ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2-3214/2021640004-01-2021-0064868-12 от 13.10.2021 Балаковского районного суда (Саратовская область)

Дело № 2а-2-3214/2021 64RS0004-01-2021-0064868-12

Решение

именем Российской Федерации

13 октября 2021 года город Балаково Саратовской области

Балаковский районный суд Саратовской области в составе

председательствующего судьи Курцевой И.А.,

при секретаре судебного заседания Ермаковой К.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Саратовской области к общественной организации немецкой молодежи г. Балаково Саратовской области «Феникс XXI век» о признании общественного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица (ликвидации) и об исключении его из Единого государственного реестра юридических лиц,

установил:

Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Саратовской области обратилось в суд с административным иском общественной организации немецкой молодежи г. Балаково Саратовской области «Феникс XXI век» (далее – Организации) о признании общественного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица (ликвидации) и об исключении его из Единого государственного реестра юридических лиц.

В обоснование заявленных требований указано, что Организация зарегистрирована Главным управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Саратовской области 18 мая 2001 года, Межрайонной инспекцией ФНС № 2 России по Саратовской области 01 декабря 2002 года присвоен ОГРН 1026401408593, учетный номер 6412012713. По данным Единого государственного реестра юридических лиц юридическим адресом Организации (место нахождения постоянно действующего руководящего органа) является: 413864, Саратовская область, город Балаково, улица Трнавская, дом 12. Лицо, имеющее право действовать без доверенности от имени юридического лица - Председатель Кирсанова И.И., организационно-правовая форма - общественная организация.

На основании статьи 38 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (далее - Закон), плана проверок некоммерческих организаций, проводимых Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Саратовской области (далее - Управление) в 2021 году, распоряжения Управления от 05 апреля 2021 года № 01-05-20 и распоряжения Управления от 28 апреля 2021 года № 01-05-34 о внесении изменений в распоряжение Управления от 05 апреля 2021 года № 01-05-20 о проведении плановой документарной проверки в отношении Организации, в период с 12 мая 2021 года по 08 июня 2021 года Управлением проведена документарная проверка соответствия деятельности общественного объединения и его структурных подразделений, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, уставным целям и законодательству Российской Федерации. При проведении проверки установлено, что в соответствии с частью 2 статьи 29 Закона, общественное объединение также обязано информировать орган, принявший решение о государственной регистрации данного объединения, об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона от 08 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее - Федеральный закон № 129-ФЗ), за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение трех дней с момента таких изменений. Согласно подпункту «д» пункта 1 статьи 5 Федерального закона № 129-ФЗ в ЕГРЮЛ содержатся сведения об учредителях или участниках юридического лица. В нарушение указанных правовых норм, Организацией не внесены в ЕГРЮЛ сведения об учредителях. Согласно пояснениям руководителя Организации, связь с членами Организации отсутствует, в составе членов Организации фактически осталась только руководитель Организации - Кирсанова И.И. Данный факт является подтверждением нарушения Организацией статьи 18 Закона № 129-ФЗ о минимальном количестве членов общественного объединения, которых не может быть меньше трех членов, и свидетельствует о фактическом прекращении деятельности Организации. Правоустанавливающие документы на помещение, расположенное по адресу регистрации организации отсутствуют. Согласно информации, имеющейся в учетном деле, вся корреспонденция, в том числе распоряжения Управления и уведомления Управления, направляемые в адрес Организации, вернулись в Управление, что свидетельствует о том, что связь с Организацией по юридическому адресу отсутствует.

Кроме того, согласно уставу Организации, лицом, действующим без доверенности от имени Организации, является Президент Организации (Председатель Совета Организации), однако уставом не установлено, что он является единоличным исполнительным органом. Также Уставом Организации не предусмотрено наличие иного единоличного исполнительного органа, что является нарушением пункта 2 статьи 123.7 Гражданского кодекса РФ, части 5 статьи 8 Закона. В ходе проверки установлено, что сроки полномочий Совета, Ревизора, Президента истекли, указанные органы на новый срок переизбраны не были. Указанное свидетельствует о том, что Организацией нарушены пункты 3.2 - 3.5, пункт 3.7 Устава, пункт 2 статьи 14, пункт 3 статьи 29 Федерального закона, абзац 2 части 1 статьи 29 Закона, так как органы Организации не осуществляли деятельность.

Информация, предусмотренная абзацем 4, абзацем 8 части 1 статьи 29 Закона, представлена Организацией в Управление не в полном объеме. На момент проведения проверки Организация в нарушение статьи 29 Закона не представила отчетность, предусмотренную абзацем 4 части 1 статьи 29 Закона за 2013, 2014, 2015, 2016 годы, а отчетность, предусмотренную абзацем 8 части 1 статьи 29 Закона, - за 2013 год. По состоянию на дату составления административного искового заявления информация об устранении Организацией нарушений требований статьи 29 Закона в учетном деле Организации отсутствует и в Управление не поступала, что является нарушением действующего законодательства Российской Федерации.

Таким образом, Организацией неоднократно не представлялись в установленный срок сведения, предусмотренные статьей 29 Закона. Согласно пояснениям Руководителя Организации, представленным на проверку, Организация свою уставную деятельность длительное время фактически не осуществляет, имущества Организация не имеет, расчетный счет закрыт, связь с членами Организации утеряна, и возможность провести ликвидацию самостоятельно у Организации отсутствует. Организация в лице Руководителя Организации согласна с прекращением деятельности Организации в судебном порядке как недействующего юридического лица, поскольку провести процедуру ликвидации самостоятельно не представляется возможным.

Административный истец просил рассмотреть дело в свое отсутствие.

Административный ответчик общественная организация немецкой молодежи г. Балаково Саратовской области «Феникс XXI век», заинтересованные лица Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 19 по Саратовской области, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 2 по Саратовской области о времени и месте рассмотрения гражданского дела извещены надлежащим образом, представители административного ответчика и заинтересованных лиц в судебное заседание не явились, о причинах неявки не сообщили.

Учитывая надлежащее извещение лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания, суд рассмотрел дело в отсутствие неявившихся лиц.

Исследовав письменные доказательства, суд считает административные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Общественная организация немецкой молодежи г. Балаково Саратовской области «Феникс 21 века» зарегистрирована Главным управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Саратовской области 18 мая 2001 года, 01 декабря 2002 года Организации присвоен ОГРН 1026401408593, учетный номер 6412012713.

По данным ЕГРЮЛ, юридическим адресом Организации (место нахождения постоянно действующего руководящего органа) является: 413864, Саратовская область, город Балаково, улица Трнавская, дом 12.

Лицо, имеющее право действовать без доверенности от имени юридического лица - председатель Кирсанова Ирина Ивановна.

Организационно-правовая форма - общественная организация.

В соответствии со статьей 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

На основании статьи 38 Закон, плана проверок некоммерческих организаций, проводимых Управлением в 2021 году, распоряжения Управления от 05 апреля 2021 года № 01-05-20 и распоряжения Управления от 28 апреля 2021 года № 01-05-34 о внесении изменений в распоряжение Управления от 05 апреля 2021 года № 01-05-20 о проведении плановой документарной проверки в отношении Организации, в период с 12 мая 2021 года по 08 июня 2021 года Управлением проведена документарная проверка соответствия деятельности общественного объединения и его структурных подразделений, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, уставным целям и законодательству Российской Федерации.

При проведении проверки установлено следующее:

В соответствии с частью 2 статьи 29 Закона, общественное объединение также обязано информировать орган, принявший решение о государственной регистрации данного объединения, об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона № 129-ФЗ, за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение трех дней с момента таких изменений.

Согласно подпункту «д» пункта 1 статьи 5 Федерального закона № 129-ФЗ в ЕГРЮЛ содержатся сведения об учредителях или участниках юридического лица.

Организацией нарушены часть 2 статьи 29 Закона, подпункт «д» пункта 1 статьи 5 Федерального закона № 129-ФЗ, так как Организацией не внесены в ЕГРЮЛ сведения об учредителях Организации.

В соответствии с частью 1 статьи 18 Закона, общественные объединения создаются по инициативе их учредителей - не менее трех физических лиц.

Согласно пункту 1 статьи 123.5 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ), количество учредителей общественной организации не может быть менее трех.

Согласно пояснениям Руководителя Организации, связь с членами Организации отсутствует, в составе членов Организации фактически осталась только руководитель Организации - Кирсанова И.И.

Данный факт является подтверждением нарушения Организацией статьи 18 Закона о минимальном количестве членов общественного объединения, которых не может быть меньше трех членов, и свидетельствует о фактическом прекращении деятельности Организации.

Правоустанавливающие документы на помещение, расположенное по адресу регистрации организации, отсутствуют.

Таким образом, деятельность Организации осуществляется с нарушением подпункта 1 пункта 1 статьи 161 ГК РФ, так как у Организации отсутствуют правоустанавливающие документы на помещение, расположенное по юридическому адресу Организации.

В соответствии с частью 2 статьи 29 Закона, общественное объединение также обязано информировать орган, принявший решение о государственной регистрации данного объединения, об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона № 129-ФЗ, за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение трех дней с момента таких изменений.

Согласно подпункту «в» пункта 1 статьи 5 Федерального закона № 129-ФЗ в ЕГРЮЛ содержатся сведения об адресе юридического лица в пределах места нахождения юридического лица.

Таким образом, Организацией нарушены часть 2 статьи 29 Закона, подпункт «в» пункта 1 статьи 5 Федерального закона № 129-ФЗ, так как Организацией не внесены в ЕГРЮЛ актуальные сведения об адресе Организации.

Исходя из вышеизложенного, Организацией нарушены подпункт 1 пункт 1 статьи 161 ГК РФ, часть 2 статьи 29 Закона, подпункт «в» пункт 1 статьи 5 Федерального закона № 129-ФЗ, так как правоустанавливающие документы на помещение, расположенное по юридическому адресу Организации, у Организации отсутствуют; Организацией не внесены в ЕГРЮЛ актуальные сведения об адресе Организации.

Устав Организации, утвержденный учредительным собранием 22 января 2001 года, не в полной мере соответствует требованиям действующего законодательства Российской Федерации, а именно:

В соответствии с пунктом 6 статьи 2 Федерального закона от 11 ноября 2003 года № 138-Ф3 «О лотереях» организатором лотереи является федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации в установленном порядке на проведение лотереи. Учитывая вышеизложенное, пункт 6.1 Устава Организации, согласно которому имущество Организации формируется, в том числе, от проводимых Организацией лотерей, не соответствует пункту 6 статьи 2 Федерального закона № 138-Ф3 «О лотереях»;

Компетенция высшего органа управления общественной организации определяется в соответствии с пунктом 2 статьи 65.3, пунктом 1 статьи 123.7 ГК РФ, пунктом 3 статьи 29 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее - Федеральный закон).

В соответствии с частью 5 статьи 8 Закона, Уставом общественной организации может быть предусмотрено, что утверждение годового отчета и бухгалтерской (финансовой) отчетности общественной организации, принятие решений о создании общественной организацией других юридических лиц, об участии общественной организации в других юридических лицах, о создании филиалов и об открытии представительств общественной организации, утверждение аудиторской организации или индивидуального аудитора общественной организации, образование и досрочное прекращение полномочий единоличного исполнительного органа относятся к компетенции постоянно действующего коллегиального руководящего органа общественной организации.

Пункт 3.3 Устава Организации, в котором определена компетенция высшего органа управления Организации - Общего собрания членов, не в полной мере соответствует вышеуказанным нормам действующего законодательства, так как отсутствуют следующие вопросы: определение порядка приема в состав членов Организации и исключения из состава ее членов; назначение ликвидационной комиссии (ликвидатора) и утверждение ликвидационного баланса.

Вопросы утверждения годового отчета и бухгалтерской (финансовой) отчетности; принятия решения о создании Организацией других юридических лиц; утверждения аудиторской организации или индивидуального аудитора не отнесены Уставом Организации ни к компетенции высшего органа управления Организации, ни к компетенции постоянно действующего коллегиального руководящего органа, что также является нарушением вышеуказанных норм действующего законодательства.

Таким образом, Организацией нарушены пункт 2 статьи 65.3, пункт 1 статьи 123.7 ГК РФ, пункт 3 статьи 29 Федерального закона, часть 5 статьи 8 Закона.

В соответствии с пунктом 2 статьи 123.7 ГК РФ, частью 5 статьи 8 Закона в общественной организации образуется единоличный исполнительный орган.

Согласно уставу Организации, лицом, действующим без доверенности от имени Организации, является Президент Организации (Председатель Совета Организации), однако уставом не установлено, что он является единоличным исполнительным органом. Также Уставом Организации не предусмотрено наличие иного единоличного исполнительного органа, что является нарушением пункта 2 статьи 123.7 ГК РФ, части 5 статьи 8 Закона.

Согласно пунктам 3.1, 3.4, 3.7 Устава, органами управления Организации являются: Общее собрание членов - высший орган управления; Совет - постоянно действующий руководящий орган; Ревизионная комиссия (Ревизор) - контрольный орган. Президент Организации (Председатель Совета Организации) - лицо, действующее без доверенности.

Организацией документы, подтверждающие работу Общего собрания членов, Совета, Ревизора и Президента Организации не представлены.

Согласно пояснениям руководителя Организации в проверяемом периоде, вопросы, отнесенные к компетенции указанных органов Уставом, не рассматривались, решения не принимались и не оформлялись в установленном законом порядке. В ходе проверки установлено, что сроки полномочий Совета, Ревизора, Президента истекли, указанные органы на новый срок переизбраны не были.

Указанное свидетельствует о том, что Организацией нарушены пункты 3.2 - 3.5, п. 3.7 Устава, пункт 2 статьи 14, пункт 3 статьи 29 Федерального закона, абзац 2 части 1 статьи 29 Закона, так как органы Организации не осуществляли деятельность.

В соответствии с абзацем 4 части 1 статьи 29 Закона общественное объединение обязано ежегодно информировать орган, принявший решение о государственной регистрации общественного объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его наименования и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц.

В соответствии с абзацем 8 части 1 статьи 29 Закона, общественное объединение обязано информировать федеральный орган государственной регистрации об объеме денежных средств и иного имущества, полученных от иностранных источников, которые указаны в пункте 6 статьи 2 Федерального закона, о целях расходования этих денежных средств и использования иного имущества и об их фактическом расходовании и использовании по форме и в сроки, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Информация, предусмотренная абзацем 4, абзацем 8 части 1 статьи 29 Закона, представлена Организацией в Управление не в полном объеме. На момент проведения проверки Организация в нарушение статьи 29 Закона не представила отчетность, предусмотренную абзацем 4 части 1 статьи 29 Закона за 2013, 2014, 2015, 2016 гг., а отчетность, предусмотренную абзацем 8 части 1 статьи 29 Закона, - за 2013 год.

Информация об устранении Организацией нарушений требований статьи 29 Закона в учетном деле Организации отсутствует и в Управление не поступала, что является нарушением действующего законодательства Российской Федерации.

Таким образом, Организацией неоднократно не представлялись в установленный срок сведения, предусмотренные статьей 29 Закона.

В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона «Некоммерческая организация может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами».

В силу части 4 статьи 29 Закона «Неоднократное непредставление общественным объединением в установленный срок сведений, предусмотренных настоящей статьей, является основанием для обращения органа, принявшего решение о государственной регистрации общественного объединения, в суд с заявлением о признании данного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из единого государственного реестра юридических лиц».

Согласно части 5 статьи 29 Закона «Непредставление общественным объединением в установленный срок сведений, предусмотренных абзацем восьмым части первой настоящей статьи, является основанием для обращения органа, принявшего решение о государственной регистрации общественного объединения, в суд с заявлением о признании данного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из единого государственного реестра юридических лиц».

Подпунктом 3 пункта 3 статьи 61 ГК РФ юридическое лицо ликвидируется по решению суда по иску государственного органа, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности с неоднократными нарушениями закона или иных правовых актов.

При таких обстоятельствах и учитывая положения приведенных правовых норм, административные исковые требования подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административный иск удовлетворить.

Признать общественную организацию немецкой молодежи г. Балаково Саратовской области «Феникс XXI век», ОГРН 1026401408593, прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица.

Исключить общественную организацию немецкой молодежи г. Балаково Саратовской области «Феникс XXI век», ОГРН 1026401408593, из Единого государственного реестра юридических лиц.

В течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме на него может быть подана апелляционная жалоба в судебную коллегию по административным делам Саратовского областного суда через Балаковский районный суд Саратовской области.

Судья Курцева И.А.

В окончательной форме решение изготовлено 27 октября 2021 года.

Судья Курцева И.А.