ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2-304/19 от 22.08.2019 Мелекесского районного суда (Ульяновская область)

Дело №2а-2-304/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

«22» августа 2019 года с. Новая Малыкла

Ульяновская область

Мелекесский районный суд Ульяновской области в составе председательствующего судьи Мягкова А.С.

при секретаре Сергеенковой О.В.,

с участием прокурора отдела управления прокуроры Ульяновской области Чашленкова Д.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Новомалыклинского района в защиту законных прав и интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Среднесантимирское сельское поселение», администрации муниципального образования «Новомалыклинский район», муниципальному казенному учреждению «Управление муниципальным хозяйством» о возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Новомалыклинского района Ульяновской области обратился в суд с иском в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц, указав при этом, что проведенной прокуратурой Новомалыклинского района проверкой в деятельности Администрации муниципального образования «Новомалыклинский район» Ульяновской области и Муниципального учреждения Администрации поселения муниципального образования «Среднесантимирское сельское поселение» выявлены нарушения федерального законодательства в сфере организации дорожной деятельности.

В силу ч. 4 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов сельских поселений и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов сельских поселений.

В соответствии с ч. 10 ст. 5 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» автомобильными дорогами общего пользования местного значения муниципального района являются автомобильные дороги общего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог общего пользования местного значения поселений, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального района может утверждаться органом местного самоуправления муниципального района. При этом, как следует из содержания ч. 6 ст. 3 Федерального закона № 257-ФЗ, под дорожной деятельностью понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, улиц и тротуаров.

В силу п. 4 ст. 6 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

В соответствии с решениями Советов депутатов муниципального образования «Новомалыклинский район» от 09.11.2018 № 2/18 «О передаче части полномочий по решению вопросов местного значения в 2019 году», муниципального образования «Среднесантимирское сельское поселение» от 13.11.2018 № 3/14 «О принятии части полномочий по решению вопросов местного значения» среди прочих, администрации муниципального образования «Среднесантимирское сельское поселение» на 2019 год переданы полномочия по дорожной деятельности (в части содержания дорог) в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорого местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5 части 1 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ).

Постановлением Госстандарта России от 11.10.1993 № 221 утверждён «ГОСТ Р 50597-93. Государственный стандарт Российской Федерации. Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» (ГОСТ Р 50597-93 утратил силу с 1 сентября 2018 года в связи с изданием Приказа Росстандарта от 26.09.2017 № 1245-ст, которым утвердить национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», с датой введения в действие 1 сентября 2018 г.).

Согласно п. 3.1.2 вышеуказанных требований, предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см, ширине - 60 см и глубине - 5 см.

Внесенным 26.07.2018 прокуратурой Новомалыклинского района представлением перед ответственными лицами администрации муниципального образования «Среднесантимирское сельское поселение» обозначалось требование о необходимости устранения выявленных нарушений законодательства в сфере организации дорожной деятельности.

По результатам повторной проверки, проведенной в мае 2019 года совместно с государственным инспектором дорожного надзора группы дорожной инспекции отдела ГИБДД МО МВД России «Димитровградский» установлено, что вышеуказанные нарушения до настоящего времени не устранены.

Истец просит обязать муниципальное учреждение Администрация поселения муниципального образования «Среднесантимирское сельское поселение» Новомалыклинского района Ульяновской области и муниципальное казенное учреждение «Управление муниципальным хозяйством» установить на участке автомобильной дороги, проходящем вдоль детского учреждения в районе ***, в соответствие с п. 8.1.27 ГОСТ Р 52289-2004 ограничивающее пешеходное ограждение перильного типа, в соответствие с п.п. 7.2.8., 7.2.10 ГОСТ Р 52289-2004 светофор Т7, в соответствие с п. 5.2.25 ГОСТ 52289-2004 дорожные знаки 1.23 «Дети» с табличкой 8.2.1 «Зона действия», в соответствие с п. 6.2 ГОСТ Р 52605-2006 искусственные неровности.

В судебном заседании прокурор отдела прокуратуры Ульяновской области Чашленков Д.А., исковые требования в целом поддержал, просил их удовлетворить.

Представитель административного ответчика администрации МО «Новомалыклинский район» - Коншин П.С. в судебном заседании с исковыми требованиями согласился. Однако указал, что в настоящее время разработана и действует программа «Безопасные и качественные дороги», согласно которой по графику идет обустройство пешеходных переходов около школ района.

Представители административных ответчиков администрации поселения МО «Среднесантимирское сельское поселение» и МКУ «Управление муниципальным хозяйством» в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены судом надлежащим образом.

Представитель третьего лица МО МВД России «Димитровградский» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен судом надлежащим образом.

Руководствуясь положениями ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд полагает возможным рассмотреть административное дело по существу в отсутствие не явившихся участников процесса.

Суд, выслушав прокурора, представителя административного ответчика, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии с п. 9 ст. 5 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» автомобильными дорогами общего пользования местного значения поселения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения поселения может утверждаться органом местного самоуправления поселения.

Согласно п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу ч. 3 и 4 указанного Закона полномочия в части дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них на территории сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.

Частью 2 ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» установлено, что обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

В соответствии с п. 4 ст. 6 указанного Федерального закона к полномочиям органов местного самоуправления поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов поселения при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничениях и прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах населенных пунктов поселения в целях обеспечения безопасности дорожного движения.

В соответствии с решениями Советов депутатов муниципального образования «Новомалыклинский район» от 09.11.2018 № 2/18 «О передаче части полномочий по решению вопросов местного значения в 2019 году», муниципального образования «Среднесантимирское сельское поселение» от 13.11.2018 № 3/14 «О принятии части полномочий по решению вопросов местного значения» среди прочих, администрации муниципального образования «Среднесантимирское сельское поселение» на 2019 год переданы полномочия по дорожной деятельности (в части содержания дорог) в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорого местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5 части 1 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ).

Как следует из материалов дела на участке автомобильной дороги, проходящем вдоль детского учреждения в районе ***, в нарушение п. 8.1.27 ГОСТ Р 52289-2004 отсутствуют ограничивающие пешеходные ограждения перильного типа, в нарушение п.п. 7.2.8., 7.2.10 ГОСТ Р 52289-2004 отсутствует светофор Т7, в нарушение п. 5.2.25 ГОСТ 52289-2004 отсутствуют дорожные знаки 1.23 «Дети» с табличкой 8.2.1 «Зона действия», в нарушение п. 6.2 ГОСТ Р 52605-2006 отсутствуют искусственные неровности. Указанное подтверждается Актом обследования и выявленных недостатков от 30.04.2019, составленного инспектором ОГИБДД МО МВД России «Димитровградский».

В силу п. 8.1.27 ГОСТ Р 52289-2004. «Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» удерживающие пешеходные ограждения (перила) применяют у внешнего края тротуара на мостовом сооружении или на насыпи высотой более 1 м. Ограничивающие пешеходные ограждения применяют:

- перильного типа - у всех регулируемых наземных пешеходных переходов и нерегулируемых наземных пешеходных переходов, расположенных на участках дорог или улиц, проходящих вдоль детских учреждений, с обеих сторон дороги или улицы на протяжении не менее 50 м в каждую сторону от наземного пешеходного перехода.

Как следует из п. 7.2.8., 7.2.10, 7.2.18. ГОСТ Р 52289-2004 Светофоры Т.7 применяют для обозначения нерегулируемых перекрестков и пешеходных переходов. Светофоры Т.7 применяют в случаях если:

- интенсивность движения транспортных средств и пешеходов составляет не менее половины от ее значений для условий 1 и 2 по 7.2.14;

- не обеспечена видимость для остановки транспортного средства, движущегося со скоростью, разрешенной на участке дороги перед перекрестком или пешеходным переходом;

- пешеходный переход расположен на дороге, проходящей вдоль территории детских учреждений;

- по техническим обоснованиям невозможно применение светофорного регулирования по 7.2.15 для обозначения пешеходного перехода.

Из п. 5.2.25. ГОСТ Р 52289-2004 следует, что Знак 1.23 «Дети» устанавливают перед участками дорог, проходящими вдоль территорий детских учреждений или часто пересекаемыми детьми независимо от наличия пешеходных переходов.

Повторный знак устанавливают с табличкой 8.2.1, на которой указывают протяженность участка дороги, проходящего вдоль территории детского учреждения или часто пересекаемого детьми.

В населенных пунктах основной знак 1.23 устанавливают на расстоянии 90 - 100 м, повторный - на расстоянии не более 50 м от начала опасного участка.

Как следует из п. 6.2 ГОСТ Р 52605-2006. Технические средства организации дорожного движения. Искусственные неровности. Общие технические требования. Правила применения, Искусственные неровности устраивают за 10 - 15 м до наземных нерегулируемых пешеходных переходов у детских и юношеских учебно-воспитательных учреждений, а также по всей зоне действия знака 1.23 «Дети» через 50 м друг от друга.

Согласно материалов административного дела решениями Совета депутатов МО «Новомалыклинский район» от 09.11.2018 №2/14 и от 13.11.2018 №3/14 полномочия в области дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них переданы в ведение МО «Среднесантимирское сельское поселение».

Таким образом, суд полагает, что администрация МО «Новомалыклинский район» и администрация МО «Среднесантимирское сельское поселение», как исполнительно-распорядительные органы местного самоуправления, наделенные полномочиями в сфере дорожной деятельности в границах населенных пунктов в силу закона (МО «Новомалыклинский район») и в силу Соглашения о передаче полномочий (МО «Среднесантимирское сельское поселение»), являются надлежащими ответчиками. При этом суд не может определить только одного ответчика, поскольку в силу закона указанные полномочия относятся к полномочиям муниципального района, и будет ли заключено Соглашение о передаче полномочий на 2020 год в настоящее время не известно.

Кроме этого, суд не находит оснований для удовлетворения искового заявления к МКУ «Управление муниципальным хозяйством», т.к. органы местного самоуправления, в обязанности которых входят те или иные полномочия, сами вправе определять органы, организации или структурные подразделения через которые они будут осуществлять данные полномочия.

В соответствии с п. 1 ч. 2, п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений.

Согласно требованиям ст. 187 КАС РФ решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом. Суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований.

С учетом необходимости проведения процедур по заключению муниципального контракта на выполнение работ по оборудованию пешеходного перехода техническими средствами и приспособлениями, конкретных обстоятельств дела, суд полагает необходимым установить для ответчиков срок исполнения решения суда до 01 сентября 2020 года. Данный срок будет являться разумным, обоснованным и реально исполнимым.

Учитывая вышеизложенное, суд считает, что исковое заявление прокурора подлежит частичному удовлетворению с учетом срока, установленного судом.

Руководствуясь ст.ст. 175, 177, 178 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление прокурора Новомалыклинского района удовлетворить частично.

Обязать в срок до 01.09.2020 администрацию муниципального образования «Среднесантимирское сельское поселение», администрацию муниципального образования «Новомалыклинский район» установить на участке автомобильной дороги, проходящей вдоль детского учреждения в районе *** в соответствие с п.п. 7.2.8., 7.2.10 ГОСТ Р 52289-2004 светофор Т7, в соответствие с п. 8.1.27 ГОСТ Р 52289-2004 ограничивающее пешеходное ограждение перильного типа, в соответствие с п. 6.2 ГОСТ Р 52605-2006 искусственные неровности, в соответствие с п. 5.2.25 ГОСТ 52289-2004 дорожные знаки 1.23 «Дети» с табличкой 8.2.1 «Зона действия».

В удовлетворении искового заявления к муниципальному казенному учреждению «Управление муниципальным хозяйством» отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ульяновский областной суд через Мелекесский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме – 26 августа 2019 года.

Судья А.С. Мягков