Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 января 2021 года пос. Фирово
Вышневолоцкий межрайонный суд Тверской области, постоянное судебное присутствие в пгт. Фирово Фировского района Тверской области
в составе председательствующего судьи Костецкой Н.А.,
при секретаре Виссарионовой В.В.,
с участием административного ответчика Лякишева А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № 3 по Тверской области к Лякишеву Алексею Викторовичу о взыскании недоимки по торговому сбору, уплачиваемому на территориях городов федерального значения и пени,
У С Т А Н О В И Л:
Межрайонная ИФНС России № 3 по Тверской области с учетом заявленных уточнений обратилась в суд с административным исковым заявлением к административному ответчику Лякишеву Алексею Викторовичу о взыскании недоимки по торговому сбору, уплачиваемому на территориях городов федерального значения и пени в общей сумме 63797 рублей 88 копеек, в том числе недоимка по торговому сбору, уплачиваемому на территориях городов федерального значения за 4 квартал 2015 года и 1 квартал 2017 года в сумме 42000 рублей и пени в сумме 21797 рублей 88 копеек, мотивируя требования тем, что согласно ч.1,2 ст.48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов. Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд и в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов. Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи, когда в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3000 рублей. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 3000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Статьёй 48 Налогового кодекса Российской Федерации установлен исключительный срок (при этом он может быть восстановлен судом по уважительной причине) на подачу заявления о взыскании налога.
Задолженность образовалась в связи с тем, что в установленные сроки Лякишевым А.В. торговый сбор не был уплачен и должнику были предъявлены: требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов №856564 по состоянию на 29.09.2017 на сумму недоимки в размере 21000 руб. со сроком уплаты до 19.10.2017 года, требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов №115295 по состоянию на 26.09.2019 на сумму недоимки в размере 21000 руб. со сроком уплаты до 07.10.2019 года, всего на общую сумму 42000 рублей.
В связи с тем, что в установленные сроки торговый сбор не был уплачен, Лякишеву А.В. были начислены пени в общей сумме 21797 рублей 88 копеек и в соответствии со ст. 69 НК РФ в адрес налогоплательщика были направлены требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов №712201 об уплате пени по состоянию на 16.02.2016 на сумму 99 руб. со сроком уплаты до 10.03.2016, требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов №856564 об уплате пени по состоянию на 29.09.2017 на сумму в размере 5235 руб.83коп. со сроком уплаты до 19.10.2017, требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов №115295 об уплате пени на сумму 16340 руб. 90 коп., по состоянию на 26.09.2019 со сроком уплаты до 07.10.2019, требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов №149140 об уплате пени по состоянию на 12.11.2019 на сумму 122 руб. 15 коп. со сроком уплаты до 03.03.2020.
Данные требования в установленный срок не исполнены. Инспекция не обратилась в установленный п. 2. ст. 48 НК РФ срок в суд о взыскании с Лякишева А.В. задолженности по требованию об уплате налога, пени. Административный истец просит восстановить в соответствии с п. 2 ст. 48 НК РФ пропущенный срок, так как причиной пропуска срока является обращение к мировому судье судебного участка № 63 Тверской области о вынесении судебного приказа о взыскании задолженности по торговому сбору и пени, где определением мирового судьи от 22 октября 2020 года Межрайонной ИФНС России №3 по Тверской области в принятии заявления о вынесении судебного приказа было отказано.
В связи с этим, МРИ ФНС России №3 по Тверской области просит взыскать с административного ответчика Лякишева А.В. задолженность по торговому сбору и пени в общей сумме 63797 рублей 88 копеек, в том числе недоимку по торговому сбору в сумме 42000 рублей, пени в сумме 21797 рублей 88 копеек.
Административный истец - МРИ ФНС России №3 по Тверской области просил о рассмотрении дела в отсутствии своего представителя, поддержал уточнённые исковые требования.
Административный ответчик Лякишев А.В. исковые требования не признал, пояснил, что в 2016 году он перешёл на патент, поэтому торговый сбор за ведение предпринимательской деятельности на территории г. Москвы в 2016 году не оплатил, т.к. торговый сбор на его деятельность не распространялся. Торговый сбор за 2015 года он оплатил, предоставил выписки по операциям на банковском счёте, подтверждающие оплату. Возражал относительно восстановления пропущенного процессуального срока подачи административного искового заявления.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 410 Налогового кодекса Российской Федерации торговый сбор устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе сбор устанавливается настоящим Кодексом и законами указанных субъектов Российской Федерации, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и законами указанных субъектов Российской Федерации и обязателен к уплате на территориях этих субъектов Российской Федерации. Устанавливая сбор, представительные (законодательные) органы муниципальных образований (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) определяют ставку сбора в пределах, установленных настоящей главой.
На основании ч.1 ст. 411 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками сбора признаются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие виды предпринимательской деятельности на территории муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), в отношении которых нормативным правовым актом этого муниципального образования (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) установлен указанный сбор, с использованием объектов движимого и (или) недвижимого имущества на территории этого муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя).
На основании ч.1 ст. 412 НК РФ объектом обложения сбором признается использование объекта движимого или недвижимого имущества для осуществления плательщиком сбора вида предпринимательской деятельности, в отношении которого установлен сбор, хотя бы один раз в течение квартала.
Согласно ст. 413 Налогового кодекса Российской Федерации сбор устанавливается в отношении осуществления торговой деятельности на объектах осуществления торговли через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов (за исключением объектов стационарной торговой сети, не имеющих торговых залов, являющихся автозаправочными станциями);
В соответствии со ч.4 ст. 391 НК РФ для налогоплательщиков - физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.
Статьей 45 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Пунктом 1 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
В силу статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога. Данная норма устанавливает общие сроки для направления требования о взыскании налога и пеней.
Статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подаётся налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
Копия заявления о взыскании не позднее дня его подачи в суд направляется налоговым органом (таможенным органом) физическому лицу, с которого взыскиваются налоги, сборы, пени, штрафы.
Заявление о взыскании подаётся в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов.
Если в течение трёх лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчёте общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Если в течение трёх лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчёте общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трёхлетнего срока.
Согласно материалам дела заявление по требованию об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов №712201 по состоянию на 16.02.2016 на общую сумму недоимки и пени 21099 руб. со сроком уплаты до 10.03.2016 должно было быть подано в срок до 11.09.2016 года, по требованию об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов №856564 по состоянию на 29.09.2017 на общую сумму в размере 26235 руб. 83 коп. со сроком уплаты до 19.10.2017 должно было быть подано в срок до 20.04.2018 года, по требованию об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов №115295 по состоянию на 26.09.2019 на общую сумму в размере 37340 руб. 90 коп. со сроком уплаты до 07.10.2019 должно было быть подано в срок до 08.04.2020 года, по требованию № 149140 по состоянию на 12 ноября 2019 года со сроком уплаты до 03 марта 2020 года, должно быть подано в срок до 03.09.2020 года.
Межрайонная ИФНС России №3 по Тверской области обратилась в суд с заявлением о взыскании недоимки по торговому сбору, уплачиваемому на территориях городов федерального значения и пени с Лякишева А.В. согласно входящему штампу постоянного судебного присутствия ив пгт. Фирово 26.11.2020 года (исходящая дата налогового органа – 19.11.2020), т.е. за пределами сроков, установленных ст.48 Налогового кодекса Российской Федерации.
Сроки исковой давности для обращения административного истца в суд согласно положениям ст. 48 НК РФ истекли: 11.09.2016 года, 20.04.2018 года, 08.04.2020 года, 03.09.2020 года.
Объективных доказательств уважительности причин пропуска данного срока истцом не представлено, в связи с чем он не может быть восстановлен судом. О пропуске срока административного истца заявлено только административным истцом.
В соответствии со ст. 199 ГК РФ требование о защите нарушенного права принимается к рассмотрению судом независимо от истечения срока исковой давности.
Исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения.
Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
При данных обстоятельствах, учитывая, что административный истец заявил о пропуске срока исковой давности, длительность его пропуска истцом, отсутствие доказательств уважительности причин его пропуска, суд отказывает МРИ ФНС России № 3 по Тверской области в удовлетворении заявленных требований.
Согласно ч. 5 ст. 180 КАС РФ в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 138, 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административных исковых требований Межрайонной ИФНС России № 3 по Тверской области к административному ответчику Лякишеву Алексею Викторовичу о взыскании задолженности по торговому сбору, уплачиваемому на территориях городов федерального значения за 4 квартал 2015 года и 1 квартал 2017 года в сумме 42000 рублей и пени в сумме 21797 рублей 88 копеек а в общей сумме 63797 рублей 88 копеек отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме, путём подачи жалобы через Вышневолоцкий межрайонный суд Тверской области (постоянное судебное присутствие в пгт. Фирово Фировского района Тверской области).
Председательствующий Н.А. Костецкая
Мотивированное решение в окончательной форме изготовлено 01.02.2021 года
Председательствующий Н.А. Костецкая
1версия для печатиДело № 2а-2-6/2021 (2а-2-205/2020;) ~ М-2-184/2020 (Решения)