ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2-216/17 от 23.11.2017 Базарно-карабулакского районного суда (Саратовская область)

Дело № 2а-2-216/2017

Решение

Именем Российской Федерации

23 ноября 2017 года село Балтай

Базарно-Карабулакский районный суд Саратовской области в составе председательствующего судьи Верейкина А.А.,

при секретаре Джанунц Н.М.,

с участием представителя административного истца - прокурора Балтайского района Саратовской области Салина В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Балтайского района Саратовской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Большеозерского муниципального образования Балтайского муниципального района Саратовской области о признании недействующим муниципального нормативного правового акта в части,

установил:

прокурор Балтайского района Саратовской области обратился в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Большеозерского муниципального образования Балтайского муниципального района Саратовской области (далее по тексту – администрации) о признании недействующим пункта 7 Порядка осуществления полномочий по внутреннему муниципальному финансовому контролю и контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд Большеозерского муниципального образования Балтайского муниципального района Саратовской области (далее по тексту – Порядок), утвержденного постановлением от 05.08.2014 года № 34 (далее по тексту – постановление от 05.08.2014 года № 34).

Требования обоснованы тем, что прокуратурой района проведена проверка муниципальной правовой базы органов местного самоуправления Большеозерского муниципального образования Балтайского муниципального района Саратовской области, в ходе которой выявлены правовые акты, не соответствующие действующему федеральному законодательству. 05.08.2014 года администрацией принято постановление от 05.08.2014 года № 34, пунктом 1 которого утвержден Порядок. Пунктом 7 Порядка установлено, что объектом контроля предусмотрен лишь главный распорядитель (распорядитель, получатель) средств бюджета Большеозёрского муниципального образования, иные объекты контроля не указаны, что противоречит положениям Бюджетного кодекса РФ и Федерального закона № 44-ФЗ. Данное постановление опубликовано (обнародовано) 07.08.2014 года, вступило в силу со дня его опубликования. Изменения в постановление внесены постановлением № 11 от 23.04.2015 года, постановлением № 26 от 24.07.2015 года, постановлением № 30 от 16.03.2016 года. На противоречащий закону правовой акт прокуратурой района 13.06.2017 года принесён протест, который рассмотрен и удовлетворён. Однако, мер по приведению правовых актов в соответствие с законом до настоящего времени не предпринято.

В судебном заседании прокурор Балтайского района Саратовской области поддержал требования в полном объеме по изложенным в заявлении основаниям.

Представитель административного ответчика – администрации Большеозерского муниципального образования Балтайского муниципального района Саратовской области, извещенный надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, представил заявление с просьбой рассмотреть дело без его участия. При этом представитель против удовлетворения заявленных требований не возражает и признает их в полном объеме.

Явка указанного лица для данной категории дел обязательной не является.

Заслушав представителя административного истца, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему выводу и по следующим основаниям.

Согласно статье 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

В соответствии со статьями 9, 11 ГК РФ граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права. Суд осуществляет защиту нарушенных или оспоренных прав.

Исходя из вышеназванных положений закона сторона по делу, самостоятельно определяет характер правоотношений, и если считает, какое-либо его право нарушено, то определяет способ его защиты в соответствии со статьёй 12 ГК РФ, а суд осуществляет защиту нарушенных или оспоренных прав.

Согласно статье 12 ГПК РФ – гражданское судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

На основании статьи 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые ссылается как на основания своих требований и возражений.

В силу части 3 статьи 123 Конституции РФ судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, истец и ответчик должны представить суду доказательства, необходимые для всестороннего, полного и объективного выяснения действительных обстоятельств возникшего спора.

Согласно статьи 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными. В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей 12 настоящего Кодекса.

В соответствии со статьёй 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта, в том числе принятого референдумом субъекта Российской Федерации или местным референдумом, не действующим полностью или в части в суд может обратиться прокурор в пределах своей компетенции, полагающий, что принятый нормативный правовой акт не соответствует иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, нарушает права, свободы и законные интересы граждан.

В судебном заседании установлено, что прокуратурой Балтайского района Саратовской области в порядке надзора проведена проверка муниципальной правовой базы органов местного самоуправления Большеозерского муниципального образования Балтайского муниципального района Саратовской области.

05.08.2014 года администрацией принято постановление № 34, пунктом 1 которого утвержден Порядок осуществления полномочий по внутреннему муниципальному финансовому контролю и контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд Большеозерского муниципального образования Балтайского муниципального района Саратовской области.

Пунктом 7 Порядка установлено, что объектом контроля предусмотрен только главный распорядитель (распорядитель, получатель) средств бюджета Большеозёрского муниципального образования, иные объекты контроля не указаны (л.д. 6-9).

Пунктом 9 постановления Пленума Верховного суда РФ от 29.11.2007 года № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» разъяснено, что существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.

На основании изложенного, оспариваемое постановление является нормативным правовым актом.

Данное постановление опубликовано (обнародовано) 07.08.2014 года, вступило в силу со дня его опубликования. Изменения в постановление внесены постановлением № 11 от 23.04.2015 года, постановлением № 26 от 24.07.2015 года, постановлением № 30 от 16.03.2016 года (л.д. 13).

Частью 2 статьи 47 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определено, что муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, учредителем которых выступает муниципальное образование, а также соглашения, заключаемые между органами местного самоуправления, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).

Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон № 44-ФЗ) регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся, в том числе, контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – контроль в сфере закупок).

Согласно части 2 статьи 99 Федерального закона № 44-ФЗ контроль в сфере закупок осуществляется в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок (далее – субъекты контроля).

Объекты муниципального финансового контроля указаны в части 1 статьи 266.1 Бюджетного кодекса РФ.

Вместе с тем, пунктом 7 Порядка в качестве объектов контроля предусмотрен лишь главный распорядитель (распорядитель, получатель) средств бюджета Большеозёрского муниципального образования, иные объекты контроля не указаны, что противоречит изложенным положениям Бюджетного кодекса РФ и Федерального закона № 44-ФЗ. Указанные обстоятельства представителем административного ответчика не оспаривались.

На оспариваемый акт прокуратурой района 13.06.2017 года принесён протест, который рассмотрен и удовлетворён. Однако, мер по приведению правовых актов в соответствие с федеральным законодательством до настоящего времени не предпринято (л.д. 14-16).

В силу статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается одно из следующих решений: об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты; 2) об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

На основании части 3 статьи 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона опротестовывает противоречащие закону правовые акты, обращается в суд или арбитражный суд с требованием о признании таких актов недействительными.

Согласно статьи 39 КАС РФ, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Пунктом 4 постановления Пленума Верховного суда РФ от 29.11.2007 года № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» закреплено, что в соответствии с полномочиями, предоставленными прокурору Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации», он вправе оспорить в суде нормативные правовые акты. Исходя из положений пункта 2 статьи 1, пункта 3 статьи 22, статьи 23 и статьи 28 указанного Закона прокурор, в частности, имеет право на обращение с заявлением о признании недействующими полностью или в части нормативных правовых актов (в том числе нарушающих права и свободы гражданина), издаваемых федеральными органами исполнительной власти (за исключением Правительства Российской Федерации), представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и их должностными лицами.

При указанных обстоятельствах, суд находит доводы административного истца убедительными, требования прокурора Балтайского района Саратовской области подлежащими удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь статьями 175-180, 215 КАС РФ, суд

решил:

административное исковое заявление прокурора Балтайского района Саратовской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Большеозерского муниципального образования Балтайского муниципального района Саратовской области о признании недействующим муниципального нормативного правового акта в части удовлетворить.

Признать недействующим с 07.08.2014 года пункт 7 Порядка осуществления полномочий по внутреннему муниципальному финансовому контролю и контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд Большеозерского муниципального образования Балтайского муниципального района Саратовской области, утвержденного постановлением администрации Большеозерского муниципального образования Балтайского муниципального района Саратовской области от 05.08.2014 года № 34 как противоречащий части 2 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», части 1 статьи 266.1 Бюджетного кодекса РФ.

Возложить на администрацию Большеозерского муниципального образования Балтайского муниципального района Саратовской области обязанность опубликовать сообщение о принятии настоящего решения суда в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном издании органа местного самоуправления, в котором был опубликован оспоренный нормативный правовой акт. Если опубликование сообщения о его принятии невозможно в установленный срок в связи с определенной периодичностью выпуска официального издания, решение суда должно быть опубликовано по истечении установленного срока в ближайшем номере такого издания. Если официальное издание прекратило свою деятельность, решение суда или сообщение о его принятии публикуется в другом издании, в котором публикуются нормативные правовые акты соответствующего органа местного самоуправления.

Апелляционная жалоба, представление прокурора на решение суда могут быть поданы в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме в Саратовский областной суд через Базарно-Карабулакский районный суд Саратовской области (412630, Саратовская область, Балтайский район, село Балтай, улица Ленина, дом № 86).

Председательствующий: А.А. Верейкин