ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2-307/2023 от 28.12.2023 Сенгилеевского районного суда (Ульяновская область)

Дело № 2а-2-307/2023(73RS0021-02-2023-000398-06)

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

28 декабря 2023 года р.п. Тереньга

Сенгилеевский районный суд Ульяновской области в составе судьи Зинина А.Н., с участием заместителя прокурора Тереньгульского района Ульяновской области Аюпова Н.Р., помощника прокурора Тереньгульского района Ульяновской области Красновой А.Ю., представителя Администрации муниципального образования «Тереньгульский район» Ульяновской области Горячкиной Е.С., при секретаре Никулиной Т.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Тереньгульского района Ульяновской области в защиту прав неопределенного круга лиц к Администрации МО «Подкуровское сельское поселение» Тереньгульского района Ульяновской области, Администрации муниципального образования «Тереньгульский район» Ульяновской области, об обязании выполнения работ по приведению территории МО «Подкуровское сельское поселение» требованиям противопожарной защиты,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Тереньгульского района Ульяновской области обратился в суд с административным исковым заявлением к Администрации МО «Подкуровское сельское поселение» Тереньгульского района Ульяновской области, об обязании выполнения работ по приведению территории МО «Подкуровское сельское поселение» Тереньгульского района Ульяновской области требованиям противопожарной защиты. В обоснование административного иска указал, что проведенной прокуратурой Тереньгульского района Ульяновской области проверкой были выявлены нарушения требований законодательства в сфере обеспечения противопожарной безопасности на территории МО «Подкуровское сельское поселение». Так средства обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения (пожарные гидранты) расположенные по адресу: <адрес> находятся в неисправном состоянии. По адресам: <адрес> средства обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения (пожарные гидранты) отсутствуют. На основании вышеизложенного, просит обязать Администрацию муниципального образования «Подкуровское сельское поселение» Тереньгульского района Ульяновской области в срок до 30.04.2024 года выполнить работы по приведению территории МО «Подкуровское сельское поселение» в соответствие требованиям противопожарной защиты, а именно: 1) средства обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения (пожарные гидранты) расположенные по адресу <адрес> привести в исправное состояние. 2) Установить средство обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения (пожарные гидранты) по адресу <адрес>.

Судом в ходе рассмотрения административного дела, в качестве соответчика, была привлечена Администрация муниципального образования «Тереньгульский район» Ульяновской области.

Помощник прокурора Тереньгульского района Ульяновской области Краснова А.Ю. в судебном заседании просила приобщить к материалам дела уточненное прокурором Тереньгульского района административное исковое заявление. Согласно уточненного административного иска, прокурор просит обязать Администрацию муниципального образования «Тереньгульский район» Ульяновской области в срок до 30.06.2024 года выполнить работы по приведению территории МО «Подкуровское сельское поселение» в соответствие требованиям противопожарной защиты, а именно: 1) средства обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения (пожарные гидранты) расположенные по адресу <адрес> привести в исправное состояние. 2) Установить средства обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения (пожарные гидранты) по адресу <адрес>.

Представитель Администрации МО «Подкуровское сельское поселение» Тереньгульского района Ульяновской области в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом.

Представитель ответчика администрации муниципального образования «Тереньгульский район» Ульяновской области Горячкина Е.С. в судебном заседании с административными исковыми требованиями была не согласна. Пояснила, что по договору аренды -а от 01.12.2023 года, работы по обслуживанию систем водоснабжения и водоотведения осуществляет Областное Государственное казенное предприятие «Ульяновский областной водоканал». Согласно пп.3.2.2 п.3.2 раздела 3 договора, арендатор обязан за свой счет проводить текущий ремонт арендованного имущества. В силу пп.3.2.13 п.3.2 раздела 3 договора, арендатор имеет право на договорной основе привлекать третьих лиц к выполнению работ по ремонту имущества и его содержанию в исправном состоянии. Пожарные гидранты являются устройствами, которые расположены непосредственно на сетях водоснабжения и являются её неотъемлемой частью, то есть её принадлежностью. Использование пожарных гидрантов невозможно отдельно от водопроводных сетей. Обязанность по обеспечению надлежащего технического состояния несут не только органы местного самоуправления поселения, но и организация, в пользование которой переданы водопроводные сети. Отсутствие в передаточных документах указания на пожарные гидранты, не опровергает их фактическую передачу в пользование как части единого комплекса водопроводной сети. На основании вышеизложенного, просила в иске отказать.

Представители заинтересованных лиц, Областного Государственного казенного предприятия «Ульяновский областной водоканал», Главного управления МЧС России по Ульяновской области, 35 пожарно-спасательной части первого пожарно-спасательного отряда Федеральной противопожарной службы государственной противопожарной службы главного управления по Ульяновской области (далее 35 ПСЧ 1 ПСО ФПС ГПС ГУ МЧС России по Ульяновской области), отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Сенгилеевскому и Тереньгульскому районам, управления надзорной деятельности МЧС России по Ульяновской области в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.

Судом в соответствии со ст. 150 КАС РФ рассмотрено дело в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела и представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Согласно ст.17 КАС РФ, суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают административные дела, связанные с защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также другие административные дела, возникающие из административных или иных публичных правоотношений и связанные с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий, за исключением дел, отнесенных федеральными законами к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации и арбитражных судов.

На основании п.4 ст.27, п.3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 № 2202-1 прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

В соответствие с ч.1 ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Действующее законодательство не регламентирует порядок получения прокурором информации о фактах допущенных нарушений законов и не устанавливает конкретный источник его информирования.

Заявление в суд подано прокурором в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законом.

В соответствии с ч. 1 ст. 68 Федерального закона от 22.07.2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее – Федерального закона от 22.07.2008 года № 123-ФЗ), территории населенных пунктов, а также находящиеся на них здания и сооружения должны быть обеспечены источниками наружного противопожарного водоснабжения.

Согласно ч. 2 ст. 68 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ к наружному противопожарному водоснабжению относятся, в том числе централизованные и (или) нецентрализованные системы водоснабжения с пожарными гидрантами, установленными на водопроводной сети (наружный противопожарный водопровод).

Территории населенных пунктов должны быть оборудованы наружным противопожарным водопроводом, обеспечивающим требуемый расход воды на пожаротушение зданий и сооружений. При этом расстановка пожарных гидрантов на водопроводной сети должна обеспечивать пожаротушение любого обслуживаемого данной сетью здания и сооружения (ч. 3 ст. 68 Федерального закона от 22.07.2008 года № 123-ФЗ).

Отношения в области пожарной безопасности регулируются Федеральным законом от 21 декабря 1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» и иными нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, в том числе правилами и нормами пожарной безопасности.

Согласно понятиям, установленным в статье 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности; нормативные документы по пожарной безопасности - национальные стандарты Российской Федерации, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.

Система обеспечения пожарной безопасности - совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на профилактику пожаров, их тушение и проведение аварийно-спасательных работ (абзац 1 статьи 3 указанного Федерального закона «О пожарной безопасности»).

Как следует из материалов дела и установлено судом, в ходе проведенной прокуратурой Тереньгульского района Ульяновской области проверки исполнения требований законодательства о пожарной безопасности, выявлены существенные нарушения закона в части соблюдения противопожарных норм относительно имущества находящегося в собственности администрации муниципального образования «Тереньгульский район» Ульяновской области в отношении объектов холодного водоснабжения и водоотведения на территории МО «Подкуровское сельское поселение» Тереньгульского района Ульяновской области.

Согласно справки заместителя начальника 35 ПСЧ 1 ПСО ФПС ГПС ГУ МЧС России по Ульяновской области А*** состоянии источников наружного противопожарного водоснабжения на территории МО «Тереньгульский район», в <адрес> пожарные гидранты находятся в неисправном состоянии, а по адресам: <адрес>, пожарные гидранты отсутствуют.

Факт наличия нарушений требований пожарной безопасности нашел свое подтверждение в ходе судебного заседания, что ответчиками в судебном заседании не отрицалось.

Допрошенный в качестве свидетеля заместитель начальника 35 ПСЧ 1 ПСО ФПС ГПС ГУ МЧС России по Ульяновской области А*** показал, что их работники с участием администрации муниципального образования «Тереньгульский район» Ульяновской области провели проверку состояния пожарных гидрантов и пожарных водоемов на территории Тереньгульского района. В ходе проверки были выявлены неисправности пожарных гидрантов, а так же их отсутствие в местах, где согласно реестра, они должны были быть. Все недостатки по средствам обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения были отражены в справке и отправлены в администрацию района.

01.12.2023 года между МУ администрация МО «Тереньгульский район» Ульяновской области и ОГКП «Ульяновский областной водоканал» заключен договор аренды имущества -а.

Согласно п. 1.1 договора, арендодатель предоставил за плату во временное владение и пользование арендатору: объекты холодного водоснабжения и водоотведения согласно приложения № 1, в том числе водопроводные сети <адрес>

На момент заключения договора, указанные в п. 1.1 договора объекты, находятся в реестре муниципального имущества МО «Тереньгульский район» Ульяновской области. Имущество передается для предоставления услуг по холодному водоснабжению и водоотведению на территории МО «Тереньгульский район» Ульяновской области (п.1.2 и п.1.3 договора).

Договор заключен на срок 11 месяцев со дня подписания передаточного акта.

Доказательств, подтверждающих устранение выявленных нарушений требований пожарной безопасности, суду не представлено.

Согласно статье 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» первичные меры пожарной безопасности - реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров (абзац 17).

В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах муниципального, городского округа.

Органами местного самоуправления городских и сельских поселений, городских и муниципальных округов, внутригородских районов создаются для целей пожаротушения источники наружного противопожарного водоснабжения, а также условия для забора в любое время года воды из источников наружного противопожарного водоснабжения, расположенных в населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях (пункт 75 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года № 1479, далее - Правила противопожарного режима).

В населенных пунктах и на производственных объектах в соответствии с Техническим регламентом должны предусматриваться источники наружного противопожарного водоснабжения (п.4.1 СП 8.13130 «Системы противопожарной защиты. Наружное противопожарное водоснабжение. Требования пожарной безопасности»),

В силу пункта 4.2 «Свода правил СП 8.13130 «Системы противопожарной защиты. Наружное противопожарное водоснабжение. Требования пожарной безопасности», утвержденных Приказом МЧС России от 30 марта 2020 года № 225, для использования в качестве источников наружного противопожарного водоснабжения предусматриваются: противопожарные водопроводы низкого или высокого давления, в том числе пожарный гидрант устройство для отбора воды из водопроводной сети для тушения пожара (п.3.9 СП8.13130); пожарные резервуары и (или) водоемы.

Согласно пунктам 8.9, 10.4 СП 8.13130 расстановка пожарных гидрантов на водопроводной сети должна обеспечивать подачу воды с расчетным расходом на пожаротушение любой точки обслуживаемого данной сетью здания на уровне нулевой отметки не менее чем от двух гидрантов при расходе воды на наружное пожаротушение 15 л/с и более или от одного гидранта - при расходе воды менее 15 л/с с учетом прокладки рукавных линий длиной не более 200 м по дорогам с твердым покрытием; пожарные резервуары или искусственные водоемы надлежит размещать из условия обслуживания ими зданий, находящихся в радиусе: при заборе воды насосами пожарных автомобилей - 200 м; при заборе воды мотопомпами - 100 - 150 м (в зависимости от типа мотопомп).

Статьей 62 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» установлено, что здания и сооружения, а также территории организаций и населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров (ч. 1); в качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться естественные и искусственные водоемы, а также внутренний и наружный водопроводы (в том числе питьевые, хозяйственно-питьевые, хозяйственные и противопожарные) (ч. 2);

Согласно п. 9 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06. 10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.

В соответствии со ст. 19 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся: создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах; создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем; обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.

Исходя из положений статьи 38 Федерального закона № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут лица, в числе которых собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом. Указанные лица за нарушение требований пожарной безопасности, а также за иные правонарушения в области пожарной безопасности могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.

В силу части 4 статьи 6 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со статьей 63 настоящего Федерального закона.

Учитывая приведенное выше нормативное регулирование, суд приходит к выводу о том, что выявленные нарушения требований пожарной безопасности являются по своему характеру первичными мерами пожарной безопасности, выполнение которых является обязанностью органа местного самоуправления - администрации муниципального образования «Тереньгульский район» Ульяновской области, как собственника имущества необходимого для водоснабжения населения.

Как следует из Устава МО «Тереньгульский район», администрация Тереньгульского района является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления Тереньгульского района, наделенным настоящим уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями по осуществлению отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления Тереньгульского района федеральными законами и законами Ульяновской области (ст.41 п.1 Устава).

Согласно ч.1.2, пп. 7,16, 17 ст.43 Устава (л.д.28,29,30,31) муниципального образования «Тереньгульский район», к полномочиям администрации Тереньгульского района по решению вопросов местного значения на территориях сельских поселений, входящих в состав Тереньгульского района, относятся: организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; создание, содержание и организация деятельности аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований на территории поселения.

Отклоняя доводы ответчика администрации МО «Тереньгульский район» Ульяновской области о том, что обязанности по приведению гидрантов в соответствии с требованиями пожарной безопасности, должны быть возложены на арендатора (ОГКП «Ульяновский областной водоканал»), суд исходит из того, что ОГКП «Ульяновский областной водоканал» в силу договора -а от 01.12.2023 года осуществляет только услуги по холодному водоснабжению и водоотведению на территории МО «Тереньгульский район» Ульяновской области (в том числе на территории населенных пунктов <адрес>), для чего обязан проводить, в том числе и текущий ремонт объектов холодного водоснабжения (п.1.1, п.3.2.2 договора), а обеспечение территории поселений средствами пожаротушения и поддержание их в исправном состоянии является публично-правовой обязанностью администрации МО «Тереньгульский район» Ульяновской области как собственника водопроводных сетей, при этом суд учитывает положения статьи 19 Федерального закона 21 декабря 1994 г. № 69 «О пожарной безопасности», пункт 9 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также пункт 75 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16 сентября 2020 г. № 1479. Для исполнения этой обязанности, администрация МО «Тереньгульский район» Ульяновской области вправе привлекать любого подрядчика, или пересмотреть условия уже заключенного с ОГКП «Ульяновский областной водоканал» договора № 19/2023-а от 01.12.2023 года и включить обязанность обслуживать и производить текущий ремонт средств пожаротушения на ОГКП «Ульяновский областной водоканал».

Доводы представителя ответчика администрации МО «Тереньгульский район» Ульяновской области о том, что в силу договора, на арендаторе лежит обязанность восстановить работоспособность пожарных гидрантов, так как в договоре предусмотрено условие производить текущий ремонт, необоснованны, так как договором (п.3.2.2 и 3.2.3) не конкретизировано (с учетом задач и целей для которых был заключен вышеуказанный договор), какое оборудование на водопроводных сетях, должно быть отремонтировано путем производства текущего ремонта.

Кроме того, суд учитывает, что обязанность соблюдать противопожарные меры, лежит на местных органах самоуправления, в данном случае на администрации муниципального образования «Тереньгульский район» Ульяновской области, как на собственнике имущества переданного в аренду для обеспечения водоснабжения населения.

Администрация МО «Тереньгульский район» Ульяновской области как субъект, являющийся собственником водопроводных сетей <адрес>, обязана содержать в надлежащем состоянии данное имущество, поскольку пожарные гидранты являются неотъемлемой частью водопроводных сетей, и не могут использоваться отдельно от них. Таким образом, исходя из целей и задач, которые предполагают осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования, суд полагает, что первичные меры пожарной безопасности в части поддержания собственником своего имущества в надлежащем состоянии, отвечающего противопожарным требованиям, входят в компетенцию Администрации МО «Тереньгульский район» Ульяновской области.

На основании изложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении уточненных исковых требований прокурора к администрации МО «Тереньгульский район» Ульяновской области о возложении обязанности привести источники наружного противопожарного водоснабжения (пожарные гидранты расположенные по адресу: <адрес>) в соответствии с нормами противопожарной безопасности.

Так же суд полагает удовлетворить исковые требования об установке пожарных гидрантов по адресам <адрес>.

В удовлетворении иска к Администрации МО «Подкуровское сельское поселение» Тереньгульского района Ульяновской области суд полагает отказать, так как администрация МО «Подкуровское сельское поселение» собственником водопроводных сетей не является.

Согласно требованиям ст. 187 КАС РФ решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом. Суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований.

Разрешая требования административного истца относительно сроков проведения работ по устранению недостатков по соблюдению требований противопожарной защиты, суд принимает во внимание дату принятия решения и вступления его в законную силу, а также учитывает объем необходимых работ, сроки для проведения изменений в бюджет, выделения денежных средств, подготовки проектной документации, сроки проведения аукционов для исполнения работ и другие необходимые работы. В связи с этим, срок проведения работ следует назначить до 30 июня 2024 года.

По мнению суда, указанные сроки является разумными, обеспечивающими соблюдение баланса интересов всех сторон, а также отвечают требованиям исполнимости судебного акта.

Руководствуясь статьями 175 - 180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд,

Р Е Ш И Л:

Административный иск прокурора Тереньгульского района Ульяновской области в защиту прав неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования «Тереньгульский район» Ульяновской области, об обязании выполнения работ по приведению территории МО «Подкуровское сельское поселение» Тереньгульского района Ульяновской области, требованиям противопожарной защиты удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования «Тереньгульский район» Ульяновской области в срок до 30.06.2024 года привести в исправное состояние средства обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения (пожарные гидранты) расположенные по адресу: <адрес>.

Обязать администрацию муниципального образования «Тереньгульский район» Ульяновской области в срок до 30.06.2024 года установить средства обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения (пожарные гидранты) по адресу: <адрес>.

В удовлетворении исковых требований к Администрации МО «Подкуровское сельское поселение» Тереньгульского района Ульяновской области отказать.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд, через Сенгилеевский районный суд Ульяновской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 09.01.2024 года.

Судья Зинин А.Н.