ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2-315/18 от 29.11.2018 Жуковского районного суда (Калужская область)

Дело № 2а-2-315/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

29 ноября 2018 года г.Таруса Калужской области

Жуковский районный суд Калужской области постоянное судебное присутствие

в городе Тарусе Тарусского района Калужской области в составе

председательствующего судьи Кондратьева А.Е.,

при секретаре судебного заседания Эрлих И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению прокурора Тарусского района Калужской области к администрации муниципального района «Тарусский район» о признании незаконным бездействия, возложении обязанности подготовить изменения в схему территориального планирования,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Тарусского района Калужской области обратился с административным иском в Жуковский районный суд Калужской области, уточнив исковые требования просил:

-признать незаконными бездействие администрации по внесению изменений в схему территориального планирования Тарусского района;

-обязать администрацию муниципального образования МР «Тарусский район» в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ подготовить изменения в схему территориального планирования по заявлению ФИО5, с надлежащим согласованием с Управлением архитектуры и градостроительства Калужской области, а также с органами местного самоуправления поселений, входящих в состав муниципального района «Тарусский район»;

-обязать администрацию муниципального образования МР «Тарусский район» в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ подготовить изменения в схему территориального планирования, а именно раздел 1.12 схемы территориального планирования Тарусского района проектируемые территории СТП района в части планируемого размещения производственных объектов изложить с учетом их основных характеристик, включить в СТП Тарусского района объекты регионального значения: реконструкция ПС 110 кВ Космос с заменой СМВ на ВЭБ 110 кВ, строительство 60 газорегуляторных пунктов, реконструкция дороги Парсуково - граница с Тульской областью (на Колосово).

В судебном заседание административный истец помощник прокурора Тарусского района Ивлева З.А. административные исковые требования поддержала, по изложенным в административном исковом заявлении основаниям, дала пояснения аналогичные административному исковому заявлению. Просила административные исковые требования удовлетворить.

Представитель административного ответчика администрация МР «Тарусский район» на основании доверенности ФИО1 административно исковые требования признала в части подготовки изменений в раздел 1.12 схемы территориального планирования Тарусского района проектируемые территории СТП района в части планируемого размещения производственных объектов с включением в схемы территориального планирования Тарусского района объектов регионального значения: реконструкция ПС 110 кВ Космос с заменой СМВ на ВЭБ, 110 кВ, строительство 60 газорегуляторных пунктов, реконструкция дороги Парсуково - граница с Тульской областью (на Колосово), пояснив при этом, что срок до которого необходимо исполнить данное административное исковое требование недостаточен. Подготовить изменения в схему территориального планирования Тарусского района административный ответчик не мог из-за отсутствия средств в бюджете. В удовлетворении остальной части административных исковых требований просила отказать.

Суд, заслушав пояснения сторон, исследовав представленные доказательства, приходит к следующему.

Согласно ч.1 ст.39 КАС РФ, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В соответствии с ч.2 ст.6 Федерального закона от 24 июля 2007 года №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» основными целями государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации являются:

1) развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в целях формирования конкурентной среды в экономике Российской Федерации;

2) обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства;

3) обеспечение конкурентоспособности субъектов малого и среднего предпринимательства;

4) оказание содействия субъектам малого и среднего предпринимательства в продвижении производимых ими товаров (работ, услуг), результатов интеллектуальной деятельности на рынок Российской Федерации и рынки иностранных государств;

5) увеличение количества субъектов малого и среднего предпринимательства;

6) обеспечение занятости населения и развитие самозанятости;

7) увеличение доли производимых субъектами малого и среднего предпринимательства товаров (работ, услуг) в объеме валового внутреннего продукта;

8) увеличение доли уплаченных субъектами малого и среднего предпринимательства налогов в налоговых доходах федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

В силу преамбулы Законом Российской Федерации от 21 февраля 1992 года № 2395-1 «О недрах» недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.

Согласно положений ст.1.2 Закона №2395-1, недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В силу ст.2.3. Закона №2395-1, подготовка и утверждение перечней участков недр местного значения в отношении участков недр, содержащих общераспространенные полезные ископаемые, осуществляются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальными органами.

В соответствии со ст.4 Закона №2395-1 к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере регулирования отношений недропользования на своих территориях относится подготовка и утверждение перечней участков недр местного значения по согласованию с федеральным органом управления государственным фондом недр.

Согласно п.6.3 ст.3 Закона №2395-1, порядок подготовки, рассмотрения, согласования перечней участков недр местного значения, представляемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, или отказа в согласовании указанных перечней устанавливается федеральным органом государственной власти в сфере регулирования отношений недропользования.

Приказом Федерального агентства по недропользованию от 15 июня 2012 года №687 утвержден «Порядок подготовки, рассмотрения, согласования перечней участков недр местного значения или отказа в согласовании таких перечней», в соответствии с п.3 которого в перечень участков недр местного значения органом государственной власти субъекта Российской Федерации включаются участки недр, расположенные на его территории.

Согласно п.5 указанного Порядка, подготовленный органом государственной власти субъектов Российской Федерации проект перечня участков недр местного значения, включающий также информацию об отсутствии или наличии на указанных участках недр особо охраняемых природных территорий федерального значения, полученную в Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, представляется в территориальный орган Федерального агентства по недропользованию.

Постановлением Правительства Калужской области от 23 июля 2005 года №167 министерство природных ресурсов и экологии Калужской области определено органом исполнительной власти Калужской области, уполномоченным в сфере рационального использования и охраны недр.

Схема территориального планирования муниципального района является документом территориального планирования муниципальных образований (ст.18 ГрК РФ), подготовка и утверждение которых относится к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области градостроительной деятельности (п.1 ч.2 ст.8 ГрК РФ).

Согласно ч.1 ст.20 ГрК РФ схема территориального планирования муниципального района, в том числе внесение изменений в такую схему, утверждается представительным органом местного самоуправления муниципального района.

Подготовка проекта схемы территориального планирования муниципального района осуществляется в соответствии с требованиями статьи 9 настоящего Кодекса и с учетом региональных и местных нормативов градостроительного проектирования, а также с учетом предложений заинтересованных лиц (ч.2 ст.20 ГрК РФ).

Внесение изменений в схему территориального планирования муниципального района должно осуществляться в соответствии с требованиями, предусмотренными настоящей статьей и статьями 9 и 21 настоящего Кодекса (ч.9 ст.20 ГрК РФ).

В соответствии с п.15 ч.1 ст.15 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» утверждение схем территориального планирования муниципального района, утверждение подготовленной на основе схемы территориального планирования муниципального района документации по планировке территории, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории муниципального района, резервирование и изъятие земельных участков в границах муниципального района для муниципальных нужд.

Территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (ч.1 ст.9 ГрК РФ).

В силу п.6 ст.9 ГрК РФ подготовка документов территориального планирования осуществляется с учетом положений о территориальном планировании, содержащихся в документах территориального планирования Российской Федерации, документах территориального планирования субъектов Российской Федерации, документах территориального планирования муниципальных образований, а также с учетом предложений заинтересованных лиц.

Как следует из ч.1 ст.19 ГрК РФ схема территориального планирования муниципального района включает в себя положение о территориальном планировании и несколько видов карт, в том числе карту функциональных зон, установленных на межселенных территориях, в случае, если на межселенных территориях планируется размещение объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (за исключением линейных объектов). Материалы по обоснованию схемы территориального планирования муниципального района в виде карт отображают объекты капитального строительства, иные объекты, территории, зоны, которые оказали влияние на определение планируемого размещения объектов местного значения муниципального района, объектов федерального значения, объектов регионального значения, в том числе планируемые для размещения объекты федерального значения, объекты регионального значения в соответствии с документами территориального планирования Российской Федерации, документами территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации, документами территориального планирования субъекта Российской Федерации (п.п.«а» п.3 ч.6 ст.19 ГрК РФ).

Особенности согласования проекта схемы территориального планирования муниципального района определены ст.21 ГрК РФ из положений которой следует, что проект схемы территориального планирования муниципального района подлежит согласованию с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в границах которого находится муниципальный район, в следующих случаях:

1) в соответствии с документами территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации, документами территориального планирования субъекта Российской Федерации планируется размещение объектов регионального значения на межселенной территории;

2) предусматривается в соответствии с указанным проектом включение в границы населенных пунктов (в том числе образуемых населенных пунктов), расположенных на межселенных территориях, земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения или исключение из границ таких населенных пунктов земельных участков, которые планируется отнести к категории земель сельскохозяйственного назначения;

3) на территории муниципального района находятся особо охраняемые природные территории регионального значения (ч.2 ст.21 ГрК РФ).

Проект схемы территориального планирования муниципального района подлежит согласованию с органами местного самоуправления поселений, входящих в состав муниципального района, в части возможного влияния планируемых для размещения объектов местного значения муниципального района на социально-экономическое развитие таких поселений, возможного негативного воздействия данных объектов на окружающую среду на территориях таких поселений (ч.3 ст.21 ГрК РФ).

В силу ч.12 ст.21 ГрК РФ на основании документов и материалов, представленных согласительной комиссией, глава местной администрации муниципального района вправе принять решение о направлении согласованного или не согласованного в определенной части проекта схемы территориального планирования муниципального района в представительный орган местного самоуправления муниципального района или об отклонении проекта схемы территориального планирования муниципального района и о направлении его на доработку.

В соответствии с Положением о порядке рассмотрения проектов документов территориального планирования и подготовки заключений по ним, принятого в целях согласования указанных документов в случаях, предусмотренных ч.2 ст.21 и ч.2 ст.25 ГрК РФ и утвержденного Постановлением Правительства Калужской области от 7 марта 2008 года №92, проекты изменений и дополнений в схему территориального планирования муниципального района направляются в Управление архитектуры и градостроительства Калужской области, на которое возложена обязанность по подготовке сводных заключений.

Как установлено в судебном заседании прокуратурой Тарусского района в рамках полномочий, представленных ст.ст.21-22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», проведена проверка исполнения законодательства о развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации и градостроительного законодательства в деятельности администрации муниципального района «Тарусский район», в ходе которой выявлены нарушения указанного законодательства.

Так индивидуальный предприниматель ФИО4 на праве собственности имеет земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения площадью <данные изъяты> га., расположенный в <данные изъяты> км юго-западнее <адрес>

Министром природных ресурсов, экологии и благоустройства Калужской области 10 октября 2013 года утвержден перечень участков недр местного значения, содержащих общераспространенные полезные ископаемые, для предоставления в пользование на территории Калужской области, в который включен земельный участок, расположенный на <данные изъяты> км юго-западнее <адрес>

Письмом от 4 декабря 2013 года №ЕК-04-24/14182 включение <данные изъяты> участка согласовано Федеральным агентством по недропользованию.

Министерством природных ресурсов, экологии и благоустройства Калужской области ДД.ММ.ГГГГ индивидуальному предпринимателю ФИО4 выдана лицензия на право пользования недрами для разведки с последующей добычей песчано-гравийной смеси на земельном участке, расположенном на <данные изъяты> км юго-западнее <адрес>

Индивидуальный предприниматель ФИО5, имея лицензию на право пользования недрами для разведки с последующей добычей песчано-гравийной смеси на земельном участке, расположенном на <данные изъяты> км юго-западнее <адрес> принадлежащим ему на праве собственности, ДД.ММ.ГГГГ обратился в администрацию МР «Тарусский район» с заявлением о внесении изменений в схему территориального планирования МР «Тарусский район» в части изменения категории земель земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного в <данные изъяты> км юго-западнее <адрес>, с категории «земли сельскохозяйственного назначения» на «земли промышленности» в связи с планированием работ по геологическому изучению, разведки и добычи песчано-гравийной смеси (согласно лицензии) /л.д./.

Сторонами не оспаривается, что заявление индивидуального предпринимателя ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ было рассмотрено на заседании Градостроительной комиссии при администрации МР «Тарусский район», по результатам которого администрации МР «Тарусский район» рекомендовано направить обращение ФИО4 в комиссию по рассмотрению ходатайств о переводе земель или земельных участков из одной категории в другую при Министерстве экономического развития Калужской области.

При этом, администрацией МР «Тарусский район» мероприятия, регламентированные статьями 9, 20, 21 ГрК РФ, по предложениям ФИО4 о внесении изменений в схему территориального планирования муниципального района «Тарусский район» не проведены.

Прокуратурой района ДД.ММ.ГГГГ в адрес главы администрации МР «Тарусский район» внесено представление об устранении выявленных нарушений законодательства. Представление рассмотрено ДД.ММ.ГГГГ, в удовлетворении требований прокурора отказано.

Администрацией МР «Тарусский район» без подготовки изменений в схему территориального планирования по заявлению заинтересованного лица, без надлежащего согласования с Управлением архитектуры и градостроительства Калужской области, а также с органами местного самоуправления поселений, входящих в состав муниципального района, заявление ФИО4 о внесении изменений в схему территориального планирования МР «Тарусский район» вынесено на рассмотрение представительного органа местного самоуправления МР «Тарусский район», по результатам которого ДД.ММ.ГГГГ принято решение об отказе во внесении изменений в схему территориального планирования /л.д./.

Решением районного собрания муниципального района «Тарусский район» от ДД.ММ.ГГГГ протест прокурора от ДД.ММ.ГГГГ на решение районного собрания муниципального района «Тарусский район» от ДД.ММ.ГГГГ /л.д/ удовлетворен, отменено решение районного собрания МР «Тарусский район» от ДД.ММ.ГГГГ /л.д./.

Как следует из акта по результатам плановой проверки соблюдения законодательства о градостроительной деятельности органами местного самоуправления муниципального района «Тарусский район», городского и сельских поселений, должностным лицом управлением архитектуры и градостроительства Калужской области в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, проведена плановая проверка соблюдения законодательства о градостроительной деятельности органами местного самоуправления муниципального района «Тарусский район», городского и сельских поселений. В ходе проведенной проверки установлено, что действующая редакция схемы территориального планирования Тарусского района утверждена решением районного собрания Тарусского района от ДД.ММ.ГГГГ и размещена во ФГИС ТП ДД.ММ.ГГГГ УИН

В том 2 раздел 1.12 схемы территориального планирования Тарусского района проектируемые территории СТП района в части планируемого размещения производственных объектов внесены без уточнения их основных характеристик.

Действующей редакцией СТП Тарусского района не предусмотрены следующие объекты регионального значения, отраженные в СТП Калужской области:

-реконструкция ПС 110 кВ Космос с заменой СМВ на ВЭБ 110 кВ;

-строительство 60 газорегуляторных пунктов;

-реконструкция дороги Парсуково - граница с Тульской областью (на Колосово) /л.д./.

Прокурором Тарусского района ДД.ММ.ГГГГ в адрес главы администрации МР «Тарусский район» направлено представление об устранении нарушений законодательства в сфере градостроительства /л.д./.

Из сообщения главы администрации МР «Тарусский район» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что представление прокурора от ДД.ММ.ГГГГ рассмотрено, в удовлетворении требований прокурора отказано, в связи с отсутствием в бюджете денежных средств на проведение мероприятий по внесению изменений в схему территориального планирования Тарусского района /л.д./.

Оценивая представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что предусмотренная законом процедура по внесению изменений в схему территориального планирования МР «Тарусский район», в том числе и по заявлению ФИО4 не соблюдена.

Вышеуказанные требования закона соблюдены не были, административным ответчиком изменения в схему территориального планирования МР «Тарусский район» по заявлению ФИО4 не подготовлены, согласование с Управлением архитектуры и градостроительства Калужской области и с органами местного самоуправления поселений входящих в состав МР «Тарусский район» не проведено.

Исследовав представленные доказательства, суд приходит к выводу о нарушении установленной законом процедуры внесения изменений в схему территориального планирования МР «Тарусский район».

С учетом изложенного суд полагает, что требования прокурора Тарусского района Калужской области о признании бездействия административного ответчика по внесению изменений в схему территориального планирования МР «Тарусский район» подлежат удовлетворению.

Соответственно подлежат удовлетворению и требования прокурора Тарусского района Калужской области о возложении на административного ответчика обязанности подготовить изменения в схему территориального планирования по заявлению ФИО5, с надлежащим согласованием с Управлением архитектуры и градостроительства Калужской области, а также с органами местного самоуправления поселений, входящих в состав МР «Тарусский район» и подготовить изменения в схему территориального планирования, а именно раздел 1.12 схемы территориального планирования Тарусского района проектируемые территории СТП района в части планируемого размещения производственных объектов изложить с учетом их основных характеристик, включить в СТП Тарусского района объекты регионального значения: реконструкция ПС 110 кВ Космос с заменой СМВ на ВЭБ, 110 кВ, строительство 60 газорегуляторных пунктов, реконструкция дороги Парсуково - граница с Тульской областью (на Колосово).

Заявленный прокурором Тарусского района срок суд считает разумным, достаточным и устанавливает его для проведения мероприятий, связанных с подготовкой изменений в схему территориального планирования МР «Тарусский район» до ДД.ММ.ГГГГ.

Доводы представителя административного ответчика о том, что отсутствие денежных средств не позволило подготовить изменения в схему территориального планирования, не могут быть признаны судом обоснованными в связи с тем, что необходимость в подготовке вышеуказанных изменений предусмотрена законом вне зависимости от каких-либо условий.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление прокурора Тарусского района Калужской области удовлетворить.

Признать незаконными бездействие администрации муниципального района «Тарусский район» по внесению изменений в схему территориального планирования Тарусского района.

Обязать администрацию муниципального района «Тарусский район» в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ подготовить изменения в схему территориального планирования по заявлению ФИО5, с надлежащим согласованием с Управлением архитектуры и градостроительства Калужской области, а также с органами местного самоуправления поселений, входящих в состав муниципального района «Тарусский район».

Обязать администрацию муниципального района «Тарусский район» в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ подготовить изменения в схему территориального планирования, а именно раздел 1.12 схемы территориального планирования Тарусского района проектируемые территории СТП района в части планируемого размещения производственных объектов изложить с учетом их основных характеристик, включить в СТП Тарусского района объекты регионального значения: реконструкция ПС 110 кВ Космос с заменой СМВ на ВЭБ, 110 кВ, строительство 60 газорегуляторных пунктов, реконструкция дороги Парсуково - граница с Тульской областью (на Колосово).

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Калужский областной суд через Жуковский районный суд (г.Таруса) в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий: подпись

Копия верна: судья А.Е. Кондратьев.