со стороны государства, препятствует развитию предпринимательства на территории Ачитского городского округа, влечет неисполнение задач национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы».

При таких обстоятельствах суд находит заявленные административные исковые требования законными, обоснованными и подлежащим удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 и 227, 228 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования прокурора Ачитского района удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Ачитского городского округа выразившееся в не создании инфраструктуры для поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

Возложить на администрацию Ачитского городского округа обязанность обеспечить:

- проведение анализа финансовых, экономических, социальных и иных показателей развития малого и среднего предпринимательства и эффективности применения мер по его развитию, составлять прогноз развития малого и среднего предпринимательства на территории Ачитского городского округа;

- принять план по формированию инфраструктуры по поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства на территории Ачитского городского округа и обеспечить его исполнение.

Сообщить об исполнении решения суда в суд и административному истцу в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд через Красноуфимский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий С.М. Байдин