ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2-226/2021 от 23.07.2021 Майнского районного суда (Ульяновская область)

Дело № 2а-2-226/2021

УИД 73RS0011-02-2021-000592-19

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

р. п. Вешкайма 23 июля 2021 года

Майнский районный суд Ульяновской области в составе председательствующего судьи Живодеровой В.В., при секретаре Жирновой И.М.

с участием помощника прокурора Вешкаймского района Харитонова П.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Вешкаймского района Ульяновской области в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному учреждению администрации муниципального образования Чуфаровское городское поселение Вешкаймского района Ульяновской области, муниципальному казенному предприятию «КОМХОЗ» муниципального образования Чуфаровское городское поселение Вешкаймского района Ульяновской области о признании незаконным бездействия по непринятию мер к устранению нарушений требований пожарной безопасности в части приведения и исправное состояние пожарных гидрантов, возложении обязанности выполнить мероприятия по устранению нарушений требований пожарной безопасности, привести в исправное состояние пожарные гидранты,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Вешкаймского района Ульяновской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением к муниципальному учреждению администрации муниципального образования Чуфаровское городское поселение Вешкаймского района Ульяновской области, муниципальному казенному предприятию «КОМХОЗ» муниципального образования Чуфаровское городское поселение Вешкаймского района Ульяновской области о признании незаконным бездействия по непринятию мер к устранению нарушений требований пожарной безопасности в части приведения и исправное состояние пожарных гидрантов, возложении обязанности выполнить мероприятия по устранению нарушений требований пожарной безопасности, привести в исправное состояние пожарные гидранты. В обоснование административных исковых требований указано, что прокуратурой Вешкаймского района по информации начальника 31 ПЧ ФГКУ «1 отряд ФПС по Ульяновской области» проведена проверка исполнения законодательства о пожарной безопасности. В ходе этой проверки было установлено, что в собственности МО Чуфаровское городское поселение Вешкаймского района Ульяновской области находятся водопроводные сети, расположенные на территории МО Чуфаровское городское поселение Вешкаймского района Ульяновской области. Указанные водопроводные сети на основании договора №2 от 07 октября 2017 года были переданы МКП «КОМХОЗ» на праве оперативного управления. По результатам проведенной прокурорской проверки было установлено, что пожарные гидранты, являющиеся частью водопроводных сетей, находятся в неисправном состоянии. Данные гидранты расположены в с. *** ул.***, д., р.п. *** ул.*** (у здания лаборатории), ул. ***, д., ул. *** (у здания АТС) находятся в неисправном состоянии либо не соответствуют предъявленным требованиям. В соответствии с условиями договора №2 от 07.10.2017 года МКП «КОМХОЗ» обязуется, в том числе пользоваться имуществом по прямому назначению, осуществлять меры по обеспечению своевременной реконструкции и восстановлению имущества. Неисправность пожарных гидрантов представляют большую опасность возникновения лесного пожара в период пожароопасного периода и возникновения чрезвычайной ситуации на территории Вешкаймского района, поскольку р.п. *** и с.*** являются населенными пунктами находящимися в непосредственной близости от границ лесного фонда Российской Федерации. Неисправность пожарных гидрантов ставит под угрозу своевременность мер, принимаемых в случае возникновения пожаров, может повлечь нарушение прав, свобод неопределенного круга лиц, в том числе, жизни и здоровья людей, что требует незамедлительного принятия исчерпывающих мер. Ссылаясь на ст. 34,37,38 Федерального закона от 21.12.1994 №69- ФЗ «О пожарной безопасности», ст. 55 Постановления правительства РФ от 25.04.2012 №390 «О противопожарном режиме» на ч.1 ст. 127 Федерального закона от 22.07.2008 №123- ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», прокурор Вешкаймского района Ульяновской области просит признать незаконным бездействие администрации МО Чуфаровское городское поселение Вешкаймского района Ульяновской области, МКП «КОМХОЗ» по непринятию мер к устранению нарушений требований пожарной безопасности в части приведения в исправное состояние пожарных гидрантов, расположенных в с. *** ул.***, д.; р.п. *** ул.*** (у здания лаборатории), ул. ***, д., ул. *** (у здания АТС) и возложить на администрацию МО Чуфаровское городское поселение Вешкаймского района Ульяновской области, МКП «КОМХОЗ» выполнить мероприятия по устранению нарушений требований пожарной безопасности, а именно привести в исправное состояние и в соответствии предъявляемым требованиям ГОСТ пожарные гидранты, расположенные в с. *** ул.***, д.; р.п. *** ул.*** (у здания лаборатории), ул. ***, д., ул. *** (у здания АТС).

Помощник прокурора Вешкаймского района Ульяновской области Харитонов П.В. в судебном заседании 23.07.2021 года поддержал административные исковые требования прокурора частично, только в части признания незаконным бездействия муниципального учреждения администрации муниципального образования Чуфаровское городское поселение Вешкаймского района Ульяновской области, муниципальное казенное предприятие «КОМХОЗ» по непринятию мер к устранению нарушений требований пожарной безопасности в части приведения в исправное состояние пожарного гидранта, расположенного в с. *** ул.***, д.. и возложении на муниципальное учреждение Администрация муниципального образования Чуфаровское городское поселение Вешкаймского района Ульяновской области, муниципальное казенное предприятие «КОМХОЗ» выполнить мероприятия по устранению нарушений требований пожарной безопасности, а именно привести в исправное состояние и в соответствии предъявляемым требованиям ГОСТ пожарный гидрант, расположенный по адресу: Ульяновская область, Вешкаймский район, в с. *** ул.***, д.. В остальной части исковые требования прокурора не поддержал, указал на то, что пожарные гидранты в р.п. *** приведены в исправное состояние.

Представитель административного ответчика МКП «КОМХОЗ» Аксенов О.Н. в судебном заседании 20.07.2021 года указал на то, что пожарные гидранты, расположенные по адресу: р.п. *** ул.*** (у здания лаборатории), ул. ***, д., ул. *** (у стадиона, около АТС) находятся в исправном состоянии и пригодны к использованию, остался неисправным один пожарный гидрант, расположенный в с.***, ул.***, д., неисправность которого была выявлена еще в сентябре 2020 года, но не устранена неисправность в виду отсутствия денежных средств.

Представитель административного ответчика МКП «КОМХОЗ» Аксенов О.Н. в судебное заседании 23.07.2021 года не прибыл, извещен о месте и времени рассмотрения дела.

Представитель ответчика муниципального учреждения администрации муниципального образования Чуфаровское городское поселение Вешкаймского района и.о.главы администрации МО Чуфаровское городское поселение Вешкаймского района Ульяновской области, представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.

Представители заинтересованных лиц ФГКУ «1 отряд ФПС по Ульяновской области», ГУ МЧС России по Ульяновской области в судебное заседание не прибыли, о времени и месте рассмотрения административного дела извещены надлежащим образом.

Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

На основании положений ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. Прокурор, обратившийся в суд с административным исковым заявлением, пользуется процессуальными правами и несет процессуальные обязанности административного истца (за исключением права на заключение соглашения о примирении и обязанности по уплате судебных расходов), а также обязанность по уведомлению гражданина или его законного представителя о своем отказе от поданного им в интересах гражданина административного иска.

В соответствии со ст. 62 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее – Федеральный закон №123- ФЗ) здания и сооружения, а также территории организаций и населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров.

В качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться естественные и искусственные водоемы, а также внутренний и наружный водопроводы (в том числе питьевые, хозяйственно-питьевые, хозяйственные и противопожарные).

Необходимость устройства искусственных водоемов, использования естественных водоемов и устройства противопожарного водопровода, а также их параметры определяются настоящим Федеральным законом.

Согласно частям 1-4 ст. 68 указанного Федерального закона на территориях поселений и городских округов должны быть источники наружного противопожарного водоснабжения.

К источникам наружного противопожарного водоснабжения относятся:

1) наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами;

2) водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации;

3) противопожарные резервуары.

Поселения и городские округа должны быть оборудованы противопожарным водопроводом. При этом противопожарный водопровод допускается объединять с хозяйственно-питьевым или производственным водопроводом.

В силу пункта 9 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления" к вопросам местного значения городского, сельского поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.

В статье 1 Федерального закона от 21.12.1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности» определено, что под первичными мерами пожарной безопасности понимается реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров.

Пунктом 1 статьи 63 Федерального закона №123-ФЗ установлено, что первичные меры пожарной безопасности включают в себя реализацию полномочий органом местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования.

Согласно пункту 2 статьи 63 Федерального закона №123-ФЗ первичные меры пожарной безопасности включают в себя, в том числе, разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности.

Согласно п.48 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16 сентября 2020 г. № 1479 руководитель организации обеспечивает исправность, своевременное обслуживание и ремонт наружных водопроводов противопожарного водоснабжения, находящихся на территории организации, и внутренних водопроводов противопожарного водоснабжения и организует проведение их проверок в части водоотдачи не реже 2 раз в год (весной и осенью) с внесением информации в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты.

В соответствии с законом Ульяновской области от 06.12.2006 №185-ЗО «О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными образованиями в Ульяновской области» (Приложение №18), в собственности МО Чуфаровское городское поселение Вешкаймского района Ульяновской области находятся водопроводные сети, расположенные на территориях р.п. *** и с.***.

Факт принадлежности водопроводных сетей, расположенных на территориях р.п. *** и с.*** Вешкаймского района Ульяновской области, подтверждается выписками из реестра муниципальной собственности №№254-262 от 20.07.2021 года.

Таким образом, администрация МО Чуфаровское городское поселение Вешкаймского района Ульяновской области, как субъект, являющийся собственником водопроводных сетей, обязана содержать в надлежащем состоянии муниципальное имущество, поскольку пожарные гидранты являются неотъемлемой частью водопроводной сети, не могут использоваться отдельно от нее.

Следовательно, муниципальное учреждение администрация МО Чуфаровское городское поселение Вешкаймского района Ульяновской области как исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления является ответственным за обеспечение первичных мер пожарной безопасности, и, соответственно, административным ответчиком по данному делу.

В судебном заседании также установлено, что 04 октября 2017 года между муниципальным учреждением администрация МО Чуфаровское городское поселение Вешкаймского района Ульяновской области и МКП «КОМХОЗ» был заключен договор №2 о закреплении муниципального имущества на праве оперативного управления за МКП «КОМХОЗ».

В соответствии с п. 3.1 указанного договора МКП «КОМХОЗ» обязуется эффективно использовать имущество, закрепленное за ним на праве оперативного управления в соответствии с целевым назначением, осуществлять текущий ремонт этого имущества, соблюдать правила пожарной безопасности и техники безопасности, немедленно извещать Администрацию о всяком повреждении, аварии или ином событии, нанесшем (грозящем нанести) имуществу ущерб, и своевременно принимать все возможные меры по предотвращению угрозы.

Согласно сообщению ФГКУ «1 отряд Федеральной противопожарной службы по Ульяновской области» №13 от .06.2021 года на территории МО «Вешкаймский район» имеются неисправные гидранты, в том числе и гидранты, расположенные: с. *** ул. ***, д.; р.п. *** ул. *** (у здания лаборатории), ул. ***, д., ул. *** (у здания АТС).

К моменту рассмотрения дела представителем административного ответчика МКП «КОМХОЗ» Аксеновым О.Н. суду представлены три акта от 14.07.2021 года, составленные комиссией в составе: начальника ПЧ-72 И.., представителем МКП «КОМХОЗ» Аксеновым О.Н., газоэлектросварщика П., согласованных и.о. главы администрации МО Чуфаровское городское поселение Т.. Согласно указанным актам пожарные гидранты, расположенные по адресу: р.п. *** ул.*** (у здания лаборатории), ул. ***, д., ул. *** (у стадиона, около АТС) находятся в исправном состоянии и пригодны к эксплуатации.

Оснований не доверять сведениям, указанным в данном акте не имеется, поскольку они были проверены и испытаны с участием представителей Пожарной части -72, расположенной в р.п. *** ПЧ-72.

С учетом изложенного, в удовлетворении исковых требований прокурора Вешкаймского района Ульяновской области о признании незаконным бездействия муниципального учреждения администрации муниципального образования Чуфаровское городское поселение Вешкаймского района Ульяновской области, муниципальное казенное предприятие «КОМХОЗ» по непринятию мер к устранению нарушений требований пожарной безопасности в части приведения в исправное состояние пожарных гидрантов, расположенных в р.п. *** ул. *** (у здания лаборатории), ул. ***, д., ул. *** (у здания АТС) и возложении на муниципальное учреждение Администрация муниципального образования Чуфаровское городское поселение Вешкаймского района Ульяновской области, муниципальное казенное предприятие «КОМХОЗ» выполнить мероприятия по устранению нарушений требований пожарной безопасности, а именно привести в исправное состояние и в соответствии предъявляемым требованиям ГОСТ пожарные гидранты, расположенные по адресу: р.п. *** ул.*** (у здания лаборатории), ул. ***, д., ул. *** (у здания АТС) удовлетворению не подлежат.

Административными ответчиками не оспаривается неисправность пожарного гидранта, расположенного по адресу: Ульяновская область, Вешкаймский район, с. *** ул. ***, д..

Административными ответчиками суду не представлены доказательства устранения неисправности гидранта, расположенного по адресу: ***, а именно устранения невозможности установки пожарной колонки в виду того, что конструктивные части колонки или люка смещены. Согласно пояснениям представителя МКП «КОМХОЗ» Аксенова О.Н., указанный пожарный гидрант установлен в одном колодце с водоразборной колонкой, в связи с чем отсутствует возможность подключения к нему пожарной колонки.

Согласно п. .5-.6 ГОСТ Р53961-2010, утвержденного и введенного в действие приказом Росстандарта от 25..2010 года №522-ст, размещение гидрантов в колодцах должно обеспечивать свободную установку крышки колодца и открытие крышки гидранта; размещение гидрантов в колодцах должно обеспечивать полное навертывание пожарной колонки, а также удобство проведения ремонтных работ. Такие условия эксплуатации пожарного гидранта расположенного по адресу: ***, административными ответчиками не обеспечены.

Факт наличия неисправного пожарного гидранта, расположенного по адресу: ***, препятствует своевременному предотвращению воздействия на людей опасных факторов пожара, что ставит под угрозу жизнь и здоровье граждан, находящихся в зоне его действия.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что требования прокурора Вешкаймского района Ульяновской области о признании незаконным бездействия административных ответчиков по непринятию мер к устранению нарушений требований пожарной безопасности в части приведения и исправное состояние пожарного гидранта, расположенного по адресу: ***, и возложении на административных ответчиков обязанности выполнить мероприятия по устранению нарушений требований пожарной безопасности, привести в исправное состояние пожарный гидрант, расположенный по адресу: ***, являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

В соответствии с п. 1 ч. 2, п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений.

С учетом изложенного, на ответчиков муниципальное учреждение Администрация муниципального образования Чуфаровское городское поселение Вешкаймского района Ульяновской области, муниципальное казенное предприятие «КОМХОЗ» необходимо возложить обязанность выполнить мероприятия по устранению нарушений требований пожарной безопасности, а именно привести в исправное состояние и в соответствии предъявляемым требованиям ГОСТ Р53961-2010, утвержденного и введенного в действие приказом Росстандарта от 25..2010 года №522-ст, пожарный гидрант, расположенный по адресу: ***.

Согласно требованиям ст. 187 КАС РФ решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом.

Оснований для немедленного исполнения решения суда не имеется.

Поскольку прокурор при обращении в суд, а также ответчик- муниципальное учреждение Администрация муниципального образования Чуфаровское городское поселение Вешкаймского района Ульяновской области, освобождены от уплаты государственной пошлины, то в силу ст. КАС РФ с муниципального казенного предприятия «КОМХОЗ» муниципального образования Чуфаровское городское поселение Вешкаймского района Ульяновской области необходимо взыскать в доход бюджета муниципального образования «Вешкаймский район» Ульяновской области государственную пошлину в сумме 300 (Триста) рублей 00 коп.

Руководствуясь ст.175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Удовлетворить административное исковое заявление прокурора Вешкаймского района Ульяновской области частично.

Признать незаконным бездействие муниципального учреждения администрации муниципального образования Чуфаровское городское поселение Вешкаймского района Ульяновской области, муниципальное казенное предприятие «КОМХОЗ» по непринятию мер к устранению нарушений требований пожарной безопасности в части приведения в исправное состояние пожарного гидранта, расположенного в с. *** ул.***, д..

Обязать муниципальное учреждение Администрация муниципального образования Чуфаровское городское поселение Вешкаймского района Ульяновской области, муниципальное казенное предприятие «КОМХОЗ» выполнить мероприятия по устранению нарушений требований пожарной безопасности, а именно привести в исправное состояние и в соответствии предъявляемым требованиям ГОСТ Р53961-2010, утвержденного и введенного в действие приказом Росстандарта от 25..2010 года №522-ст, пожарный гидрант, расположенный по адресу: Ульяновская область, Вешкаймский район, в с. *** ул.***, д..

Прокурору Вешкаймского района Ульяновской области в удовлетворении остальной части исковых требований к муниципальному учреждению администрации муниципального образования Чуфаровское городское поселение Вешкаймского района Ульяновской области, муниципальному казенному предприятию «КОМХОЗ» муниципального образования Чуфаровское городское поселение Вешкаймского района Ульяновской области отказать.

Взыскать с муниципального казенного предприятия «КОМХОЗ» муниципального образования Чуфаровское городское поселение Вешкаймского района Ульяновской области в доход бюджета муниципального образования «Вешкаймский район» Ульяновской области государственную пошлину в сумме 300 (Триста) рублей 00 коп.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Майнский районный суд в течение месяца со дня изготовления его в окончательной форме.

Судья В.В.Живодерова

Решение изготовлено в окончательной форме 26 июля 2021 года

Судья В.В.Живодерова