Дело № 2а-2-236/2022 УИД 73RS0011-02-2022-000418-72 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации р.п. Вешкайма 25 августа 2022 года Майнский районный суд Ульяновской области в составе председательствующего судьи Мерзлякова К.В., при секретаре Стожаровой Ю.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Управления Федеральной налоговой службы по Ульяновской области к Абдулкаримову Абдурашиду Хибибулаевичу о взыскании задолженности по транспортному налогу, пени, УСТАНОВИЛ: Управление Федеральной налоговой службы России по Ульяновской области (далее по тексту - УФНС по Ульяновской области) обратилось в суд с административным иском к Абдулкаримову А.Х. о взыскании транспортного налога за 2018 г. и пени по транспортному налогу за 2021-2022 гг. Требования мотивированы тем, что ответчик Абдулкаримов А.Х. являлся плательщиком транспортного налога за период по 2019 год и имел в собственности грузовой автомобиль ***, государственный регистрационный знак ***, VIN №, 1988 года выпуска, дата регистрации права 28.10.2000, дата утраты права 04.06.2019. В адрес налогоплательщика направлено налоговое уведомление на сумму 10 322,05 рублей за 2018 год. В установленный срок ответчик не исполнил обязанность по уплате налога, в связи с чем начислены пени в размере 164,63 рублей за период с 02.12.2021 по 26.01.2022. Кроме того, ответчику было выставлено требование об уплате недоимки по транспортному налогу в размере 10 486,68 руб., однако в установленный срок налог уплачен не был. Требования об уплате пени ответчиком не исполнены. Определением мирового судьи судебного участка № 1 Вешкаймского района Майнского судебного района Ульяновской области от 06.06.2022 судебный приказ от 18.04.2022 о взыскании недоимки с ответчика был отменён. В связи с изложенным, УФНС по Ульяновской области просит суд взыскать с ответчика задолженность по транспортному налогу за 2018 г. в размере 10 322,05 руб. и пени по транспортному налогу за 2021-2022 гг. в размере 164,63 руб. Административный истец, извещенный надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела без его участия. Административный ответчик Абдулкаримов А.Х. в судебном заседании с иском не согласился, суду пояснил, что автомобиля у него в собственности не имеется, был продан ещё в 2001 году, однако с учёта он его так и не снял. Выслушав ответчика, исследовав письменные материалы настоящего административного дела, суд приходит к следующему. Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации и статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Статьей 356 НК РФ предусмотрено, что транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Согласно п. 1 ст. 357 НК РФ налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления (пункт 3 статьи 363 НК РФ). В силу положений ст. 362 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации (пункт 1). Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки, если иное не предусмотрено данной статьей (пункт 2). В случае регистрации транспортного средства и (или) снятия транспортного средства с регистрации (снятия с учета, исключения из государственного судового реестра и т.д.) в течение налогового (отчетного) периода исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде (пункт 3). Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке, предусмотренном статьями 69, 70 Налогового кодекса РФ. Налоговое законодательство связывает возникновение объекта налогообложения с фактом регистрации транспортного средства на налогоплательщика. Налоговые органы, определяя налоговую базу для исчисления сумм транспортного налога, руководствуются данными о транспортных средствах, зарегистрированных в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ. Прекращение взимания транспортного налога возможно только в случае снятия с учета транспортного средства в регистрирующих органах. Начисление и уплата транспортного налога в случае продажи транспортного средства прекращаются с месяца, следующего за месяцем снятия его с регистрационного учета. Иных оснований для прекращения взимания указанного налога (за исключением угона транспортного средства либо возникновения права на налоговую льготу) законодательством о налогах и сборах не установлено. Таким образом, до момента снятия транспортного средства с учета в регистрирующих органах ГИБДД, плательщиком транспортного налога является лицо, за которым зарегистрировано транспортное средство. Прекращение взимания транспортного налога возможно только в случае снятия с учета транспортного средства в регистрирующих органах. Кроме того, согласно п. 1 ст. 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации. Сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации (п. 1 ст. 362 НК РФ). Материалами дела установлено, что за административным ответчиком в 2000 году было зарегистрировано транспортное средство марки ***, государственный регистрационный знак ***, VIN №, 1988 года выпуска.В связи с этим, административный ответчик является плательщиком транспортного налога. УФНС по Ульяновской области в адрес административного ответчика направлено налоговое уведомление от 15.01.2021 № 84895825 об уплате транспортного налога за 2018, 2019 годы в размере 16 438 руб. за вышеуказанный автомобиль. Данное уведомление было направлено ответчику в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика. В установленный срок транспортный налог административным ответчиком уплачен не был. В п. 1 ст. 72 НК РФ указано, что пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов. В соответствии с п. 1 ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. В силу п. 4 ст. 75 НК РФ пени за каждый день просрочки определяются в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пеней принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме (п. 5 ст. 75 НК РФ). В связи с неуплатой в установленный срок транспортного налога административному ответчику были начислены пени за период с 02.12.2021 по 26.01.2022 в размере 164,63 руб. УФНС по Ульяновской области в адрес административного ответчика направлено требование от 27.01.2022 № 1067 об уплате транспортного налога за 2018 год в размере 10 322,05 руб. (с учётом частичной уплаты налога произведён перерасчёт) и пени в размере 164,63 руб. в срок до 01.03.2022. Данное требование было направлено ответчику через личный кабинет налогоплательщика. Названное требование ответчиком исполнено не было. Несмотря на то, что УФНС по Ульяновской области соблюдена процедура взыскания задолженности по транспортному налогу за 2018 год, ответчик до настоящего времени свою обязанность по уплате данного налога за указанный период не исполнил. Согласно п. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено данным пунктом. В соответствии с п. 3 ст. 48 НК РФ рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве. Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Таким образом, статьей 48 НК РФ установлен шестимесячный срок на подачу заявления о взыскании в порядке приказного производства, который исчисляется по общему правилу со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, и аналогичной продолжительности срок для реализации налоговым органом права на взыскание недоимки в порядке искового производства, который подлежит исчислению со дня вынесения определения об отмене судебного приказа. Исходя из смысла положений ст. 48 НК РФ при рассмотрении вопроса о взыскании обязательных платежей и санкций в исковом порядке, правовое значение для исчисления срока обращения в суд имеет дата вынесения определения об отмене судебного приказа, в то время как срок обращения в суд для получения судебного приказа подлежит проверки при рассмотрении соответствующего вопроса мировым судьей судебного участка. 12.04.2022, т.е. в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, УФНС по Ульяновской области обратилась к мировому судье о взыскании транспортного налога за 2018 год, пени в размере 10 486,68 руб. Судебным приказом мирового судьи судебного участка № 1 Вешкаймского района Майнского судебного района Ульяновской области от 18.04.2022 с Абдулкаримова А.Х. вышеуказанная задолженность была взыскана. Определением мирового судьи того же участка от 03.06.2022 вышеуказанный судебный приказ отменен. 13.07.2022, т.е. в течение установленного п. 3 ст. 48 НК РФ шестимесячного срока со дня отмены судебного приказа, налоговый орган обратился в суд о взыскании указанного налога и пени в порядке искового производства. Учитывая, что ответчик является плательщиком транспортного налога за 2018 год и данный налог им в установленные законом сроки не был уплачен, а также принимая во внимание, что срок для обращения в суд с требованием о взыскании налога не пропущен, то суд считает, что требования УФНС Ульяновской области о взыскании транспортного налога за 2018 год в размере 10 322,05 руб. и пени в размере 164,63 руб. законны и обоснованы. Доводы ответчика об отсутствии у него обязанности по уплате налога в связи с продажей автомобиля, являются необоснованными. Как указано выше, до момента снятия транспортного средства с учета в регистрирующих органах ГИБДД, плательщиком транспортного налога является лицо, за которым зарегистрировано транспортное средство. Прекращение взимания транспортного налога возможно только в случае снятия с учета транспортного средства в регистрирующих органах. Абдулкаримов А.Х. своевременно в регистрирующий орган ГИБДД с заявление о снятии автомобиля с учёта не обращался в связи с чем, от уплаты налога он освобождён быть не может. Согласно ч. 1 ст. 114 КАС РФ государственная пошлина, от уплаты которой административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. Следовательно, с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход местного бюджета в размере 400 руб. Руководствуясь ст. ст. 175 - 180 КАС РФ, суд РЕШИЛ: Административные исковые требования Управления Федеральной налоговой службы по Ульяновской области к Абдулкаримову Абдурашиду Хабибулаевичу о взыскании транспортного налога за 2018 г. и пени по транспортному налогу за 2021-2022 гг. удовлетворить. Взыскать с Абдулкаримова Абдурашида Хабибулаевича (ИНН ***) пользу Управления Федеральной налоговой службы по Ульяновской области (ИНН 7325051113) задолженность по транспортному налогу за 2018 год в размере 10 322 рублей 05 копеек и пени по транспортному налогу за период с 02 декабря 2021 года по 26 января 2022 года в размере 164 рублей 63 копеек, а всего недоимку в размере 10 486 (десять тысяч четыреста восемьдесят шесть) рублей 68 копеек. Взыскать с Абдулкаримова Абдурашида Хабибулаевича в доход бюджета муниципального образования «Вешкаймский район» государственную пошлину в размере 400 рублей. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Ульяновского областного суда через Майнский районный суд Ульяновской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. Судья К.В. Мерзляков Решение изготовлено в окончательной форме 07 сентября 2022 года Судья К.В. Мерзляков |