ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2-2510/2019640004-01-2019-002930-21 от 04.01.2019 Балаковского районного суда (Саратовская область)

Дело № 2а-2-2510/2019 64RS0004-01-2019-002930-21

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

03октября 2019 года город Балаково

Балаковский районный суд Саратовской области в составе

судьи Кротова А.В.,

при секретаре судебного заседания Максимовой А.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Саратовской области к автономной некоммерческой образовательной организации дополнительного профессионального образования «Балаковский институт бизнеса и управления» о ликвидации некоммерческой организации, исключении сведений из Единого государственного реестра юридических лиц,

установил:

Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Саратовской области (далее – Управление) обратилось в суд с иском к автономной некоммерческой образовательной организации дополнительного профессионального образования «Балаковский институт бизнеса и управления» о ликвидации некоммерческой организации, исключении сведений из Единого государственного реестра юридических лиц.

В обоснование требований указано следующее.

Администрацией Балаковского муниципального образования 17.08.1999 года зарегистрирована Автономная некоммерческая образовательная организация дополнительного профессионального образования «Балаковский институт бизнеса и управления» (далее Организация). 21.11.2002 года Межрайонной инспекцией МНС РФ № 2 по саратовской области Организации присвоен основной государственный регистрационный номер *, учетный номер *. Юридический адрес организации: ул. Транспортная, дом № 4, г. Балаково, Саратовская область. Организационно-правовая форма Организации – автономная некоммерческая организация. При проведении Управлением плановой документарной проверки с 07.05.2019 года по 05.06.2016 года было установлено, что Устав организации не в полной мере соответствует законодательству РФ, организация использует эмблему (изображение полумесяца, в середине которого расположена буква «В», которую пронзает стрела), описание которой не содержится в Уставе Организации, в ЕГРЮЛ не внесены сведения об учредителях (участниках). Совет учредителей не определял приоритетные направления деятельности организации, принципы формирования и использования ее имущества, утверждение годового отчета и годового бухгалтерского баланса, утверждение финансового плана Организации и внесение в него изменений, утверждение проектов деятельности Организации; определение порядка, размеров и сроков внесения учредителями Организации единовременных и регулярных взносов в Организацию. В нарушение п.6.1, 6.9 Устава, п.2 ст. 65.3 ГК РФ, п.2 ст. 14, п. 3 ст.29 ФЗ Организацией в проверяемом периоде не соблюдалась периодичность проведений Совета учредителей, в 2017, 2018 годах заседания Совета не проводились. В нарушение п. 7.1 Устава Организации, п. 2 ст. 14 ФЗ не представлены протоколы Общего собрания работников, так как в проверяемый период Общее собрание работников не осуществляло свою деятельность. Наименование коллегиального органа Организации, указанное в протоколах Общего собрания педагогического коллектива, не соответствует п. 7.7 Устава. Педагогический совет не осуществляет разработку основных направлений и программ развития Организации, не рассматривает вопросы повышения качества образовательного процесса. Организацией не размещена в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» отчетность, предусмотренная ст.32 ФЗ за 2006, 2008-2018 гг. Приказ ректора Организации * о приеме работника на работу * вынесен с нарушением абз.3 п. 3 ст. 27 ФЗ, так как сделка с заинтересованным лицом не одобрена Советом учредителей.

Представитель истца Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Саратовской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещён надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в своё отсутствие.

Представители Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 2 по Саратовской области, Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 19 по Саратовской области о рассмотрении дела извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились.

Представитель автономной некоммерческой образовательной организации дополнительного профессионального образования «Балаковский институт бизнеса и управления» о времени и месте рассмотрения гражданского дела извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился, об уважительности причин неявки суду не сообщил, об отложении рассмотрения дела не просил.

Информация о дате и месте рассмотрения дела размещена на официальном сайте Саратовского управления Минюста.

Суд, изучив предоставленные материалы, находит требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:

В силу пунктам 2, 3 статьи 61 ГК РФ юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении некоммерческой организацией, в том числе общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом, деятельности, противоречащей ее уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом. Требование о ликвидации юридического лица по основаниям, указанным в пункте 2 настоящей статьи, может быть предъявлено в суд государственным органом или органом местного самоуправления, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом.

В соответствии с пунктом 2 статьи 2 № 7 Федерального закона от 12.01.1996 года «О некоммерческих организациях» некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ. В соответствии с п. 5 ст. 3 Федерального закона некоммерческие организации вправе иметь символику - эмблемы, гербы, иные геральдические знаки, флаги и гимны, описание которой должно содержаться в учредительных документах.

Символика некоммерческих организаций должна соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации об охране интеллектуальной собственности.

Символика некоммерческих организаций не должна совпадать с государственной символикой Российской Федерации, государственной символикой субъектов Российской Федерации, символикой муниципальных образований, федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, символикой иностранных государств, а также с символикой международных организаций.

В качестве символики некоммерческой организации не могут быть использованы эмблемы и иные символы, описание которых ранее включено в устав существующей в Российской Федерации политической партии, а также эмблемы и иные символы организаций, деятельность которых на территории Российской Федерации запрещена.

В соответствии с пп. «д» п. 1 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц в индивидуальных предпринимателей в ЕГРЮЛ содержатся, в том числе, сведения об учредителях (участниках) юридического лица.

Согласно п. 4 ст. 5 Федерального закона № 129-ФЗ записи вносятся в государственные реестры на основании документов, представленных при государственной регистрации.

В соответствии с п.2 ст. 14 Федерального закона «Требования учредительных документов некоммерческой организации обязательны для исполнения самой некоммерческой организацией, ее учредителями».

В соответствии с п. 3 ст. 32 Федерального закона некоммерческие организации, за исключением указанных в п. 3.1 ст. 32 Федерального закона, обязаны представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства. Формы и сроки представления указанных документов определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с п. 3.1. ст. 32 Федерального закона некоммерческие организации, учредителями (участниками, членами) которых не являются иностранные граждане и (или) организации либо лица без гражданства, а также не имевшие в течение года поступлений имущества и денежных средств от иностранных источников, в случае, если поступления имущества и денежных средств таких некоммерческих организаций в течение года составили до трех миллионов рублей, представляют в уполномоченный орган или его территориальный орган заявление, подтверждающее их соответствие настоящему пункту, и информацию в произвольной форме о продолжении своей деятельности в сроки, которые определяются уполномоченным органом.

В соответствии с п.3.2. ст. 32 Федерального закона некоммерческие организации, за исключением указанных в пункте 3.1 настоящей статьи, обязаны ежегодно, а некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента, - один раз в полгода размещать в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" или предоставлять средствам массовой информации для опубликования отчет о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в уполномоченный орган или его территориальный орган.

Кроме того, согласно п. 3.1. ст. 32 Федерального закона некоммерческие организации, обязаны ежегодно размещать в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" или предоставлять средствам массовой информации для опубликования сообщение о продолжении своей деятельности. Порядок и сроки размещения указанных отчетов и сообщений определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Согласно п. 1 ст. 27 Федерального закона заинтересованными в совершении некоммерческой организацией тех или иных действий, в том числе сделок, с другими организациями или гражданами (далее - заинтересованные лица), признаются руководитель (заместитель руководителя) некоммерческой организации, а также лицо, входящее в состав органов управления некоммерческой организацией или органов надзора за ее деятельностью, если указанные лица состоят с этими организациями или гражданами в трудовых отношениях, являются участниками, кредиторами этих организаций либо состоят с этими гражданами в близких родственных отношениях или являются кредиторами этих граждан. В соответствии с абз. 3 п. 3 ст. 27 Федерального закона сделка должна быть одобрена органом управления некоммерческой организацией или органом надзора за ее деятельностью (в бюджетном учреждении - соответствующим органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя).

Судом установлено, что 17.08.1999 года Администрацией Балаковского муниципального образования Саратовской области была зарегистрирована Автономная некоммерческая образовательная организация дополнительного профессионального образования «Балаковский институт бизнеса и управления», а 21.11.2002 года Межрайонной инспекцией МНС РФ № 2 по Саратовской области присвоен основной государственный регистрационный номер *, учетный номер *. Юридический адрес организации: ул. Транспортная, дом № 4, г. Балаково, Саратовская область.

Управлением Минюста с 07.05.2019 по 05.06.2019 проведена плановая документарная проверка соответствия деятельности субъекта проверки, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям, предусмотренным его учредительными документами, и законодательству Российской Федерации.

В результате проверки было установлено неоднократное нарушение норм статьи 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях», выражающиеся в неоднократном непредставлении некоммерческой организацией в установленный срок сведений.

При таких обстоятельствах, требование о признавшей прекратившей деятельность Автономной некоммерческой образовательной организации дополнительного профессионального образования «Балаковский институт бизнеса и управления», является обоснованным и подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 294 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

удовлетворить исковые требования Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Саратовской области.

Признать прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица и исключить из Единого государственного реестра юридических лиц Автономную некоммерческую образовательную организацию дополнительного профессионального образования «Балаковский институт бизнеса и управления». Исключить Автономную некоммерческую образовательную организацию дополнительного профессионального образования «Балаковский институт бизнеса и управления», ОГРН * из Единого государственного реестра юридических лиц.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Саратовский областной суд через Балаковский районный суд Саратовской области в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 10.10.2019 года.

Судья А.В. Кротов

«Согласовано»

Судья А.В. Кротов