ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2-37/19 от 18.03.2019 Радищевского районного суда (Ульяновская область)

Дело № 2а-2-37/2019

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

р.п. Старая Кулатка 18 марта 2019 года

Радищевский районный суд Ульяновской области в составе:

председательствующего судьи Агафонова С.Н.,

при секретаре Сулеймановой Г.Ф.,

с участием заместителя прокурора Старокулаткинского района Ульяновской области Берникова Ю.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Ульяновского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к Министерству природы и цикличной экономики Ульяновской области о возложении обязанности в 24-х месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу провести лесоустройство в границах участковых лесничеств, расположенных в Старокулаткинском лесничестве Ульяновской области, и утверждении акта о внесении документированной информации в государственный лесной реестр или ее изменении,

У С Т А Н О В И Л:

Ульяновский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации к Министерству природы и цикличной экономики Ульяновской области о возложении обязанности по проведению лесоустройства. В обоснование заявленных требований указал, что проверкой установлено, что Министерство природы и цикличной экономики Ульяновской области, осуществляя функции и полномочия в сфере лесного хозяйства на территории Ульяновской области, не реализует в установленном порядке требования федерального законодательства о проведении мероприятий по лесоустройству на территории Старокулаткинского лесничества Ульяновской области. Так, согласно Лесохозяйственному регламенту Старокулаткинского лесничества, утвержденному приказом от хххх на территории лесничества находятся леса, ранее находившиеся во владении сельскохозяйственных организаций, общей площадью - 935,6 га. В структуру Старокулаткинского лесничества входят участковые лесничества - хххх, расположенные в Старокулаткинском районе. Согласно сведениям Министерства природы и цикличной экономики Ульяновской области лесоустройство на территории земель государственного лесного фонда, ранее находившихся во владении указанных сельскохозяйственных организаций, в последний раз проводилось в 1980 году, т.е. более 39 лет назад. Согласно информации Министерства сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области от 18.05.2018 № 73-ИОГВ-07-01/4453 таксация всего государственного лесного фонда выполнена по первому таксационному разряду лесов, в связи, с чем периодичность проведения таксации лесов составляет 10 лет. Пунктом 6 ч. 1 ст. 83 Лесного кодекса Российской Федерации, п. 2.1 Положения о Министерстве природы и цикличной экономики Ульяновской области, утвержденного постановлением Правительства Ульяновской области от 06.07.2018 № 16/299-П проведение лесоустройства возложено на Министерство природы и цикличной экономики Ульяновской области. Таким образом, проводимые ГКУ Ульяновской области «Старокулаткинское лесничество» на подведомственной территории мероприятия по охране лесов, в том числе мероприятия по охране лесов от пожаров, не соответствуют требованиям Лесоустроительной инструкции, поскольку спроектированы на материалах таксации со сроком давности более 10 лет. Сохранение лесов является реализацией гарантии конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду в силу ст. 42 Конституции Российской Федерации. Не проведение лесоустройства создает реальную угрозу потери лесов как места отдыха и естественной защиты от загрязнения окружающей среды, что является нарушением прав неопределенного круга лиц граждан, поскольку препятствует надлежащему использованию и охране лесов. По данному факту Ульяновской межрайонной природоохранной прокуратурой в адрес Министерства сельского лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области 01.12.2016 внесено представление об устранении нарушений закона. Требования прокуратуры по результатам рассмотрения представления признаны подлежащими удовлетворению (письмо Министерства от 20.12.2016 № 73-ИОГВ-07-01/10942). Однако до настоящего времени нарушения не устранены, лесоустройство в границах участковых лесничеств - хххх, не запланированы.

Ссылаясь на ст.2 Конституции РФ, ст.ст.1, 2, 12 ГК РФ, ст.ст.8, 67, 68, 83 Лесного кодекса Российской Федерации, п.3, п.5, п.29, п.30, п.31, п.147 Лесоустроительной инструкции, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 29.03.2018 № 122, ст.39 КАС РФ, ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», прокурор просит обязать Министерство природы и цикличной экономики Ульяновской области в 24-х месячный срок со дня вступления в силу решения суда провести лесоустройство в границах участковых лесничеств - хххх, общей площадью 935,6 га, расположенных в Старокулаткинском лесничестве Ульяновской области, и утвердить акт о внесении документированной информации в государственный лесной реестр или ее изменении.

В судебном заседании прокурор Берников Ю.А. доводы и требования, изложенные в административном исковом заявлении, поддержал в полном объеме.

Представитель административного ответчика Министерства природы и цикличной экономики Ульяновской области, извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.

Представитель заинтересованного лица Департамента лесного хозяйства по Приволжскому Федеральному округу, извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился. Предоставил отзыв, в котором просил рассмотреть данное дело без участия представителя Департамента, и указал, что, статьей 67 ЛК РФ предусмотрено, что на землях лесного фонда проводится лесоустройство, а правила проведения лесоустройства устанавливаются лесоустроительной инструкцией, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Согласно п. 32 Лесоустроительной инструкции таксация лесов выполняется в течение 2-х лет и состоит из подготовительных работ, полевых работ и составления лесоустроительной документации. По результатам таксации лесов составляется лесоустроительная документация. Таксационные описания лесотаксационных выделов в пределах лесных кварталов, лесоустроительные планшеты являются лесоустроительными документами, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение. Министерством природы и цикличной экономики Ульяновской области на проведение лесоустроительных работ на землях лесного фонда Старокулаткинского лесничества Ульяновской области, общей площадью 936 га (лесные участки, ранее находившиеся во владении сельхозорганизаций) запланировано на 2019 год, подготовительные работы, за счет средств субъекта. В настоящее время Министерством природы и цикличной экономики Ульяновской области осуществляется работа по проведению лесоустройства, в том числе и на землях лесного фонда, ранее находившихся во владении сельскохозяйственных организаций, расположенных в Старокулаткинском лесничестве Ульяновской области.

Представитель заинтересованного лица ГКУ «Старокулаткинское лесничество» ФИО1 в судебном заседании с административным иском согласился, пояснив, что указанные в иске лесоустроительные работы не проводились.

Выслушав прокурора, представителя заинтересованного лица, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.

Пунктом «к» части 1 статьи 72, частью 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации лесное законодательство относится к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, по которым издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст.1 Лесного кодекса РФ, определяющей основные принципы лесного законодательства, которая среди основных принципов лесного законодательства, определяет устойчивое управление лесами, сохранение биологического разнообразия лесов, повышение их потенциала; воспроизводство лесов, улучшение их качества, а также повышение продуктивности лесов; обеспечение охраны и защиты лесов.

В соответствии со ст.82 Лесного кодекса РФ к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ относятся полномочия в области лесных отношений: владение, пользование, распоряжение лесными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации; определение функциональных зон в лесопарковых зонах, площади лесопарковых зон, зеленых зон, установление и изменение границ лесопарковых зон, зеленых зон; установление ставок платы за единицу объема лесных ресурсов и ставок платы за единицу площади лесного участка, находящегося в собственности субъекта РФ, в целях его аренды; установление ставок платы за единицу объема древесины, заготавливаемой на землях, находящихся в собственности субъектов РФ; утверждение порядка и нормативов заготовки гражданами древесины для собственных нужд, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 41.3 статьи 81 настоящего Кодекса; установление порядка заготовки гражданами пищевых лесных ресурсов и сбора лекарственных растений для собственных нужд; установление порядка заготовки и сбора гражданами недревесных лесных ресурсов для собственных нужд; установление коэффициента для определения расходов на обеспечение проведения мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов, применяемого при расчете платы по договору купли-продажи лесных насаждений, заключаемому с субъектами малого и среднего предпринимательства в соответствии с частью 4 статьи 29.1 настоящего Кодекса; установление для граждан ставок платы по договору купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 41.4 статьи 81 настоящего Кодекса; организация осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров в лесах, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий регионального значения; организация осуществления мер пожарной безопасности в лесах, расположенных на земельных участках, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации; учет древесины, заготовленной гражданами для собственных нужд в лесах, расположенных на лесных участках, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, в том числе на землях особо охраняемых природных территорий регионального значения; иные установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами полномочия.

Согласно ст. 83 Лесного кодекса РФ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов РФ осуществление следующих полномочий в области лесных отношений: разработка и утверждение лесных планов субъектов РФ, лесохозяйственных регламентов, а также проведение государственной экспертизы проектов освоения лесов; предоставление в границах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду (в том числе организация и проведение соответствующих торгов), безвозмездное пользование, а также заключение договоров купли-продажи лесных насаждений (в том числе организация и проведение соответствующих торгов), принятие решений о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования, заключение соглашений об установлении сервитутов в отношении лесных участков в границах земель лесного фонда, принятие решений о предварительном согласовании предоставления земельных участков в границах земель лесного фонда; выдача разрешений на выполнение работ по геологическому изучению недр на землях лесного фонда; организация использования лесов, их охраны (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров), защиты (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов) на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов (в том числе создание и эксплуатация лесных дорог, предназначенных для использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов) на указанных землях; ведение государственного лесного реестра в отношении лесов, расположенных в границах территории субъекта Российской Федерации; осуществление на землях лесного фонда федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 36 и 37 статьи 81 настоящего Кодекса, а также проведение на землях лесного фонда лесоустройства, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 1 и 2 части 1 статьи 68 настоящего Кодекса; утверждение проектной документации лесных участков в отношении лесных участков в составе земель лесного фонда; установление перечня должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану), и перечня должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный пожарный надзор в лесах; учет древесины, заготовленной гражданами для собственных нужд в лесах, расположенных на землях лесного фонда.

Мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов в соответствии со ст.19 Лесного кодекса РФ осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, или использующими леса в соответствии с настоящим Кодексом лицами.

На основании п. 1.1. Положения о Министерстве природы и цикличной экономики Ульяновской области, утвержденного постановлением Правительства Ульяновской области от 06.07.2018 № 16/299-П, Министерство является исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, возглавляемым Правительством Ульяновской области, созданным в целях выполнения на территории Ульяновской области установленных законодательством задач, функций и полномочий в сфере лесного хозяйства, природопользования и охраны окружающей среды, охраны и использования объектов животного мира и водных биологических ресурсов, реализации системы мер, направленных на предотвращение, выявление и пресечение нарушений законодательства в сфере охраны окружающей среды, обеспечения соблюдения субъектами хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в сфере охраны окружающей среды, обращения с отходами производства и потребления, а также органом, осуществляющим лицензирование отдельных видов деятельности на территории Ульяновской области.

Пунктом 7 ч. 1 ст. 83 Лесного кодекса РФ, п. 2.1 Положения о Министерстве природы и цикличной экономики Ульяновской области, утвержденного постановлением Правительства Ульяновской области от 06.07.2018 № 16/299-П, проведение лесоустройства возложено на Министерство.

В силу ст. 67 Лесного кодекса РФ лесоустройство проводится на землях лесного фонда, а также на землях, указанных в части 3 статьи 23 настоящего Кодекса.

Правила проведения лесоустройства устанавливаются лесоустроительной инструкцией, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

04.05.2018 вступил в силу Приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 29.03.2018 № 122 «Об утверждении Лесоустроительной инструкции» (далее Лесоустроительной инструкции).

Согласно ст.68 Лесного кодекса Российской Федерации, п.3 указанной Лесоустроительной инструкции лесоустройство включает в себя: проектирование лесничеств и лесопарков; проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов; закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков; таксацию лесов; проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов.

Статьей 69.2 Лесного кодекса РФ при проектировании мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов осуществляется определение видов и объемов соответствующих мероприятий, составляются их ведомости.

В соответствии с п.148 Лесоустроительной инструкции по результатам проектирования мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов составляются: ведомости проектируемых мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов по лесным участкам, участковым лесничествам, лесничествам, лесопаркам в соответствии с п.117 настоящей Инструкции; пояснительная записка в произвольной форме, в которой приведены количественные и качественные характеристики лесничества, лесопарка или лесного участка, особенности про ведения таксационных работ, виды и объемы работ по охране, защите, воспроизводству лесов, а также определение максимально возможного объема изъятия древесины при всех видах рубок; карта-схема проектируемых мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов.

Согласно ст. 69.1 Лесного кодекса РФ таксация лесов проводится для выявления, учета и оценки количественных и качественных характеристик лесных ресурсов. При таксации лесов, проводимой в границах лесных участков, лесничеств и лесопарков, осуществляются установление границ лесотаксационных выделов, определение преобладающих и сопутствующих древесных пород, диаметра, высоты и объема древесины, лесорастительных условий, состояния естественного возобновления древесных пород и подлеска, а также других характеристик лесных ресурсов.

Пунктом 31 Лесоустроительной инструкции установлено, что периодичность проведения таксации лесов составляет:

а) для объектов работ, на которых использование расчетной лесосеки превышает 50%, а также на которых таксация лесов выполнена по первому таксационному разряду лесов - 10 лет;

б) для объектов работ, на которых таксация лесов выполнена по второму и третьему таксационным разрядам лесов - 15 лет;

в) для резервных лесов - 20 лет.

В силу п. 147 Лесоустроительной инструкции по результатам таксации лесов составляется лесоустроительная документация. Таксационные описания лесотаксационных выделов в пределах лесных кварталов (таксационные описания на территорию лесничества и лесных участков), лесоустроительные планшеты (планшеты на территорию лесничества и лесных участков) являются лесоустроительными документами, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение. Со дня утверждения акта о внесении документированной информации в государственный лесной реестр или ее изменении лесоустроительная документация вводится в действие.

Согласно Лесохозяйственному регламенту Старокулаткинского лесничества Ульяновской области, утвержденному приказом Министерства природы и цикличной экономики Ульяновской области от хххх на территории лесничества находятся леса, ранее находившиеся во владении сельскохозяйственных организаций, общей площадью - 935,6 га (л.д. 21-23).

В структуру Старокулаткинского лесничества входят, в том числе, участковые лесничества - хххх, общей площадью 935,6 га, расположенные в Старокулаткинском районе (л.д. 22-23).

Как следует из информации Министерства сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области от 20.12.2016 № 73-ИОГВ-07-01/10942, Министерство в конце 2013 года обратилось в Департамент лесного хозяйства по Приволжскому федеральному округу Федерального агентства лесного хозяйства с просьбой о выделении средств из федерального бюджета на проведение работ по лесоустройству на территории лесничества Ульяновской области, срок давности лесоустройства которых превышает 20-летний период. В 2016 году из федерального бюджета на выполнение работ по лесоустройству были выделены субвенции в сумме 10,8 млн. рублей. На выделенные средства Министерством были проведены в соответствии со ст. 70 ЛК РФ закупки на выполнение работ по лесоустройству на территории, в том числе, Старокулаткинского лесничества Ульяновской области. Лесоустроительные работы 2016 года проводились в лесничествах со сроком давности материалов лесоустройства, превышающих 20 лет (л.д. 11-12).

Согласно информации Министерства сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области от 31.10.2018 в 2016 году проведено лесоустройство в 4 участковых лесничествах Старокулаткинского лесничества (Т***, А***, К***, Б***) (л.д. 24-27).

Согласно информации Министерства сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области от 18.05.2018 № 73-ИОГВ-07-01/4453 таксация всего государственного лесного фонда выполнена по первому таксационному разряду лесов, в связи, с чем периодичность проведения таксации лесов составляет 10 лет (л.д. 20).

В результате проведенной Ульяновской межрайонной природоохранной прокуратурой проверки выявлено нарушение Министерством природы и цикличной экономики Ульяновской области законодательства, а именно в установленный законом срок не проведено лесоустройство в соответствии со ст. 68 Лесного кодекса РФ лесов, входящих в состав земель лесного фонда, находящегося в пределах Старокулаткинского лесничества Ульяновской области.

Материалами дела установлено и не оспаривается ответчиком, что согласно сведениям Министерства природы и цикличной экономики Ульяновской области лесоустройство на территории земель государственного лесного фонда, ранее находившихся во владении сельскохозяйственной организации - хххх в последний раз проводилось в 1980 году, т.е. более 39 лет назад (л.д. 24-27).

Таким образом, давность материалов лесоустройства Старокулаткинского лесничества Ульяновской области – лесных участков, ранее находившихся во владении сельскохозяйственной организации - хххх, составляет более 10 лет.

Согласно части 3 статьи 83 ЛК РФ средства на осуществление полномочий Российской Федерации, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации, предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета.

В государственной программе Российской Федерации "Развитие лесного хозяйства" на 2013-2020 годы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 № 318 в приложении № 5 "Ресурсное обеспечение реализации государственной программы "Развитие лесного хозяйства" на 2013-2020 годы предусмотрен объем ассигнований на 2013-2020 годы на обеспечение исполнения переданных полномочий субъектам Российской Федерации.

Согласно информации Министерства сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов от 01.02.2018, предусмотрено финансирование за счет субвенций из федерального бюджета: переданных федеральных полномочий в области лесных отношений в объеме 179066,40 тыс. руб., проведение лесоустройства на территории ... лесничества – 7513,41 тыс. руб. (л.д. 17-19). Сведений о финансировании на 2018-2019 годы административным ответчиком не представлено.

Согласно информации Министерства природы и цикличной экономики Ульяновской области от 06.11.2018 № 73-ИОГВ-18-01/1544, расходы на проведение лесоустроительных работ лесных участков с неактуальными материалами лесоустройства (старше 10 лет) запроектированы Министерством природы и цикличной экономики Ульяновской области на 2019 год (л.д. 30).

Как следует из отзыва Департамента лесного хозяйства по Приволжскому Федеральному округу от 15.02.2019, Министерством природы и цикличной экономики Ульяновской области проведение лесоустроительных работ на землях лесного фонда Старокулаткинского лесничества Ульяновской области, общей площадью 936 га (лесные участки, ранее находившиеся во владении сельхозорганизаций) запланировано на 2019 год, подготовительные работы, за счет средств субъекта.

Оценив представленные доказательства в соответствии со ст. ст. 70, 84 КАС РФ, суд приходит к выводу о том, что на Министерство природы и цикличной экономики Ульяновской области следует возложить обязанность провести в пределах полномочий лесоустройство в границах Старокулаткинского лесничества Ульяновской области в части проектирования мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов и утверждения акта о внесении документированной информации в государственный лесной реестр или ее изменении.

Прокуратурой в иске указан срок для исполнения решения суда – 24 месяца со дня вступления его в законную силу.

Суд находит указанный срок разумным, в связи, с чем считает необходимым установить Министерству природы и цикличной экономики ... срок для выполнения обязанности по проведению лесоустройства в указанной выше части - в течение двух лет со дня вступления решения суда в законную силу.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административный иск Ульяновского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить.

Возложить на Министерство природы и цикличной экономики Ульяновской области в течение двух лет со дня вступления решения суда в законную силу обязанность по проведению лесоустройства в границах участковых лесничеств – хххх, общей площадью 935,6 га, расположенных в Старокулаткинском лесничестве Ульяновской области, с утверждением акта о внесении документированной информации в государственный лесной реестр или ее изменении.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Радищевский районный суд Ульяновской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья С.Н. Агафонов