ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2-250/2023 от 11.10.2023 Бузулукского районного суда (Оренбургская область)

№2а-2-250/2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с. Грачевка 11 октября 2023 года

Бузулукский районный суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи Куркиной О.А.,

при секретаре Ишкиной Т.Н.,

с участием представителя административного истца – заместителя прокурора Грачевского района Оренбургской области Пеннер А.В.;

административного ответчика – председателя совета депутатов Муниципального образования Верхнеигнашкинский сельсовет Грачевского района Оренбургской области Оспенниковой А.В.;

административного ответчика - Максимова А.В., его представителя – адвоката Семенова В.Г., действующего на основании ордера от ДД.ММ.ГГГГ;

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Грачевского района Оренбургской области к Максимову А.В., Совету депутатов муниципального образования Верхнеигнашкинский сельсовет Грачевского района Оренбургской области, председателю Совета депутатов муниципального образования Верхнеигнашкинский сельсовет Грачевского района Оренбургской области Оспенниковой А.В., об установлении наличия конфликта интересов между главой администрации муниципального образования Верхнеигнашкинский сельсовет Грачевского района Оренбургской области Максимовым А.В. и индивидуальным предпринимателем Максимовым А.М., признании незаконным бездействия главы администрации муниципального образования Верхнеигнашкинский сельсовет Грачевского района Оренбургской области Максимова А.В. по непринятию мер по урегулированию и предотвращению конфликта интересов, признании незаконным решения Совета депутатов муниципального образования Верхнеигнашкинский сельсовет Грачевского района Оренбургской области об отклонении проекта решения «О досрочном прекращении полномочий главы муниципального образования Верхнеигнашкинский сельсовет Грачевского района Максимова А.В.» и о прекращении полномочий главы администрации муниципального образования Верхнеигнашкинский сельсовет Грачевского района Максимова А.В. в связи с утратой доверия,

УСТАНОВИЛ:

Исполняющий обязанности прокурора Грачевского района Оренбургской области обратился в суд с административным исковым заявлением, в обоснование которого указал, что прокуратурой Грачевского района в ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка исполнения администрацией муниципального образования «Верхнеигнашкинский сельсовет» Грачевского района Оренбургской области (далее – МО «Верхнеигнашкинский сельсовет») требований законодательства в сфере противодействия коррупции. В ходе проверки установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между администрацией МО «Верхнеигнашкинский сельсовет» Грачевского района и индивидуальным предпринимателем Максимовым А.М. (далее – ИП Максимов А.М.) заключен договор аренды муниципального имущества от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно указанному договору ИП Максимов А.М. принял в аренду муниципальное имущество (системы водоснабжения населения) и обязался предоставлять населению услуги в сфере водоснабжения.

Фактически предпринимательскую деятельность ИП Максимов А.М. до ДД.ММ.ГГГГ осуществлял в здании администрации МО «Верхнеигнашкинский сельсовет» Грачевского района, где сотруднику ИП Максимова А.М. безвозмездно предоставлено рабочее место и необходимое оборудование. При этом между администрацией МО «Верхнеигнашкинский сельсовет» Грачевского района и ИП Максимовым А.М, договор аренды муниципального имущества (помещения в здании администрации МО «Верхнеигнашкинский сельсовет») до ДД.ММ.ГГГГ не заключался, арендная плата, за использование муниципального имущества, в целях осуществления предпринимательской деятельности, с ИП Максимова А.М. не взымалась.

Из объяснений главы администрации МО «Верхнеигнашкинский сельсовет» Грачевского района Максимова А.В., следует, что ИП Максимов А.М. является его родственником, а именно, двоюродным племянником. Факт не заключения договора аренды помещения в здании администрации МО «Верхнеигнашкинский сельсовет» Грачевского района, последний подтвердил в полном объёме.

В целях устранения выявленных нарушений прокуратурой района ДД.ММ.ГГГГ внесено представление, которое рассмотрено и удовлетворено, глава администрации МО «Верхнеигнашкинский сельсовет» Грачевского района Максимов А.М. привлечен к дисциплинарной ответственности в виде выговора (решение от ДД.ММ.ГГГГ). Несмотря на применение мер дисциплинарного воздействия главой администрации МО «Верхнеигнашкинский сельсовет» Грачевского района Максимовым А.В. в ДД.ММ.ГГГГ вновь необоснованно, в отсутствие законных оснований, предоставлены преференции своему родственнику ИП Максимову А.М.

Проведенной прокуратурой района повторной проверкой установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между администрацией МО «Верхнеигнашкинский сельсовет» Грачевского района в лице главы администрации Максимова А.В. и индивидуальным предпринимателем Максимовым А.М. заключен договор безвозмездного пользования части нежилого помещения (далее по тексту – Договор). Пунктами 1.1, 1.5 Договора закреплено, что администрация МО «Верхнеигнашкинский сельсовет» обязуется передать в бессрочное, безвозмездное пользование ИП Максимову А.М. часть нежилого помещения площадью <данные изъяты>., расположенное по адресу: <адрес>.

Согласно выписке из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ собственником нежилого здания, общей площадью <данные изъяты> расположенного по адресу: <адрес>, является администрация МО «Верхнеигнашкинский сельсовет» Грачевского района. При этом, заявление о предоставлении в пользование или аренду муниципального имущества от ИП Максимова А.М. в администрацию МО «Верхнеигнашкинский сельсовет» не поступало и не регистрировалось, муниципальное имущество передано ИП Максимову А.М. без составления акта приема-передачи, техническое состояние имущества перед передачей не оценивалось. Указанное нежилое помещение не включено в перечень муниципального имущества, используемого в целях предоставления его во владение и (или) пользование на долгосрочной основе субъектам малого и среднего предпринимательства.

Также установлено, что ИП Максимов А.М. не является получателем муниципальных преференций и не относится к числу социально ориентированных организаций. При этом, ИП Максимов А.М. осуществляет коммерческую деятельность на территории МО «Верхнеигнашкинский сельсовет» Грачевского района, связанную с извлечением прибыли, имеет постоянный источник дохода. Таким образом, по мнению административного истца, законных оснований для предоставления индивидуальному предпринимателю Максимову А.М. части нежилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, являющегося муниципальной собственностью, не имелось.

Таким образом, по мнению административного истца, глава администрации МО «Верхнеигнашкинский сельсовет» Грачевского района Максимов А.В., являясь лицом, замещающим должность муниципальной службы, вопреки законным интересам общества и государства, самостоятельно, в связи с наличием корыстной заинтересованности, в интересах родственника ИП Максимова А.М., в отсутствии законных для того оснований, не уведомив представителя работодателя, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ предоставил в безвозмездное, бессрочное пользование, без проведения конкурсных и иных процедур, часть нежилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, в связи с чем, местным бюджетом недополучены денежные средства в размере 18 918 рублей.

В целях устранения указанных нарушений ДД.ММ.ГГГГ в адрес Совета депутатов МО Верхнеигнашкинский сельсовет Грачевского района внесено представление об устранении нарушений требований законодательства о противодействии коррупции, о муниципальной собственности и бюджете.

Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ в мировой суд в административно-территориальных границах всего Грачевского района Оренбургской области направлено исковое заявление о взыскании с главы администрации МО Верхнеигнашкинский сельсовет Грачевского района и ИП Максимова А.М. солидарно денежных средств в размере 18 918 рублей в качестве ущерба, причиненного местному бюджету.

Решением мирового судьи судебного участка в административно-территориальных границах всего Грачевского района Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ, с главы администрации МО «Верхнеигнашкинский сельсовет» Грачевского района Максимова А.В. и ИП Максимова А.М. солидарно взысканы денежные средства в размере 18 918 рублей в качестве ущерба, причиненного незаконными действиями главы МО «Верхнеигнашкинский сельсовет» бюджету МО «Верхнеигнашкинский сельсовет», выразившиеся в предоставлении в безвозмездное пользование муниципального имущества.

ДД.ММ.ГГГГ в прокуратуру района поступил ответ, согласно которому, представление прокурора района ДД.ММ.ГГГГ рассмотрено на заседании Совета депутатов МО Верхнеигнашкинский сельсовет и направлено в Комитет по профилактике коррупционных правонарушений Оренбургской области для рассмотрения. Согласно докладу, по результатам анализа фактов несоблюдения главой муниципального образования Верхнеигнашкинский сельсовет Грачевского района Максимовым А.В. требований, установленных законодательством о противодействии коррупции от ДД.ММ.ГГГГ, предложено признать, что главой администрации МО Верхнеигнашкинский сельсовет Грачевского района Максимовым А.В. не соблюдались требования об урегулировании конфликта интересов, не приняты меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов.

Доклад по материалам проверки направлен в комиссию по соблюдению требований к служебному поведению лиц, замещающих муниципальные должности Оренбургской области и урегулированию конфликта интересов, для принятия законного и обоснованного решения. По итогам рассмотрения Комиссией указано о необходимости рассмотрения вопроса о досрочном прекращении полномочий главы администрации МО «Верхнеигнашкинский сельсовет» Грачевского района Максимова А.В. в связи с непринятием мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов.

ДД.ММ.ГГГГ по указанному вопросу проведено заседание Совета депутатов МО Верхнеигнашкинский сельсовет Грачевского района, на котором депутаты большинством голосов проголосовали против решения о досрочном прекращении полномочий главы МО Верхнеигнашкинский сельсовет Грачевского района Максимова А.В. (протокол от ДД.ММ.ГГГГ).

На основании изложенного административный истец просил суд:

- установить наличие конфликта интересов между главой администрации муниципального образования Верхнеигнашкинский сельсовет Грачевского района Оренбургской области Максимовым А.В. и индивидуальным предпринимателем Максимовым А.М., оказывающим услуги в сфере водоснабжения населения и являющимся арендатором муниципального имущества на территории МО Верхнеигнашкинский сельсовет Грачевского района;

- признать незаконным бездействие главы администрации муниципального образования Верхнеигнашкинский сельсовет Грачевского района Оренбургской области Максимова А.В., возникшего в связи с исполнением управленческих функций при распоряжении муниципальным имуществом МО Верхнеигнашкинский сельсовет Грачевского района, а также при заключении договора аренды муниципального имущества с ИП Максимовым А.М.;

- признать незаконным решение Совета депутатов муниципального образования Верхнеигнашкинский сельсовет Грачевского района Оренбургской области, оформленное в протокольной форме (протокол от ДД.ММ.ГГГГ), согласно которому принято решение об отклонении проекта решения «О досрочном прекращении полномочий главы муниципального образования Верхнеигнашкинский сельсовет Грачевского района Максимова А.В.»

- прекратить полномочия главы администрации МО Верхнеигнашкинский сельсовет Грачевского района Максимова А.В. в связи с утратой доверия за несоблюдение ограничений и запретов и неисполнение обязанностей по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, которые установлены ст.ст.10, 11, ч.1 ст.13.1 Федерального закона от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции», ч.4.1 ст.36 и п.4 ч.2 ст.74.1 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Протокольным определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве заинтересованного лица, привлечен индивидуальный предприниматель Максимов А.М..

Представитель административного истца – заместитель прокурора Грачевского района Оренбургской области Пеннер А.В. в судебном заседании исковые требования поддержал, привел доводы аналогичные изложенным в иске.

В судебном заседании административный ответчик Максимов А.В. и его представитель Семенов В.Г. исковые требования не признали, пояснив, что считают факт наличия родственных отношений между главой МО «Верхнеигнашкинский сельсовет» Максимовым А.В. и индивидуальным предпринимателем Максимовым А.М. не доказанным. Пояснили, что Максимов А.В. и Максимов А.М. являются однофамильцами. Также считают, что административным истцом при обращении в суд с требованием о признании незаконным бездействия главы администрации муниципального образования Верхнеигнашкинский сельсовет Грачевского района Оренбургской области Максимова А.В., нарушен трехмесячный срок, установленный статьей 219 Кодекса административного судопроизводства РФ, поскольку исходя из материалов дела, договор безвозмездного пользования части нежилого помещения площадью <данные изъяты> расположенного по адресу: <адрес>, прекратил свое действие ДД.ММ.ГГГГ, соответственно обязанность Максимова А.В. по принятию мер, направленных на урегулирование конфликта интересов истекла ДД.ММ.ГГГГ. По прошествии указанной даты прокурор не мог обращаться с требованиями о призвании незаконным бездействия главы муниципального образования Максимова А.В. В части требований прокурора о признании незаконным решения Совета депутатов муниципального образования Верхнеигнашкинский сельсовет Грачевского района Оренбургской области, оформленного в протокольной форме (протокол от ДД.ММ.ГГГГ), полагают, что прокурором нарушен установленный частью 2 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства РФ 10-дневный срок, при этом ходатайства о восстановлении пропущенного срока прокуратурой не заявлено.

Административный ответчик Максимов А.В. в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ дополнительно также пояснил, что ранее, при проведении проверки прокуратурой, он указывал о наличии родственных отношений, поскольку ошибался в том, являются ли они родственниками или нет. В действительности же он с Максимовым А.М. родственниками не являются. Для осуществления деятельности ИП он ничего не приобретал и не покупал. Договор на оказание услуг водоснабжения был заключен в ДД.ММ.ГГГГ предыдущим главой администрации муниципального образования. Какого-либо конфликта интересов между ним и ИП Максимовым А.М. не имеется. Акты прокурорского реагирования, решение мирового суда о взыскании денежных средств и решение Комитета по профилактике коррупционных нарушений Оренбургской области Максимовым А.В. не обжаловались, поскольку он не знал о возможности такого обжалования.

Административный ответчик – Совет депутатов муниципального образования Верхнеигнашкинский сельсовет Грачевского района Оренбургской области в судебное заседание не явился, извещен о дате, времени и месте судебного заседания надлежащим образом.

Административный ответчик - председатель Совета депутатов муниципального образования Верхнеигнашкинский сельсовет Грачевского района Оренбургской области Оспенникова А.В. исковые требования не признала, пояснив, что является председателем Совета депутатов МО Верхнеигнашкинский сельсовет с ДД.ММ.ГГГГ Соглашение между с ИП Максимовым А.М. и администрацией МО Верхнеигнашкинский сельсовет являлось вынужденной мерой, так как иначе оказывать данные услуги было некому. О наличии родственных отношений между Максимовым А.В. и Максимовым А.М. ей ничего не известно. В здании администрации МО Верхнеигнашкинский сельсовет действительно располагалась бухгалтер ИП Максимова А.М., которая принимала платежи населения за воду. В связи с чем Максимов А.В. привлекался к дисциплинарной ответственности по результатам рассмотрения мер прокурорского реагирования пояснить не смогла. Подтвердила, что в адрес Совета депутатов МО Верхнеигнашкинский сельсовет поступал доклад Комитета по профилактике коррупционных нарушений Оренбургской области за подписью Губернатора Оренбургской области, в котором было рекомендовано рассмотреть вопрос о досрочном прекращении полномочий Максимова А.В., однако депутаты проголосовали против, так как работать в сельсовете некому. Также пояснила, что не усматривает наличие конфликта интересов в деятельности главы Максимова А.В.

Заинтересованное лицо – индивидуальный предприниматель Максимов А.М. в судебное заседание не явился. В заявлении, адресованном суду, просил рассмотреть административное исковое заявление в его отсутствие, принять решение на усмотрение суда, поддержал показания, данные в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ. В ходе судебного заседания ДД.ММ.ГГГГ подтвердил факт наличия родственных отношения с главой администрации МО Верхнеигнашкинский сельсовет Максимовым А.В. Пояснил, что Максимов А.В. является его дальним родственником по линии отца, однако они с ним давно не общаются. Также пояснил, что в ходе судебного заседания ДД.ММ.ГГГГ дал показания об отсутствии родственных отношений по просьбе Максимова А.В. В ходе судебного заседания ДД.ММ.ГГГГ Максимов А.М. отрицал наличие родственных отношения, поясняя, что являются с Максимовым А.В. однофамильцами. Также пояснил, что зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя с ДД.ММ.ГГГГ. В ДД.ММ.ГГГГ заключил с администрацией МО «Верхнеигнашкинский» сельсовет договор, в соответствии с которым оказывал услуги водоснабжения на территории сельсовета. В штате у него имеется бухгалтер, которая принимает платежи от населения. Помещение в здании сельсовета предоставил ему бывший глава сельсовета Р. Арендную плату за данное помещение он не платил. В ДД.ММ.ГГГГ с Максимовым А.В. оформил договор безвозмездного пользования данным помещением. В связи с отсутствием оснований безвозмездного пользования данным помещением, прокуратура Грачевского района взыскала с него и Максимова А.В. денежные средства. Решение мирового суда не обжаловал. Также пояснил, что в ДД.ММ.ГГГГ преимущественно проживал в <адрес>, где работает <данные изъяты> вахтовым методом. В его отсутствие всеми делами занимается бухгалтер.

Представитель заинтересованного лица Комитета по профилактике коррупционных правонарушений Оренбургской области (далее – Комитет) в судебное заседание не явился. В суд поступил отзыв, в котором представитель заинтересованного лица указал, что в соответствии с Законом № 273-ФЗ, положениями Указа Президента Российской Федерации от 01.07.2010 № 821 «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов», указа Губернатора Оренбургской области от 19.02.2018 № 84-ук «О комиссии по соблюдению требований к служебному (должностному) поведению лиц, замещающих муниципальные должности Оренбургской области, и урегулированию конфликта интересов» вынесение решения о наличии (отсутствии) в действиях лица, замещающего муниципальную должность Оренбургской области нарушений ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, а также в обеспечении исполнения ими обязанностей, установленных Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», другими федеральными законами отнесено к исключительной компетенции комиссии. ДД.ММ.ГГГГ, руководствуясь Законом № 273-ФЗ, в соответствии с положением о комиссии, утвержденным указом Губернатора Оренбургской области от 19.02.2018 № 84-ук, комиссией единогласно принято решение: установить, что в рассматриваемом случае имеются признаки нарушения лицом, замещающий муниципальную должность главы МО «Верхнеигнашкинский сельсовет» Максимовым А.В., требований об урегулировании конфликта интересов; подготовить Губернатору Оренбургской области доклад об итогах рассмотрении вопроса повестки дня и внести предложение о направлении в адрес Совета депутатов МО «Верхнеигнашкинский сельсовет» обращения Губернатора Оренбургской обрасти о принятии в отношении главы МО Верхнеигнашкинский сельсовет Максимова А.В. мер юридической ответственности.

Принимая во внимание решение и рекомендации комиссии, неоднократность и существенность нарушений, допущенных лицом, замещающим муниципальную должность, в целях реализации требований антикоррупционного законодательства, и руководствуясь Законом № 131-ФЗ от 29.06.2023 в адрес Совета депутатов МО «Верхнеигнашкинский сельсовет» направлено обращение Губернатора Оренбургской области о принятии представительным органом МО Верхнеигнашкинский сельсовет решения о досрочном прекращении полномочий Максимова А.В.

Неисполнение главой МО Верхнеигнашкинский сельсовет Максимовым А.В. обязанности по предупреждению (урегулированию) конфликта интересов является нарушением антикоррупционного законодательства, влекущим за собой безальтернативное последствие и виде досрочного прекращения полномочий в связи с утратой доверия.

Комитет отметил, что при рассмотрении обращения Губернатора представительный орган муниципального образования исключительно реализует механизм досрочного сложения полномочий выборного должностного лица в соответствии с Законом № 131-ФЗ. Ни законодательство Российской Федерации об организации местного самоуправления, ни законодательство Российской Федерации в сфере противодействия коррупции не ставит вопрос о возможной дискретности принимаемых Советом депутатов решений в указанном случае.

На основании изложенного, просил удовлетворить исковые требования прокуратуры Грачевского района Оренбургской области, изложенные в административном исковом заявлении в полном объеме.

Заинтересованное лицо – администрация муниципального образования «Верхнеигнашкинский сельсовет» Грачевского района Оренбургской области в судебное заседание представителя не направили, извещены о дате, времени и месте рассмотрения дела.

Суд, руководствуясь частью 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.

Выслушав явившихся представителя административного истца, административных ответчиков и их представителей, заинтересованных лиц, свидетелей, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В соответствии с Федеральным законом от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» при реализации своих полномочий прокурор вправе проверить исполнение законов органами и должностными лицами, перечисленными в пункте 1 статьи 21 названного Федерального закона, а также вносить представления об устранении выявленных нарушений закона (статья 22), к которым в том числе отнесены органы местного самоуправления.

Согласно части 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ), лицом, замещающим муниципальную должность, является депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, член избирательной комиссии муниципального образования, действующей на постоянной основе и являющейся юридическим лицом, с правом решающего голоса, работающий в комиссии на постоянной (штатной) основе, председатель, заместитель председателя, аудитор контрольно-счетного органа муниципального образования;

В соответствии с абзацем 20 части 1 статьи 2 выборное должностное лицо местного самоуправления относится к лицам, замещающим муниципальную должность.

Согласно статье 36 Федерального закона № 131-ФЗ глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии с настоящей статьей собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Согласно части 7.1 статьи 40 Федерального закона № 131-ФЗ депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления должны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее – Федеральный закон №273-ФЗ) и другими федеральными законами. Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных, в том числе Федеральным законом № 273-ФЗ, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

В соответствии с частью 4.1 статьи 36 Федерального закона № 131-ФЗ глава муниципального образования должен соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены, в том числе Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

Согласно части 4.1 статьи 12.1 Федерального закона № 273-ФЗ лица, замещающие муниципальные должности, обязаны сообщать в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, а также принимать меры по предотвращению или урегулированию такого конфликта.

В силу части 5 статьи 12.1 Федерального закона № 273-ФЗ лица, замещающие муниципальные должности, нарушившие запреты, ограничения и обязанности, установленные частями 1 - 4.1 настоящей статьи, несут ответственность, предусмотренную федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что на основании решения Совета депутатов МО Верхнеигнашкинский сельсовет Грачевского района Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГМаксимов А.В. избрана главой МО Верхнеигнашкинский сельсовет.

В соответствии с частью 1 статьи 28 Устава МО «Верхнеигнашкинский сельсовет», принятого Советом депутатов МО Верхнеигнашкинский сельсовет Грачевского района Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ (далее – Устав), с последующими изменениями, глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования наделенное полномочиями по решению вопросов местного значения.

Установлено, что ДД.ММ.ГГГГ администрацией муниципального образования Верхнеигнашкинский сельсовет Грачевского района Оренбургской области и индивидуальным предпринимателем Максимовым А.М. заключен договор аренды муниципального имущества. В соответствии с п.1.1. данного договора арендодатель (администрация МО Верхнеигнашкинский сельсовет) предоставляет, а арендатор (индивидуальный предприниматель Максимов А.М.) принимает в аренду муниципальное имущество (системы водоснабжения), расположенные по адресу: <адрес>, с оборудованием согласно приложения. Согласно пункту 3.4.7 договора арендатор должен поддерживать арендованное муниципальное имущество в исправном состоянии, производить текущий ремонт в течение срока действия договора, содержать и оплачивать коммунальные платежи.

Максимов А.М. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя с ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.

Прокуратурой Грачевского района в рамках проверки исполнения администрацией МО Верхнеигнашкинский сельсовет законодательства в сфере исполнения коррупции в ДД.ММ.ГГГГ установлено, что ИП Максимов А.М на территории МО «Верхнеигнашкинский сельсовет» фактически не проживает, длительный период работает вахтовым способом <адрес>. Фактически его обязанности исполняет назначенный работник по доверенности и глава муниципального образования – Максимов А.В., который является родственником предпринимателя. При этом, по итогам проверки, как следует из преставления прокурора, Максимов А.В. подтверждал, что является родственником Максимова А.М. Также Максимов А.В. подтверждал факт выполнения работ по ремонту системы водоснабжения за счет бюджетных средств администрации МО Верхнеигнашкинский сельсовет.

После назначения главой муниципального образования Верхнеигнашкинский сельсовет ДД.ММ.ГГГГ Максимова А.В. вышеуказанный договор аренды имущества с Максимовым А.М. не расторгался.

Прокурор Грачевского района Оренбургской области, усмотрев в связи с изложенным, наличие конфликта интересов в деятельности Максимова А.В. и непринятие им мер по предотвращению данного конфликта интересов, в целях устранения выявленных нарушений ДД.ММ.ГГГГ внес в адрес председателя Совета депутатов муниципального образования Верхнеигнашкинский сельсовет Грачевского района Оренбургской области Оспенниковой А.В. представление, которое рассмотрено и удовлетворено, глава администрации МО «Верхнеигнашкинский сельсовет» Грачевского района Максимов А.М. привлечен к дисциплинарной ответственности в виде выговора за нарушение законодательства о противодействии коррупции (решение от ДД.ММ.ГГГГ).

Факт проведения проверки прокуратурой района административные ответчики не оспаривали. Представление, как акт прокурорского реагирования, главой муниципального образования ранее также не оспаривался.

Также судом установлено, что фактически предпринимательскую деятельность, связанную с содержанием имущества в сфере водоснабжения ИП Максимов А.М. до ДД.ММ.ГГГГ осуществлял в здании администрации МО «Верхнеигнашкинский сельсовет» Грачевского района, где сотруднику ИП Максимова А.М. – бухгалтеру - безвозмездно было предоставлено рабочее место.

Данный факт подтверждается показаниями индивидуального предпринимателя Максимова А.М., показаниями главы муниципального образования Максимова А.В., показаниями председателя Совета депутатов Оспенниковой А.В.

Установлено, что администрацией МО «Верхнеигнашкинский сельсовет» Грачевского района и ИП Максимовым А.М, договор аренды муниципального имущества (помещения в здании администрации МО «Верхнеигнашкинский сельсовет») до ДД.ММ.ГГГГ не заключался, арендная плата, за использование муниципального имущества, в целях осуществления предпринимательской деятельности, с ИП Максимова А.М. не взымалась. Данный факт также подтвержден в судебном заседании и не оспаривался сторонами.

В ходе повторной прокурорской проверки установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между администрацией МО «Верхнеигнашкинский сельсовет» Грачевского района в лице главы администрации Максимова А.В. и индивидуальным предпринимателем Максимовым А.М. заключен договор безвозмездного пользования части нежилого помещения (далее по тексту – Договор). Пунктами 1.1, 1.5 Договора закреплено, что администрация МО «Верхнеигнашкинский сельсовет» обязуется передать в бессрочное, безвозмездное пользование ИП Максимову А.М. часть нежилого помещения площадью <данные изъяты> расположенное по адресу: <адрес>.

Согласно выписке из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ собственником нежилого здания, общей площадью <данные изъяты> расположенного по адресу: <адрес>, является администрация МО «Верхнеигнашкинский сельсовет» Грачевского района.

Прокуратурой Грачевского района Оренбургской области ДД.ММ.ГГГГ мировому судье в административно-территориальных границах всего Грачевского района Оренбургской области направлено исковое заявление о взыскании с главы администрации МО Верхнеигнашкинский сельсовет Грачевского района и ИП Максимова А.М. солидарно денежных средств в размере 18 918 рублей в качестве ущерба, причиненного местному бюджету. Основанием для направления в суд искового заявление послужило то, что глава МО Максимов А.В., в отсутствии законных для того оснований, не уведомив представителя работодателя, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ предоставил в безвозмездное, бессрочное пользование, без проведения конкурсных и иных процедур, часть нежилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, в связи с чем, местным бюджетом недополучены денежные средства в размере 18 918 рублей.

Решением мирового судьи судебного участка в административно-территориальных границах всего Грачевского района Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ, с главы администрации МО «Верхнеигнашкинский сельсовет» Грачевского района Максимова А.В. и ИП Максимова А.М. солидарно взысканы денежные средства в размере 18 918 рублей в качестве ущерба, причиненного незаконными действиями главы МО Верхнеигнашкинский сельсовет бюджету МО Верхнеигнашкинский сельсовет, выразившиеся в предоставлении в безвозмездное пользование муниципального имущества. Данное решение суда не обжаловалось и вступило в законную силу. Из материалов гражданского дела усматривается, что исковые требования Максимов А.В. и Максимов А.М. признали в полном объеме.

Кроме того, в целях устранения указанных нарушений ДД.ММ.ГГГГ в адрес Совета депутатов МО Верхнеигнашкинский сельсовет Грачевского района внесено представление об устранении нарушений требований законодательства о противодействии коррупции, о муниципальной собственности и бюджете.

ДД.ММ.ГГГГ в прокуратуру района поступил ответ, согласно которому, представление прокурора района ДД.ММ.ГГГГ рассмотрено на заседании Совета депутатов МО Верхнеигнашкинский сельсовет и направлено в Комитет по профилактике коррупционных правонарушений Оренбургской области для рассмотрения. Согласно докладу по результатам анализа фактов несоблюдения главой муниципального образования Верхнеигнашкинский сельсовет Грачевского района Максимовым А.В. требований, установленных законодательством о противодействии коррупции от ДД.ММ.ГГГГ предложено признать, что главой администрации МО Верхнеигнашкинский сельсовет Грачевского района Максимовым А.В. не соблюдались требования об урегулировании конфликта интересов, не приняты меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов.

Доклад по материалам проверки направлен в комиссию по соблюдению требований к служебному поведению лиц, замещающих муниципальные должности Оренбургской области и урегулированию конфликта интересов, для принятия законного и обоснованного решения. По итогам рассмотрения Комиссией указано о необходимости рассмотрения вопроса о досрочном прекращении полномочий главы администрации МО «Верхнеигнашкинский сельсовет» Грачевского района Максимова А.В. в связи с непринятием мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов.

В докладе, в том числе, отражено, что меры по предоставлению равного доступа потенциальных претендентов к аренде муниципального имущества главой МО Верхнеигнашкинский сельсовет не принимались. Фактически глава МО Верхнеигнашкинский сельсовет предоставил ИП Максимову А.М. преимущественное право на аренду помещения для осуществления предпринимательской деятельности.

На основании доклада по результатам анализа фактов несоблюдения требований, установленных законодательством о противодействии коррупции главой МО Верхнеигнашкинский сельсовет, губернатором Оренбургской области Паслером Д.В. ДД.ММ.ГГГГ в адрес Совета депутатов муниципального образования Верхнеигнашкинский сельсовет направлено письмо, содержащее рекомендацию о необходимости рассмотреть вопрос принятия Советом депутатов муниципального образования решения о досрочном прекращении полномочий Максимова А.В. в связи с непринятием мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, на основании части 10.1 статьи 40 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и статьи 12.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»

ДД.ММ.ГГГГ по указанному вопросу проведено заседание Совета депутатов МО Верхнеигнашкинский сельсовет Грачевского района, на котором депутаты большинством голосов проголосовали против решения о досрочном прекращении полномочий главы МО Верхнеигнашкинский сельсовет Грачевского района Максимова А.В. (протокол от ДД.ММ.ГГГГ).

Разрешая требования прокурора Грачевского района Оренбургской области об установлении наличия конфликта интересов между главой МО Верхнеигнашкинский сельсовет Грачевского района Оренбургской области Максимовым А.В. и ИП Максимовым А.М., суд руководствуется следующим.

Основными принципами противодействия коррупции, установленными Федеральным законом, являются: законность; публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления; комплексное использование политических, организационных, информационно-пропагандистских социально-экономических, правовых, специальных и иных мер (пункты 3 и 5 статьи 3), установление оснований и пределов ответственности, которая наступает для гражданина, замещающего муниципальную должность, при их невыполнении.

Согласно положениям Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» под «конфликтом интересов» понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).

В силу части 2 статьи 10 Федерального закона № 273-ФЗ под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, указанным в части 1 настоящей статьи, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми лицо, указанное в части 1 настоящей статьи, и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.

Согласно части 3 статьи 10 данного закона обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов возлагается, в том числе, на иные категории лиц в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Как указывалось выше, в силу ч. 4.1 статьи 12.1 Федерального закона № 273-ФЗ Максимов А.В., как лицо, замещающее муниципальную должность, обязан сообщать в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, а также принимать меры по предотвращению или урегулированию такого конфликта.

В соответствии с положениями частей 1 - 5 статьи 11 названного Федерального закона лицо, указанное в части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, обязано принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов.

Лицо, указанное в части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, обязано уведомить в порядке, определенном представителем нанимателя (работодателем) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно.

Во исполнение Национального плана противодействия коррупции на ДД.ММ.ГГГГ и Национального плана противодействия коррупции на ДД.ММ.ГГГГ, утвержденных Указами Президента Российской Федерации, соответственно, от 1 апреля 2016 года № 147, от 29 июня 2018 года № 378, от 16 августа 2021 года N 478, Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации подготовлены Методические рекомендации по вопросам привлечения к ответственности должностных лиц за непринятие мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов (письмо от ДД.ММ.ГГГГ) (далее также - Рекомендации).

В разделе 4 Рекомендаций определены условия, при наличии которых имеются основания для применения к государственному (муниципальному) служащему взыскания за несоблюдение требований по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов.

Так, для подтверждения того, что конкретная ситуация является конфликтом интересов, первоначально необходимо достоверно установить одновременное наличие следующих обстоятельств: наличие личной заинтересованности, фактическое наличие у должностного лица полномочий для реализации личной заинтересованности, наличие связи между получением (возможностью получения) доходов или выгод должностным лицом и (или) лицами, с которыми связана его личная заинтересованность, и реализацией (возможной реализацией) должностным лицом своих полномочий.

При этом личной заинтересованностью является возможность получения дохода или выгоды должностным лицом и (или) лицами, с которыми связана личная заинтересованность должностного лица, к которым в том числе относятся: его близкие родственники или свойственники (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей), граждане или организации, с которыми должностное лицо и (или) его близкие родственники или свойственники связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.

Перечень ситуаций, при которых личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность государственной (муниципальной) службы, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий), не является исчерпывающим.

К субъектам, взаимодействие которых может привести к возникновению конфликта интересов, отнесены не только лица, обладающие признаками близкого родства или свойства, но и иные лица, отношения между которыми так или иначе могли повлечь за собой возникновение ситуации, при которой у служащего мог возникнуть конфликт интересов с этими лицами.

Для целей Рекомендаций под иными выгодами понимаются выгоды имущественного характера (материальное преимущество). К иным выгодам, в частности, относятся:

а) получение выгод (преимуществ), обусловленных такими побуждениями, как карьеризм, семейственность, желание получить взаимную услугу, заручиться поддержкой в решении какого-либо вопроса и т.п.;

б) ускорение сроков оказания государственных (муниципальных) услуг;

в) продвижение на вышестоящую должность или предоставление более престижного места службы (работы), содействие в получении поощрений и наград, научной степени и т.д.

Такие выгоды, например, как внеочередное предоставление государственной (муниципальной) услуги, могут в свою очередь повлечь другие существенные выгоды за счет возникновения неравных условий по сравнению с другими участниками рынка.

Получение (возможность получения) доходов или выгод, как правило, возникает в результате принятия (возможности принятия) должностным лицом решений в отношении самого себя или лиц, с которыми связана его личная заинтересованность. Однако необходимо учитывать, что личная заинтересованность может реализовываться также путем совершения должностным лицом действий (бездействия) в отношении третьих лиц в целях создания преимуществ и получения выгод для себя и лиц, с которыми связана личная заинтересованность, в частности путем ограничения конкуренции, исключения равных условий для получения доходов и выгод.

Как установлено в судебном заседании, Максимов А.В. и Максимов А.М являются родственниками. Данный факт, вопреки доводам административного ответчика Максимова А.В. и его представителя, в судебном заседании нашел свое подтверждение. Они проживают в одном селе <адрес>, где родились и выросли, у них имеются общие близкие родственники. Максимов А.М. (индивидуальный предприниматель), в ходе судебного заседания ДД.ММ.ГГГГ подтвердил, что является родственником главы муниципального образования по линии отца – М.М..

Допрошенная в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ свидетель М пояснила, что она является супругой Максимова А.М. (индивидуального предпринимателя). Ей известно, что ее супруг приходится родственником главы МО Верхнеигнашкинский сельсовет Максимова А.В. Об этом ей стало известно со слов супруга.

Допрошенный в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ свидетель М.М.ДД.ММ.ГГГГ пояснил, что является отцом Максимова А.М. (индивидуальный предприниматель). М.М. показал, что Максимов А.В. (глава МО) приходится ему двоюродным братом, так как их отцы – родные братья.

Допрошенная в судебном заседании свидетель К также пояснила, что ей известно о том, что Максимов А.М. является двоюродным племянником Максимова А.В.

Согласно сведений из отдела ЗАГС администрации Грачевского района Оренбургской области, отцом Максимова А.В.ДД.ММ.ГГГГ года рождения (глава МО) является М.В., а дедом индивидуального предпринимателя Максимова А.М. (по линии отца М.М.) является М.И.. М.В. и М.И. исходя из показаний опрошенных свидетелей являлись родными братьями (об этом также косвенно свидетельствует одинаковое отчество), а соответственно ИП Максимов А.М. является двоюродным племянником главы муниципального образования Максимова А.В.

В рамках проверки, которая проводилась прокуратурой Грачевского района Оренбургской области был опрошен Максимов А.В., который в объяснениях не отрицал наличие родства с ИП Максимовым А.М. и также указывал, что последний является его двоюродным племянником. Также факт родства подтвержден в объяснениях П, опрошенного заместителем прокурора Грачевского района Пеннером А.В.

Судом установлено, что Максимов А.В., являясь главой муниципального образования и действуя от его лица, вступил в договорные отношения с индивидуальным предпринимателем Максимовым А.М.

Суд полагает доказанным тот факт, что заключив договор об аренде муниципального имущества и будучи обязанным поддерживать арендованное имущество в исправном состоянии, индивидуальный предприниматель Максимов А.М. лично участия в выполнении возложенных на него договором обязанностей практически не принимает, при этом через находящегося в его штате бухгалтера продолжает взимать деньги с населения за оказание услуг в сфере водоснабжения.

Данный факт подтверждается, в том числе, выявленными в рамках прокурорской проверки нарушениями, отраженными в представлении от ДД.ММ.ГГГГ. Так, прокуратурой было установлено и указано в представлении, что в связи с порывом сети водоснабжения, произошедшем в ДД.ММ.ГГГГ, главой администрации МО «Верхнеигнашкинский сельсовет» Максимовым А.В. самостоятельно, в интересах ИП Максимова А.М., за счет средств бюджета администрации МО Верхнеигнашкинский сельсовет, произведён текущий ремонт сети водоснабжения, что подтверждается актом выполненных работ от ДД.ММ.ГГГГ, счетом об оплате услуг от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 40500 рублей. Также прокуратурой было установлено, что ИП Максимов А.М. взымал с населения коммунальные платежи в сфере водоснабжения. При этом о том, что Максимов А.М. фактически проживает в <адрес>, следует и из показаний самого Максимова А.М., который пояснил в ходе судебного заседания, что работает <данные изъяты> в <адрес> вахтовым методом.

При проведении проверок органами прокуратуры Максимов А.В. не оспаривал выявленные нарушения. В объяснениях, данных заместителю прокурора, нарушения признавал. Кроме того, по итогам внесенных мер прокурорского реагирования, он был привлечён к дисциплинарной ответственности, и меры дисциплинарного воздействия он также не оспаривал.

Доводы Максимова А.В. в судебном заседании о том, что ему не было известно о возможности обжаловать меры прокурорского реагирования, суд, с учетом должности которую занимает административный ответчик, и его пояснениями, которые он давал в рамках данных проверок, находит несостоятельными.

В соответствии со статьей 2 Гражданского кодекса РФ предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

Таким образом, индивидуальный предприниматель Максимов А.М., получив в аренду муниципальное имущество в виде объектов водоснабжения, а также получив в безвозмездное пользование часть помещения здания администрации, осуществлял на территории сельсовета деятельность по извлечению прибыли. При этом Максимов А.В., являясь главой муниципального образования, обладая для этого соответствующими полномочиями, достоверно зная о том, что ИП Максимов А.М. фактически не выполняет возложенных на него обязанностей в рамках договора аренды, не предпринимал мер по расторжению данного договора, не организовывал проведение конкурсных конкурентных процедур для заключения договоров по оказанию услуг водоснабжения на территории сельсовета с иными хозяйствующими субъектами, при этом допустил расходование бюджетных средств муниципального образования. Изложенное свидетельствует о наличии личной, в том числе корыстной, заинтересованности при создании необоснованных преференций со стороны Максимова А.В. в интересах его двоюродного племянника, за счет возникновения неравных условий по сравнению с другими участниками рынка.

Доводы представителя административного ответчика о том, что возникновение конфликта интересов возможно только в случае установления близкого родства между его субъектами, суд находит несостоятельным, поскольку действующим правовым регулированием к субъектам возникновения конфликта интересов отнесены не только лица, обладающие признаками близкого родства или свойства, но и иные лица отношения между которыми могли повлечь за собой возникновение ситуации, при которой у государственного (муниципального) служащего мог возникнуть конфликт интересов с этими лицами.

Наличие родственных отношений (хоть и не являющихся близкими) между Максимовым А.В. и Максимовым А.М., во взаимосвязи с вышеустановленными действиями, которые осуществлял глава муниципального образования Максимов А.В. при распоряжении и управлении муниципальным имуществом, свидетельствуют о наличии у него личной заинтересованности при принятии указанных решений, что влияет на объективность и законность его действий, на их соответствие законодательству о конкуренции и противодействию коррупции.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что между главой администрации муниципального образования Верхнеигнашкинский сельсовет Грачевского района Оренбургской области Максимовым А.В. и индивидуальным предпринимателем Максимовым А.М., оказывающим услуги в сфере водоснабжения населения и являющимся арендатором муниципального имущества на территории МО Верхнеигнашкинский сельсовет Грачевского района установлено наличие конфликта интересов. При этом каких-либо действий, направленных на урегулирование и предотвращение конфликта интересов Максимовым А.В. не предпринималось.

Наличие конфликта интересов установлено также комиссией по соблюдению требований к служебному (должностному) поведению лиц, замещающих муниципальные должности Оренбургской области.

В соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ и в целях совершенствования государственной политики в области противодействия коррупции указом Губернатора Оренбургской области от 19 февраля 2018 года N 84-ук утверждено Положение о комиссии по соблюдению требований к служебному (должностному) поведению лиц, замещающих муниципальные должности Оренбургской области, и урегулированию конфликта интересов (далее - Положение).

Данное Положение определяет порядок формирования и деятельности комиссий по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, образуемых в федеральных органах исполнительной власти, иных государственных органах в соответствии с Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ (далее - Положение)

Из материалов административного дела усматривается, что по результатам анализа фактов несоблюдения главой муниципального образования «Верхнеигнашкинский сельсовет» Грачевского района Оренбургской области, комитетом по профилактике коррупционных нарушений ДД.ММ.ГГГГ подготовлен доклад, в котором предложено признать, что главой МО Верхнеигнашкинский сельсовет не соблюдались требования об урегулировании конфликта интересов; меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов также им не приняты.

Каких-либо доказательств того, что Максимов А.В. сообщал в Совет депутатов МО Верхнеигнашкинский сельсовет или в комиссию по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих о личной заинтересованности при заключении договоров с индивидуальным предпринимателем Максимовым А.М., которая может привести к конфликту интересов, и принимал меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, суду не представлено. Данные факты подтверждают бездействие главы муниципального образования Верхнеигнашкинский сельсовет в части непринятии мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов на муниципальной службе, в связи с чем соответствующие требования прокурора подлежат удовлетворению.

Рассматривая требования прокурора к Совету депутатов, суд исходит из следующего.

Согласно Конституции Российской Федерации местное самоуправление признается и гарантируется в качестве одной из основ конституционного строя Российской Федерации, оно является необходимой составной частью единого механизма народовластия и обладает самостоятельностью в пределах своих полномочий, обеспечивает права и обязанности граждан, связанные с их участием непосредственно, а также через выборные и другие органы местного самоуправления в самостоятельном решении вопросов местного значения (статья 3, часть 2; статья 12; статья 32, части 1 и 2; статьи 130 и 131).

Согласно статье 24 Устава МО «Верхнеигнашкинский сельсовет» в компетенцию Совета депутатов муниципального образования входит, в том числе, принятие решения об удалении главы муниципального образования в отставку.

Согласно статье 28 Устава глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется настоящим Уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

В силу пункта 10 статьи 10 Федерального закона № 131-ФЗ в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находится принятие решения об удалении главы муниципального образования в отставку.

Согласно части 1 статьи 74.1 Федерального закона № 131-ФЗ представительный орган муниципального образования в соответствии с настоящим Федеральным законом вправе удалить главу муниципального образования в отставку по инициативе депутатов представительного органа муниципального образования или по инициативе высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

Согласно пункту 4 части 2 статьи 74.1 названного закона основаниями для удаления главы муниципального образования в отставку является несоблюдение ограничений, запретов, неисполнение обязанностей, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ №О противодействии коррупции», Федеральным законом от 3 декабря 2012 года N 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами».

В силу пункта 1 статьи 11 Федерального закона № 273-ФЗ лицо, замещающее государственную должность Российской Федерации, государственную должность субъекта Российской Федерации, муниципальную должность, в порядке, предусмотренном федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, подлежит увольнению (освобождению от должности) в связи с утратой доверия в случае непринятия лицом мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого оно является.

В рассматриваемом случае спорные правоотношения не являются частноправовыми, где допускается усмотрение работодателя при применении мер ответственности.

В соответствии с частью 4 статьи 11 Федерального закона № 273-ФЗ предотвращение или урегулирование конфликта интересов может состоять в изменении должностного или служебного положения лица, указанного в части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей в установленном порядке и (или) в отказе его от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов.

Как установлено в судебном заседании, прокурор Грачевского района Оренбургской области обратился к Совету депутатов МО Верхнеигнашкинский сельсовет с представлением об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции, в котором просил принять конкретные меры к устранению выявленных нарушений законодательства, причин и условий им способствующим; рассмотреть вопрос о привлечении к установленной законом ответственности главы администрации МО Верхнеигнашкинский сельсовет.

Согласно поступившего ответа, представление рассмотрено на заседании Совета депутатов МО Верхнеигнашкинский сельсовет и направлено в Комитет по профилактике коррупционных правонарушений Оренбургской области для рассмотрения. Согласно докладу по результатам анализа фактов несоблюдения главой муниципального образования Верхнеигнашкинский сельсовет Грачевского района Максимовым А.В. требований, установленных законодательством о противодействии коррупции от ДД.ММ.ГГГГ предложено признать, что главой администрации МО Верхнеигнашкинский сельсовет Грачевского района Максимовым А.В. не соблюдались требования об урегулировании конфликта интересов, не приняты меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов.

Доклад по материалам проверки направлен в комиссию по соблюдению требований к служебному поведению лиц, замещающих муниципальные должности Оренбургской области и урегулированию конфликта интересов, для принятия законного и обоснованного решения. По итогам рассмотрения Комиссией указано о необходимости рассмотрения вопроса о досрочном прекращении полномочий главы администрации МО «Верхнеигнашкинский сельсовет» Грачевского района Максимова А.В. в связи с непринятием мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов.

На основании доклада по результатам анализа фактов несоблюдения требований, установленных законодательством о противодействии коррупции главой МО Верхнеигнашкинский сельсовет, губернатором Оренбургской области Паслером Д.В. ДД.ММ.ГГГГ в адрес Совета депутатов муниципального образования Верхнеигнашкинский сельсовет направлено обращение, содержащее рекомендацию о необходимости рассмотреть вопрос принятия Советом депутатов муниципального образования решения о досрочном прекращении полномочий Максимова А.В. в связи с непринятием мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, на основании части 10.1 статьи 40 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и статьи 12.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

ДД.ММ.ГГГГ по указанному вопросу проведено заседание Совета депутатов МО Верхнеигнашкинский сельсовет Грачевского района, на котором депутаты большинством голосов проголосовали против решения о досрочном прекращении полномочий главы МО Верхнеигнашкинский сельсовет Грачевского района Максимова А.В. (протокол от ДД.ММ.ГГГГ).

Между тем, суд полагает, что нарушения главой МО Верхнеигнашкинский сельсовет Максимовым А.В. установленной антикоррупционным законодательством обязанности в силу пункта 1 части 1 статьи 13.1 Федерального закона № 273-ФЗ влекут за собой безальтернативное последствие в виде досрочного прекращения ее полномочий в связи с утратой доверия.

Таким образом, суд приходит к выводу, что решение Совета депутатов МО Верхнеигнашкинский сельсовет решение Совета депутатов муниципального образования Верхнеигнашкинский сельсовет Грачевского района Оренбургской области, оформленное в протокольной форме (протокол от ДД.ММ.ГГГГ), согласно которому принято решение об отклонении проекта решения «О досрочном прекращении полномочий главы муниципального образования Верхнеигнашкинский сельсовет Грачевского района Максимова А.В.» является незаконным, так как на момент принятия данного решения Совету депутатов было известно о непринятии Максимовым А.В. мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого она являлась.

Совету депутатов МО «Верхнеигнашкинский сельсовет» по результатам рассмотрения представления прокурора Грачевского района Оренбургской области, а также в связи с поступившей инициативой высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, надлежало принять решение о досрочном прекращении полномочия главы администрации Максимовым А.В. в связи с невыполнением им обязанностей, которые установлены Федеральным законом N 273-ФЗ.

Вместе с тем, до настоящего времени решение о досрочном прекращении полномочий депутата главы МО Верхнеигнашкинский сельсовет в связи с утратой доверия за неисполнение обязанности по сообщению о возникшем у него конфликте интересов, а также в связи с непринятием мер по его предотвращению или урегулированию, не принято.

Неисполнение Советом депутатов МО Верхнеигнашкинский сельсовет требований законодательства о противодействии коррупции противоречит интересам Российской Федерации и муниципального образования – Верхнеигнашкинский сельсовет Грачевского района Оренбургской области в указанной сфере.

В связи с изложенным, требования прокурора о признании незаконным решения Совета депутатов муниципального образования Верхнеигнашкинский сельсовет Грачевского района Оренбургской области, оформленное в протокольной форме (протокол от ДД.ММ.ГГГГ), согласно которому принято решение об отклонении проекта решения «О досрочном прекращении полномочий главы муниципального образования Верхнеигнашкинский сельсовет Грачевского района Максимова А.В.», также подлежат удовлетворению.

Также суд отмечает, что прокурор, реализуя полномочия по обращению в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, вправе заявить требование о досрочном прекращении полномочий лица, замещающего муниципальную должность, по основаниям, предусмотренным Федеральным законом «О противодействии коррупции».

В соответствии со Статьей 70 Федерального закона N 131-ФЗ, органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления несут ответственность перед населением муниципального образования, государством, физическими и юридическими лицами в соответствии с федеральными законами.

Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед государством наступает на основании решения соответствующего суда в случае нарушения ими Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, конституции (устава), законов субъекта Российской Федерации, устава муниципального образования, а также в случае ненадлежащего осуществления указанными органами и должностными лицами переданных им отдельных государственных полномочий (статья 72 этого же федерального закона).

Федеральный закон № 131-ФЗ закрепляет право органов прокуратуры Российской Федерации осуществлять надзор за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, конституций (уставов), законов субъектов Российской Федерации, уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов (часть 1 статьи 77).

Исходя из приведенных законоположений в системе действующего правового регулирования, прокурор, реализуя полномочия по обращению в суд с административным исковым заявлением, вправе заявить требование о досрочном прекращении полномочий лица, замещающего муниципальную должность, по основаниям, предусмотренным Федеральным законом N 273-ФЗ, если его обращение в орган местного самоуправления с таким требованием оставлено без удовлетворения.

В данном случае принятие решения о прекращении полномочий такого лица находится в компетенции суда, несмотря на ранее принятое представительным органом местного самоуправления решения об отказе в прекращении его полномочий.

Поскольку до настоящего времени решение о досрочном прекращении полномочий депутата главы МО Верхнеигнашкинский сельсовет в связи с утратой доверия за неисполнение обязанности по сообщению о возникшем у него конфликте интересов, а также в связи с непринятием мер по его предотвращению или урегулированию, не принято, суд считает необходимым удовлетворить требования прокурора также в части прекращения полномочия главы администрации МО Верхнеигнашкинский сельсовет Грачевского района Максимова А.В. в связи с утратой доверия за несоблюдение ограничений и запретов и неисполнение обязанностей по предотвращению и урегулированию конфликта интересов.

Представителем административного ответчика в качестве доводов для отказа в удовлетворении требований прокурора указано о пропуске административным истцом сроков для обращения в суд с административным исковым заявлением, установленных пунктом 1.1 и частью 2 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства РФ.

Суд находит данные доводы несостоятельными по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 1.1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если настоящим Кодексом или другим федеральным законом не установлено иное, административное исковое заявление об оспаривании бездействия органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа либо организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего может быть подано в суд в течение срока, в рамках которого у указанных лиц сохраняется обязанность совершить соответствующее действие, а также в течение трех месяцев со дня, когда такая обязанность прекратилась.

Обращаясь в суд с административным исковым заявлением прокурор просил суд признать незаконным бездействие главы администрации муниципального образования Верхнеигнашкинский сельсовет Грачевского района Оренбургской области Максимова А.В., возникшего в связи с исполнением управленческих функций при распоряжении муниципальным имуществом МО Верхнеигнашкинский сельсовет Грачевского района, а также при заключении договора аренды муниципального имущества с индивидуальным предпринимателем Максимовым А.М..

Как установлено при рассмотрении административного дела индивидуальный предприниматель Максимов А.М. до настоящего времени является лицом, ответственным за содержание муниципального имущества муниципального образования «Верхнеигнашкинский сельсовет» в сфере водоснабжения, продолжает взымать за это плату с населения, о чем главе муниципального образования «Верхнеигнашкинский сельсовет» Максимову А.В. известно и им не оспаривалось. Соответственно, у Максимова А.В., как у главы муниципального образования, сохраняется обязанность по принятию мер, направленных на урегулирование конфликта интересов, возникшего с индивидуальным предпринимателем Максимовым А.М. в связи с исполнением управленческих функций при распоряжении муниципальным имуществом.

В судебном заседании представителем административного истца в качестве доказательства действия договора аренды муниципального имущества от ДД.ММ.ГГГГ. (в сфере водоснабжения) представлена копия дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ,подписанного Максимовым А.В. и Максимовым А.М..

Административным ответчиком Максимовым А.В. и его представителем представлен для приобщения оригинал данного документа. При этом Максимов А.В. пояснил, что оригинал соглашения подписан в день судебного заседания по инициативе администрации района. Просили назначить и провести по делу экспертизу, направленную на установления даты фактического подписания соглашения, пояснив, что фактически договор аренды пользования муниципальным имуществом от ДД.ММ.ГГГГ не продлялся, то есть срок его действия истек ДД.ММ.ГГГГ. Судом в определении от ДД.ММ.ГГГГ в назначении экспертизы отказано.

Суд отмечает, что установление факта наличие либо отсутствия письменного соглашения о продлении действия договора аренды, а также установление даты фактического подписания данного договора, при разрешении вопроса о наличии (отсутствии) конфликта интересов между Максимовым А.В. и Максимовым А.М. не является юридически значимым обстоятельством, поскольку факт наличия в настоящее время договорных отношений между ИП Максимовым А.В. и администрацией МО «Верхнеигнашкинский сельсовет», связанных с использованием муниципального имущества в сфере водоснабжения, установлен судом из показаний сторон договора (Максимова А.В., Максимова А.М.), материалов дела и показаний свидетелей. Наличие (отсутствие) письменной формы соглашения о продлении действия договора от ДД.ММ.ГГГГ, дата его фактического подписания судом экспертным путем не исследованы, поскольку для установления наличия (отсутствия) конфликта интересов в рассматриваемом случае юридически значимым является факт наличия между ИП Максимовым А.В. и администрацией МО «Верхнеигнашкинский сельсовет» фактических договорных взаимоотношений, связанных с распоряжением и использованием муниципальным имуществом, а не соблюдение установленной законом письменной формы данной сделки.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что у главы МО Верхнеигнашкинский сельсовет» Максимова А.В. вне зависимости от наличия (отсутствия) письменного соглашения о продлении действия договора от ДД.ММ.ГГГГ сохраняется обязанность по принятию мер, направленных на урегулирование конфликта интересов.

Таким образом трехмесячный срок, установленный законом для обращения в суд с требованием о признании незаконным бездействия главы МО Верхнеигнашкинский сельсовет прокурором Грачевского района не нарушен.

Также не нарушен трехмесячный срок для обращения в суд с требованием о признании незаконным бездействия Совета депутатов муниципального образования МО Верхнеигнашкинский сельсовет.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в адрес Совета депутатов муниципального образования Верхнеигнашкинский сельсовет направлено письмо губернатора Оренбургской области, содержащее рекомендацию о необходимости рассмотреть вопрос принятия Советом депутатов муниципального образования решения о досрочном прекращении полномочий Максимова А.В. в связи с непринятием мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, на основании части 10.1 статьи 40 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и статьи 12.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

ДД.ММ.ГГГГ по указанному вопросу проведено заседание Совета депутатов МО Верхнеигнашкинский сельсовет Грачевского района, на котором депутаты большинством голосов проголосовали против решения о досрочном прекращении полномочий главы МО Верхнеигнашкинский сельсовет Грачевского района Максимова А.В. - протокол от ДД.ММ.ГГГГ. Соответственно, с указанной даты суд исчисляет трехмесячный срок, установленный пунктом 1.1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства РФ для обжалования бездействия органа местного самоуправления.

В суд с административным исковым заявлением прокурор обратился ДД.ММ.ГГГГ то есть до истечения трехмесячного срока, установленного законом.

В части соблюдения срока для обжалования решения Совета депутатов муниципального образования Верхнеигнашкинский сельсовет Грачевского района Оренбургской области, оформленного в протокольной форме (протокол от ДД.ММ.ГГГГ), суд не усматривает оснований для применения положения части 2 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства РФ, о котором указывал представитель административного ответчика.

Так, согласно требованиям данной нормы, административное исковое заявление об оспаривании правового акта высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) об отрешении от должности главы муниципального образования, об оспаривании решения представительного органа муниципального образования о самороспуске или об оспаривании решения представительного органа муниципального образования об удалении в отставку главы муниципального образования может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия соответствующего решения.

Данный перечень правовых актов, для оспаривания которых установлен 10-дневный срок, является ограниченным и не подлежит расширительному толкованию.

Поскольку Советом депутатов муниципального образования Вернеигнашкинский сельсовет не принималось решение об удалении в отставку главы муниципального образования, а административным истцом обжаловалось решение Совета депутатов иного характера, а именно - «об отклонении проекта решения «О досрочном прекращении полномочий главы муниципального образования Верхнеигнашкинский сельсовет Грачевского района Максимова А.В.», оснований для применения положений части 2 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства РФ суд не усматривает.

Таким образом, по указанным основаниям суд считает административные исковые требования прокурора Грачевского района Оренбургской области законными, обоснованными, подлежащими удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175 – 181, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

РЕШИЛ:

административное исковое заявление прокурора Грачевского района Оренбургской области к Максимову А.В., Совету депутатов муниципального образования Верхнеигнашкинский сельсовет Грачевского района Оренбургской области, председателю Совета депутатов муниципального образования Верхнеигнашкинский сельсовет Грачевского района Оренбургской области Оспенниковой А.В. об установлении наличия конфликта интересов между главой администрации муниципального образования Верхнеигнашкинский сельсовет Грачевского района Оренбургской области и индивидуальным предпринимателем Максимовым А.М., признании незаконным бездействия главы администрации муниципального образования Верхнеигнашкинский сельсовет Грачевского района Оренбургской области Максимова А.В. по непринятию мер по урегулированию и предотвращению конфликта интересов, признании незаконным решения Совета депутатов муниципального образования Верхнеигнашкинский сельсовет Грачевского района Оренбургской области об отклонении проекта решения «О досрочном прекращении полномочий главы муниципального образования Верхнеигнашкинский сельсовет Грачевского района Максимова А.В.», о прекращении полномочий главы администрации муниципального образования Верхнеигнашкинский сельсовет Грачевского района Максимова А.В. в связи с утратой доверия, удовлетворить.

Установить наличие конфликта интересов между главой администрации муниципального образования Верхнеигнашкинский сельсовет Грачевского района Оренбургской области Максимовым А.В. и индивидуальным предпринимателем Максимовым А.М., оказывающим услуги в сфере водоснабжения населения и являющимся арендатором муниципального имущества на территории муниципального образования Верхнеигнашкинский сельсовет Грачевского района Оренбургской области.

Признать незаконным бездействие главы администрации муниципального образования Верхнеигнашкинский сельсовет Грачевского района Оренбургской области Максимова А.В., возникшего в связи с исполнением управленческих функций при распоряжении муниципальным имуществом МО Верхнеигнашкинский сельсовет Грачевского района Оренбургской области, а также при заключении договора аренды муниципального имущества с индивидуальным предпринимателем Максимовым А.М..

Признать незаконным решение Совета депутатов муниципального образования Верхнеигнашкинский сельсовет Грачевского района Оренбургской области, оформленное в протокольной форме (протокол от ДД.ММ.ГГГГ), согласно которому принято решение об отклонении проекта решения «О досрочном прекращении полномочий главы муниципального образования Верхнеигнашкинский сельсовет Грачевского района Максимова А.В.».

Прекратить полномочия главы администрации МО Верхнеигнашкинский сельсовет Грачевского района Оренбургской области Максимова А.В. в связи с утратой доверия за несоблюдение ограничений и запретов и неисполнение обязанностей по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, которые установлены ст.ст.10, 11, ч.1 ст.13.1 Федерального закона от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции», ч.4.1 ст.36 и п.4 ч.2 ст.74.1 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Бузулукский районный суд Оренбургской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья О.А. Куркина

В окончательной форме решение принято 23 октября 2023 года.