Дело № 2а-2-202/2021
УИД 13RS0015-02-2021-000245-20
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
с. Ельники 20 августа 2021 г.
Судья Краснослободского районного суда Республики Мордовия Седова Е.В., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению прокурора Ельниковского района Республики Мордовия в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия Государственного казенного учреждения социального обслуживания Республики Мордовия «Ельниковский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних», возложении обязанности по размещению сведений об исполнении контракта на едином портале закупок, аннулировании реестровой записи на едином портале закупок,
установил:
прокурор Ельниковского района Республики Мордовия обратился в суд с административным иском в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия Государственного казенного учреждения социального обслуживания Республики Мордовия «Ельниковский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» (далее – ГКУСО Республики Мордовия «Ельниковский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»), возложении обязанности по размещению сведений об исполнении контракта на едином портале закупок, аннулировании реестровой записи на едином портале закупок.
В обоснование заявленных требований указано, что проведенной прокуратурой района проверкой в ГКУСО Республики Мордовия «Ельниковский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» установлено, что в нарушение части 3 статьи 103 Федерального закона от 05 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», пункта 12 Правил ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 г. № 1084 на момент проверки отсутствовали необходимые сведения о контракте от 16 октября 2017 г. на сумму 56 500 рублей, который был заключен учреждением и фактически исполнен. Однако на момент проверки сведения о его исполнении на сайте не размещены, таким образом, сроки размещения информации об исполнении контракта не соблюдены. Не смотря на внесенное прокуратурой представление мер, направленных на устранение выявленного нарушения по состоянию на 28 июня 2021 г. учреждением не принято.
С учетом заявления об уточнении и дополнении исковых требований от 28 июля 2021 г., прокурор просит суд: признать незаконным бездействие ГКУСО Республики Мордовия «Ельниковский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних», выразившееся в неисполнении требований законодательства о закупках; обязать ГКУСО Республики Мордовия «Ельниковский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» разместить сведения об исполнении контракта №0109200002417002243_163232, реестровая запись №2130707651617000015 от 16 октября 2017 г. на едином портале закупок по электронному адресу: https://zakupki.gov.ru/epz/main/public/home.html; аннулировать реестровую запись № 2130707651617000015 от 16 октября 2017 года на едином портале закупок по электронному адресу: https://zakupki.gov.ru/epz/main/public/home.html.
Административный истец - прокурор Ельниковского района Республики Мордовия, представитель административного ответчика - ГКУСО Республики Мордовия «Ельниковский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.
В письменном заявлении от 20 августа 2021 г. исполняющий обязанности прокурора Ельниковского района Республики Мордовия просил о рассмотрении дела в порядке упрощенного (письменного) производства.
В отзыве на административное исковое заявление от 03 августа 2021 г. исполняющий обязанности директора ГКУСО Республики Мордовия «Ельниковский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» ФИО1 с требованиями прокурора полностью согласилась, указав, что для аннулирования информации (ошибочно созданной реестровой записи № 2130707651617000015 от 16 октября 2017 г.), размещенной в ЕИС, осуществляется на основании решения ФАС (УФАС) России или решения суда, против рассмотрения дела в упрощенном порядке не возражала.
Согласно пункту 4 статьи 291 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административное дело может быть рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 292 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в порядке упрощенного (письменного) производства административные дела рассматриваются без проведения устного разбирательства.
В части 7 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, указано, что если в судебное заседание не явились все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте его рассмотрения, явка которых не является обязательной или не признана судом обязательной, или представители этих лиц, суд рассматривает административное дело в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренного главой 33 Кодекса.
На основании указанных норм дело рассматривается в порядке упрощенного (письменного) судопроизводства без ведения аудиопротоколирования и протокола судебного заседания.
Исследовав письменные доказательства, суд считает административное исковое заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
На основании пункта 4 статьи 27, пункта 3 статьи 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 января 1992 г. № 2202-1 прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
В соответствии с частью 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Статьей 1 Федерального закона от 05 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» установлено, что настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся: 1) планирования закупок товаров, работ, услуг; 2) определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей); 3) заключения предусмотренных настоящим Федеральным законом контрактов; 4) особенностей исполнения контрактов; 5) мониторинга закупок товаров, работ, услуг; 6) аудита в сфере закупок товаров, работ, услуг; 7) контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - контроль в сфере закупок).
Согласно части 1 статьи 94 этого же Федерального закона, исполнение контракта включает в себя следующий комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Федеральным законом, в том числе: 1) приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги (далее - отдельный этап исполнения контракта), предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с настоящим Федеральным законом экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта; 2) оплату заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта; 3) взаимодействие заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при изменении, расторжении контракта в соответствии со статьей 95 настоящего Федерального закона, применении мер ответственности и совершении иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком", исполнителем) или заказчиком условий контракта.
В соответствии с частью 1 статьи 103 этого же Федерального закона федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по казначейскому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, ведет реестр контрактов, заключенных заказчиками (далее - реестр контрактов).
В силу пункта 10 части 2 статьи 103 этого же Федерального закона в реестр контрактов включается, в том числе, информация об исполнении контракта (отдельного этапа исполнения контракта), в том числе информация о стоимости исполненных обязательств (об оплате контракта, отдельного этапа исполнения контракта), о начислении неустоек (штрафов, пеней) в связи с ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом, стороной контракта, заключение по результатам экспертизы поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги (отдельного этапа исполнения контракта) (в случае привлечения заказчиком для проведения экспертизы отдельного этапа исполнения контракта, поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги экспертов, экспертных организаций).
В соответствии с частью 3 статьи 103 этого же Федерального закона информация, указанная в пунктах 8, 10, 11 и 13 части 2 настоящей статьи, направляется заказчиками в указанный орган в течение пяти рабочих дней с даты соответственно изменения контракта, исполнения контракта (отдельного этапа исполнения контракта), расторжения контракта, приемки поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги.
Согласно части 3 статьи 103 Федерального закона от 05 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в редакции от 29 июля 2017 г., действующей в период создания реестровой записи от 16 октября 2017 г., информация, указанная в пунктах 8, 10, 11 и 13 части 2 настоящей статьи, должна была направляться заказчиками в указанный орган в течение трех рабочих дней с даты соответственно изменения контракта, исполнения контракта, расторжения контракта, приемки поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 г. № 1084 утверждены Правила ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками.
Согласно пункту 2 указанных Правил, в реестр контрактов включаются информация и документы, установленные частью 2 статьи 103 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», в том числе информация об исполнении контракта (отдельного этапа исполнения контракта), в том числе информация о количестве поставленного товара, об объеме выполненной работы, оказанной услуги, о единице измерения поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги, о стоимости исполненных обязательств (об оплате контракта, отдельного этапа исполнения контракта), о начислении и об оплате неустоек (штрафов, пеней) в связи с ненадлежащим исполнением стороной контракта обязательств, предусмотренных контрактом, а также информация о наступлении гарантийного случая, предусмотренного контрактом, и исполнении гарантийных обязательств, предусмотренных частью 4 статьи 33 Федерального закона, заключение по результатам экспертизы поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги (отдельного этапа исполнения контракта) (в случае привлечения заказчиком для проведения экспертизы отдельного этапа исполнения контракта, поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги экспертов, экспертных организаций), наименование страны происхождения товара (при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг) с учетом положений подпункта «р» настоящего пункта, информация о производителе товара в отношении исполненного контракта.
В соответствии с пунктом 12 Правил в целях ведения реестра контрактов заказчик формирует и направляет в Федеральное казначейство в течение 5 рабочих дней со дня: заключения контракта - информацию и документы, указанные в подпунктах «а» - «ж(1)», «и», «и(2)», «м» и «о» пункта 2 настоящих Правил; изменения контракта, исполнения контракта (отдельного этапа исполнения контракта), расторжения контракта, признания судом контракта недействительным, приемки поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги, наступления гарантийного случая, исполнения (неисполнения) обязательств по предоставленной гарантии качества товаров, работ, услуг - информацию и документы, указанные в подпунктах «з», «к», «л», «н» и «п» пункта 2 настоящих Правил; предоставления заказчику поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с условиями контракта - информацию, указанную в подпункте «и(1)» пункта 2 настоящих Правил.
Часть 5 статьи 8 Федерального закона № 149-ФЗ от 27 июля 2006 г. «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» обязывает государственные органы и органы местного самоуправления обеспечивать доступ, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», к информации о своей деятельности на русском языке и государственном языке соответствующей республики в составе Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Лицо, желающее получить доступ к такой информации, не обязано обосновывать необходимость ее получения.
Судом установлено, что 28 июня 2021 г. в ходе проведения прокуратурой Ельниковского района Республики Мордовия проверки выявлен факт отсутствия на едином портале закупок по электронному адресу: https://zakupki.gov.ru/epz/main/public/home.html информации об исполнении контракта № 0109200002417002243_163232, реестровая запись № 2130707651617000015 от 16 октября 2017 г. Данное обстоятельство подтверждено актом проверки от 28 июня 2021 г., скриншотом Реестра контрактов, копией представления прокурора Ельниковского района Республики Мордовия от 26 февраля 2021 г., адресованного директору ГКУСО Республики Мордовия «Ельниковский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» (л.д. 4, 5, 6-7).
Из письменного сообщения исполняющий обязанности директора ГКУСО Республики Мордовия «Ельниковский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» ФИО1 в адрес прокурора Ельниковского района Республики Мордовия от 05 марта 2021 г. следует, что при рассмотрении представления прокурора выявленные нарушения нашли свое подтверждение. Учреждение обращалось в Техническую поддержку Единой информационной системы в сфере закупок (ЕИС) о том, что в Реестре контрактов висит ошибочно заведенный дубликат контракта № 0109200002417002243_163232 от 16 октября 2017 г. под реестровой записью № 2130707651617000015. В 2017 г. при отправке данного контракта из программы WEB-торги КС по технической ошибке контракт не импортировался в ЕИС, поэтому был создан тот же самый контракт, но непосредственно в ЕИС (в виду окончания сроков публикации). Впоследствии после устранения технической ошибки в ЕИС подгрузился и контракт с WEB-торгов КС, в итоге в Реестре контрактов во вкладке «Исполнение» появилось две реестровые записи № 2130707651617000015 и № 2130707651617000016, но по одному контракту № 0109200002417002243_163232 от 16 октября 2017 г. Тот контракт, что подгрузился в ЕИС с WEB-торгов КС под реестровым номером 2130707651617000016, был исполнен и закрыт в установленные сроки, информация об этом была опубликована в ЕИС и реестровый номер 2130707651617000016 контракта № 0109200002417002243_163232 от 16 октября 2017 г. из вкладки «Исполнение» перешел во вкладку «Исполнение завершено», а дубликат, созданный непосредственно в ЕИС под реестровым номером 2130707651617000015 остался во вкладке «Исполнение», так как оригинал контракта под реестровым номером 2130707651617000016 был исполнен и опубликован. ЕИС не дает закрыть повторно уже исполненный контракт под тем же номером. Удалить самостоятельно реестровую запись №2130707651617000015 невозможно. От Технической поддержки был получен ответ о том, что аннулирование информации, размещенной в ЕИС, осуществляется на основании предписания ФАС (УФАС) России/решения суда, содержащего требование о выполнении данных действий (л.д. 8-9).
С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что ненаправление административным ответчиком в течение 3 рабочих дней в Федеральное казначейство информации об исполнении контракта № 0109200002417002243_163232, реестровая запись № 2130707651617000015 от 16 октября 2017 г., и неаннулирование излишне созданной реестровой записи нарушает права и законные интересы граждан, неопределенного круга лиц на получение надлежащей информации, предусмотренной федеральным законодательством. Поскольку указанное бездействие административного ответчика, выразившееся в не размещении на сайте www.zakupki.gov.ru сведений об исполнении контракта и неаннулирование излишне созданной реестровой записи нарушает права и интересы неопределенного круга лиц, суд считает необходимым административные исковые требования прокурора удовлетворить в полном объеме.
В соответствии с пунктом 1 части 2, пунктом 1 части 3 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений.
Согласно требованиям статьи 187 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом. Суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований.
С учетом необходимости проведения процедур по размещению сведения об исполнении контракта № 0109200002417002243_163232, реестровая запись № 2130707651617000015 от 16 октября 2017 г. на едином портале закупок по электронному адресу: https://zakupki.gov.ru/epz/main/public/home.html, и аннулированию реестровой записи № 2130707651617000015 от 16 октября 2017 года на едином портале закупок по электронному адресу: https://zakupki.gov.ru/epz/main/public/home.html, суд полагает необходимым установить ГКУСО Республики Мордовия «Ельниковский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» срок для выполнения работ - в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Согласно части 1 статьи 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
Согласно пункту 2 статьи 61.1 и пункту 2 статьи 61.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации налоговые доходы от государственной пошлины, уплачиваемой по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, мировыми судьями (за исключением Верховного Суда Российской Федерации) подлежат зачислению в бюджеты муниципальных районов и городских округов.
В соответствии с частью 2 статьи 103 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации размер и порядок уплаты государственной пошлины устанавливаются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Прокурор при обращении в суд общей юрисдикции с заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц, в соответствии с подпунктом 9 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от уплаты государственной пошлины.
С учетом изложенного с административного ответчика ГКУСО Республики Мордовия «Ельниковский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних», не освобожденного от уплаты судебных расходов, подлежит взысканию государственная пошлина, в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации, в размере 2000 рублей.
В соответствии со статьей 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 226 - 228 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление прокурора Ельниковского района Республики Мордовия в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия Государственного казенного учреждения социального обслуживания Республики Мордовия «Ельниковский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних», возложении обязанности по размещению сведений об исполнении контракта на едином портале закупок, аннулировании реестровой записи на едином портале закупок удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Государственного казенного учреждения социального обслуживания Республики Мордовия «Ельниковский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних», выразившееся в неисполнении требований законодательства о закупках.
Обязать Государственное казенное учреждение социального обслуживания Республики Мордовия «Ельниковский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» разместить сведения об исполнении контракта № 0109200002417002243_163232, реестровая запись № 2130707651617000015 от 16 октября 2017 г. на едином портале закупок по электронному адресу: https://zakupki.gov.ru/epz/main/public/home.html, и аннулировать реестровую запись № 2130707651617000015 от 16 октября 2017 года на едином портале закупок по электронному адресу: https://zakupki.gov.ru/epz/main/public/home.html в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Обязать административного ответчика Государственное казенное учреждение социального обслуживания Республики Мордовия «Ельниковский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» сообщить об исполнении решения в Краснослободский районный суд Республики Мордовия и прокурору Ельниковского района Республики Мордовия.
Взыскать с Государственного казенного учреждения социального обслуживания Республики Мордовия «Ельниковский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» в бюджет Ельниковского муниципального района Республики Мордовия государственную пошлину в размере 2000 (две тысячи) рублей.
На решение суда могут быть поданы апелляционная жалоба, представление прокурора в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Мордовия через Краснослободский районный суд Республики Мордовия в течение пятнадцати дней с момента вручения копии решения.
Судья Е.В. Седова
1версия для печатиДело № 2а-2-202/2021 ~ М-2-169/2021 (Решение)